Динамика промышленного развития России в конце XIX - начале XX вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 00:47, реферат

Краткое описание

Для России, как и для всякой страны рыночного хозяйства, была характерна неравномерность экономического развития: в зависимости от менявшейся рыночной конъюнктуры период подъема сменялся спадом производства, далее следовал новый цикл подъема и спада. Эта цикличность развития рыночной экономики в России особенно проявилась с 90-х годов XIX в.

Вложенные файлы: 1 файл

Динамика промышленного развития России в конце XIX.doc

— 53.00 Кб (Скачать файл)


Динамика промышленного развития России в конце XIX - начале XX вв

Для России, как и для всякой страны рыночного хозяйства, была характерна неравномерность экономического развития: в зависимости от менявшейся рыночной конъюнктуры период подъема сменялся спадом производства, далее следовал новый цикл подъема и спада. Эта цикличность развития рыночной экономики в России особенно проявилась с 90-х годов XIX в.

1893 г. в России начался небывалый дотоле промышленный подъем, продолжавшийся до 1899 г. Происходило бурное развитие всех отраслей промышленности, но особенно тяжелой, которая за эти годы выросла в целом в два раза, тогда как легкая - в 1,6 раза. Наибольшим наблюдался рост производства в горнодобывающей и металлургической промышленности, машиностроении: добыча нефти и каменного угля увеличилась более чем в два с половиной раза, производство металлов и машиностроение в три раза. По выплавке чугуна Россия заняла третье место в мире (после США и Германии), а по добыче нефти вышла на первое.

Всё это создавало благоприятные условия для концентрации и монополизации производства: учреждались новые акционерные общества, промышленность развивалась за счет ввода в строй крупных предприятий, оснащенных новейшей техникой.

Промышленный подъем 90-х годов сменился спадом в начале 1900-х. Обычно 1900 - 1903 гг. характеризуют как фазу кризиса, а 1904 - 1908 гг. - как состояние депрессии в русской промышленности. Однако общий рост промышленного производства продолжался, хотя и замедленными темпами, и в эти годы. Поэтому речь может идти лишь о спаде темпов этого роста, но никак не о падении производства вообще. Особенно заметным был спад в тяжелой промышленности, в меньшей степени он проявился в легкой. Происходило и перепрофилирование некоторых отраслей производства, что вызывало сокращение одних, но в то же время рост других отраслей промышленности. За 1900-1908 гг. выплавка чугуна упала на 3%, но в то же время производство стали возросло на 24%. Добыча нефти сократилась на 25%, но вместе с тем добыча каменного угля возросла в полтора раза. В целом выпуск промышленной продукции за 1900 - 1908 гг. возрос на 37%,и за эти годы на 21% возросла численность промышленных рабочих.

Сам спад промышленного производства способствовал концентрации и монополизации ряда промышленных отраслей, когда мелкие предприятия не выдерживали конкуренции более устойчивых крупных и поглощались ими.

1909 - 1913 гг. отмечены новым, более широким и значительным экономическим подъемом во всех отраслях народного хозяйства. Он проходил уже в условиях сложившегося монополистического капитализма в России. Особенно резко поднялись темпы прироста промышленной продукции: они были выше, чем в таких развитых странах, как Германия, США, Англия, Франция. В среднем за год прирост промышленной продукции в России составлял 9%, при этом по товарам широкого потребления - 6%, а по продукции средств производства - 13%; выплавка чугуна увеличилась на 64%, а стали - на 82%, добыча угля - в полтора раза.

Ведущее место в промышленном развитии страны занимали регионы: Центрально-промышленный (Московский), Северо-Западный (Петербургский, Южный (Донбасс и Криворожье), Прибалтика, Урал, Домбровский угольный и Лодзинский текстильный в Польше. В этих регионах сосредоточивалось до 80% рабочих крупной промышленности и производи лось до 3/4 ее валовой продукции.

Наряду с крупной промышленностью дальнейшее развитие получила и мелкая, крестьянская, или как ее называют, "дофабричная", промышленность. В ней было занято свыше 600 тысяч мелких самостоятельных "кустарей". Кроме того еще 4 млн. крестьян-ремесленников соединяли свое ремесло с земледельческими занятиями. Мелкая промышленность с давних пор традиционно имела наибольшее распространение в центральных промышленных губерниях России. Максимальная концентрация ее в сельской местности, в промысловых селах, сохранялось и в начале XX в. Здесь господствовала мануфактурная стадия производства, при которой примерно половина ремесленников представляли собой полусамостоятельных товаропроизводителей, а другая - наемных работников-надомников. В западных губерниях она сосредоточивалась в основном в городах и местечках и представляла собой индустриальную форму мелкого промышленного производства. За Уралом она была представлена главным образом домашней промышленностью. Шел процесс как вытеснения мелкой промышленности крупным производством, так и дальнейшего ее развития в связи с ростом аграрного перенаселения в деревне и переходом крестьян от земледелия к промысловым занятиям. В конкуренции с крупным производством мелкий ремесленник держался за счет увеличения своего рабочего дня, сокращения своих потребностей, вовлечения в промысел и членов своей семьи. Он мог держаться и благодаря соединению промысла с земледелием, которое давало ему до полнительный источник существования.
5.1 Кризис трансформации в экономике России

Для стран, вступивших в течение последнего десятилетия на путь построения рыночной системы хозяйства, характерны специфические особенности экономических колебаний.

С начала 90-х годов XX в. экономика России переживает один из наиболее глубоких и продолжительных кризисов. За десятилетний период рыночных реформ более чем в 2 раза сократился объем ВВП и выпуски промышленной продукции, на четверть — сельскохозяйственной, почти в 5 раз уменьшился объем инвестиций. Спад отечественного производства сопровождался инфляцией, безработицей, ухудшением материального положения значительной части населения. Одновременно происходило резкое возрастание дифференциации доходов на фоне заметного демонтажа различных форм социальной защиты.

Российский широкомасштабный кризис уже породил массу вопросов. Но едва ли не самым главным из них, с точки зрения макроэкономической теории, является вопрос о его месте в общем процессе экономических колебаний. Почему переходная экономика России оказалась втянутой в столь продолжительный спад производства? Какова внутренняя природа спада и правомерно ли характеризовать его в качестве сугубо циклического кризиса?

Для ответа на эти взаимосвязанные вопросы постараемся взглянуть на проблему с исторической точки зрения и вначале выяснить, насколько наша прежняя централизованно планируемая система не была подвержена каким-либо колебаниям в поступательном развитии производства.

Наряду с периодами значительного экономического роста экономика СССР пережила и ряд очевидных спадов. К ним можно отнести промышленный кризис 1923—1924 гг., вызванный необоснованным изменением цен; сельскохозяйственный кризис 1927—1928 гг., порожденный насильственным разрушением традиционных аграрных отношений; голод 1932 г.; глубокий военный кризис 1941—1942 гг.; спад производства 1952—1953 гг., кризис всего народного хозяйства 1963 г., депрессию 1972 г. Далее последовал спад конца 80 — начала 90-х годов, явившийся итогом длительного усиления общей неэффективности огосударствленной экономической системы и объективно потребовавший ее кардинальной трансформации.

Главной причиной кризисных процессов, характерных для советской экономики в мирных условиях ее развития, можно считать саму государственную экономическую политику. Государственный монополизм с помощью командного администрирования не всегда был в состоянии добиваться положительных результатов. Это особенно касалось гражданских отраслей народного хозяйства при гипертрофированных масштабах военно-промышленного комплекса. Экономические колебания в рамках централизованно управляемой системы нельзя рассматривать в качестве циклических хотя бы потому, что в них отсутствовал признак регулярной повторяемости.

Что же касается кризиса 90-х гг., то есть спада и депрессии периода рыночных преобразований, то он явился прямым следствием, прежде всего трех ключевых факторов: во-первых, крайне неблагоприятные стартовые условия реформирования отечественной экономики (к ним следует отнести как резкое сокращение производства еще в границах СССР, так и распад советского экономического пространства, бывшего в прошлом единым народо-хозяйственным комплексом); во-вторых, обвальное устранение тоталитарно-государственного управления хозяйственными и социальными процессами; и в третьих, затянувшееся создание сугубо рыночных механизмов хозяйствования, целостной системы современной рыночной экономики.

Два последних фактора как раз и образуют противоречивое единство переходного периода, когда провозглашенная государством на заре рыночных реформ «шоковая терапия» нередко оборачивалась шоком без терапии. В таких условиях недостаточное или деформированное развитие рыночных структур не позволяло ликвидировать негативные явления в экономике с помощью государственной политики, в которой обнаруживалось немало просчетов и ошибок.

Российский кризис был в конечном счете обусловлен самим переходом от системно-огосударствленной экономики с ее директивным централизованным планированием производства и централизованным распределением ресурсов к экономике рыночной, основанной на обменных процессах и регулируемой соотношением спроса и предложения. По своей внутренней природе этот кризис не является циклическим. Он представляет собой в целом масштабный кризис трансформации.

Экономическое развитие России на современном этапе сопровождается неэффективным государственным управлением, коррупцией, бюрократизмом, недоверием граждан к бизнесу и власти. В условиях грандиозных изменений мирового устройства, усиления процессов глобализации и структурной перестройки мировой хозяйственной системы ключевыми становятся качественные приращения, расширяющие способность национального хозяйства к обновлению, реагированию на разнообразные внешние вызовы, развитию в условиях возросшей неопределенности. России, чтобы остаться среди основных “игроков” на мировой арене в качестве полноценного участника и занять ведущие позиции, следует переосмыслить модель национального экономического развития, внести стратегические коррективы, предполагающие опору на планетарную систему национального имущества и общественной ренты, активизацию социальных факторов, поскольку именно в этом и состоит ее историческая миссия в мировом экономическом развитии.

В качестве консолидирующей силы и двигателя экономического развития России должен быть выдвинут такой общенациональный экономический интерес, который, с одной стороны, обеспечит материальное и духовное процветание россиян, сделав страну одним из ведущих звеньев мирового хозяйства, а с другой – позволит России внести уникальный вклад в развитие глобального рынка. Он должен быть направлен на полное использование возможностей самореализации России, ее человеческого, природного и духовного потенциала. Сосредоточенность экономической политики российского государства на реализации долговременного общенационального экономического интереса и принципа организованного и конструктивного взаимодействия национальных, индивидуальных и групповых экономических интересов позволит раскрыть незадействованные до сих пор движущие силы экономического развития в прогрессивном направлении.

Применяемая в России практика управления национальным хозяйством без учета имеющихся альтернатив пассивному приспособлению к инерции сложившихся тенденций привела к стратегическим просчетам в экономической политике, вызвавшим разрушение научно-производственного потенциала и провал экономических реформ. Для выхода на траекторию устойчивого экономического развития необходим научно обоснованный подход к его прогнозированию, в связи с чем предлагается развитие сценарного метода прогнозирования, позволяющего выбрать из множества предлагаемых вариантов наилучшие направления и меры экономической политики, предупреждать о возможных опасностях и угрозах, связанных с реализацией каждого элемента этого множества.

Наряду с применением реалистичного, научно обоснованного подхода к прогнозированию Россия нуждается в адекватной долгосрочной стратегии устойчивого экономического развития национального хозяйства, которая должна стать комплексной, системной и включать структурную, промышленную, научно-техническую, инвестиционную, внешнеторговую политику государства в качестве необходимых предпосылок обеспечения прочной стабилизации, а затем устойчивого развития и эффективного функционирования российской экономики. Осуществление стратегии устойчивого экономического развития России – процесс ступенчатый, корректируемый на каждом этапе ее реализации с учетом изменения воздействующих факторов и условий. Пересматриваться должны и приоритетные задачи государства, и способы его управления неустойчивым развитием национального хозяйства и общества. Основная же линия устойчивого экономического развития России должна основываться на построении вертикально-интегрированной системы хозяйствования.

На социально-экономическом уровне решение проблемы устойчивого экономического развития России предусматривает преодоление высокой дифференциации доходов различных социальных групп и обеспечение справедливого распределения национального дохода общества. Должны быть налажены рациональные пропорции между производством и потреблением, созданы условия для образования и увеличения численности среднего класса, изменено отношение к формам собственности в направлении формирования универсального многоукладного хозяйства смешанного типа.

На факторно-экономическом уровне необходимо обеспечить преобладание в системе факторов экономического развития национального хозяйства научно-технического прогресса, инвестиций в основной и человеческий капитал, инноваций. Приоритетной для России является стратегия смешанного, ресурсно-инновационного развития за счет перехода от использования невозобновляемых к преимущественно возобновляемым ресурсам (человеческого потенциала, знаний и высоких технологий). Должны быть созданы условия для накопления и обогащения научных знаний, их скорейшего воплощения в современную продукцию и технологии. Российское государство призвано обеспечить поддержку предпринимательства, способствовать развитию банковской сферы, совершенствовать патентную систему и лицензионную практику.

На структурно-экономическом уровне решение проблемы устойчивого экономического развития России достижимо за счет опережающего развития наукоемких отраслей с высокой добавленной стоимостью, отраслей, производящих современные информационные и промышленные технологии. Должно быть изменено соотношение между добывающей и перерабатывающей промышленностью в пользу последней, снижен удельный вес топливо- и энергоемких отраслей в общей структуре национального хозяйства. Российское государство должно проводить эффективную селективную экономическую политику для изменения структуры инвестиций на основе макроэкономического регулирования, индикативного планирования с помощью налогов, льгот, кредитов, субсидий, таможенных тарифов, платежей и прочих инструментов.

Информация о работе Динамика промышленного развития России в конце XIX - начале XX вв