Депрессивные территории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 20:35, контрольная работа

Краткое описание

Проблемы депрессивных регионов привлекают внимание ученых со второй половины XX века, это послужило основой становления региональной экономики как самостоятельной отрасли науки. Вместе с тем вопрос идентификации депрессивных регионов в условиях переходной экономики остается решенным не до конца. Недостаточно разработаны методические и методологические основы выделения депрессивных ареалов и определения путей преодоления региональной депрессии. Сложность и многогранность данной проблемы являются причинами недостаточной изученности ряда ее аспектов, к которым в частности относится определение экономического статуса регионов, их места и параметры дальнейшего развития в новых координатах рыночного пространства страны.

Вложенные файлы: 1 файл

Депрессивные территории.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

    1.  Понятие депрессивности территорий

 Проблемы депрессивных регионов привлекают внимание ученых со второй половины XX века, это послужило основой становления региональной экономики как самостоятельной отрасли науки. Вместе с тем вопрос идентификации депрессивных регионов в условиях переходной экономики остается решенным не до конца. Недостаточно разработаны методические и методологические основы выделения депрессивных ареалов и определения путей преодоления региональной депрессии. Сложность и многогранность данной проблемы являются причинами недостаточной изученности ряда ее аспектов, к которым в частности относится определение экономического статуса регионов, их места и параметры дальнейшего развития в новых координатах рыночного пространства страны.

     Для российской науки понятие депрессивного региона является относительно новым, так как в советский период существование подобных регионов в экономике страны не признавалось. Первые работы отечественных экономистов о проблемах депрессивных регионов приходятся на период 1994-1995 годов. Данное понятие не является выработанным ни в официальных правительственных документах, ни в научной литературе, тогда как в иностранной экономической литературе оно уже долгие годы признано актуальным и намного более разработанным.

   2.  Методические подходы к выделению депрессивных регионов

     В отечественной и зарубежной экономической теории депрессия (depression) - "ситуация, для которой характерны падение производства, тенденция к снижению цен и рост безработицы... Характеризуется кумулятивным процессом, при котором падение спроса (инвестиционного и потребительского) влечет за собой снижение производства и ведет к уменьшению использования ресурсов, что в свою очередь поддерживает спрос на низком уровне..."

     Наиболее четкое определение понятия (не учитывающее традиционное понимание "депрессии") дано Л. Смирнягиным и Г. Быловым: "депрессивные регионы - территории, которые сильно и устойчиво отстают от других по главным социально-экономическим показателям, в том числе по темпам развития".

     Также ряд экономистов признают в качестве депрессивных регионов территории, задачи социально-экономического развития которых, сводятся в основном к антидепрессионным мерам со стороны федерального центра. Однотипная характеристика приводится и в Программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие экономики в 1995-1997гг.», которая выделяет депрессивные регионы как объекты особого внимания со стороны государства. Депрессивные регионы - территории, обладающие достаточным экономическим потенциалом, но охваченные в результате структурного кризиса устойчивым снижением производства и реальных доходов населения и растущей безработицей.

     В то же время депрессивными, согласно определению В.Лексина, являются «такие пространственно локальные образования, в которых по экономическим, политическим, социальным, экологическим и другим причинам перестают действовать стимулы саморазвития». То есть в депрессивном регионе отсутствуют возможности для всех видов воспроизводств и нет условий для самостоятельного разрешения сложившейся кризисной ситуации. В таких регионах кризисные явления обладают мультипликативным эффектом и блокируют возможности воспроизводственного процесса в целом и его отдельных элементов: происходит деградация ресурсного, хозяйственного, социального и экологического потенциалов территории.

     Некоторые ученые связывают понятие депрессивности с отклонениями в экономической жизни региона от значений средних по стране. Причины подобного отставания объясняются двумя обстоятельствами: наслоением структурных диспропорций на территориальные диспропорции и тяжелым наследием регионального развития. Эти отклонения приводят к тому, что в регионе автоматически перестают соблюдаться конституционные права и гарантии граждан в них проживающих, что и определяет необходимость проведения антидепрессионной политики.

     Таким образом, обобщив все вышеприведенные понятия, можно заключить, что основными признаками проблемных регионов являются:

1. Наличие  резко неблагоприятной ситуации, нерешённость которой создаёт угрозу социально-экономической ситуации страны, может привести к политической нестабильности, вызвать катастрофическое состояние природной среды и т.п.;

2. Неиспользованность  ресурсного потенциала, использование  которого необходимо для решения социально-экономических проблем страны;

3. Недостаток  собственных ресурсов региона,  требующихся для решения возникающих  проблем федерального или регионального  значения, что предполагает обязательное  участие государства в оказании  региону помощи;

4. Целесообразность  использования программно-целевого  подхода, специальных форм реализации  программ и официального оформления  статуса проблемного региона  как объекта государственного  регулирования.

     Возникновение депрессивных регионов − неизбежное следствие циклического характера экономического и технологического развития. Депрессивность обычно связывают с теорией “длинных волн” Н.Д.Кондратьева, согласно которой в экономическом развитии региона можно выделить несколько закономерно сменяющих друг друга циклов, отражающих этапы роста, стагнации и депрессии (кризиса). Депрессивность в экономическом отношении можно рассматривать как определенный этап эволюционного развития территории.

    3. Общие причины возникновения депрессивных регионов

     Структурные диспропорции в развитии регионов, низкая экономическая эффективность национальной экономики в целом или ее отдельных составных частей зачастую становятся причиной образования депрессивных районов с постоянной отрицательной динамикой социально-экономических показателей.

     Причины, порождающие диспропорции в развитии регионов могут быть разнообразными. Они могут выражать естественные различия: природно-климатических, состава и масштабов природных ресурсов, местоположения (центр, периферия и пр.), сложившейся воспроизводственной структуры, преимуществ и недостатков, связанных с пересечением связей, в уровне и составе народонаселения, динамике социально-экономических и политических процессов, состояния производственной и социальной инфраструктуры, степени урбанизации и пр.

     Однако наряду с естественными, существует комплекс причин, возникших вследствие неадекватных политических и экономических решений, находящихся в противоречии с социальными целями реформы. Примерами этого могут служить: государственная политика, создающая преимущества, либо дискриминирующая отдельные региона, разрыв (временной, пространственный) в проведении экономических реформ на региональном уровне; неурегулированность правовых основ, а также неэффективность самого механизма реализации действующего законодательства; необоснованные льготы, предоставляемые центром отдельным регионам для социальной поддержки.

 

    4.  Примеры проблем депрессивных регионов России

     В первую очередь к депрессивным регионам России относятся регионы с угольной промышленностью, тяжелым машиностроением, добывающими отраслями промышленности и территории ВПК, что составляет около 2/3 страны. Хотя правительство отрицает, что столь большие территории могут находиться в критической ситуации, они явно находятся как минимум в зоне риска.

     Таким образом, к депрессивным  районам относятся большая часть  Уральского, Сибирского, Восточносибирского, Дальневосточного и Центрального  регионов. Неблагоприятная экономическая  ситуация в удаленных от центра  районах еще больше обостряется демографическими проблемами: эмиграцией молодого трудоспособного населения в центр страны, малой рождаемостью и отсутствием жилья.

     В зоне традиционного расселения малочисленных народов Севера, как известно, расположены уникальные минерально-сырьевые, топливно-энергетические и биологические ресурсы, интенсивное промышленное освоение которых без соблюдения социальных и экологических требований в условиях легко ранимой северной природы нанесло невосполнимый ущерб экономике и самобытной культуре этих народов. Была подорвана экономическая основа их развития ─ традиционные отрасли хозяйства ─ оленеводство, охота, рыбный промысел, т.е. ухудшалась среда их обитания. Возникла угроза исчезновения не только традиционных занятий, обычаев, культуры, но и самих малочисленных народов Севера. Решение проблем народов Севера возможно на основе проведения специальной государственной политики, главной целью которой является выравнивание уровней, преодоление социально-экономического и культурного отставания, достижение качественного улучшения условий их жизнедеятельности.

     В период перехода к рыночной экономике необходимым условием возрождения малочисленных народов Севера является усиление государственной протекционистской политики, установление льгот и гарантий в соответствии с законами России.

      5.  Поддержка депрессивных городов 

   Даже на самом высоком уровне государственного управления признается наличие проблем малых городов, относительно высокого уровня безработицы в отдельных регионах, старения и уменьшения сельского насе-ления. Особое внимание обращается на проблемные города и поселки с высоким уровнем безработицы. На начало 2008 года к таким поселениям отнесено более 70 процентов от общего их количества, включенных в Государственную комплексную программу развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы (187 малых, средних городов и поселков).

                      

     Министерство регионального развития России подготовило проект «Основные направления поддержки монопрофильных городов», в котором все моногорода страны разделены на депрессивные и прогрессивные. По словам сотрудников министерства, из депрессивных моногородов жителей будут переселять в другие места. Что касается прогрессивных городов, то они будут диверсифицированы. По словам чиновников, есть шансы остаться у городов — спутников крупных конгломератов, населенных пунктов на притрассовых территориях, а также у обладателей уникального потенциала и тех, кто сумеет перепрофилироваться под сельское хозяйство.

Больше  всего моногородов в России в  Ханты-Мансийском автономном округе: 79 процентов местного городского населения проживает именно в моногородах. Градообразующими предприятиями для моногородов чаще всего являются машиностроительные или деревообрабатывающие заводы.

Российские  власти начали активную поддержку моногородов  после нескольких акций протеста весной 2009 года. Эти акции были вызваны  кризисом: из-за падения спроса многие производства были закрыты, а рабочие  заводов — сокращены.

В июне 2009 года премьер-министр России Владимир Путин поручил подготовить программу поддержки моногородов. После одобрения этого документа будет принята Федеральная целевая программа по моногородам, объем которой составит 100 миллиардов рублей.                                    

          6. Нормативная правовая база федеральной поддержки депрессивных территорий 

 Нормативной  правовой базой федеральной поддержки  депрессивных территорий являются Федеральные конституционные законы, Федеральный закон «Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.  

     Цели и задачи федеральной поддержки депрессивных территорий : 

     1. Целями федеральной поддержки  депрессивных территорий являются преодоление на таких территориях спада производства и перевод их экономики к устойчивому развитию.

     2. Задачами федеральной поддержки  депрессивных территорий являются:

     1) разработка форм и методов  преодоления территориями депрессивного состояния;

     2) разработка и принятие федеральных  программ поддержки депрессивных  территорий в целях преодоления  депрессивного состояния территориями, неспособными самостоятельно, без  федеральной поддержки преодолеть  данное состояние; 

     3) обеспечение реализации федеральных  программ поддержки депрессивных  территорий в части, касающейся  федеральных органов исполнительной  власти.  

     Формы федеральной поддержки депрессивных территорий : 

     Формами федеральной поддержки  депрессивных территорий являются:

     1) финансирование федеральных программ  поддержки депрессивных территорий для преодоления такими территориями депрессивного состояния, как на возмездной, так и на безвозмездной основе;

     2) предоставление на определенный  срок и на определенных условиях преференции и иных льгот организациям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на депрессивных территориях, содействие реструктуризации указанных организаций к переподготовке кадров в целях облегчения доступа oрганизаций и населения этих территорий к действующим или формирующимся направлениям федеральной поддержки, а также обеспечение организациям, осуществляющим свою деятельность на депрессивных территориях, первоочередного рассмотрения заявок на получение средств, выделяемых на проведение реконструкции и санации производства;

     3) оказание правовой, организационной,  финансовой и иной поддержки  органам исполнительной власти  субъектов Российской Федерации  и органам местного самоуправлении  в целях развития депрессивных территорий.  

Информация о работе Депрессивные территории