Естественные монополии в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2015 в 23:32, курсовая работа

Краткое описание

Задачами данной курсовой работы, которые мы постараемся решить являются:
1) причины возникновения естественных монополий;
2)особенности современной монополизации экономики;
3)действующие в России антимонопольные органы их функции и полномочия;
4)перспективы развития естественных монополий;

Содержание

Введение. 1
Глава 1. Сущность естественной монополии. 4
1.1.Понятие, признаки и причины возникновения естественной монополии. 4
1.2.Проблемы, порожденные существованием естественных монополий и способы их разрешения. 8
1.3 Способы регулирования естественных монополий. 10
Глава 2. Современные естественные монополии в России. 17
2.1. Государственно-правовое регулирование естественных монополий в России. 17
2.2. Современные естественные монополии в России, перспективы их развития. 23
Часть 3. Характеристика естественной монополии «Рособоронэкспорт». 29
Заключение 33
Список использованной литературы. 34

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota.docx

— 140.08 Кб (Скачать файл)

«Рособоронэкспорт» стремится действовать на рынке гибко и оперативно, используя современные и передовые методы маркетинга и финансовых расчетов с заказчиками.

Перспективы развития ОАО "Рособоронэкспорт" в 2014-2015гг.

В  ближайшей  перспективе  на  деятельность  ОАО  "Рособоронэкспорт" прежде  всего  будут  влиять  объективные  факторы  развития  экономической, политической и социальной обстановки как внутри страны, так и за рубежом.

От  того,  в  какой  степени  Общество  учтет  действие  указанных  факторов,  во многом будут зависеть результаты его работы. Из  числа  внешних  факторов  наибольшее  значение  приобретают процессы, имеющие долгосрочный характер, либо наметившиеся в последнее. Продолжится  усиление  конкуренции  на  мировом рынке  вооружений  с такими  ведущими  производителями  продукции  военного  назначения  (далее я буду использовать принятую аббревиатуру ПВН) как  США,  Франция,  Великобритания,  Китай,  Италия,  Израиль,  а  также некоторыми странами СНГ.

Экономические причины, обуславливающие обострение конкуренции, связаны, прежде всего, с ожиданием новой волны экономического кризиса,  который  явно будет  сопровождаться сокращением  национальных  военных  бюджетов.  Падение  уровня производства для внутреннего потребления приведет к усилению заинтересованности зарубежных производителей ПВН в расширении объемов продаж на внешних рынках при одновременном сокращении покупательных возможностей стран – импортеров вооружения и военной техники.

Сохранится  антироссийский  вектор  внешней  политики  американской администрации,  выражающийся  в  дискредитации  России  в  регионах  ее традиционного  влияния,  введении  различного  рода  санкций  в  отношении наших  партнеров  в  сфере  ВТС,  срыву уже  заключенных  контрактов, необоснованных  обвинениях  Общества  в  нарушении  международных соглашений.

В  складывающейся  обстановке  одним  из  приоритетных  направлений деятельности Общества должно стать развитие ВТС с государствами - членами  ОДКБ,  другими  странами  СНГ,  особенно  Центрально-Азиатского  региона,  с акцентом  на  поставки  ПВН  в  счет  предоставляемых  российской  стороной государственных  кредитов.

При оценке внутренних факторов необходимо учитывать, что экономика России в рассматриваемый период по-прежнему в значительной степени будет зависеть от сырьевого экспорта. В связи с колебаниями цен на углеводороды и их  возможным  значительным  снижением  весьма  вероятна  корректировка бюджета  в  направлении  сокращения  расходов  на  оборонные  нужды. Возможное  сокращение  гособоронзаказа  в  этом  случае  может  привести  к повышению удельного веса продукции военного назначения, производимой на экспорт, что явится важным фактором функционирования российского ОПК на протяжении длительного периода времени.

В  предстоящий  период  необходимо  обеспечить  непрерывный мониторинг  процессов,  связанных  с  вступлением  России  в  ВТО,  с  целью своевременной  выработки  мер  по  нейтрализации  возможных  негативных последствий  для  отраслей  промышленности,  связанных  с  военным производством. Не вызывает сомнений, что в период до 2015 г. сохранит свою остроту проблема  недобросовестной  конкуренции  в  отношениях  между  основными мировыми производителями вооружений.

Такие  явления  как  недобросовестная  конкуренция  и  поставки контрафактной  продукции  потребуют  активного  поиска  и  применения адекватных  степени  их  угрозы  форм  и  методов  противодействия,  прежде всего, на основе норм международного права.

Причины успеха.

Рассмотрим причины, которые способствовали успеху в развитии этой отрасли, помимо вышеупомянутой стабилизации политической ситуации в стране, финансово-экономического положения в оборонной промышленности и кадровой и институциональной стабильности в системе.

Наиболее важным я думаю можно назвать динамичный экономический рост и обусловленный им военный рост двух основных покупателей российского оружия - Китая и Индии. КНР, среднегодовые темпы экономического роста которой превышают 10%, стремительно превращается в мирового политического лидера. Естественно, заявка на политическое лидерство невозможна без роста военной мощи страны. К тому же, несмотря на  глобальные амбиции Китай пока еще не решил важнейшей национальной задачи восстановления национального суверенитета над мятежной провинцией Тайвань, находящейся под фактическим военным протекторатом США. При всех своих экономических достижениях Пекин был не в состоянии обеспечить свои Вооруженные Силы современным оружием. Вследствие этого с конца 90-х гг. Китай выражал намерение разместить в России ряд крупных авиационных и военно-морских контрактов, а также закупить значительные партии систем ПВО большой дальности.

Довольно весомые политические, экономические и военные амбиции имеет и другой азиатский гигант - Индия. Вследствие либерализации экономической системы Индия на протяжении многих лет добивалась высоких темпов экономического роста. Еще в начале 90-х это позволило Индии переориентировать свое военно-политическое планирование с преимущественно пакистанского направления на решение задачи по установлению доминирования в Индийском океане, приобретения потенциала проецирования силы в Юго-Восточную Азию, достижения паритета в обычных силах с Китаем. В 1996 и 1997 гг. Индия разместила в России знаковые контракты на разработку и поставку чрезвычайно сложных в технологическом отношении систем вооружения - истребителей Су-30МКИ и фрегатов нового поколения пр.11356 (Talwar-class). Из-за сложности этих систем, высоких технологических рисков, а также из-за необходимости преодоления возникших технических трудностей поставка истребителей и фрегатов несколько сдвинулась относительно первоначального графика и "наложилась" на большие китайские контракты. Это также способствовало достижению пиковых значений экспорта. Особое значение имело развитие программы Су-30МКИ, проведение успешных НИОКР по которой обеспечило подписание грандиозного трехмиллиардного лицензионного соглашения 2000 г. на производство в России и Индии 140 таких машин.

И возможно, самый главный фактор успеха компании  "Рособоронэкспорт" -монополизация рынка вооружений. Компания только продает, она не производит вооружения, государственный посредник. При таких условиях практически нет смысла иметь 3 торговых компании, чем одна лучше другой? Покрасит танк в другой цвет? Данный ход позволил проводить четкую рыночную политику, как говорилось выше. Это позволило быстро сменять ориентацию на различных партнеров без скандалов и проволочек, сформулировать четкую экспортную и импортную политику закупки вооружений и самое главное, предотвратить хищения в огромных количествах.

Попробуем доказать, что монополия в сфере экспорта вооружений весьма желательна. Оценивать эффективность деятельности естественной монополии «Рособоронэкспорт» я буду на примере поставок танков на мировой рынок вооружений. Для этого я построила график, на котором можно сравнить поставки России с поставками других ведущих поставщиков танков на мировой рынок (это США, Германия, Китай, Польша).


Годы поставок

                 


 

Как мы можем увидеть на графике, Россия лидирует среди других стран в плане поставок танков на мировой рынок, также посчитав объём поставок в период с 2007 года по 2014 год , мы можем увидеть, что Россия контролирует большую часть рынка в этой сфере поставок ( тем более с учётом того, что в период 2013-2014 гг только Россия поставляет танки на мировой рынок).

Таким образом, можно сделать вывод, что монополия «Рособоронэкспорт» ведёт эффективную работу, так как государство контролирует качество поставляемой продукции, сама монополия является государственным представителем в этой области, следовательно, доверие к ней сохраняется. Вряд ли подобный успех был бы возможен без монополизации государством этой области. Благодаря деятельности «Рособоронэскпорта» Россия может укреплять свои позиции и влияние на мировом рынке, что мы можем увидеть на примере поставок танков.

Также, если мы посмотрим на общий объём поставок «Рособоронэкспорта», то увидим, что с каждым годом происходит их рост, что также подтверждает успешную деятельность этой монополии в данном секторе.

 

 

Заключение

В завершении курсовой работы можно сделать ряд выводов.

Естественные монополии в России много значат для национальной экономики, без них она была бы обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях. В наше время неоспоримым весом на европейском континенте обладает естественная монополия ОАО "Газпром". Остальные естественные монополии России также находятся на уровне мировых стандартов, а по некоторым отдельным показателям даже превосходят этот уровень.

Естественные монополии образуются в тех отраслях, где конкуренция невозможна или же нежелательна, поэтому для защиты интересов потребителей необходимо  проводить активную антимонопольную политику, целью которой является пресечение злоупотреблений монополий.

Естественные монополии при разумном отношении могут помочь экономике России занять в XXI в. одно из ведущих мест во всём мире. Их надлежит рассматривать в качестве нашего национального достояния, во многом не имеющего аналогов в мире. Реформы естественных монополий не должны сводиться только к дроблению и, следовательно, к разрушению. Деятельность естественных монополий должна стать приоритетным направлением координирующей промышленной политики Министерства экономики РФ, которое должно действовать базируясь на перспективных прогнозных оценках, касающихся потребности в услугах и производимых продуктах естественных монополий как на отечественном так и на мировом рынках.

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Гражданcкий кодекc РФ
  2. Федеральный закон «О еcтеcтвенных монополиях» от 19.07. 1995
  3. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ
  4. Федеральный закон от 17.08.95 N 147-ФЗ (РЕД. ОТ 25.06.2012 C ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВCТУПИВШИМИ В CИЛУ 25.06.2012)
  5. Автономов В.C. 50 лекций по микроэкономике. Том 2. /В.С.Автономов - СПб.: Экономическая школа. 2004. - 770 с.
  6. Айзенберг Н.И. Теоретические основы регулирования цен и тарифов в электроэнергетике / Н.И. Айзенберг - Новосибирск: «Наука». – 2009.-28 с.
  7. Долгушева А.В. Государственное регулирование экономики. / А.В. Долгушева  -  Благовещенск : Изд-во Амур. гос. ун-та, 2007. - 70 с
  8. Жилинcкий C. Э. Предпринимательcкое право (правовая оcнова предпринимательcкой деятельноcти): Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. / C. Э. Жилинcкий - М.: Издательcтво НОРМА , 2010.- 672 с
  9. Зороаcтрова И. В. Микроэкономика фирмы. /Н. М. Розанова, И. В Зороаcтрова - М. : Маркет ДС, 112 с
  10. Королькова Е.И. Естественная монополии: регулирование и конкуренция / Эконом. журн. ВШЭ. 2000. – № 2. – С.235–273.
  11. Липcиц И. В.Экономика: Учебник для вузов, изд. 5-е / И. В. Липcиц - Издательство: Омега-Л , 2010, 375 с.
  12. Пикулькин А.В. Система государственного управления / А. В.Пикулькин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 639 с
  13. Сторчевой М.А. Основы экономики: Учебник/под редакцией П.А.Ватника. СПб.: Экономическая школа, 2012 г. -  432с.
  14. Тараcевич Л. C. 50 лекций по микроэкономике /Тарасевич Л.С., Гальперин В.М., Игнатьев С.М - «Экономическая школа», 2004 г. – 860с
  15. Тюрина А. Д. Микроэкономика. Конcпект лекций./ Тюрина А.Д. - М.: Эксмо, 2008г. — 160 с
  16. http://www.kuzpress.ru
  17. http://www.rg.ru
  18. http://bаse.gаrаnt.ru
  19. http://www.institutiones.com/theories

1 Долгушева А.В. Гоcударcтвенное регулирование экономики. Учебно-методичеcкий комплекc для cпециальноcтей 080504 гоcударcтвенное и муниципальное управление., 2007 г. – cтр. 56.

2 Федеральный закон «О еcтеcтвенных монополиях» от 19.07. 1995

3 Микроэкономика. Конcпект лекций. Тюрина. А. Д.,  2008 г. – cтр. 59.

4 Экономика. Учебник для ВУЗов . Липcиц И. В. 2006 г., c – 196.

5 Оcновы экономики. Cторчевой М. А. 2004г., & - 6.

6 Cиcтема гоcударcтвенного управления , А.В. Пикулькин, 2003 г., гл.5, п. 2.5.

7 50 лекций по микроэкономике., Тараcевич Л. C. 2004 г. cтр . – 860.

8 50 лекций по микроэкономике., Тараcевич Л. C. 2004 г. cтр . – 861.

9 Теоретичеcкие оcновы регулирования цен и тарифов в электроэнергетике. Н. И. Айзенберг, 2009 г., cтр.– 6.

10 50 лекций по микроэкономике. Том 2. Автономов В.C. 2004 г. cтр – 476.

11 50 лекций по микроэкономике., Тараcевич Л. C. 2004 г. cтр . – 863.

12 Микроэкономика фирмы. Н. М. Розанова, И. В. Зороаcтрова., 2010 г., cтр. - 384

13 50 лекций по микроэкономике., Тараcевич Л. C. 2004 г. cтр . – 863.

14 www.institutiones.com/theories/1154-tаrifnoe-regulirovаnie.html.

 

15 Жилинcкий C. Э. Предпринимательcкое право (правовая оcнова предпринимательcкой деятельноcти): Учебник для вузов. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательcтво НОРМА , 2001. — 57 c.

16 Федеральный закон от 17.08.95 N 147-ФЗ (РЕД. ОТ 25.06.2012 C ИЗМЕНЕНИЯМИ, ВCТУПИВШИМИ В CИЛУ 25.06.2012) "О ЕCТЕCТВЕННЫХ МОНОПОЛИЯХ"

17 Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ

18 http://bаse.gаrаnt.ru/10104442/3/

19 Гражданcкий кодекc РФ, cт 424

20 http://www.rg.ru/2013/09/19/zаmorozkа-site.html

21 http://www.rg.ru/2013/09/19/tarifi-anons.html

22 http://www.kuzpress.ru/old/economy/09-10-2013/29486.html

23  http://www.roe.ru/roe/rus_status.html


Информация о работе Естественные монополии в экономике России