Динамика развития рынка мебели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 14:15, реферат

Краткое описание

Производство мебели на сегодняшний момент является перспективным и, доходным делом. Такая услуга, как «Производство мебели на заказ», возникшая в России недавно, занимает важное место в сфере обслуживания населения. Перспективность и доходность производства мягкой мебели объясняется большим количеством потенциальных покупателей.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

 

Тольяттинский государственный университет сервиса

Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

 

Дисциплина «Товароведение и экспертиза древесно-мебельных товаров»

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Динамика развития рынка мебели»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: ст. гр. Т-301

        Звягина С.В.

 

Проверил: Марченко Т.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти 2006

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Производство мебели на сегодняшний момент является перспективным и, доходным делом. Такая услуга, как «Производство мебели на заказ», возникшая в России недавно, занимает важное место в сфере обслуживания населения. Перспективность и доходность производства мягкой мебели объясняется большим количеством потенциальных покупателей.

В 90-х годах количество фирм, занимающихся производством мебели,  значительно увеличилось, увеличилась и конкуренция среди них. Завоевание новых секторов рынка на данном этапе становилось все более сложным занятием даже для истинных профессионалов. Низкие доходы населения не способствуют развитию отрасли.

Развитие рынка мебели зависит от экономического состояния страны. Поэтому экономическая стабильность позволяет в настоящее время отечественным мебельщикам активно наращивать выпуск рабочей мебели.

Устойчивая тенденция последних лет в мебельном производстве характеризуется значительным увеличением изделий мебели с использованием натуральных древесных материалов. Однако ассортимент пород древесины с ярко выраженными декоративными свойствами ограничен самой природой, что в свою очередь сужает возможности дизайнеров и производителей мебели.

Рынок мебели на сегодняшний момент является растущей отраслью экономики. Емкость российского мебельного рынка в 2005 году составила 6,6 млрд. долларов (с учетом доли нелегальных продаж). По словам заместителя генерального директора Ассоциации мебельной и деревообрабатывающей промышленности России Андрея Шнабеля, позитивные моменты роста отрасли продолжатся, и в этом году рынок мебели должен прибавить не менее 20%.

По подсчетам аналитиков, к 2007 году среднедушевое потребление мебели для дома вырастет до 50 долл. на человека, тогда как сегодня россияне тратят на мебель от 20 до 30 долларов в год. Вместе с тем, если сравнивать этот показатель с западными странами, то окажется, что покупать мебель россияне совсем не любят. К примеру, французы тратят на мебель больше 200 евро в год, немцы – до 400 евро. С одной стороны, эти цифры говорят о низкой покупательной способности российского населения, с другой стороны, учитывая увеличение в перспективе платежеспособного спроса на мебель, в этом сегменте  рынка у российских производителей имеются значительные резервы роста.

Сегодня российский  рынок мебели является одним из самых конкурентных. На нем представлены и работают как крупные отечественные мебельные фабрики, так и иностранные поставщики. До недавнего времени импорт мебели уверенно рос. Только с 1999 по 2003 годы он увеличился в 2 раза. В 2003 году доля импорта оценивалась в 43,1%, а в 2004 - уже в 48,1% в стоимостном выражении объема рынка. Однако в конце 2004 года впервые были введены пошлины на импорт  мебели, учитывающие ее ценовую и товарную категорию. При этом увеличились пошлины на ввоз недорогой продукции, которая составляла до 80% мебельного импорта в России, что незамедлительно вызвало отток импорта из страны. Так, например, в 2005 году импорт мебели только из Белоруссии снизился на 9%. Параллельно с повышением пошлин на готовую мебель были снижены с 20 до 10% тарифы на ввоз комплектующих (фасадов, стекла, кромок, фурнитуры). В результате отечественные производители смогли в больших объемах использовать импортную фурнитуру.

Однако на этом мебельщики не остановились. В марте этого года Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности обратилась в межведомственную комиссию по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике при МЭРТ РФ с просьбой установить нулевые ставки ввозной таможенной пошлины на некоторые виды оборудования для мебельной и деревообрабатывающей промышленности. Свою просьбу мебельщики обосновывали тем, что данные меры будут способствовать созданию благоприятных условий для технического перевооружения предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России и повышения конкурентоспособности выпускаемой ими продукции. МЭРТ пошел навстречу мебельщикам и обнулил пошлины на оборудование сроком на 9 месяцев. А в апреле постановлением правительства была утверждена сроком на 9 месяцев ставка ввозной таможенной пошлины на крепежную арматуру, фурнитуру и аналогичные детали из недрагоценных металлов, применяемые для мебели в размере 5% от таможенной стоимости. Все это должно привести к тому, что доля импортной мебели на российском рынке (сегодня она составляет 48,9%) будет снижаться.

 

 

Правда о рынке

По официальной статистике, в последние годы происходит некоторое замедление темпов развития мебельной отрасли. Однако эти данные не дают полной картины происходящего на мебельном рынке.

По оценкам экспертов, отчеты Госкомстата РФ по объемам производства мебельной продукции серьезно отличаются от фактических показателей. Данные о производстве в России древесно-стружечных плит, поставляемых на мебельные предприятия, существенно корректируют ситуацию: объем выпуска мебели должен быть увеличен практически вдвое. Такое разночтение связано с тем, что весомая часть статистических данных по разным причинам не попадает в поле зрения Госкомстата. Кроме этого, общие цифры официальной статистики не отражают ситуацию в отдельных секторах производства или на отдельных предприятиях.

 

 

Самая выгодная продукция

Половину всего мебельного производства в России обеспечивают малые и средние предприятия. Самые перспективные направления бизнеса для небольшой компании - офисная, кухонная и специализированная мебель.

Самыми быстрыми темпами развивается сегмент офисной мебели: с 2000 года продажи ежегодно вырастают на 20-25%. Кроме того, мебельный рынок России стал частью мирового рынка офисных кресел и стульев – на него приходится больше 4% продаж.

На развитии офисной мебели сказывается появление новых предприятий, а также улучшение финансирования бюджетных организаций, которые активно обновляют мебель. Средний и дорогой сегменты развиваются наиболее динамично и стремительно. Поэтому производство офисной мебели для служащих будет наращиваться и занимать все большую долю в структуре продаж, особенно в регионах.

Рост производства офисной мебели отчасти связан с производством базового сырья - древесно-стружечных плит, в том числе и облицованных. Сегодня российские плиты вполне могут конкурировать с недорогим импортом: отечественные заводы ДСП используют те же связующие смолы, облицовочную бумагу и декоры, что и иностранные производители.

Все малые предприятия, включающиеся в производство офисной мебели, начинают с выпуска недорогой корпусной мебели из ламинированной ДСП, так как технология ее изготовления проста, хорошо отработана, а материала - ДСП - производится в России достаточно.

Также входящая в моду MDF-плита - основной материал и для производителей домашней корпусной мебели. Для малых предприятий наиболее выгодно и перспективно производить встроенную мебель, прежде всего кухонную. Недорогая кухня, сделанная в России, наполовину дешевле своего импортного аналога, а качество при этом не хуже. В результате не менее 70% кухонной мебели, представленной на рынке, производится отечественными компаниями.

Лидирующие позиции в структуре потребительского спроса на рынке мебели для дома занимает корпусная и мягкая мебель. На третьем месте по объему продаж – кухонная мебель. По оценкам аналитиков, рынок кухонных гарнитуров насыщен только на 66%, то есть резервов роста у рынка еще достаточно, поскольку практически в каждую новую квартиру покупаются кухни, а вот мягкая мебель - реже. Еще одной тенденций последних лет является приближение стоимости кухонь российского производства к импортным. При этом лояльность россиян к кухням отечественного производства также растет. Вследствие этого импорт кухонной мебели продолжает сокращаться. Период бурного роста отмечается и в секторе мебели для домашнего кабинета. Встроенная мебель пока занимает 2,86% рынка мебели для дома и имеет тенденцию к увеличению доли.

Аналогичная тенденция и в секторе мягкой мебели. Специалисты "Фабрики НИК" подсчитали, что в среднем обеспеченные покупатели меняют диваны и кресла раз в 3-4 года. По их же оценкам, доля отечественной мягкой мебели на рынке составляет 70% (даже учитывая то, что как отмечают эксперты, по-прежнему тяжелее всего конкурировать с иностранцами производителям спален и гостиных), при этом 60% рынка занимает продукция среднего ценового диапазона. Самым большим спросом пользуется мягкая мебель с механизмом трансформации "евро-книжка" и "дельфин". При этом в последние годы изменился спрос на цветовые гаммы: коричневый и серый оттенки обивки сменили более яркие, радостные тона.

Моду на дизайн мягкой мебели диктует Запад. Потребитель отслеживает эти перемены. А производители следуют строго в фарватере запросов покупателей. Обычно от разработки новой модели до запуска ее в серийное производство уходит три месяца, с учетом маркетинговых исследований и сертификации - говорит генеральный директор "Фабрики НИК" Вячеслав Иванов.

Производство мягкой мебели привлекательно для малого бизнеса тем, что его несложно организовать, так как основная часть операций выполняется вручную.

А специализированную мебель можно выделить в самостоятельную долевую нишу, которая, по оценкам экспертов, составляет около 5% мебельного рынка. Наиболее активно растущие направления - это мебель для гостиниц, кафе, ресторанов, досуговых центров, кинотеатров, медицинских учреждений, аптек.

Эта ниша на настоящее время практически не занята, а география клиентов, приобретающих данную продукцию - специализированную мебель и пластиковые выдвижные ящики, - простирается от Москвы до Владивостока.

А вот мебели для ванных комнат продается меньше всего. Невелика доля продаж для такого вида мебели, как кожаная мебель и аксессуары к ней.

 В целом малые и средние предприятия выпускают сегодня не менее половины всей российской мебели.

 

 

В столице тесно и дорого

По концентрации предприятий мебельной отрасли лидирует Центральный федеральный округ  – 43,9% от общего объема выпуска по стране. Это связано с тем, что больше всего мебели продается в московском регионе. По данным консалтинговой группы "Магазин готового бизнеса", в столице и области реализуется до 40% всей российской мебели. А по оценке маркетологов ЗАО "Первая мебельная фабрика", эта цифра еще выше - 67%. Поэтому основная часть мебельных производств тоже расположена в московском регионе, поближе к платежеспособному потребителю.

Однако из-за высокой конкуренции новому предприятию выйти на столичный рынок достаточно сложно - приходится тратить значительные средства на маркетинг и рекламу.

Содержать производство непосредственно в Москве - удовольствие дорогое. Поэтому многие предприятия - и небольшие, и крупные - в последнее время стараются перенести его за пределы кольцевой автодороги. Компания оставляет в столице только небольшой офис, где выставлены образцы продукции. Расходы на доставку мебели в столицу из соседних областей оказываются гораздо ниже, чем плата за содержание производства в столице.

- В настоящее время мы ищем  подходящие площади в Подмосковье, - свидетельствует директор компании "НПФ Стэнсис" Константин Васильев. - Перенос производства за город  позволит нам на 40% сократить расходы на его содержание.

Если создавать мебельное предприятие в столице, то лучше построить свое здание или найти подходящее помещение и выкупить его в собственность. Причем следует заранее предусмотреть возможности для последующего увеличения площадей. Так как со временем может возникнуть необходимость в расширении производства.

В регионах простора для ведения мебельного бизнеса больше, чем в Москве. Население там, конечно, победнее, но доходы людей постепенно растут. Поэтому потенциал у региональных рынков есть.

Для малых предприятий особенно перспективны те регионы, куда еще не дотянулись руки крупного бизнеса. Фактор близкого нахождения производства - очень веский аргумент для местных потребителей. Ведь они могут напрямую обратиться к производителю и в случае необходимости поменять купленный товар. А производитель имеет возможность сократить время оборота средств.

Чтобы не организовывать в регионах мебельное производство "с нуля", вкладывая в дело значительные средства, некоторые фирмы идут другим путем: покупают долю в действующей фабрике.

Большинство региональных мебельных предприятий очень нуждается в пополнении оборотных средств и в инвестициях на перевооружение, - говорит  ген. директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Ольга Гурлева. - Если раньше их владельцы категорически отказывались поделиться собственностью в обмен на инвестиции, то сегодня их менталитет поменялся. В Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности есть список с характеристиками 30 региональных мебельных предприятий, директора которых готовы продать часть акций, чтобы получить дополнительные средства на развитие своих компаний.

 

 

Оперативность важнее объемов

Прежде чем подступаться к организации собственного мебельного производства, для начала лучше поработать в сфере торговли мебелью. Это позволит изучить рынок. Такой путь прошли многие ныне процветающие компании.

- Мы сначала занимались торговлей  импортной мебелью, в том числе  кухонной, - рассказывает директор  компании "НПФ Стэнсис" Константин Васильев. - Но кризис 1998 года поломал этот бизнес. Тогда мы решили организовать собственное технологически несложное производство. Выбор пал на изготовление кухонной мебели, поскольку эту продукцию мы уже достаточно хорошо знали. Конструкционную основу кухонь мы делаем сами, а двери, столешницы и фурнитуру закупаем.

Информация о работе Динамика развития рынка мебели