Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июля 2014 в 19:55, реферат
Цель работы - рассмотреть дискриминацию на российском рынке труда.
Задачами являются:
1.Изучить понятие дискриминация и ее виды;
2. Проанализировать дискриминацию на российском рынке труда
3. .Изучить методы преодоления дискриминации
Введение………………………………………………………………………………….2
1. Определение и виды дискриминации на рынке труда……………………………3
2. Дискриминации на российском рынке труда………………………………………6
3. Антидискриминационная политика на рынке труда………………………………12
Заключение………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………………………………16
Не секрет, что сегодня работодатели хотят видеть у себя в штате людей одновременно молодых, не обремененных какими-либо обязательствами, и опытных. Сегодня работодатель не хочет вкладываться в обучение и развитие нового поколения, а завтра опять будет кричать, что стоящих специалистов на рынке нет, а те, что есть, слишком дороги.
В современной
России и в других странах
проблема дискриминации
Это явление противоречит извечным устремлениям человечества к свободе, равенству, справедливости. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Поэтому так важно говорить о дискриминации в трудовых отношениях. И не только говорить, но искать способы защиты тех категорий граждан, которые подвергаются дискриминации.
Цель работы - рассмотреть дискриминацию на российском рынке труда.
Задачами являются:
1.Изучить понятие дискриминация и ее виды;
2. Проанализировать дискриминацию на российском рынке труда
3. .Изучить методы преодоления дискриминации
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
Дискриминация в сфере экономических отношений — явление достаточно распространенное. В курсе микроэкономики, например, рассматривается ценовая дискриминация — установление различных цен на один и тот же товар или услугу (вне зависимости от издержек) для разных покупателей.
Дискриминация - несправедливое, предвзятое отношение к отдельным людям или общественным группам (женщинам, иммигрантам, национальным меньшинствам, пожилым или очень молодым работникам и др.). Она может иметь место в социальной, политической или экономической сферах, в частности в сфере трудовых отношений. Это - нерыночный "инструмент", препятствующий эффективному распределению и использованию ресурсов. Страдает и социальная обстановка в стране, поскольку применение дискриминационных методов разлагает общественные нравы, приучает людей оправдывать ксенофобию или иные формы негуманного отношения к людям.
Существует дискриминация и на рынке труда. Ее можно определить как неравные возможности работников, обладающих равной продуктивностью, или неодинаковое к ним отношение со стороны работодателей, общества, государства.
Понятие дискриминации не имеет однозначной дефинитивной конструкции ни в правовой доктрине, ни в законодательстве. В части 3 статьи 37 Конституции РФ установлено, что "каждый имеет право на... вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации...". Однако содержание термина "дискриминация" конституционная норма не раскрывает.
Попытка "расшифровки" понятия "дискриминация" предпринята в статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 136 УК РФ. Дискриминация определяется как нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Между тем в части 2 статьи 19 Конституции РФ такого дискриминационного признака, как принадлежность к "каким-либо социальным группам", нет - используется формулировка "а также других обстоятельств".
Таким образом, в России возникла необходимость не только в комплексном общеправовом исследовании такого феномена, как дискриминация в сфере труда, т.е. выявлении ее сущности, придании ему статуса специфического предмета общетеоретического, межотраслевого правового и социально-философского познания, выработать адекватные онтологические, гносеологические, аксиологические и методологические принципы ее анализа, но и в четком законодательном закреплении и расшифровке.
Трудовой дискриминации могут подвергаться как отдельные работники, так и их определенные группы.
Основанием для дискриминации на рынке труда выступают расовые, этнические, гендерные, возрастные и другие характеристики рабочей силы.
Основные причины дискриминации: отсутствие фактического равенства членов общества, развитие рыночных отношений, несовершенство законодательства, невозможность применения теоретических конструкций на практике, отсутствие механизмов правового регулирования, например по вопросам миграции и др.
Выделяют несколько видов дискриминации на рынке труда:
устойчивое разделение
6. Дискриминация в образовании и профессиональной подготовке. Формальные ограничения доступа человека к образованию по причине иностранного гражданства, незнания государственного языка и т.п. встречаются редко, но даже в развитых странах перед определенными группами населения возникают преграды на пути получения образования и профессиональной подготовки. Например, человеку, родившемуся в бедной семье, может просто не хватить денег для продолжения обучения. Иммигрантам вообще приходится нелегко. И заработки у них ниже, и инвестировать в человеческий капитал им сложнее. Уровень образования у женщин во многих странах ниже, чем у мужчин. Таким образом, уровень образования, квалификации и в целом профессиональной подготовки к трудовой деятельности оказывается ниже именно у людей, подвергающихся трудовой дискриминации.
Все виды дискриминации тесно связаны между собой, порождают и усиливают друг друга. К примеру, дискриминация в образовании способствует профессиональной сегрегации, которая, в свою очередь, закрепляет и углубляет неравный доступ к образованию. Возникает «порочный круг»: дискриминация определенной группы людей снижает уровень ее доходов и возможности инвестиций в человеческий капитал, что затрудняет доступ представителей этой группы к высокооплачиваемым профессиям и укрепляет профессиональную сегрегацию.
В России, как и во многих странах мира, приняты специальные законы, запрещающие нанимателям дискриминацию по признаку пола, расы, национальности, возраста и т.п. и утверждающие равные права людей на получение образования, работу, равную оплату за равный труд. В соответствии с принятыми страной международными обязательствами, Россия гарантирует на своей территории защиту от всех форм дискриминации. Дискриминация в трудовой сфере воспринимается особенно болезненно, будучи связана с удовлетворением насущных потребностей человека и реализацией его важнейших прав и свобод. В Трудовом кодексе РФ запрет дискриминации в сфере труда выражен ясно и категорично. Но до воплощения этих антидискриминационных законов в жизнь еще очень далеко.
Трудовая дискриминация в нашей стране проявляется в неравной оплате равного труда, неравных условиях найма, увольнения и продвижения по службе, а также в профессиональной сегрегации.
Наиболее доступную информацию можно получить о гендерных аспектах дискриминации на российском рынке труда. Отметим, что гендерной дискриминации в образовании в России практически нет (за редким исключением, когда отдельные вузы стараются, обычно негласно, принимать на бюджетные места в первую очередь юношей, оправдывая это тем, что специальность, к которой институт готовит студентов, мужская). Женщины лидируют в области как высшего, так и среднего профессионального образования. Правда, женщины реже, чем мужчины, проходят профессиональную подготовку и переподготовку на предприятиях и в организациях.
Что касается неравной оплаты равного по качеству и сравнительной ценности труда мужчин и женщин, то оценить уровень подобной дискриминации достаточно сложно.
В настоящее время женщины получают в среднем всего 64% от заработной платы мужчин. Кстати, социологические исследования показывают отсутствие амбиций у женщин, которые согласны работать за заработную плату, на 30% меньшую, чем у мужчин.[6]
Основную причину гендерной дискриминации в России, масштабы которой достаточно велики, следует искать в профессиональной сегрегации мужчин и женщин на российском рынке труда. Именно она чаще всего лежит в основе неравной оплаты равного по сравнительной ценности труда.
Традиции профессиональной сегрегации закладывались еще в СССР. В общественном сознании за женщинами закрепились определенные профессии: воспитатель, педагог, врач (преимущественно детский), секретарша, лаборантка, доярка. Сформировалось деление отраслей и сфер деятельности на мужские и женские. При этом централизованная тарифная политика многие десятилетия отдавала предпочтение традиционно мужским отраслям — тяжелой и добывающей промышленности, строительно-монтажным работам, где мужчинам выплачивались надбавки за тяжесть работ, доплаты за сверхурочную работу. В пользу мужчин складывалась и должностная иерархия, поэтому их заработки на любом предприятии обычно были выше.
Профессиональная сегрегация сохранилась и в современной России. Женщины преобладают в текстильной, пищевой и швейной промышленности, в торговле и общественном питании, здравоохранении и в сфере социальной защиты, в образовании, культуре и искусстве. Размер заработной платы в «мужских» отраслях заметно выше, чем в «женских».
Исследования, проводившиеся в последние годы показали, что: