Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 04:56, курсовая работа
Важнейшим элементом современной экономической системы выступает естественная монополия, явление, находящее отражение в разнообразных сферах человеческой деятельности. Монополия - тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определенного товара, не имеющего близкого заменителя. Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополий, основанные на владении уникальными природными ресурсами. Зарубежные и отечественные экономисты активно работают в направлении изучения данного феномена.
Введение ……………………………..…………………………………
3
Глава 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ……………………………………………………………
6
1.1 Возникновение, сущность и развитие монополии……………
6
1.2 Особенности и причины возникновения естественной монополии………………………………………………………
13
1.3 Основные проблемы борьбы с естественной монополией и пути решения……………………………………………………
16
ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОЙ МОНОПОЛИИ…………………………………………………………….
18
2.1 Необходимость государственного регулирования……………
18
2.2 Особенности государственного регулирования естественных монополий в России……………………………………………..
19
2.3 Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики России……………………………………….
25
Заключение ……………………………………………………………
28
Библиографический список………………. ……………
Формирование российской практики регулирования естественных монополий в целом идет в русле зарубежного опыта.
Кардинальным способом установления
прямого контроля над естественной
монополией является государственная
собственность. Поэтому некоторые
отрасли естественной монополии
служили первоочередными
В других отраслях естественных монополий действуют частные компании.
Проблема необходимости регулирования естественных монополий была осознана государством лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики.
Поэтому в Российской Федерации был принят Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года, который определил отрасли, относящиеся к естественным монополиям, и сферу их регулирования.
В настоящее время в России сформировались три крупнейших естественных монополии: РАО «Газпром», ОАО «РЖД» и ОАО РАО «ЕЭС России».
Можно выделить некоторые методы регулирования государством деятельности естественных монополий:
Однако при реализации данного подхода возникает ряд проблем:
– необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественного монополиста или придания таковых функций уже действующей антимонополистической структуре. Это несет в себе угрозу подмены общественных интересов интересами правящих групп, не говоря уже о соответствующих затратах на содержание государственных чиновников;
– сложность точного определения реальных издержек производителя услуг – естественной монополии.
В первом случае создаются
предпосылки к возникновению
частной нерегулируемой монополии
с установлением монопольно-
Во втором случае проявляются все недостатки административной, а не экономической системы, где происходят процессы политизации решения проблем естественных монополий (в интересах государства и правящих элит, но не в интересах общества в целом).
Контракт заключается с тем производителем (экономическим субъектом), который предлагает лучшие условия (меньшая цена, больший набор услуг).
Анализ мирового опыта показал, что торги за франшизу позволили в США решить проблемы с некоторыми естественными монополиями, причем, это оказалось лучшим методом по сравнению с другими методами их регулирования. Это относится к таким сферам, как дерегулированию грузовых автоперевозок, организация работы местных авиалиний, почтовой службы, работа кабельных телевизионных сетей, а в ряде случаев относится и к работе коммунальных служб, к проблеме дерегулирования железных дорог.
Естественные монополии
достаточно часто прибегают к
практике ценовых дискриминаций
для максимизации своего чистого
дохода. Для этого они сегментируют
рынок. Примером такого подхода может
быть практика установления более высоких
тарифов на электроэнергию, газ, услуги
связи, коммунальные услуги для предприятий
и организаций и
Возможно, также применение множественных тарифов в зависимости от времени предоставления услуг (связь, электроэнергия, железнодорожные и авиационные билеты и проч.).
Однако этот же механизм
может быть задействован не только
естественным монополистом, но и государством,
которое стремится облегчить
бремя, связанное с монополией. Оно
может устанавливать
Здесь важным является источник
покрытия этих льгот. Однако очень часто
в России он или не определяется,
или без соответствующих
Практика использования ценовой дискриминации может быть применена государством не только в случае прямого государственного регулирования естественной монополии, но и в случае торгов за франшизу.
Таким образом, ценовая дискриминация становится “обоюдоострым орудием”, которое с успехом может быть использовано и естественной монополией, и государством для достижения своих целей. В результате возникает определенный “баланс интересов”, и острота проблемы со стороны естественной монополии смягчается (сглаживается, снимается).
Реально государственный
контроль над естественными монополиями
состоит как в государственном
владении контрольным пакетом акций,
так и в существовании
Российское законодательство, направленное на регулирование естественных монополий, предусматривает не только государственное тарифное регулирование, но так же ограничение их в распоряжении имуществом (прежде всего, доставшимся им в результате приватизации).
В тоже время, если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двухкомпонентные тарифы, предусматривающие отдельную и фиксированную плату за доступ к получению услуг, а также оплату каждой единицы оплаченных услуг.
Более перспективным и эффективным направлением в области регулирования естественных монополий является их реструктуризация. Реструктуризация отраслей естественной монополии предполагает создание условий для внедрения элементов конкуренции в этих отраслях, устранение барьеров входа-выхода на монополизированные рынки для других хозяйственных субъектов.
Данный способ регулирования может быть эффективным не только для отдельных монополистов, но, что особенно важно, и для государства в целом, так как позволяет делать прозрачными финансовые потоки в рамках различных посреднических фирм, уводящих финансовые потоки в обход как самой компании, так и бюджета.
Зарубежный опыт регулирования показывает, что главным является максимальная независимость регулирующих органов как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйствующих субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов.
К 1995 г. в России была сформирована
только одна система регулирующих органов,
действовавшая вне рамок
В соответствии с Указом
Президента России № 314 от 9 марта 2004 года
создана ФАС России.[19] Федеральная
антимонопольная служба (ФАС России)
является федеральным органом
В начале 1996 г. были приняты три указа Президента РФ о создании государственных служб по регулированию естественных монополий в ТЭК, связи и транспорте. Единым органом по установлению тарифов на федеральном уровне являлись ФЭК, а в регионах – региональные энергетические комиссии (РЭК).
На основании Указа
Президента РФ № 314 от 9.03.2004 года «О системе
и структуре федеральных
2.3 Анализ деятельности естественных монополий и их вклад в развитие экономики России.
Естественные монополии продолжают оставаться значимым сегментом в экономике России. Их влияние на экономику страны очень велико в связи с тем, что естественные монополии - это «затратообразующие» отрасли, поэтому уровень цен и тарифов на их продукцию (услуги) оказывает влияние на общий уровень цен и инфляции. Естественные монополии являются и бюджетообразующими. На долю крупнейших компаний (ОАО «Газпром», ОАО «РЖД») по оценкам института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), приходится 13,5% ВВП, в федеральный бюджет только нефтегазовый комплекс направляет 45% всей его доходной части;
Основные отрасли естественных монополий играют роль главного структурного компонента экономики. К примеру, электроэнергетика, которая создает условия для развития других отраслей экономии;
Практически весь объем продукции и услуг естественных монополий (за исключением газовой отрасли, где доля экспорта в добыче - более 30 % потребляется на внутреннем рынке и являются одним из основных факторов, определяющих издержки предприятий, естественные монополии относятся к наиболее устойчивым отраслям экономики; на долю естественных монополий приходится более трети общего объема инвестиций в экономику России.
Положение в этой сфере во многом предопределяет инвестиционный климат в целом по стране. В ближайшей перспективе естественным монополиям придется все больше средств привлекать из внешних источников. Если сейчас доля рыночных источников финансирования капиталовложений не превышает 5-10%, то вскоре она может составить 30 и более процентов.
Вклад естественных монополий в ВВП страны изображен на рисунке:
Занимая всего 4% рабочих
и служащих, эти четыре монополии
дают 13,5% ВВП, 20,6% инвестиций, 16,2 прибыли,
18,6% налоговых доходов
В то же время вклад системы естественных монополий в рост ВВП до недавнего момента (до периода резкого роста цен на энергоносители на мировом рынке, давшего импульс росту выручки по ТЭК) значительно отставал от общей динамики промышленности. Кроме того, наблюдаемый рост выручки системы естественных монополий за счет роста тарифов не ведет к повышению рентабельности компаний, а практически целиком уходит в рост затрат.
Информация о работе Естественные монополии и их роль в экономике России