Доходы: их источники и распределение в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 13:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение состава и структуры доходов России, а также их распределение.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть понятие федерального (государственного) бюджета, его функции;
изучить понятие доходов бюджета и рассмотреть состав и структуру доходов России;
посмотреть зарубежный опыт формирования доходов федерального бюджета на примере США.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Формирование доходов в Российской Федерации……………………5
1.1. Государственный бюджет и его функции…………………………………..5
1.2. Доходы федерального бюджета……………………………………………..8
Глава 2. Структура доходов федерального бюджета Российской Федерации…………………………………………………………..…..11
2.1. Налоговые доходы федерального бюджета Российской Федерации……………………………………………………………....11
2.2 Неналоговые доходы федерального бюджета РФ……………..………..…14
Глава 3. Формирование доходов за рубежом на примере США ……………..17
Глава 4. Проблемы формирования и распределения доходной части бюджета и пути их решения……………………………………...........................22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...30
Приложение «Состав доходов федерального бюджета РФ»……………….…32
Приложение «Основные показатели федерального бюджета США»………34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 222.50 Кб (Скачать файл)

Основная часть американских граждан (до 90%) выплачивает в виде налогов 25% от своих доходов, у остальных 10% доля налоговых отчислений выше (иногда достигает 50%). К основным федеральным налогам относят индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций.

Налоги в США признаются одними из самых низких в индивидуально развитых странах – их доля составляет всего 28% ВВП (в среднем в развитых странах этот показатель достигает 38%). Это объясняется достаточно большой степенью "терпимости" американского бюджета к дефициту, который в конечном счете финансируется денежной эмиссией.10

Важную роль в бюджетно-налоговой  практике США играют налоговые льготы, представляемые налогоплательщикам федеральным  правительством. Налоговые льготы и  преференции (преимущества) являются одним  из важнейших и гибких инструментов налогового регулирования. Сокращение бюджетных поступлений за счет предоставленных льгот в значительной мере компенсируются повышением акцизов на сигареты, авиабилеты и др.

К особенностям индивидуального  подоходного налогообложения в  США можно отнести следующие:

  • Прогрессивный характер налогообложения
  • Дискретность налоговых отчислений – каждая более высокая ставка применима лишь к строго определенной части облагаемой суммы
  • Регулярное изменение в законодательном порядке ставок налогообложения
  • Универсальность обложения – при равенстве сумм дохода действуют одинаковые налоговые ставки
  • Наличие большого количества целевых скидок, льгот и исключений
  • Обособленность от налоговых сборов отчислений в фонды социального обеспечения
  • Фиксированный минимальный уровень индивидуальных доходов, не подлежащих налогообложению

В приложении 2 приведены показатели доходов федерального бюджета США по основным источникам до 2009 года. Сумма поступлений налога составляет 1210 млрд. долл. в 2009 г.

Второе место по значимости занимают взносы на социальное страхование, доля которых в федеральном бюджете за последнее десятилетие выросла до 39-40 %.

Налог на прибыль корпораций испытывает наибольшее влияние колебаний  конъюнктуры, поэтому столь заметны  изменения его удельного веса в доходах бюджета.

Таким образом, по всем статьям  поступления в бюджет в абсолютном выражении неуклонно увеличиваются. В 2005г. доходы бюджета составили 2036 млрд. долл. По оценке экспертов МВФ, в среднесрочной перспективе ожидается стабильный рост доходов (рис.3.1.)

Рис.3.1. Динамика доходов федерального бюджета США

Млрд. долл.

годы


Все 50 штатов США обладают широкими бюджетно-налоговыми полномочиями. Они имеют право вводить такие  же прямые налоги, которые существуют на уровне федерации, и определять ставки и базу налогообложения.

Для США характерно наделение  бюджетов разных уровней источниками  доходов, в целом достаточными для  их функционирования. Около 2/3 налогов  поступает в федеральный бюджет. Остальная часть примерно поровну распределяется между штатами и местными бюджетами. В консолидированном бюджете США структура доходов федеральных, региональных и местных бюджетов с учетом финансовой помощи составляет 50; 28 и 22% соответственно.11

В существующих условиях такое деление представляется американскому обществу наиболее приемлемым, несмотря на постоянную критику в адрес структуры бюджета, бюджетных процедур и требования понизить федеральную долю в общих расходах по стране.12

В ноябре 2005 г. группа специалистов по федеральной налоговой реформе рекомендовала два возможных пути упрощения американского налогового законодательства:

А) "план упрощения налога на прибыль", предполагающий:

  • Уменьшить количество интервалов налогообложения доходов физических лиц до четырех, которым будут соответствовать налоговые ставки 15%, 25%, 30% и 33%;
  • Исключить 100% суммы дивидендов, которые американские компании выплатили со своих доходов, полученных на территории США;
  • Исключать 75% доходов, полученных за счет прироста капитала по вложениям в американские компании (налоговая ставка будет составлять 3,75 – 8,25%);
  • Облагать полученные проценты по обычным налоговым ставкам;
  • Облагать малый бизнес по индивидуальным ставкам (максимальную ставку снизить до 33%);
  • Облагать крупные компании по ставке 31,5 % по территориальному принципу, при этом упростить систему понижения коэффициентов;

Б) "налоговый план, содействующий экономическому росту и инвестициям", предполагающий:

  • Три ставки налогообложения доходов физических лиц: 15%, 25% и 30%;
  • Все доходы от дивидендов, прироста капитала и проценты облагать по ставке 15%;
  • Частных предпринимателей облагать по индивидуальным ставкам, снизив их максимальный уровень до 30%;
  • Других представителей малого бизнеса облагать по ставке 30%
  • Крупные компании облагать по ставке 30% по месту осуществления деятельности; сумму, подлежащую налогообложению, уменьшать на объем новых инвестиций;
  • Не проводить корректировку на сумму уплаченных и полученных процентов, за исключением финансовых учреждений.

Оба плана предполагают отменить минимальный налог на доходы физических лиц, из-за которого в 2006г. 21 млн. налогоплательщиков пришлось заплатить больше налогов, а к 2015г. еще большему числу – 52 млн. налогоплательщиков.

Контроль над сбором налогов осуществляет служба внутренних доходов (СВД), отвечающая за внутренние налоги; таможенное бюро, отвечающее за таможенные сборы, а также бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельному оружию.

К основным правам налогоплательщиков в соответствии с американскими законами, охраняющими их интересы, относятся:

  • Получение бесплатной информации и помощи при подготовке налоговых документов;
  • Сохранение налоговой информации в секрете;
  • Защита интересов налогоплательщиков;
  • Обжалование решений СВД.

Глава 4. Проблемы формирования и распределения доходной части бюджета и пути их решения

Доходы государства  распределяются по следующим основным расходным статьям:

  1. обороноспособность;
  2. правоохранительная деятельность;
  3. промышленность;
  4. энергетика;
  5. капитальное строительство;
  6. жилищно-коммунальное хозяйство;
  7. транспорт;
  8. дорожное хозяйство;
  9. связь;
  10. наука;
  11. здравоохранение;
  12. образование;
  13. спорт;
  14. культура.13

Среди форм ассигнований выделяют субсидии, дотации и субвенции.

Рост доли гражданских  расходов связан с рядом причин и  открывшихся возможностей. В числе основных статей расходов федерального бюджета, помимо национальной обороны, фигурируют также расходы на образование, медицину, энергетику, сельское хозяйство, науку и т. д. Обособлены программы социального страхования: они консолидированы в федеральный бюджет. Средства этих фондов, получаемые с помощью специальных налогов, могут расходоваться только на цели, для которых они собраны. На программы соцстраха приходится около 35% всех расходов федерального бюджета.

Рассмотрим эти проблемы, основываясь на структуре доходов федерального бюджета. Начнем с налоговых доходов федерального бюджета.

Можно выделить следующие  проблемы в формировании налоговых  доходов федерального бюджета, которые непосредственно связаны с применяемой системой налогообложения:

  1. Проблема неплатежей:

Это является наиболее приоритетной задачей, поскольку постоянно растет задолженность по налогам и сборам. Общемировой финансовый кризис, проявивший себя в российской экономике с 2008 г., неизбежно приведет к увеличению сумм безнадежных долгов по налогам и сборам. Эту проблему можно решить, только объединив усилия всех государственных структур.

Нарушаются сроки и порядок передачи учредительных документов в налоговые инспекции для постановки на налоговый учет. Не соблюдается порядок ликвидации предприятий. Бывают случаи, когда в нарушение действующего законодательства регистрируют филиалы и другие обособленные структурные подразделения компаний, привлекающие денежные средства населения на условиях срочности, платности и возвратности, без наличия лицензий. Выявляется значительное количество зарегистрированных предприятий, которые в течение длительного периода времени (год и более):

- не сформировали уставной капитал;

- не ведут какой-либо  финансово-хозяйственной деятельности, не представляют отчеты в налоговые инспекции, не имеют движения денежных средств по счетам и т.д.14

Большое количество предоставления отсрочек по начисленным штрафным санкциям за нарушение налогового законодательства.

Выясняется, что зачастую формально ведется регистрация  юридических лиц, имеются сведения о нескольких десятках различных компаний, товариществ и фирм, давших при регистрации ложные адреса. Все эти коммерческие структуры заняты теневым бизнесом. Это приводит к неуплате в бюджет огромных денежных сумм.

  1. Проблемы налогового законодательства:

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются  ранее введённые привилегии, что  создаёт дополнительный источник риска  для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет.

При этом обо всех планируемых  изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

В настоящее время  продолжает иметь место недостаточная  чёткость и ясность положений  нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что, значительно затрудняет их изучение налогоплательщика, в связи, с чем их ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными.

  1. Трудности механизма налогообложения:

Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных  элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой полиции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями. А результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов.

В целях снятия всех налоговых  преград на пути экономического роста  и превращения налоговой системы  в эффективную систему налогообложения, можно определить приоритетные направления совершенствования, направленные на поиск путей увеличения налоговых доходов государства:

- создание стабильной  и ясной налоговой системы;

- формирование стимулов  к повышению собираемости налогов;

- создание благоприятных  условий для повышения эффективности производства;

- укрепление доходной  части бюджета.

Поэтому весь смысл проводимых мероприятий (согласно НК РФ) можно свести к нескольким основным позициям:

- снижение налоговой  нагрузки;

- сокращение числа  налогов;

- уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот.

Также одной из проблем  можно выделить определение нормативов отчислений от налогов и сборов в  федеральный бюджет, которые периодически изменяют.

Можно выделить следующие  проблемы в формировании неналоговых  доходов федерального бюджета:

  1. низкая эффективность управления государственной собственностью

Этот фактор, ограничивает рост неналоговых доходов федерального бюджета. Вместе с тем существуют определенные резервы для повышения  неналоговых доходов, формирующихся за счет использования государственной собственности. Прежде всего, такое увеличение может быть получено за счет совершенствования управления долей государственной собственности в акционерных компаниях и, соответственно, увеличения объема дивидендов по акциям, принадлежащим государству.

Во-первых, государственные  представители обладают ограниченным набором прав и возможностей, что  не позволяет им в должной мере влиять на принимаемые акционерным  обществом решения, которые могут  противоречить государственным интересам. Во-вторых, деятельность государственных представителей чаще всего является дополнительной нагрузкой и к их основным профессиональным обязанностям, а низкая оплата труда не обеспечивает стимулов к эффективной работе. В-третьих, для государственных представителей характерным является невысокий уровень профессионализма и квалификации в области управления собственностью.

Информация о работе Доходы: их источники и распределение в России и за рубежом