Дефолт 1998 и его последствия для России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 15:17, контрольная работа

Краткое описание

Подобный набор инструментов государственного регулирования являлся искаженной интерпретацией методов и принципов монетаризма, выбранной тогда и остающейся до сих пор доминирующей теорией. Итогом накопленных противоречий, явившихся результатом насаждаемой со стороны международных финансовых и торговых организаций – ВТО, МВФ, экономической политики, стала глубокая стагнация российской промышленности, в частности, и экономики, в целом. Именно августовский кризис 1998 г. в данных условиях ознаменовал собой «дно» продолжающегося с 1991 г. экономического спада.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………
3
1. Особенности экономической политики 1995—1998 годов…………………………..
3
2. Ухудшение финансовой ситуации……………………………………………………. 5
3. Причины кризиса с позиций международной экономики……………………………
5
4. Технический дефолт и обесценивание рубля………………………………………… 5
5. Уникальность кризиса 1998 года в мировой истории……………………………….
6
6. Последствия…………………………………………………………………………….
6
Заключение ……………………………………………………………………………………..
7
Список литературы……………………………………………………………………………..
9

Вложенные файлы: 1 файл

дефолт.docx

— 628.90 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию 
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
«СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАОЧНЫЙ 
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА№1 ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МАКРОЭКОНОМИКА» НА ТЕМУ:

«ДЕФОЛТ 1998 И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ»

 

 

 

 

 

 

 

Контрольную работу подготовил студент

 факультета УПиИП: Шахматова Наталья

Специальность: 080 100. 62 03

Шифр зачетки: 1170031369

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2012г

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………

3

  1. Особенности экономической политики 1995—1998 годов…………………………..

3

  1. Ухудшение финансовой ситуации…………………………………………………….

5

  1. Причины кризиса с позиций международной экономики……………………………

5

  1. Технический дефолт и обесценивание рубля…………………………………………

5

5.  Уникальность кризиса 1998 года в мировой истории……………………………….

6

6.  Последствия…………………………………………………………………………….

6

Заключение ……………………………………………………………………………………..

7

Список литературы……………………………………………………………………………..

9




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Последнее десятилетие прошлого века характеризуется многочисленными  переломными моментами в истории  нашей страны, которая переживала в то время крах советской системы  управления и хозяйствования, что  требовало от руководства государства  решительных, но осторожных и взвешенных решений в части урегулирования проблемных ситуаций. Данный этап также  прошел под знаком разнообразных  реформ общественной, политической и  экономической сфер, призванных к  одной цели – формирование принципиально  нового общества и государства в  рамках неолиберальной модели экономики  с присущими ей свободным рынком, конкуренцией и многообразием форм собственности. Однако результативность, а главное успешность подобных преобразований в итоге оказалась под вопросом, причиной чему явились ограниченные меры бюджетной и денежно-кредитной политики со стороны регулирующих органов высшей исполнительной власти, выразившиеся в приоритетности противодействия инфляционным процессам над стимулированием капитальных вложений в реальный сектор экономики; в увеличении налогового бремени в целях сокращения дефицита государственных финансов, а также в акселерации внешних и внутренних заимствований. Подобный набор инструментов государственного регулирования являлся искаженной интерпретацией методов и принципов монетаризма, выбранной тогда и остающейся до сих пор доминирующей теорией. Итогом накопленных противоречий, явившихся результатом насаждаемой со стороны международных финансовых и торговых организаций – ВТО, МВФ, экономической политики, стала глубокая стагнация российской промышленности, в частности, и экономики, в целом. Именно августовский кризис 1998 г. в данных условиях ознаменовал собой «дно» продолжающегося с 1991 г. экономического спада.

Значение последствий  экономического дефолта 17 августа 1998 г. сложно переоценить, в силу того, что  данное событие оставило серьезный  след в новейшей истории нашей  страны, явившись аккумулятором бесценного опыта в области государственных  финансов и государственного управления. Данный аспект, а также поиск работающих механизмов недопущения подобных кризисных  ситуаций инициировали актуальность анализируемой  темой.

 

  1. Особенности экономической политики 1995—1998 годов

 

Методы экономической  политики, применявшиеся в 1995—1998 годах, напоминали «дурную бесконечность»: вновь и вновь повторялись  похожие по смыслу меры, несмотря на то, что они каждый раз давали отрицательные результаты. Ставка постоянно  делалась на крайне ограниченный набор  денежно-кредитных и бюджетно-налоговых  мер. Характеристика основных из этих мер:

  • Абсолютный приоритет мер по противодействию инфляции над мерами по стимулированию капиталообразующих инвестиций и производства.
  • В качестве основной и фактически единственной меры по борьбе с инфляцией использовалось сокращение предложения денег. Эта мера включала в себе в том числе задержку в выплатах пенсий, неоплату за продукцию по государственному заказу, неисполнение финансовых обязательств перед бюджетными организациями и т. п.
  • Применение завышенного курса российского рубля в качестве меры по сдерживанию инфляционных ожиданий.
  • Сохранение больших ставок налогов с целью сокращения дефицита госбюджета.
  • Финансирование дефицита госбюджета за счёт продажи на рынке долговых обязательств государства (ГКО, ОФЗ и других). Причём объём их размещения постоянно увеличивался (со 160 млрд рублей в 1995 году до 502 млрд рублей в 1997 году), а нужный объём спроса на них поддерживался большими ставками процентов (45 % за квартал) и значительным привлечением спекулятивных финансовых ресурсов из-за границы. Ориентация на иностранный капитал потребовала ликвидации многих ограничений на вывоз капитала за границу.
  • Абсолютный приоритет идеологических и бюджетно-налоговых мотивов при проведении приватизации над мотивом поиска эффективных собственников.

Эти меры не оправдали даже небольшой доли тех ожиданий, которые  на них возлагались. В условиях всеобщего  недоверия и неопределённости чисто  монетарные антиинфляционные меры были неэффективными. Хотя темпы инфляции уменьшились, это не привело к  возникновению рыночных импульсов, которые обеспечили бы активизацию  процессов модернизации экономики  и рост капиталовложений. Участники  экономических процессов по-прежнему не считали финансовую ситуацию в стране стабильной, полагали уровень рисков чрезмерно большим и воздерживались от значительных инвестиций в основной капитал. Причём государство, применяя сомнительные меры противодействия инфляции и превратившись в крупнейшего нарушителя финансовых обязательств, внесло очень значительный вклад в поддержку большого уровня недоверия в экономике.

Кроме того, экономическая  политика властей, применявшаяся в  те годы, не смогла эффективно противодействовать той составляющей инфляции, которая  возникала вследствие воздействия  всплесков цен на мировом рынке, структурных и технологических  перекосов в экономике и т. д.

 Вследствие этого,  вложения в основной капитал  в российской экономике продолжали  снижаться опережающими темпами вплоть до 1999 года.

Другие аспекты экономической  политики 1995—1998 годов также имели  негативные последствия для динамики производства в стране. Чрезмерное уменьшение предложения денег приводило  к росту неплатежей, бартера и  взаимозачётов, что, в частности, приводило  к сильному увеличению трансакционных издержек фирм. Завышенный обменный курс российского рубля значительно снижал ценовую конкурентоспособность российских производителей. Слишком большая налоговая нагрузка приводила к росту либо долговой нагрузки у законопослушных фирм, либо неформальной антиналоговой активности у нелояльных фирм. Финансирование бюджетного дефицита за счёт заимствований на финансовых рынках также имело ряд негативных последствий для экономики. Во-первых, высокая прибыльность операций с государственными ценными бумагами оттягивала финансовые ресурсы из реального сектора экономики в финансовый сектор. Во-вторых, ориентация расходов госбюджета на рефинансирование государственных ценных бумаг значительно суживала возможности государства по поддержанию социальной сферы и экономики страны. В-третьих, резкий рост государственного долга приводил к значительному увеличению рисков, связанных с колебаниями курсов ценных бумаг и курса российского рубля. В-четвёртых, либерализация международных операций с валютой ослабляла защиту экономики страны от внешнего давления на российский рубль и от утечки капиталов.

Следствием проводившейся  в 1995—1998 годах экономической политики стали, в частности, экономический  спад и значительный отток капитала из страны.

 

  1.  Ухудшение финансовой ситуации

 

На фоне этих процессов  происходило ухудшение финансовой ситуации, в частности, постоянно  увеличивался внутренний и внешний  долг и сокращались возможности  по его финансированию. В конце 1997 года стали резко расти ставки по кредитам и государственным обязательствам, начал падать фондовый рынок. Если в III квартале 1997 года средняя доходность ГКО составляла 19 %, то ко II кварталу 1998 года она увеличилась до 49,2 %. Ставка по однодневным кредитам за тот же период увеличилась с 16,6 % до 44,4 %. Эти события оказали негативное влияние на настроения инвесторов, что увеличило отток капитала и усилило давление на курс рубля.

Стремясь исправить ситуацию, российские власти постоянно повышали ставки по государственным обязательствам, а также попытались получить очередные  кредиты у международных финансовых организаций, в частности, МВФ и  Всемирного банка. Однако финансовые ресурсы, к которым могли прибегнуть власти, были заведомо недостаточны по сравнению  с масштабом возникших проблем. Реальный сектор экономики, также находившийся в удручающем состоянии, действенную помощь оказать не мог.

К августу 1998 года власти утратили ресурсы для финансирования краткосрочного государственного долга и удержания курса рубля.

 

  1. Причины кризиса с позиций международной экономики

 

В теории международной экономики  концепция невозможной троицы подразумевает  недостижимость ситуации одновременного существования фиксированного курса  валюты, свободного движения капитала и независимой денежной политики. В России курс рубля к доллару  США находился в достаточно узком  «валютном коридоре», который поддерживался  интервенциями ЦБ. Свободное движение капитала позволяло иностранным  компаниям вкладываться в рынок  ГКО. Денежная политика была направлена на сдерживание инфляции. В такой  ситуации, при наличии переоцененной  валюты (курс рубля к доллару был  сильно завышен, в апреле 1998 года реальный курс оценивали в 9-11 руб. за доллар), наблюдается сильная спекулятивная  атака на валюту. В случае с Россией  давление шло через рынок ГКО  с его высокими ставками, не соответствующими инфляции. В итоге, снижающиеся валютные резервы заставили Правительство  девальвировать валюту и произвести дефолт.

 

  1.  Технический дефолт и обесценивание рубля

 

17 августа 1998 года Правительство  России и Центральный банк  объявили о техническом дефолте  по основным видам государственных  ценных бумаг[3] и о переходе  к плавающему курсу рубля в  рамках резко расширенного валютного  коридора (его границы были расширены  до 6 — 9,5 рублей за доллар США). Позже ЦБ фактически отказался  от поддержки курса рубля.Если 15 августа 1998 года официальный курс рубля к доллару США составлял 6,3 рублей за доллар, то 1 сентября 1998 года — 9,33 рубля, 1 октября — 15,9 рубля.

Одним из решений Правительства  РФ явилось решение о реструктуризации государственного долга по государственным  облигациям (ГКО-ОФЗ), что фактически означало технический дефолт.

Программа реструктуризация задолженности по ГКО-ОФЗ предусматривала  следующие финансовые условия:

  1. Физическим лицам и компаниям, обязанным по российскому законодательству держать активы в гособлигациях, погашение ГКО и ОФЗ производится согласно первоначальным условиям обращения облигаций, то есть в отношении физических лиц и некоторых юридических лиц никакого отказа государства от долговых обязательств не было;
  2. Иностранным и российским юридическим лицам*:
  • 70% долга конвертируется в четырех- и пятилетние облигации с ежегодным купоном, уменьшающимся на 5 процентных пунктов; купон первого года составляет 30% годовых.
  • 20% долга погашается бездоходными краткосрочными облигациями.
  • 10% долга погашается наличными средствами тремя траншами в течение 9 месяцев.
  • Долгосрочные облигации Минфина (70% долга) и краткосрочные облигации (20% долга) обращаются на вторичном рынке.
  • Кроме того, краткосрочные облигации могли быть использованы для погашения налоговых недоимок, образовавшихся до 1 июля 1998 года. Облигации также учитываются по номиналу в счет резервных требований для российских банков.

Российские юридические  и физические лица имели право  использовать полученные при реструктуризации ГКО-ОФЗ средства для покупки  иностранной валюты в рамках действующего валютного законодательства. Деньги, полученные в результате реструктуризации иностранными инвесторами, блокировались  на транзитных счетах до особого распоряжения Центрального банка. Для нерезидентов рассматривалась возможность проведения специальных валютных аукционов  для покупки валюты с последующей ее репатриацией.

 

  1.  Уникальность кризиса 1998 года в мировой истории

 

Дефолт 1998 года был неожиданным  для западных инвесторов, руководствовавшихся  принципом «Россия — большая, ей не дадут упасть».Непосредственно перед кризисом, 13 июля, Международный валютный фонд выделил России неотложный кредит, тремя траншами (и первый из них пошёл в страну еще до объявления дефолта), на сумму в $22 млрд. Однако сборы в бюджет не покрывали даже процентных платежей по государственному долгу.

Особенностью кризиса  являлось то, что обычно государство  объявляет дефолт по внешним долгам, а не по долгу, номинированному в  национальной валюте. В данном случае был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых. Обычной практикой в других странах являлись понижение доходности по государственным долгам и эмиссия денег, выплата долга обесцененной национальной валютой.

Информация о работе Дефолт 1998 и его последствия для России