Доходы государственного бюджета и пути их увеличения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 22:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы являются анализ и рассмотрение бюджетной политики, ее динамики, основных направлений и методов.
Объектом исследования выступает государственный бюджет Республики Беларусь.
Предметом исследования настоящей работы являются доходы и пути увеличения государственного бюджета Республики Беларусь.
В качестве методов исследования выбраны синтез и анализ полученных результатов, их группировка и сравнение.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 4
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ЕГО РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРОИЗВОДСТВЕ ………………………………………………………….. 5

1.1. Понятие Государственного бюджета……………………………………….5
1.2. Государственный бюджет Республики Беларусь…………………………..6
1.3. Бюджетная политика Республики Беларусь………………………………..9

2. ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………………………………………………………….11

2.1. Понятие и сущность доходов государственного бюджета……………….11
2.2. Формирование доходной части государственного бюджета и налоговая
политика в Республике Беларусь……………………………………………… 14

3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………… 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………... 37

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач Гос бюджет.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

 К косвенным налогам относятся:   

   1. Налог на добавленную стоимость (НДС);

  1. Акциз;
  2. Налог с продаж автомобильного топлива (налог с продаж);
  3. Таможенный тариф.

Основным источником доходов бюджета среди  косвенных  налогов является НДС, который  был  введен  в  1992г.  Его  объектом  обложения  служит  вся добавленная  стоимость  (выручка  -  материальная  затрата).  НДС   -   это разновидность налогов, включаемых в цену, товаров, работ, услуг.  По  форме НДС является обязательным платежом, методом перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. По своему экономическому содержанию  — эта часть доходов потребителей, взимаемая при покупке товаров, работ, услуг  
в  цене  их   продажи   и   впоследствии   вносимая   товаропроизводителями  
(посредниками) в бюджет.

Законодательством установлен ряд льгот, при которых  налогоплательщики могут быть частично или полностью освобождены от уплаты НДС.  Плательщиками НДС могут быть: юридические, в том числе и иностранные; участники  договора о совместной деятельности; индивидуальные предприниматели и  предприятия  и физические лица, перемещающие товары через  таможенную  границу  Республики Беларусь.

Исчисление НДС регулируется Законом Республики Беларусь "О налоге   на   добавленную   стоимость"   от   19.12.1991   года   с последующими изменениями и дополнениями.

Высоким остается и удельный вес таких налогов, как акцизы.  Они  пришли на смену налогу с оборота и представляют собой  косвенные  налоги,  которыми облагаются работы, услуги,  повышенного  спроса.  Абсолютная  сумма  акцизов возрастает вследствие увеличения производства подакцизных  товаров  и  роста их цен. Они используются для мобилизации финансовых ресурсов государства,  а также для перераспределения доходов населения. За счет этого налога  берется  
0,25% доходов в бюджет. Объектом обложения, у товаропроизводителей  является выручка, полученная от реализации произведенной ими продукции; у  импортеров - таможенная стоимость  товаров,  на  которые  установлены  ставки  акцизов. Последние устанавливаются национальным собранием РБ и  Советом  Министров  и имеют большую дифференциацию: от 0 до 80%.  

Выделяют  перечень  товаров,  по которым акцизы не устанавливаются. 
Согласно  статье  14  Закона  Республики  Беларусь   "Об   особенностях  
налогообложения и взимания  платежей  в  бюджет  РБ  в  1999г.",  с  1999г.  
установился налог с продаж автомобильного топлива (далее — налог с продаж), который некоторым образом аналогичен отмененному 1 апреля 1996г. налогу  на топливо. Налог с продаж взимается  при  реализации  автомобильного  топлива (бензин, товарное дизельное топливо, сжатый  и  сжиженный  газ).  Объектом обложения признаются  операции  по  реализации  автомобильного  топлива  на территории   РБ.   Ставка   налога  с   продаж   автомобильного    топлива устанавливается в размере 10%. Денежные средства, полученные  в  результате взимания налога с продаж направляются на строительство, содержание и ремонт  
автомобильных дорог, в том числе в сельской местности.

 Плательщиками налога с  продаж  автомобильного  топлива  признаются  юридические  лица,  включая предприятия с иностранными инвестициями, и иностранные юридические лица, их филиалы, представительства и другие структурные  подразделения  юридических лиц,  имеющие  обособленный  баланс  и  расчетный  счет,  физические  лица, осуществляющие  предпринимательскую    деятельность    без    образования  
юридического лица, а также участники договора о совместной деятельности.

Посредством налога на  экспорт  и  импорт  (тарифный  налог)  в  бюджет  
взимается чистый налог образовавшийся в результате различий уровней  внутри республиканских  и  внешнеторговых  цен.  Объект  обложения  -  контрактная стоимость  товаров,  вывозимых  из  территории  РБ  и  ввозимых  на  данную территорию,  перечень  которых  утверждается  Кабинетом  Министров.  Ставки тарифного налога дифференцированы  в  зависимости  от  видов  экспортной  и импортной продукции и колеблются от 1 до 30%.  Некоторое  имущество  данным налогом не  облагается.  С  мая  1994г.  регулирование  экспортно-импортных операций производится с помощью налоговых пошлин.

Как упоминалось выше наибольший вес среди  косвенных  налогов  занимает налог на добавленную стоимость. Поступления налога на добавленную стоимость определены в консолидированном бюджете в сумме 624,9 млрд. руб., из них  по товарам, производимым в республике, — 491,9 млрд. руб. (78,7%), по импортируемым товарам — 133 млрд. руб. (21,3%)- Это на 372,6 млрд. руб., или в 2,5 раза, больше ожидаемого исполнения за 2009 г.

Плановые суммы налога на добавленную  стоимость  рассчитаны  исходя  из ожидаемого их поступления за 2008 г., прогнозируемого на 2009 г. объема ВВП (6915 млрд. руб.), его структуры и уровня изъятия  налога  по  отношению  к ВВП.

Средний процент изъятия налога на  добавленную  стоимость  по  товарам, производимым в республике, составил в 2007 г. — 7,6%,  в  2008  г.  —  7,1% (ожидаемое исполнение). В таком же размере он принят на 2009 г. —  7,1%  (в связи с предполагаемым  сокращением  внешнеторгового  оборота  со  странами дальнего  зарубежья  и  переходом  на  исчисление  налога  на   добавленную стоимость зачетным методом). 
Что касается среднего уровня изъятия налога на добавленную стоимость по  
отношению к ВВП по импортируемым товарам, то он принят на 2009 г. в  размере 1,9% против 1,8% за 2008 г. Поступления налога на добавленную стоимость  по ввозимым товарам увеличиваются против ожидаемых поступлений за 2008  г.  на 74,9  млрд.  руб.;  или  на  129%.  

Дополнительные  поступления  налога  на добавленную стоимость по ввозимым товарам будут обеспечены  за  счет  роста курса доллара США, а также в связи с изменением порядка обложения  товаров,  
поставляемых из Украины, Молдовы и Казахстана. 
Удельный  вес  налога  на  добавленную  стоимость   в   ВВП   останется  
практически на уровне 2008 г.(9,1% в 2008 г. и 9,0% в 2009 г.). 
Плановые суммы акцизов на 2009 г. рассчитаны исходя  из  предполагаемых  
объемов   производства   подакцизных   товаров,    прогнозируемого    роста  
потребительских цен, ставок акцизов в евро, среднегодового  курса  евро  по  
 отношению к белорусскому рублю в размере 519,8  руб.,  а  также  прогнозной оценки поступления акцизов по импортируемым товарам. 
Общий объем поступлений акцизов в 2009 г. оценивается  в  307,8  млрд. руб., или с ростом против ожидаемого исполнения за 2000 г. в 3,1 раза. Доля  
акцизов в ВВП увеличится в 1,3 раза: с 3,6% в 2008 г. до  4,5%  в  2009  г. 
Композиционная структура доходов госбюджета за 2008 и 2009 гг. представлена в приложениях А и Б. Динамика доходов государственного бюджета представлена в приложении В.

Анализ доходов государственного бюджета показал, что налоговые доходы увеличатся на 43,5 % в 2009 году по отношению к 2008 году, налоги на доходы и прибыль вырастут на 55,1 %, налог на прибыль - на 135,7 %, налог на доходы – на 16,2 %, налоги на товары – на 56,1 %, налоги от выручки от реализации товаров – на 8,9 %, акцизы – на 32,9 %, налоги на приобретение автотранспортных средств – на 127,2 %, возрастет налог за использование природных ресурсов – на 34,3 %, неналоговые доходы от ВЭД возрастут – на 76,2 %, а таможенные сборы и пошлины – на 76,2 %. Неналоговые доходы увеличатся на 105,7 %, доходы государственных целевых бюджетных фондов возрастут на 33,9 %,   взносы на государственное страхование возрастут на 106,7 %. Однако сократятся доходы от других налогов и сборов от выручки от  
реализации товаров на 48,8 %, регистрационные сборы снизятся на 57,3 %,  
доходы от конфискованного имущества – на 45,6 %, доходы от возмещения  
потерь, вреда – на 31 %.

Таким образом, проанализировав доходы государственного бюджета можно предложить следующее с целью их увеличения: 
       1.    Применение     более     прогрессивных     методов планирования  
    и прогнозирования,   обеспечивающих   многовариантность   расчетов   на  
основе экономико-математических   методов   и   моделирования,   выбор  
оптимального варианта; переход к многовариантному составлению проекта  
бюджета. 
       2.    Повышение   обоснованности   макроэкономических   показателей  
как основы планирования доходов бюджета.   

3. Получение достоверной и объективной информации о предполагаемых изменениях в налоговом и таможенном законодательстве для исчисления базы налогообложения; разработка программы правовой реформы, включая программу налогообложения.  

4.    Реструктуризация   доходов   бюджета.   Имеется   в   виду  
оптимальное сочетание  прямых  и  косвенных  налогов,  налогов  и  
 неналоговых платежей, доходов бюджета и целевых фондов; усиление роли  
рыночных источников в формировании    доходов    бюджета    (поступлений  
   средств    от приватизации государственной  собственности,  продажи  
 принадлежащих  государству акций, налогов на собственность и др.).

5. Совершенствование налогового планирования; оптимизация налоговой нагрузки. 
Отказ от планирования сумм штрафов и санкций в составе доходов бюджета. 
Постепенная ликвидация целевых бюджетных фондов (кроме фондов социальной  
   направленности),    формирование    интегрированной структуры бюджета. 
Реформирование механизма перераспределения бюджетных ресурсов через систему  
трансфертов из фонда финансовой поддержки административно-территориальных  
единиц. 
       9.    Укрепление   и   развитие   законодательных   основ  
налогообложения, включая разграничение полномочий различных ветвей власти в  
регулировании обложения налогами. 

 
 
 
 
 
 

 


Информация о работе Доходы государственного бюджета и пути их увеличения