Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 23:36, курсовая работа
Значительное общественное внимание в последние годы уделялось изменениям дефицита государственного бюджета и проблеме государственного долга.
Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить их и ликвидировать вообще. Что же это за понятия и почему они так влияют на экономику? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на этот вопрос.
Введение
Глава 1. Особенности формирования бюджета страны в условиях рыночной экономики.
1.1 Бюджет: его структура, принципы построения и значение
1.2 Понятие бюджетного дефицита и его виды
1.3Характеристика состояния бюджета РФ и особенности бюджетной
политики, проводимой в России.
Глава 2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета
2.1 Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета
2.2 Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга.
2.3 Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга.
Глава 3 Проблема бюджетного дефицита и способы его устранения.
3.1 Причины возникновения бюджетного дефицита и исследование его
масштабов в различных странах с рыночной экономикой;
3.2 Основные подходы к сокращению и ликвидации государственного дефицита
Содержание
Введение
Глава 1. Особенности формирования бюджета страны в условиях рыночной экономики.
1.1 Бюджет: его структура, принципы построения и значение
1.2 Понятие бюджетного дефицита и его виды
1.3Характеристика состояния бюджета РФ и особенности бюджетной
политики, проводимой в России.
Глава 2 Способы финансирования дефицита государственного бюджета
2.1 Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета
2.2 Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга.
2.3 Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга.
Глава 3 Проблема бюджетного дефицита и способы его устранения.
3.1 Причины возникновения бюджетного дефицита и исследование его
масштабов в различных странах с рыночной экономикой;
Введение
Значительное общественное внимание в последние годы уделялось изменениям дефицита государственного бюджета и проблеме государственного долга.
Правительство нашей страны всеми силами старалось уменьшить их и
ликвидировать вообще. Что же это за понятия и почему они так влияют на экономику? В своей курсовой работе я постараюсь ответить на этот вопрос.
В моей курсовой работе четыре главы. В первой главе я характеризую бюджет стран с рыночной экономикой и даю характеристику бюджета Российской Федерации на 1998 (2000 г.), во второй главе рассматриваю основные виды дефицита государственного бюджета и причины их возникновения. В данной главе анализируются циклический дефицит государственного бюджета, структурный дефицит, операционный, первичный и квазифискальный дефицит государственного
бюджета. Наряду с теоретическим анализом даются статистические материалы. В третьей главе я рассмотрела способы финансирования дефицита государственного бюджета, оценила все достоинства и недостатки каждого из них. В последней главе своей курсовой работы рассматриваю по какой причине возникает дефицит государственного бюджета и какими способами можно его сократить или ликвидировать вообще.
Глава 1 Особенности формирования бюджета страны в условиях рыночной экономики.
Финансовая система каждого государства включает в себя бюджет. Этот документ представляет собой очень сложный механизм, действие которого оказывает влияние на уровень жизни страны, ее экономику и устройство государственного строя. Государственный бюджет и его структура должны быть сбалансированными.
Для начала следует разобраться, что же такое бюджет. Это система, которая закрепляется конституцией или законодательством в сфере финансов. В каждой стране свой государственный бюджет и его структура. Это зависит от устройства государства и экономической ситуации.
Государственный бюджет и его структура могут состоять из нескольких уровней. В России эта система имеет свои особенности. Она подразделяется на следующие уровни.
1. Бюджет федерального уровня и внебюджетные фонды государственного значения.
2. Бюджеты субъектов
России и ее других
3. Бюджеты местного значения. Сюда входят муниципальные, городские бюджеты и бюджеты сельских поселений.
Из этого следует, что госбюджет и его структура определяются экономическими отношениями внутри государства и за его пределами, а также устройством государственной системы.
Экономическую сторону бюджетной системы составляют денежные отношения, которые зависят от принципов их формирования, распределения и использования.
Каждая страна закрепляет государственный бюджет и его структуру по своему усмотрению. Его принципы могут оговариваться в конституции или отдельном законе федерального значения.
Если рассматривать
Россию, то здесь главным по своему
значению является федеральный бюджет.
Далее следуют бюджеты
Страны, которые имеют унитарное устройство государственной системы, обычно используют двухуровневую бюджетную систему. Здесь различают государственный бюджет и бюджеты местного значения.
Бюджеты, имеющие один уровень, в настоящее время встречаются очень редко. Они присущи в основном странам, в которых присутствует монархия, в чьих руках находится весь денежный оборот.
В России разработан бюджетный кодекс, в нем оговариваются все принципы, по которым разрабатывается государственный бюджет и его структура.
Бюджет федерального уровня включает в себя план расхода и прихода денежных средств на финансовый год или определенный плановый период.
Эти средства предназначены для исполнения обязательств на государственном уровне.
Бюджет субъектов представляет собой план расхода и прихода денежных средств, необходимых для исполнения их обязательств.
Бюджет муниципальных образований и субъектов местного самоуправления состоит из доходов и расходов, которые предназначены для исполнения обязательств этих органов Российской Федерации.
Таким образом, бюджет государства
– это специальная форма
Субъекты регионального и местного самоуправления не могут использовать другие организационные формы финансового планирования расходов и доходов, кроме бюджета.
Существуют внебюджетные фонды, которые предназначены для специального использования и выполнения обязательств. Такие фонды существуют как на федеральном уровне, так и на уровне остальных субъектов регионального или местного значения.
Обычно бюджет утверждается на будущий финансовый год, который зачастую совпадает с календарным годом. Также он охватывает плановый период, который включает два года, следующие за финансовым годом.
Государственный бюджет строится по следующим принципам:
- Единство бюджетной системы (единство бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации и политики, форм бюджетных документов и отчетности).
- Разграничение доходов и расходов м/у уровнями бюджетной системы.
- Самостоятельность бюджетов всех уровней (у каждого свои источники средств, свои расходы).
- Сбалансированность бюджета (нет дефицита. Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней).
- Эффективное и экономичное использование бюджетных средств.
- Достоверность бюджета (надежность показателей и их адекватность экономическому положению).
- Полнота отражения доходов и расходов бюджета.
- Гласность.
- Адресный и целевой характер использования бюджетных средств.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единых бюджетных классификаций, единством формы бюджетной документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы. Помимо этого, принцип единства бюджетной системы основывается на взаимодействии бюджетов всех уровней, осуществляемом через использование регулирующих доходных источников, создание целевых и региональных бюджетных фондов, их частичное перераспределение. Механизмом реализации принципа единства бюджетной системы является единая социально-экономическая политика (в т.ч. налоговая).
Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти.
Решения представительных органов
власти по бюджетным вопросам подлежат
опубликованию в средствах
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через распределительную (перераспределительную) и контрольную функции.
Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.
1.2 Характеристика состояния бюджета РФ и особенности бюджетной
политики, проводимой в России.
Российская экономика входит в посткризисный период своего развития, хотя до 2014 г. продолжается действие достаточно острых остаточных кризисных явлений. Не достигают докризисного уровня темпы экономического роста, сохраняются дефицит бюджета и сильная зависимость от ситуации на рынке углеводородов, медленно повышается инновационная активность и жилищное строительство, все еще высок уровень бедности и имущественное расслоение общества.
В условиях продолжающегося зарубежного кризиса и угрозы наступления его второй волны необходимо не только удержать достигнутые успехи и максимально оградить страну от проникновения кризисных явлений, но и выйти на новый более высокий уровень экономического развития. Это требует особо острой, допустимо сказать, даже придирчивой оценки того, как проект федерального бюджета и прогноз социально- экономического развития страны на 2012 г. и на плановый период 2013-2014 гг. обеспечивает решение этой задачи.
Поэтому период до 2014 г. следует характеризовать как один из наиболее трудных для бюджетного планирования. Ведь надо не просто преодолевать последствия кризиса, но и решать крупные задачи, призванные изменить облик экономики, превратить ее в экономику инноваций и высоких технологий, в экономику благосостояния и комфортного обитания людей.
Главной задачей модернизации экономики должна стать диверсификация производства на инновационной основе, для чего должен быть задействован механизм перетока денежных средств из отраслей нефтегазового сектора в отрасли обрабатывающей промышленности и в социальную сферу. В предстоящие годы бюджетную, и в целом денежно- финансовую политику следует ориентировать не столько на минимизацию бюджетных расходов и накопление финансовых резервов, которые должны быть минимально необходимыми, а на финансовое обеспечение диверсификации производства на инновационной основе. Необходимо, не нарушая интеграции России в мировую денежно-финансовую систему, выработать инструментарий блокировки каналов проникновения на российские финансовые рынки негативных кризисных явлений, могущих постоянно возникать на международных рынках.
Безусловно, выбор того или иного варианта бюджетной политики, и тем самым разрешение конфликта интересов при бюджетном планировании, требует детального расчетного обоснования. По нашему мнению, в этих целях на всех стадиях разработки, обсуждения и утверждения бюджета, от первых заседаний по этому вопросу Правительства РФ, до рассмотрения в обеих палатах Федерального Собрания в качестве такого обоснования должен рассматриваться материал следующего содержания:
перечень инвестиционных проектов, ФЦП, ОЭЗ, ДЦП, приоритетные социально-экономические проблемы, требующие решения в планово периоде и финансирования из федерального бюджета, в том числе на модернизационно-инновационные нужды;
заявки на финансирование этих проектов и проблем министерств, ведомств и субъектов Федерации, представляющих собой их ведомственные лоббистские интересы. Эти заявки могут действительно превышать бюджетные возможности и вызывать рост дефицита бюджета; оценки Минфина РФ о допустимых, с позиции сбалансированности бюджета, объемах финансирования этих проектов и проблем, вызывающих необходимость, ради снижения дефицита бюджета, откладывать некоторые из них. Это тоже лоббистский интерес Минфина, который не ниже, но и не выше лоббистских интересов министерств, ведомств и субъектов Федерации;
позиция Минэкономразвития
РФ, как органа, меньше всех подверженных
своим узковедомственным
Этот материал должна сопровождать записка с фактами и цифрами, показывающими, какие позитивные результаты может получить экономика страны от варианта более полной реализации проектов и проблем, но и какие потери она понесет в этом случае от увеличения дефицитности бюджета. Таким образом, основной проблемой бюджетного планирования и главным объектом рассмотрения бюджетных параметров на всех стадиях разработки, обсуждения и утверждения государственного бюджета следует рассматривать принятие трудного решения о том, выполнение каких задач можно отложить ради уменьшения дефицита бюджета (или увеличения профицита), или на какое увеличение дефицита бюджета (или уменьшение профицита) можно пойти ради выполнения приоритетных социально-экономических задач.
На современном этапе
наиболее насущными являются три
блока проблем бюджетной
- Какой должна быть денежная, в том числе бюджетная политика, обеспечивающая экономический рост, каково допустимое сдерживание роста расходов бюджета и денежной массы и снижение дефицита, не мешающие экономическому росту?