Дифференциация доходов в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 16:21, контрольная работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить дифференциацию доходов населения в зарубежных станах.
Задачи исследования: выявить сущность понятия дифференциация доходов; дать сравнительный анализ уровня доходов населения в зарубежных станах.

Содержание

Введение 3
Дифференциация доходов в зарубежных странах 4
Заключение 9
Список использованной литературы 10

Вложенные файлы: 1 файл

Политика доходов и расходов.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

Введение                                                                                                                       3

Дифференциация доходов в зарубежных странах                                                   4

Заключение                                                                                                                   9

Список использованной литературы                                                                       10

 

Введение

 

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий. Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей. В широком смысле понятие «уровень жизни населения» включает еще условия жизни, труда и занятости, быта и досуга, его здоровье, образование, природную среду обитания. Категория уровня жизни по своему исходному содержанию носит сопоставительный характер и предусматривает сравнение значений соответствующих показателей во временном или в пространственном аспектах.

В настоящее время  проведение таких сопоставлений  является актуальным. Сопоставление уровня жизни в пространственном разрезе представляется важным, потому что оно позволяет оценить влияние проводимых социально-экономических преобразований на жизнь населения. Сопоставление между отдельными отраслями деятельности необходимо для учета различий в уровне и условиях жизни населения.

Одна из более важных тем на сегодняшний день являются материальные доходы и их правильное распределение. Распределение доходов имеет свои особенности на каждом этапе общественного развития. Распределение доходов в рыночной экономики не гарантирует каждому человеку приемлемый уровень дохода независимо от наличия у него фактора производства и итогов экономической деятельности. Любая ломка сложившихся экономических стереотипов, переход на новые принципы хозяйствования связаны с усилением социальной принадлежности, ухудшением условий жизни населения.

Цель исследования: изучить дифференциацию доходов населения в зарубежных станах.

Задачи исследования: выявить сущность понятия дифференциация доходов; дать сравнительный анализ уровня доходов населения в зарубежных станах.

 

Дифференциация доходов  в зарубежных странах

 

Дифференциация (разность) доходов населения есть разница в доступе к собственности и власти разных классов, социальных групп и слоёв населения в границах определённой экономической системы, что отражается в уровне их доходов, прежде всего, денежных.

Главная причина разницы доходов в современном обществе кроется в самой экономической системе капитализма, основанной на частной, коллективной и государственной формах собственности. Такая форма собственности приспособлена к отчуждению большинства населения от получаемых доходов.

Частично дифференциация имеет  объективные причины. Биологически существуют неодинаковые физические и умственные способности. Умственно отсталые живут на пособия, они не могут конкурировать с людьми здоровыми. Биосоциально способности и творческие способности природой даны разные. Кроме этого при одинаковых доходах разница в жизненном уровне зависит от количества членов семьи, частично - от возраста.

Определяющими среды социально-экономических  причин является подход государства к процессу социализации. Наиболее интенсивно проходит процесс социализации в Швеции; в ней самая маленькая дифференциация в доходах [5, 105].

Показателем дифференциации является децильный коэффициент и квинтиль. Децильный коэффициент определяется выделением 10% наиболее богатых и наиболее бедных слоёв населения, 20% соответствующих групп населения - квинтиль, 30% и т.д. На основе этих интегральных рядов рассчитываются показатели дифференциации в денежных доходах [6, 215].

Есть ещё показатель концентрации (индекс Джини). Он раскрывает ступень отклонения фактического распределения доходов от равномерного.

Такие показатели неравномерности  скрывают фактическую величину богатства в руках финансовой олигархии. Более точным есть измерение 1% наиболее богатых к общей суме национального дохода. Она покажет поляризацию реальных доходов.

В дифференциации доходов есть понятие "бедность". Уровень бедности, или линия бедности, выражается в процентах части населения, семейный бюджет которой находится ниже абсолютного уровня. Расчёт минимальной потребительской корзины, которая официально объявляется в стране, даёт возможность определить черту бедности. В США за чертой бедности 22,4% в 1959г.; в 2009 - 13% [4, 13]. Так происходит снижения уровня бедности. С точки зрения американцев, если на продукты тратится больше 1/3 доходов, то это бедность. На Украине за чертой бедности те, чей доход на каждого члена семьи в 2010 году меньше 687 гривен - минимального прожиточного минимума. Работающие люди в развитых странах бедными не бывают. В Украине по официальным данным 78% всех бедных являлись семьи, где кто-то из взрослых работал. В целом по стране Украина 80% населения за чертой бедности. Попытки вывести Украину из этого состояния пока успехом не увенчались.

Как показывает зарубежный опыт,  снижение дифференциации доходов и уровня бедности населения достигается и за счет перераспределения государством доходов с помощью социальных трансфертов,  с одной стороны,  и прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц с другой.  Эффективность этих перераспределительных мер во многих странах достаточно высока [1, 92].

Европейские страны значительно различаются по тому,  в какой степени социальные трансферты способствуют снижению уровня бедности населения. Это обусловлено в основном двумя причинами:  собственно уровнем общественных расходов на социальные пособия и социальную помощь и адресностью социальных трансфертов,  под которой понимается их доля в общей сумме трансфертов, предназначенная для наименее обеспеченных слоев населения.

Согласно приводимым данным,  страны,  в которых социальные трансферты лишь в незначительной степени способствуют снижению уровня бедности населения  (Греция,  Испания,  Италия,  Португалия),  характеризуются –  по сравнению с другими странами –  как существенно меньшим уровнем общественных расходов на эти цели,  так и низкой адресностью социальных пособий [7, 79].

Снижению дифференциации доходов  и сокращению уровня бедности населения способствует и принятая в зарубежных странах система налогообложения доходов физических лиц. Практически во всех странах применяется прогрессивная шкала налога на трудовые доходы. Кроме того, наемные работники, как и работодатели, вносят взносы в систему социального страхования,  являющиеся аналогом российского единого социального налога.  При этом в разных странах применяются различные шкалы единого социального налога  (ЕСН):  в большинстве стран –  плоская шкала,  а в некоторых –  прогрессивная или регрессивная. Шкала налога на трудовые доходы (включая ЕСН), уплачиваемого наемными работниками,  а также суммарного налога на оплату труда  (включая ЕСН,  уплачиваемый работодателями)  во всех странах является прогрессивной [2, 187].

Во многих странах такая прогрессия достаточно высока и при не очень  высоких различиях в уровне трудовых доходов.

Таблица 1

Уровень налоговой  нагрузки на доходы физических лиц  по квинтильным 

доходным группам  населения  (налоговая нагрузка первого  квинтиля = 1)

в некоторых  зарубежных странах

Страна

Первый квинтиль

Второй – четвертый  квинтили

Пятый квинтиль

Бельгия

1

5,80

8,44

Великобритания 

1

2,39

2,74

Германия 

1

2,46

3,11

Дания

1

1,28

1,52

Италия 

1

1,82

2,29

Норвегия 

1

1,87

2,13

Португалия 

1

1,25

1,88

США

1

3,43

3,74

Финляндия

1

2,07

2,79

Чешская Республика

1

2,27

3,49

Япония 

1

1,32

1,48


 

Принятая в зарубежных странах система налогообложения доходов физических лиц направлена на облегчение налогового бремени граждан с меньшими номинальными доходами за счет усиления этого бремени наиболее обеспеченных граждан.  В таблице 1 приведены данные по уровню налогового бремени (налоги на доходы физических лиц)  разных доходных групп населения. В результате применения такой системы налогообложения доходов физических лиц существенно снижается дифференциация располагаемых доходов по сравнению с номинальными и снижается уровень бедности населения [3, 24].

Снижение дифференциации доходов населения следует рассматривать не только в качестве меры сокращения уровня бедности. В этой связи следует отметить, что за рубежом в последнее время вновь возник интерес к проблеме взаимосвязи показателей экономического роста и неравенства в распределении доходов.  До этого,  начиная с 50-х годов ХХ в.  в экономической теории доминировала точка зрения,  согласно которой,  во-первых, экономический рост приводит сначала к увеличению,  а затем к снижению дифференциации доходов, и,  во-вторых,  более высокая дифференциация доходов стимулирует и более высокие темпы экономического роста. Исходя из этих постулатов следует,  что проблема неравенства в распределении доходов и соответственно бедности части населения является второстепенной по отношению к проблеме обеспечения высоких темпов экономического развития,  которое в конечном счете автоматически приведет к значительному снижению уровня бедности.  Соответственно вполне оправданными представляются тогда и рекомендации по проведению экономической политики,  которым следует российское правительство:  максимальная либерализация экономики,  снижение уровня налогообложения высоких доходов, сокращение общественных расходов на социальные программы.

Проведенные за рубежом в последнее время масштабные межстрановые эконометрические исследования поставили под сомнение корректность этих постулатов. Было показано, что экономический рост может сопровождаться как повышением,  так и снижением уровня дифференциации доходов,  который зависит не от темпов экономического развития страны,  а от проводимой государством социально-экономической политики.  Кроме того, –  и это представляется наиболее важным –  оказалось,  что более равномерное распределение доходов населения и собственности обеспечивает более высокие темпы экономического роста [3, 25].

Показателен в этом отношении  опыт экономического развития «восточноазиатских тигров»,  в первую очередь Южной Кореи и Тайваня, обеспечивших очень высокие темпы экономического роста и масштабное сокращение уровня бедности населения при изначально невысоком уровне неравенства.  Вместе с тем в Латинской Америке,  для которой традиционно характерен крайне высокий уровень неравенства, большинство стран не достигли значительных успехов в экономическом развитии. Кроме того, даже в тех странах, где темпы экономического роста были относительно высокими  (например, в Бразилии или Чили)  сохранившееся на высоком уровне или даже возросшее неравенство не позволило решить проблему существенного сокращения массовой бедности населения. 

То, что меньшее неравенство  в распределении доходов обеспечивает более высокие темпы экономического развития,  может объясняться несколькими причинами. Во-первых, меньшее неравенство способствует большему росту человеческого капитала – большей доступности качественного образования и здравоохранения. Тем самым повышается производительность совокупной рабочей силы общества. Другой причиной,  по которой меньшее неравенство способствует экономическому росту,  является рост внутреннего рынка товаров и услуг вследствие более высокого уровня совокупного спроса на продукцию собственного производства [3, 26].

В исследованиях зарубежных экономистов была выявлена также  отрицательная связь с темпами экономического роста не только уровня дифференциации доходов, но и неравенства в распределении собственности. Более того, было показано, что именно высокий уровень такого неравенства наиболее негативно влияет на темпы экономического развития страны.

 

Заключение

 

Дифференциация есть разница в уровне доходов. Эта разница имеет главную объективную причину: владельцы средств производства отчуждают от полученных в производстве наёмных работников результатов производства в свою пользу. Есть разные показатели дифференциации: децильный коэффициент, квинтиль, процент самых богатых и процент наибеднейших слоёв населения. Границей бедности есть законодательно установленный уровень денежных доходов за определённой промежуток времени, который позволяет удовлетворить лишь минимальные физические потребности.

Экономический рост может сопровождаться как повышением,  так и снижением уровня дифференциации доходов,  который зависит не от темпов экономического развития страны,  а от проводимой государством социально-экономической политики.  Кроме того, –  и это представляется наиболее важным –  оказалось,  что более равномерное распределение доходов населения и собственности обеспечивает более высокие темпы экономического роста.

То, что меньшее неравенство  в распределении доходов обеспечивает более высокие темпы экономического развития,  может объясняться несколькими причинами. Во-первых, меньшее неравенство способствует большему росту человеческого капитала – большей доступности качественного образования и здравоохранения. Тем самым повышается производительность совокупной рабочей силы общества. Другой причиной,  по которой меньшее неравенство способствует экономическому росту,  является рост внутреннего рынка товаров и услуг вследствие более высокого уровня совокупного спроса на продукцию собственного производства.

Информация о работе Дифференциация доходов в зарубежных странах