Детская библиотека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 06:52, реферат

Краткое описание

Детская библиотека – это, специализированная библиотека универсального профиля, организующая библиотечное и информационное обслуживание детей и подростков (до 15 лет включительно). Обслуживает также родителей как организаторов и руководителей семейного чтения, а также взрослых, профессионально связанных с детской литературой и детским чтением. Важная социальная роль детских библиотек – быть гарантом реализации конституционного права юных граждан на получение информации, книги, на доступность достижений мировой культуры.

Вложенные файлы: 1 файл

Детская библиотека.doc

— 29.00 Кб (Скачать файл)

Детская библиотека –  это, специализированная библиотека универсального профиля, организующая библиотечное и  информационное обслуживание детей  и подростков (до 15 лет включительно). Обслуживает также родителей  как организаторов и руководителей  семейного чтения, а также взрослых, профессионально связанных с детской литературой и детским чтением. Важная социальная роль детских библиотек – быть гарантом реализации конституционного права юных граждан на получение информации, книги, на доступность достижений мировой культуры. Отсюда вытекают обязанности детских библиотек по отношению к читателям (реальным и потенциальным), направления работы, программы государственных и общественных организаций в поддержку детских библиотек, основания для оценки деятельности детских библиотек.

Первые детские библиотеки начали создаваться в России во 2-й пол. 19 в. на средства педагогических и культурно-просветительских обществ, частных лиц. Участники  I Всероссийского съезда по библиотечному делу (1911г.) высказались за развитие самостоятельных детских библиотек-читален в городах и крупных селах (в дополнение к сети библиотек учебных заведений) и за специальную подготовку библиотекарей для работы с детьми. Развиваясь параллельно со школьными библиотеками, будучи около 3 десятилетий в одном ведомстве (Наркомпросе), детские библиотеки имеют собственные функции, задачи и специфику, являясь учреждением дополнительного образования. Сущностной функцией детской библиотеки является создание фонда, отражающего модель мировой книжной культуры для детей, и представление его пользователям. Важными задачами детской библиотеки являются формирование информационных потребностей и обеспечение культуры их удовлетворения, изучение мотивов и привитие навыков читательской деятельности, библиотечно-библиографическое образование подрастающего поколения.

Среди других функций  детских библиотек: компенсаторная (особенно важна для детей с особыми нуждами), рекреационная, коммуникационная, социализирующая. Детские библиотеки оставаясь к началу 21 века почти единственным бесплатным культурным учреждением для детей, востребованы и в качестве центров межличностного общения, проведения досуга совместно с родителями и друзьями.

Современное представление о миссии детских библиотек связывается  с созданием безопасной оптимальной среды развития через чтение, задачами и возможностями детских библиотек гуманизировать для подрастающего поколения электронные продукты.

Многоуровневая сеть детских библиотек  системы органов культуры насчитывает  ок. 4,5 тыс. ед., в т.ч.: 76 респ., краевых, обл., 10 окр. (в некоторых территориях – для детей и юношества), 31 самостоятельную централизованную систему детских библиотек в крупных и средних городах, детские библиотеки-филиалы -  смещенных ЦБС. Ведущая библиотека сети – Российская государственная детская библиотека.

Детские библиотеки предоставляют  пользователям универсальные книжные  собрания (художественные, научно-познавательные, справочную и др. лит-ру), а также  ноты, АВМ, документы на магнитных  носителях, в электронном виде. ИПС, СБА детской библиотеки адаптированы к уровню информационного читательского развития детей различных возрастных групп и выполняют наряду с поисковой функцией также развивающую и обучающую.

В работе с читателями используются различные формы и приемы с  учетом психологических, физиологических, культурных особенностей (как индивидуальных, так и возрастных), что составляет библиотечную педагогику (традиционное название – руководство детским чтением). В последние годы на основе достижений дошк. и шк. педагогики и методики организации занятий с детьми в практике детских библиотек эффективно используются инновационные педагогические технологии; применяются игровые методики, организуется проектная деятельность, стимулирование творческого развития, критического мышления. Детские библиотеки изучают запросы и потребности читателей, активизируют контакты с родителями; занимаются литературным развитием детей 2-3 лет, подготовкой старших дошкольников к системе обучению.

Одно из направлений деятельности детских библиотек – методическое и библиографическое консультирование по вопросам детской литературы, работы с читателем-ребенком; оказание методической помощи всем библиотекам, работающим с детьми. Детские библиотеки выступают как творческая лаборатория по созданию современных методик приобщения детей к чтению, формирования информационной культуры, а также как база повышения квалификации библиотекарей, работающих с детьми в других библиотечных учреждениях.

Среди тенденций – тяготение  к развитию детской библиотеки как  комплексного культурного центра, удовлетворяющего потребности саморазвития, самообразования, досуга детского населения; создание на базе детских библиотек информационных центров по проблемам детства и служб психологической поддержки; широкое сотрудничество с различными структурами, в том числе с органами управления, государственными учреждениями, организациями и предприятиями, некоммерческими организациями.

 


Информация о работе Детская библиотека