Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Система национальных
счетов……………………………………….6
Глава 2. Основные макроэкономические
показатели........................................16
2.1 ВНП и ВВП…………………………………………………………………..16
2.2 ЧНП…………………………………………………………………………22
2.3 НД…………………………………………………………………………….23
2.4 ЛД…………………………………………………………………………….25
Глава 3.Динамика основных макроэкономических
показателей в России…..26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………………………35
Введение
Макроэкономические показатели
имеют большое значение, так как позволяют
оценить общее состояние экономики страны,
измерить объем производства в конкретный
период времени, раскрыть факторы, непосредственно
определяющие функционирование экономики,
как в краткосрочной, так и в долгосрочной
перспективе. Макроэкономические показатели
служат также основой для принятия тех
или иных политических решений и определения
государственной политики.
Результатом функционирования
национальной экономики являются все
товары и услуги, созданные в данной стране
за определенный период времени, т. е. национальный
продукт.
Показатели объема национального
продукта, их динамика являются чутким
барометром, отражающим состояние "здоровья"
экономики, показывающим результативность
действий правительства по повышению
ее эффективности.
В разных национальных экономиках,
относящихся к разным экономическим системам,
существуют разные методы определения
объема национального продукта. В странах
с рыночной экономикой его объем определяется
по СНС во всех отраслях народного хозяйства.
В странах с централизованной планово-регулируемой
экономикой, использующих марксистскую
теорию воспроизводства, принято подсчитывать
национальный продукт, производимый только
в отраслях материальной сферы.
Для измерения национального
в СНС служат различные макроэкономические
показатели: валовой внутренний продукт
(ВВП), валовой национальный продукт (ВНП),
национальный доход (НД), чистый национальный
продукт (ЧНП). Например, в США и Японии
в качестве основного показателя используют
ВНП. В других странах, в том числе и в Казахстане,
в соответствии с рекомендациями статистической
службы ООН основным показателем является
ВВП. Количественные различия между ВВП
и ВНП незначительны.
При определении содержания
показателей проводится качественный
анализ изучаемых процессов и явлений,
который, как правило, основывается на
концепциях политэкономического характера.
Эти концепции и основном распространяются
на наиболее важные макроэкономические
показатели, такие, как ВВП, национальный
доход, сбережение и др. Например, согласно
одной из политэкономических концепций,
используемых в системе национальных
счетов (СНС), предусматривается определение
видов деятельности, в результате которых
создается стоимость, производится национальный
продукт. На основе другой важной концепции
политэкономического характера определяется
содержание системы показателей доходов:
первичного дохода, располагаемого дохода,
национального дохода.
Система национальных счетов
позволяет держат руку на экономическом
пульсе страны. Различны показатели, которые
входят в систему национальных счетов,
позволяют нам измерять объем производства
в конкретный момент времени и раскрывать
факторы, непосредственно определяющие
функционирование экономики. Далее, сравнивая
уровни национального дохода за определенный
отрезок времени, мы можем построить кривую,
характеризующую функционирование экономики
в долгосрочной перспективе: ее подъем
или спад отразится на показателе национального
дохода. Наконец, информация, которую дают
нам счета национального дохода, является
основой для формирования и проведения
в жизнь государственной политики, направленной
на улучшение функционирования экономики:
без таких расчетов экономическая политика
базировалась бы на интуиции. Короче говоря,
счета национального дохода позволяют
нам составлять таблицы экономического
здоровья общества и разумно определять
политику, которая бы способствовала улучшению
этого здоровья.
Все вышесказанное свидетельствует
о том, что изучение основных макроэкономических
показателей, теоретических и законодательных
основ и практики расчета показателей
обрело в настоящее время особую актуальность.
Кроме того, актуальность темы
курсовой работы обусловлена тем, что
в средствах массовой информации, от политиков
и ученых можно часто усиливать такие
выражения, как от ВВП; стагнация располагаемого
дохода домашних хозяйств; “снижение
валового накопления основного капитала”
и т.д. Чтобы понять смысл этих высказываний,
необходимо знать содержания упомянутых
терминов и связи между ними.
С этой целью нужно познакомиться
с основами СНС, понять логику построения
этой системы нормализации экономической
информации, при анализе которой применяются
упомянутые и другие макроэкономические
показатели.
Целью данной курсовой работы
является раскрытие понятия основных
макроэкономических показателей. Для
достижения данной цели были поставлены
следующие задачи:
рассмотреть систему национальных
счетов;
описать основные макроэкономические
показатели;
проанализировать макроэкономические
показатели РК.
Глава 1. Система национальных счетов
Система национальных счетов
(в дальнейшем именуемая СНС) - есть адекватный
рыночной экономике национальный учет,
завершаемый на макроуровне системой
взаимосвязанных статистических показателей,
построенной в виде определенного набора
счетов и балансовых таблиц, характеризующих
результаты экономической деятельности,
структуру экономики и важнейшие взаимосвязи
в национальном хозяйстве. Переход к СНС,
можно сказать прямо, был процессом неминуемым.
В условиях рыночной экономики старая
система основных макроэкономических
показателей патологически не могла бы
быть действенным орудием статистического
учета и отображения хозяйственных глобальных
процессов и их результатов.
Связующим звеном в системе макроэкономических
показателей являются скоординированные
между собой показатели формирования,
распределения, перераспределения и использования
национального дохода как совокупности
доходов от экономической деятельности,
создания и движения конечного продукта,
как главной характеристики социально-экономического
развития, как страны, так и отдельного
региона.
Таким образом, СНС – это комплекс таблиц,
имеющих форму бухгалтерских счетов, в
которых отражаются процессы производства,
распределения и конечного использования
общественного продукта и национального
дохода.
Другими словами – это специальные сводные
балансы, в которых с одной стороны отражено
наличие ресурсов, а с другой стороны их
использование.
СНС – это макростатистическая
модель, целью которой является представление,
с одной стороны, глобальных, всеохватывающих,
а с другой стороны, частных, детализированных
количественных результатов происходящих
в стране экономических процессов.
Международная статистическая
практика знает две системы макроэкономических
расчетов:
- баланс народного хозяйства
(БНХ)
- СНС
Каждая система макрорасчетов
соответствовала определенной эпохе экономического
развития, отвечала определенным целям
и содержала свой набор показателей.
БНХ – система, соответствующая
условиям нерыночного хозяйствования
(социалистической экономики), она основана
на делении всей экономики на две сферы
– сферу материального производства и
непроизводственную сферу, а внутри материального
производства – на производство средств
производства (I подразделение) и производство
предметов потребления (II подразделение).
Поскольку в условиях нерыночной (планово
– административной) экономики примат
отдавался материальной сфере производства,
то и основные макроэкономические показатели
данной системы расчеты объединяли в себе
продукты деятельности именно этой сферы
экономики. Ключевыми показателями БНХ
являются совокупный общественный продукт
(СОП) и национальный доход (НД).
СНС – система макроэкономических
расчетов, присущая странам с рыночными
условиями хозяйствования. В основу СНС,
в отличии от БНХ, положен тезис о созидательности
любого труда, будь то деятельность
по созданию материальных благ или деятельность,
связанная с оказанием услуг. В рамках
СНС осуществляется деление всех хозяйственных
субъектов на коммерческие и некоммерческие
предприятия (организация). Принципиальное
отличие между коммерческими и некоммерческими
предприятиями состоит в источнике финансирования
затрат. Коммерческие предприятия финансируются
из создаваемой ими прибыли от производства
товаров и оказания рыночных услуг.
Некоммерческие предприятия,
занятые оказанием нерыночных услуг, покрывают
свои расходы полностью или в значительной
степени за счет средств государственного
бюджета, внебюджетных фондов, средств
предприятия либо за счет добровольных
взносов и пожертвований членов своей
организации. Ключевыми показателями
СНС являются ВВП и ВНРД. 1993г. – последняя
версия СНС ООН, принятая в целях гармонизации
и дальнейшего совершенствования методологии
СНС, она включает следующие классы счетов:
- стандартный набор счетов
для всех секторов экономии;
- счета для отраслей
экономики (счета производства и
образования доходов);
- счета для отдельных
видов экономических операций (н-р,
счета операций с другими странами, счет
товаров и услуг).
- счета для экономики
в целом.
Сводный баланс народного хозяйства
(БНХ), как система взаимосвязанных синтетических
балансов дает возможность анализировать
не только общие, но и отдельные количественные
и качественные показатели развития народного
хозяйства. Примерами таких балансов могут
быть балансы производства, потребления
и накопления общественного продукта
(отчетный материальный баланс), баланс
производства, распределения, перераспределения
и конечного использования общественного
продукта и национального дохода (отчетный
финансовый баланс), отчетный межотраслевой
баланс распределения и перераспределения
продукции, также баланс труда.
Все балансы взаимосвязаны,
но одновременно имеют определенную автономию
в отображении процессов возрождения
общественного продукта. Таким образом,
сведенный материальный баланс показывает
производство и конечное использование
общественного продукта, однако он не
отображает процессы распределения и
перераспределения национального дохода,
которые характеризует сведенный финансовый
баланс.
Наряду с общими пропорциями
развития народного хозяйства балансы
показывают взаимосвязи, которые возникают
между отдельными отраслями производственной
и непроизводственной сфер, социальными
секторами, их участие в производстве,
распределении, перераспределении и конечном
использовании общественного продукта
и национального дохода. Для этого в балансах
применяют соответствующие группировки
– по отраслям народного хозяйства и социальным
секторам.
Важным заданием построения
и анализа БНХ является повышение научного
уровня и усовершенствования практики
статистической и плановой работы на основе
отображения процессов восстановления,
пропорциональности и сбалансированности
экономики.
Рассмотрим некоторые виды
балансов. Так, баланс производства, потребления
и накопления общественного продукта
(сведенный материальный баланс) дает
представление о распределении общественного
продукта на производство средств производства
и предметов потребления соответственно
к фактическому распределению произведенной
продукции, использования общественного
продукта на восстановление производственных
материальных трат, на непроизводственное
потребление, накопление, восстановление
потерь и экспорт.
Принципиальная схема таблицы
сведенного материального баланса представляет
собой систему таких основных показателей:
Источники поступления материальных
благ:
произведено общественного
продукта на территории страны;
ввезено из-за границы;
вместе поступило.
Использование материальных
благ:
1) производственное потребление
(материальные
производственные траты);
2) непроизводственное потребление;
3) накопление;
восстановление потерь;
вывоз за границу;
вместе использовано.
Система БНХ дает возможность
иметь важную экономическую информацию
о механизме расширенного восстановления,
основных экономических пропорциях и
взаимосвязи в народном хозяйстве. Между
тем, она не учитывает в полном объеме
деятельность непроизводственной сферы,
сферы нематериальных услуг, финансовый
аспект восстановления. В ней также не
нашли достаточного отображения такие
экономические показатели, как государственный
бюджет, финансовые ресурсы, кредит.
В связи с этим, важным является
внедрение СНС, которая рассматривает
экономику как единое целое, без проведения
принципиальной разницы между производством
материальных благ и предоставлением
услуг, позволяет дать общую оценку результатов
деятельности по всему народному хозяйству,
как с материально-вещевого, так и финансового
взгляда для всех хозяйственных единиц
на всех уровнях функционирования экономического
механизма.