Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 16:58, курсовая работа
Наиболее актуальным вопросом настоящего периода остается выбор оптимального пути реформирования монополизированных отраслей, играющих особую роль в экономической и социальной жизни страны. Особое внимание следует уделить вопросам будущего регулирования непосредственно естественных монополий, которые остаются подконтрольными государству и представляют собой компромисс экономических и административных мер воздействия. Наиболее актуальными проблемами регулирования естественных монополий может стать: 1) проблема привлечения инвестиционных средств по причине особой специфики инвестиционных проектов; 2) проблема установления тарифов.
ВВЕДЕНИЕ 3
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ 6
Естественная монополия 7
Плюсы естественной монополии 8
Минусы естественной монополии 9
Способы регулирования естественно монополии 10
Нормативно-правовая основа естественных монополий 13
ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ 16
Причины возникновения монополий в России и за рубежом 16
Естественные монополии в России 18
Органы регулирования деятельности
естественных монополий 22
Реформирование структуры естественных монополий 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
Ценовая дискриминация
Возможность
использования ценовых
Предпосылки
возникновения ценовых
Естественные монополии достаточно часто прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации своего чистого дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и, соответственно, пониженных тарифов — для граждан. Однако этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и обществом, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Например, широко применяемая практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами. Здесь важным является источник покрытия этих льгот. Очень часто в России он или не определяется, или без соответствующих расчетов, безосновательно, перекладывается на производителя. Самый распространенный пример — льготы за коммунальные услуги. Количество льготников уже сопоставимо с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия естественного монополиста.
Практика
использования ценовой
1.4 Нормативно — правовая основа естественных монополий
История российского законодательства о естественных монополиях насчитывает всего несколько лет, но и за это короткое время сферы естественных монополий уже кардинально изменились и продолжают уточняться в настоящее время.
B условиях советской экономики естественные монополии, как специфический предмет государственно — правового регулирования не выделялись, потому, что монополиями в своем роде были все отрасли народного хозяйства и такой надобности не возникало. По мере же проведения реформ, направленных на создание рыночной экономики, становилась все более очевидной необходимость выделения в ней сектора, где экономические отношения не поддаются свободной конкуренции и потому нуждаются в особом правовом режиме. С середины 90-х годов началась практическая работа по формированию нормативно-правовой основы естественных монополий и интенсивно проводится до сих пор.
Фундаментальное значение имеет Федеральный закон "О естественных монополиях", принятый 19 июля 1995 г. и определивший правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации. Им выделена и регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Узаконенные естественные монополии охватывают не всю соответствующую отрасль народного хозяйства (газовую, железнодорожную и т.п.), а лишь ее передающие ("перевозящие") элементы. Например, в нефтяной промышленности — только транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; в газовой промышленности — транспортировку газа магистральным трубопроводам и в том числе газораспределительную сеть и хранение газа; в энергетике также монополизм заключается только в услугах по передаче и распределению электроэнергии.
Услуги транспортных терминалов — это производственные операции (приемка, перемещение, хранение и сдача грузов), но лишь те, которые органично увязаны, "слиты" с конкретным перевозчиком грузов, т.е. могут проводиться на его территории только в специально отведенных местах. Услуги портов и аэропортов близки по значению к услугам транспортных терминалов. Они включают производственные и иные трудовые операции по обработке грузов, обслуживанию пассажиров, морских и речных судов, самолетов.
В отношении некоторых сфер естественных монополий приняты регулирующие их специальные нормативно-правовые акты, например, федеральные законы "О связи" от 16 февраля 1995г., "О почтовой связи" от 17 июля 1999г., "О федеральном железнодорожном транспорте" от 25 августа 1995г., постановления Правительства РФ "О мерах по сокращению перекрестного субсидирования потребителей по отдельным видам услуг связи" от 13 августа 1996г. №950 и "О развитии газификации Российской Федерации в 1996—2000 годах" от 18 июля 1996г. №819. В основной своей части в нормативно-правовую основу естественных монополий входит принятый впервые в юридической практике нашего государства Федеральный закон "Об энергосбережении", вступивший в силу 10 апреля 1996г. Он определяет нормативно-правовую основу по эффективному использованию энергетических ресурсов, прежде всего электрической и тепловой энергии, на всех стадиях при их добыче, производстве, переработке, транспортировке, хранении и потреблении.
Установление оптимальных цен на товары естественных монополий — особая забота государства. Ценообразованию в сферах естественных монополий посвящены многие акты всех уровней.
В состав нормативно — правовой основы естественных монополий входят законы и иные нормативные акты, принимаемые не только федеральными органами государственной власти, но и субъектами Российской федерации по вопросам, которые находятся в их исключительном ведении или в совместном ведении с Российской Федерацией. Это право субъектов Российской Федерации зафиксировано в ст. 76 Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации.
Нормативно — правовая основа естественных монополий также тесно связана с нормативно-правовой основой конкуренции и монополистической деятельности. Естественные монополии окружает конкурентная рыночная среда, но сами они могут осуществлять монополистическую деятельность, и в начале экономических реформ высказывалось мнение, что нет необходимости создавать специальную нормативно-правовую систему в области естественных монополий, а их регулирование должно стать составной частью единого закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. В конце концов, Законодательство о естественных монополиях получило самостоятельное развитие, но действует оно неизолированно от конкурентного. В частности, отдельные статьи Федерального закона "О естественных монополиях" содержат ссылки на Федеральный закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", а многие положения последнего, как акта более общего порядка, применяются к естественным монополиям, что создает некоторые трудности в реализации обоих федеральных законов.
2 ЕстеСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ В РОССИИ
2.1 Причины возникновения монополий в России и
за рубежом
Сравнительный анализ причин появления монопольной власти и сохранения ее на протяжении многих десятилетий у западных фирм и российских предприятий показал, что для западных фирм, образующих монополистический рынок, прежде всего характерным являлось:
Следует добавить, что сам факт наличия у фирмы, какого — либо преимущества не гарантировало ей устойчивого положения в течение последующих лет. Впоследствии только успешная рыночная стратегия позволяла таким фирмам удержать свое лидерство на рынке. Например, лидеры американского рынка Eastman Kodak (фотопленка), IBM (компьютеры), General Motors (автомобили) имели некоторые важные преимущества на момент начала своей деятельности, но вскоре начали применять практику ценовой дискриминации и стратегического планирования для подавления своих конкурентов.
Многие фирмы с доминирующим положением образовывались в результате слияний.
Важным аспектом появления монополии в нашей стране, как и за рубежом, являлся и является контроль над природными ресурсами. Особое значение при возникновении монополий в России имела все подавляющая государственная форма собственности на средства производства (так называемый монополизм собственности), наличие вертикальных административных систем (монополия управления) и технологический монополизм. Кроме концентрации средств производства полностью в руках государства, в силу целенаправленного развития технико-экономической базы страны как единого народно — хозяйственного комплекса, экономика характеризовалась и высокой предметной специализацией производства. В большинстве случаев на отраслевых и региональных рынках функционировало лишь одно гигантское предприятие с замкнутым производственным циклом, которое по своим технико-экономическим характеристикам не поддавалось расслоению без серьезных потерь для экономики.
Таким образом, российская монополия на протяжении десятилетий обладала рядом отличий от классической:
Предприятия — монополисты, как правило, представляют собой вертикально интегрированные структуры, что подразумевает объединение в рамках одной компании всех последовательных стадий производственного процесса, например в случае с электроэнергетикой это генерация, распределение и сбыт. Иными словами, структура монополии является многоуровневой и подчиняет себе следующие образования.
2.2 Естественные монополии в России
Электроэнергетика.
В
российской электроэнергетике естественная
монополия сложилась
Но сейчас принимаются энергичные меры для развития конкуренции между производителями электрической энергии, в частности: