Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 17:42, реферат
Естественная монополия- вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства ( в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально технической базы).
Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества.
Естественная монополия- вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства ( в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально технической базы).
Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества.
Естественная монополия существует тогда, когда эффект масштаба настолько велик, что одна фирма может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имел бы ряд конкурирующих фирм. Такие условия характерны для так называемых предприятий общественного пользования. В этих случаях эффект масштаба в производстве и распределении продукта настолько велик, что для получения низких издержек на единицу продукции и низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. В такой ситуации конкуренция является просто нерентабельной. Если бы рынок был поделен между многими производителями, эффект масштаба не был бы достигнут, издержки на единицу продукции были бы высоки и потребовались бы высокие цены, чтобы покрыть эти издержки.
Существуют два типа естественных
монополий:
а) Природные монополии. Рождение таких
монополий происходит из-за барьеров для
конкуренции, возведенных самой природой.
Например, монополистом может стать фирма,
геологи которой обнаружили месторождение
уникальных природных ископаемых и которая
купила права на земельный участок, где
располагается это месторождение. Теперь
никто другой это месторождение использовать
не сможет: закон защищает права собственника,
даже если он оказался в итоге монополистом
( что не исключает регулирующего вмешательства
государства в деятельность такого монополиста).
б)Технико-экономические монополии. Так условно можно называть монополии, возникновение которых продиктовано либо техническими, либо экономическими причинами, связанными с проявлением эффекта масштаба.
Скажем, технически почти невозможно ( а точнее, крайне нерационально) создание в городе двух сетей канализации, подвода газа или электроэнергии в квартиры. Не всегда рациональной оказывается попытка проложить в одном и том же городе кабели двух конкурирующих телефонных фирм, тем более что им все равно пришлось бы постоянно обращаться к услугам друг друга, когда клиент одной сети звонил бы клиенту другой.
В некоторых отраслях экономики наиболее эффективна организация производства на базе единственной фирмы. Производство любого объема продукции в рамках одной фирмы обходится дешевле ,чем в нескольких.
Эта эффективность обусловлена особой значимостью для таких отраслей роста масштаба производства, когда долгосрочные средние издержки производителя достигают своего минимума и продолжают сохраняться на низком уровне в течение длительного времени вместе с ростом объема выпускаемой продукции. Чем выше объем выпуска продукции, тем ниже средние издержки, при этом предельные издержки ниже средних при всех уровнях объема производства.
В качестве возможных средств обеспечения общественного приемлемого поведения со стороны естественной монополии представляются государственная собственность и государственное регулирование. Государственная собственность или некоторые подобные ей формы были в некоторых случаях созданы: на национальном уровне можно вспомнить почтовую службу. Общественный транспорт, системы водоснабжения и сбора мусора являются типичными общественными предприятиями на местном уровне. Но государственное регулирование – вариант, которого наиболее широко придерживаются в Соединенных Штатах. Все штаты также имеют такие же регулирующие органы, занятыми находящимися на территории штата естественными монополиями. Регулируемый сектор имеет внушительные размеры; по приблизительным подсчетам, около 10% ВНП производится регулируемыми отраслями.
Цель законодательства о естественной монополии воплощена в теории регулирования в интересах общества. Эта теория предусматривает возможность обеспечить потребителей качественным обслуживанием по приемлемым расценкам посредством регулирования таких отраслей на благо общества. Логическое обоснование следующее: если конкуренция неуместна, следует создавать регулируемые монополии, чтобы избежать возможных злоупотреблений неконтролируемой монопольной властью. В частности, регулирование должно гарантировать, что потребители получат выгоду от издержек на единицу продукции.На практике те, кто осуществляют регулирование, стремятся установить тарифы, которые будут возмещать издержки производства и приносить «справедливый» или «обоснованный» доход предприятию. Цель состоит в установлении цены, равной средним валовым издержкам.
Проблемы
Хотя логика теории регулирования и кажется верной, существует значительное расхождение во мнениях относительно эффективности регулирования на практике. Давайте кратко рассмотрим три главных критических замечания в адрес регулирования.
Законом о естественных монополиях определены следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
- ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
- определение потребителей, подлежащих
обязательному обслуживанию, и (или)
установление минимального
Орган регулирования естественных монополий осуществляет контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии и состояние конкурентного рынка.
Контроль осуществляется:
- за любыми сделками, в результате
которых субъект естественной
монополии приобретает право
собственности на основные
- продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование, если балансовая стоимость субъекта основных средств превышает 10% стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.
Для совершения вышеперечисленных действий субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.
Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях , при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
Субъекты естественных монополий обязаны представлять органу регулирования естественной монополии:
- текущие отчеты о своей
- проекты планов капитальных вложений [5,с.134].
Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Законом о естественных монополиях, на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
За нарушение законодательства о естественных монополиях предусмотрена гражданско-правовая и административная ответственность. Кроме того, субъект естественной монополии обязан перечислить в Федеральный бюджет прибыль, полученную в результате нарушения Федерального закона «О естественных монополиях».