Европейская валютная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Составной частью ныне действующей мировой валютной системы явля-ется Европейская валютная система (ЕВС), введенная в действие в 1979 году. ЕВС - организационно-экономическая форма отношений стран ЕС в валютной сфере, направленная на взаимоувязку колебаний курсов национальных валют. Выбранная тема актуальна в настоящее время, так как создание ЕВС явилось важным шагом к развитию денежной системы для всего мира. И на данный момент существование ЕВС является одной из особенностей современных валютных отношений. Это самая молодая система, которая до сих пор изменяется и продолжает формироваться.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретический аспект Европейской валютной системы….………...…………..5
1.1 История возникновения Европейской валютной системы…………….......5
1.2 Экономическая сущность Европейской валютной системы……..............10
2 Современное состояние Европейской валютной системы.…………...……….13
2.1 Проблемы Европейской валютной системы………...………..………..….13
2.2 Перспективы развития Европейской валютной системы….… ……….…18
Заключение………………………………………………………...……………….19
Библиографический список………………………………………………………..20

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа 1Европейская валютная система (Чалбашева Сабина) (Автосохраненный).doc

— 162.00 Кб (Скачать файл)

В этих принципах есть главное новшество: наличие взаимных обязательств между странами по предотвращению нестабильности какой-либо из европейских валют.

В основе механизма ЕВС находился  «краеугольный камень» - ЭКЮ. Эта  расчетная валютная единица не только сыграла важнейшую роль в успехе системы, для ЭВС одиннадцати стран она в буквальном смысле стала предтечей евро. Как и СДР (специальные права заимствования), ЭКЮ утвердилась в качестве валюты, которая была вначале безбумажной счетной единицей с ограниченными функциями, а вовсе не полноценными деньгами. В этом - коренное отличие старой валюты ЕС от евро. Курс ЭКЮ был постоянным и не зависел от котировок валют в «корзине», пересмотр «корзины» происходил лишь раз в несколько лет. Счетная единица ЭКЮ была «корзиной» валют стран ЕЭС, причем квота каждой из валют-компонентов определялась экономическим потенциалом государства, его долей в совокупном ВВП ЕЭС и товарообороте сообщества. Первым и главным уроком ЕВС стало обоснование того, что будущее стран Европы - в независимой региональной экономической и финансовой интеграции. ЕВС доказала, что такая интеграция реальна (система в целом успешно выполнила свою задачу); подобная интеграция - наиболее эффективный путь развития европейских стран. ЕВС подтолкнула государства Европы к переходу к единой валюте - евро.

Другим уроком ЕВС можно считать некоторое предостережение странам Европы в том, что касается темпов сближения их экономик. Опыт системы наглядно показал, что, исходя из уже показанных ранее экономических предпосылок интеграции в ЕС, государствам-партнерам следует решить, насколько далеко они хотят пойти по пути своей региональной интеграции. Если их цель - составить в 21веке конкуренцию США и Японии (возможно, с их партнерами), то нельзя ограничиваться системой типа ЕВС, лишь поддерживающей взаимную стабильность обменных курсов разных валют: нужен переход к единой валюте и к ЭВС.

 

 

 

 

 

 

2 Современное состояние Европейской валютной системы

 

 2.1 Проблемы Европейской валютной системы

 

Европейская комиссия 9 октября 2002 года рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих дести стран составило около 75 миллионов человек. Их совместный ВВП по паритету покупательной способности — примерно 840 миллиардов долларов США, примерно равный ВВП Испании.

Это расширение можно назвать одним  из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Такой шаг был необходим, так как было желание подвести черту под разъединением Европы, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления. Кипр был включён в этот список, на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.

По завершении переговоров между  «старыми» и будущими «новыми» членами  ЕС положительное окончательное  решение было объявлено  13 декабря 2002. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.

16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан договор о присоединении. В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный договор был ратифицирован парламентами.

1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза. Вступление Кипра в ЕС произошло после референдума, проводившегося одновременно в обеих частях острова, и в то время как население непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра в большинстве своём проголосовало за реинтеграцию острова в единое государство, процесс объединения был заблокирован именно греческой стороной, в итоге вступившей в ЕС в одиночку.

После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и так далее ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.

Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза  менее эффективным оказался действовавший  до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2006 проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живёт по целому ряду основополагающих договоров.

1 января 2008 года состоялось очередное расширение Евросоюза — вхождение в него Болгарии и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит ещё немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС.21 февраля 2006 года ЕС подписал план действий с Украиной.

Цены все равно начали скакать. Прошедшее десятилетие отнюдь не было отмечено стабилизацией цен в еврозоне. К примеру, цена на яблоки выросла на 65процентов, на птицу – на 47процентов, на молоко – на 13процентов, на хлеб – на 27процентов. Подешевели лишь немногие продукты питания: свиной паштет, зеленая фасоль в банках, печенье и чай. В это же время кофе и оливковое масло подорожали соответственно на 39 и 43процента.

Можно еще отметить, что евро-любимая валюта преступного мира. Одними из первых, кто быстро рассмотрел все преимущества евро, стали преступники. Для всевозможных незаконных операций евро подходит лучше всего, поскольку имеется купюра в 500 евро, что значительно облегчает транспортировку больших сумм наличности. Например, для перевозки 1 млн. евро понадобится всего 2000 купюр по 500 евро, в то время как для доставки такой же суммы в долларовом эквиваленте нужно поднять чемодан, наполненный 13000 стодолларовых купюр.

Одним из основных рисков для евро как  новой международной валюты является то, что за ним стоит не единое государство с четко выраженными  интересами и целями, а несколько  государств, различающихся по экономическому и политическому весу, по культурным и правовым традициям. Реализация политики внутри ЭВС часто затруднена институциональными и процедурными сложностями, которые при возникновении  кризисных ситуаций могут сыграть  отрицательную роль. Прежде всего, речь идет о координации действий между  ЕЦБ, отвечающим за денежно-кредитную  и валютную политику. Советом ЭКОФИН, который формирует финансовую политику всех государств ЕС, Советом евро-11, отвечающим за экономическую и финансовую политику одиннадцати государств-членов ЭВС, и национальными правительствами, в ведении которых осталось немало оперативных вопросов.

Еще одна    проблема состоит в том, что регулированием денежного обращения и кредитных  отношений занимается ЕЦБ, а финансовая политика находится в руках министров  экономики и финансов государств-членов ЕС.

Правовые рамки денежно-кредитной  и валютной политики в ЭВС ограничивают возможности проведения активной политики на международных валютных рынках. Общая денежно-кредитная политика и даже единая валюта не устраняют  специфики отдельных государств внутри валютного союза, которая  потенциально чревата столкновением  интересов. Например, слабый евро наносит больший ущерб интересам наиболее крупных и развитых стран, а в случае чрезмерного укрепления евро неизбежны снижение темпов экономического роста и социальные издержки в менее развитых странах. Кроме того, ориентация ЕЦБ прежде всего на поддержание стабильности цен и жесткий контроль за денежной массой евро не способствует экспансии на мировых валютных рынках. По этим причинам, несмотря на наличие общих стратегических целей и экономическую конвергенцию, сохраняются противоречия между национальными приоритетами и требованиями всего валютного союза.

При обострении ситуации наличие единых учетных ставок будет устраивать далеко не все государства ЭВС, поскольку  правительства более слабых стран  не смогут потребовать от ЕЦБ изменения ставок для девальвации своих валют. Передача валютной и денежно-кредитной  политики в ведение ЕЦБ фактически лишает национальные государства главных  средств оперативного регулирования, а валютный союз по определению не может приспосабливать свою политику к текущим потребностям отдельных  стран. Поскольку внутри зоны евро динамика экономического развития существенно  различается по странам, установление единой процентной ставки не может  отвечать интересам всех стран. Выгоды от использования евро сопоставимы  с убытками от потери важнейших экономических  рычагов, в частности независимой  денежно-кредитной политики и возможности  изменения валютного курса. При  появлении "асимметричных шоков" их потеря будет особенно чувствительна. Таким образом, утрата финансовой самостоятельности и отсутствием возможности девальвации валюты, и манипуляции процентными  ставками могут создать немало проблем.

В такой ситуации теория оптимальных  валютных зон предлагает следующие  варианты решений: мобильность трудовых ресурсов, гибкость системы цен и  заработной платы, наличие эффективного механизма перевода бюджетных трансфертов  в подвергшиеся "асимметричным шокам" страны или регионы. В соответствии с этой теорией, для успешной работы валютного союза необходимо, чтобы "асимметричные шоки" были редкими, а участники союза находились в близких фазах экономического цикла. Единая финансовая политика должна влиять на все составные части союза одинаково и исключать языковые, культурные, юридические препятствия для перемещения трудовых ресурсов через его внутренние границы. 

Аналитики фонда отмечают существование нескольких мощных сил, сдерживающих процесс оживления в странах Европы. Крупные дефициты бюджетов и платежных балансов по текущим операциям сдерживают оживление в некоторых странах зоны евро, оказывая негативное воздействие на остальные европейские страны. В частности, как подчеркивается, экономические сложности Греции угрожают нормализации ситуации на финансовых рынках.

 

2.2 Перспективы развития Европейской Валютной Системы

 

Одна из крупнейших в Европе групп страховых компаний ,а именно в Германии опубликовала свою отчетность. Что создало положительные предпосылки для стабилизации курса евро. Компания сократила совокупную выручку за январь-сентябрь 2011года до 78,5 миллиардов евро что составляет 2,4%.Это либо реформа, либо исчезновение евро.

В 2012 году были приняты необходимые решения по настоящим реформам, чтобы создать экономическую и налоговую Европу-это мнение политиков. Экс-министр финансов ФРГ Тео Вайгель считает, что еврокризиса нет и евро прекрасно доказало свою состоятельность в качестве денежной единицы. «То, что мы имеем в настоящее время - это финансовые проблемы в некоторых странах, которые обусловил самый сильный за последние 80 лет кризис, а также ошибки самих стран. Но это не проблема валюты» –говорит опытный финансист. Канцлер Германии Ангела Меркель на днях выразила уверенность в том, что без евро не будет и Евросоюза. Новый глава Европейского Центрального Банка (ЕЦБ) Марио Драги заявил, что "евро - это навсегда". Глава Центрального Банка Франции и член совета директоров ЕЦБ Кристиан Нуайе также высказался по поводу своего видения будущего европейской валюты: «Если мы воплотим в жизнь все решения, которые были приняты на саммите в Брюсселе, развитие еврозоны будет происходить значительно более уверенными темпами…Возможно, в течение 10 лет евро удастся стать мировой валютой номер один».

В Европе некоторые государства по-прежнему хотят присоединиться к еврозоне. Латвия планирует сделать это в 2014 году, тогда же, когда и соседняя Литва. Польша заявляет о своем намерении, присоединится к валютному союзу в 2015 г. Болгария не называет точных дат, но тоже держит твердый курс на введение евро.

В европейских государствах с развивающимися рынками 
перспективы экономического роста в 2010 – 2011 годах сильно разъяснились. В странах, достаточно благополучно перенесших мировой кризис (таких как Польша), а также тех, где уровень внутреннего доверия уже восстановился,  
достаточно заметное оживление, подкрепленное притоком капиталов и нормализацией глобальной торговли. В государствах, с ослабленной экономикой, таких как Венгрия, Румыния, Болгария, страны Балтии, имеющие серьезные проблемы с платежным балансом, восстановление экономики будет 
происходить медленнее в результате ограниченных возможностей для маневра.

Так как перспективы экономического оживления довольно слабы, 
инфляционное давление будет умеренным. В промышленно развитых странах Европы базовая инфляция низкая и стабильная, в государствах Еврозоны составила около 1процента в 2011году.

В большинстве стран региона  с формирующимися рынками инфляция будет невысокой, и центральные банки смогут сохранить процентные ставки на относительно низком уровне, что позволит поддержать деловую активность.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Одна  и та же валютная система со своими стандартами не может существовать долго, так как ее развитие начинает отставать от развития экономики. Результатом  возникающих противоречий становятся кризис.

При кризисе мировой валютной системы нарушается действие ее структурных  принципов, и резко обостряются  валютные противоречия, существующая валютная система заменяется на новую.  

Интернационализация и глобализация мировой экономики  способствуют развитию торгово-экономического обмена, расширению валютных отношений  между странами.

Введение  единой валюты в Европе и формирование ситуации доминирования и конкуренции  двух сходных по своему потенциалу валют (доллар и евро) знаменуют новый  этап в развитии мировой валютной системы и могут вызвать необходимость  внесения изменений в валютное устройство многих стран.

Выгоды, ради которых было затеяно введение единой валюты, очевидны. Колебания  валютных курсов затрудняло торгово-экономическое  сотрудничество между странами ЕС. Риск, связанный с колебаниями, закладывается  и в цену продукции, и в процентные ставки кредитов. Введение евро сняло  эту проблему. Создание зоны единой валюты делает удобным ведение бизнеса  в европейских масштабах, у фирм появляется возможность расширить  рынки сбыта.

В настоящее время ясно одно: введение единой европейской валюты является значительным этапом развития Европы. И уже можно сказать, что евро станет полноценной международной  валютой, так как появление такой  огромной зоны использования новой  валюты, как ЕВС, с первого дня  заставит весь мир считаться с  ней.

Информация о работе Европейская валютная система