Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 02:25, курсовая работа
До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки аэроплана, компьютера, реактора или спутника компания может взять его в лизинг. Авиа- и железнодорожные компании берут в лизинг огромное количество оборудования, многие компании и мотели берут в лизинг свое имущество, а различные магазины - здания и склады. Даже предприятия коммунальных услуг обратились к лизингу, т. к. для них все труднее становится брать деньги в кредит.
Введение
I Понятие лизинга
Становление лизинга в России
Нормативное регулирование лизинга в РФ
Понятие и виды лизинга
Особенности лизинга
II Договор лизинга
2.1 Предмет договора лизинга
2.2 Субъекты договора лизинга
2.3. Права и обязанности субъектов договора лизинга
III Лизинг как вид инвестиционной деятельности
2.1 Роль лизинговых операций в инвестиционной деятельности стран Европы
2.2 Роль лизинговых операций в России
Заключение
Список используемой литературы
План.
I Понятие лизинга
II Договор лизинга
2.1 Предмет договора лизинга
2.2 Субъекты договора лизинга
2.3. Права и обязанности субъектов договора лизинга
III Лизинг как вид инвестиционной деятельности
2.1 Роль лизинговых
операций в инвестиционной
2.2 Роль лизинговых операций в России
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Что означает инвестиционная деятельность для государства? Прежде всего, это один из важнейших способов вывести производственные отрасли России из застоя, поднять уровень производства в стране до необходимой для нормального функционирования экономики отметки, данная проблема, безусловно, заслуживает рассмотрения.
Одними из определяющих показателей уровня благосостояния государства являются объем и структура инвестиций в национальную экономику. Руководствуясь этим критерием, Россию трудно отнести к развитым странам. Само понятие инвестиционной деятельности было впервые законодательно определено только в 1991 году. Несмотря на значительное количество выпущенных к настоящему моменту документов, далеко не все аспекты инвестиционной деятельности нашли отражение в нормативных актах - пока лишь намечены основные направления инвестиционной политики государства.
Преобразование под
До начала 60-х годов лизинг в зарубежных странах в основном затрагивал розничные компании, которые часто арендовали свои помещения. В течение последних трех десятилетий популярность лизинга резко возросла; вместо того, чтобы занимать деньги для покупки аэроплана, компьютера, реактора или спутника компания может взять его в лизинг. Авиа- и железнодорожные компании берут в лизинг огромное количество оборудования, многие компании и мотели берут в лизинг свое имущество, а различные магазины - здания и склады. Даже предприятия коммунальных услуг обратились к лизингу, т. к. для них все труднее становится брать деньги в кредит.
Актуальность развития лизинга в России обусловлена, прежде всего, неблагоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, низкая эффективность его использования, необеспеченность запасными частями и т. д.), все эти факторы тормозят развитие производства в нашей стране, Россия не является производителем, как говорят многие политики: «Россия – это лишь сырьевой придаток Запада». Естественно, эти проблемы необходимо разрешать и одним из вариантов их решения может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций. Выбранная мной тема актуальна еще и потому, что, получив более или менее подробное урегулирование с принятием Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О лизинге» финансовая аренда (лизинг) получила свое развитие и стала широко использоваться как в инвестиционной, так и в предпринимательской деятельности, соответственно будущему юристу необходимо знать правовые основы и сущность лизинга как вида инвестиционной деятельности.
I Понятие лизинга
В России лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Однако и раньше напрокат сдавались легковые машины, а прокат по своей сущности близок к оперативному лизингу.
Позже, в 70- 80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями прежде всего как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т.д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок.
Начало современного развития лизинговых операций на отечественном рынке можно отнести к 1988 — 1989 гг. в связи с внедрением арендных форм хозяйствования. Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810-1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 “О плане счетов бухгалтерского учета”, в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете.
Правительство России своим постановлением от 29 июня 1995 г. № 633 утвердило Временное положение о лизинге, которое заложило нормативные и методологические основы лизинговой деятельности в нашей стране.
Следуя общепринятой в мире практике, Временное положение определило лизинг как самостоятельный вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору лизинга (финансовой аренды) лизингодатель обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество лизингополучателю за плату во временное пользование для предпринимательских целей. При этом указывалось, что объектом лизинга может быть любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по действующей классификации к основным средствам, кроме имущества, запрещенного к свободному обращению на рынке. Субъектами лизинговой сделки признавались продавец (изготовитель или поставщик) имущества, его приобретатель (лизингодатель) и пользователь (лизингополучатель), которые связаны между собой договорами купли-продажи и лизинга.
Схожие в целом трактовки основных проблем лизинга содержались и во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации (гл. 34, § 6 ), вступившей в действие 1 марта 1996 г.
Эффективность лизинга напрямую зависит от гибкости государственной амортизационной политики. В рамках общего курса на повышение роли амортизационных отчислений как одного из основных источников формирования инвестиций постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» был установлен порядок, по которому ко всем видам движимого лизингового имущества, относящегося к активной части основных фондов, мог применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации, здесь также было определено что лизинговое имущество в течение всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя, за исключением имущества, приобретаемого за счет бюджетных средств.
Развивалась методическая база лизинга. Министерством экономики и Министерством финансов Российской Федерации были разработаны типовой устав акционерной лизинговой компании, примерная форма договора о финансовом лизинге, методические рекомендации по расчету лизинговых платежей. Минфин РФ также утвердил инструкцию по бухгалтерскому учету лизинговых операций.
29 октября 1998 г. был принят Закон Р "О лизинге", который вступил в силу 5 ноября 1998 г., в указанном законе была предпринята попытка детально
определить правовые и организационные особенности лизинга, заложить основу для реформирования налогового, валютного, таможенного законодательства в части лизинговой деятельности.
На мой взгляд, положения закона более удачны в отношении юридических формулировок, более точны и определенны, чем положения ранее действующего законодательства. Это как бы комплекс всего накопленного опыта правового регулирования лизинговой деятельности. О том, как дальше пойдет развитие лизинга в России покажет время.
Активность дальнейшего
Важнейшим условием интенсивного развития лизинга в российской экономике является формирование нормативно-законодательной базы лизинговых отношений. Начиная с 1994 г. органы исполнительной и законодательной власти приняли больше десяти нормативных актов, в целом способствующих развитию лизинга в России. Среди положительных аспектов нормативной базы, регулирующей лизинговую деятельность, следует отметить следующие:
• наличие основных определений терминов лизинга;
• достаточная свобода договорных отношений;
• ускоренная амортизация лизингового оборудования, включение затрат на осуществление лизинговой сделки в себестоимость продукции;
• рекомендации об установлении таможенных льгот для лизинговых компаний;
• рекомендации о снижении некоторых налогов для лизинговых компаний;
• ратификация Конвенции о международном финансовом лизинге.
Ниже проанализированы основные нормативные акты (в хронологическом порядке) относительно их влияния на законодательную базу лизинга и создания более прогрессивных и благоприятных условий для его успешного развития в России.
Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности». В этом Указе впервые было дано определение лизинга и его объектов, установлена организационно-правовая форма создания лизинговых компаний. В Указе финансовый лизинг определяется как вид предпринимательской деятельности, направленной на вложение временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда лизингодатель согласно договору о финансовом лизинге берет на себя обязательство приобрести имущество лизингополучателю во временное пользование для предпринимательских целей за плату.
Указ также обязал правительство:
• подготовить рекомендации
по вопросу о присоединении
• использовать мировой опыт при разработке лизингового законодательства в России;
• установить таможенные льготы для оборудования, ввозимого по лизинговому договору;
• разработать постановление по вопросам финансового лизинга.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» и утвержденное им Временное положение о лизинге. В этом Положении были определены общие принципы осуществления лизинговых операций, права и обязанности участников лизингового договора, а также состав и порядок лизинговых платежей, требования к отражению лизинговых операций в бухгалтерском учете. Кроме того, это постановление предусматривало подготовку предложений о предоставлении налоговых льгот для лизингодателей и инвесторов, осуществляющих операции финансового лизинга со сроком действия не менее трех лет.
Письмо Центрального банка Российской Федерации от 30 июня 1995 г. № 12-16-1/422 «Об упорядочении валютных платежей за оборудование, взятое по договору лизинга». В нем лизинговые платежи не рассматривались как текущие валютные операции, а это означало, что для реализации договоров международного лизинга необходимо наличие лицензии Центрального банка России, причем для каждого договора — отдельной. Данное требование снижает привлекательность международного лизинга, так как получение лицензии связано с большими затратами времени, а кроме того, предусматривается дополнительная отчетность перед Центральным банком.
Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 сентября 1995 г. № 105 «Об отражении в бухгалтерском, учете и отчетности лизинговых операций». Этот приказ явился первым нормативным документом, регламентирующим бухгалтерский учет лизинговых операций в России. В настоящее время он признан полностью утратившим силу в связи с выходом приказа Министерства финансов РФ № 15 от 17 февраля 1997г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 г. № 1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли». В соответствии с этим постановлением субъекты лизинговой деятельности получили возможность относить на себестоимость продукции (работ, услуг) лизинговые платежи по операциям финансового лизинга и проценты по полученным заемным средствам, используемым для осуществления лизинговых договоров с учетом установленных ограничений.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. (Вступил в действие 1 марта 1996 г.). Раздел Гражданского кодекса (гл. 34, § 6), посвященный финансовой аренде, закрепляет некоторые временные нормы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации № 633. Указанный параграф содержит определение договора финансовой аренды и его предмета, условия передачи арендатору предмета договора финансовой аренды, перехода к арендатору риска случайной гибели или случайной порчи имущества и др. Гражданским кодексом установлено, что лизинговая сделка определяется отношениями трех сторон: продавца, лизингодателя и лизингополучателя. Лизингодатель является собственником оборудования, передаваемого в аренду.