Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 17:59, контрольная работа
Цель исследования – определить основы законодательства в части регулирования иностранных инвестиций в экономике Российской Федерации.
Введение 3
1. Основные положения ФЗ РФ «Об иностранных инвестициях» 4
2. Законодательные основы регулирования деятельности иностранных инвесторов в РФ 8
3. Новое в законодательстве России в части регулирования иностранных инвестиций 12
Заключение 17
Список используемой литературы 18
Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г. регулирует действия юридических и физических лиц РФ, а также иностранных в отношении совершения ими валютных операций.
В соответствии со ст. 2 настоящего закона, устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля8.
Этот закон не регулирует деятельность иностранных инвесторов прямо, но так как иностранный инвестор является нерезидентом и осуществляет в большинстве случаев инвестирование в иностранной валюте, его валютные операции подвергаются регулированию со стороны соответствующих экономических органов валютного регулирования (Центробанк) в соответствии положениями закона.
Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ от 30.12.1995 г., принятый в развитие законодательства Российской Федерации в области недропользования и инвестиционной деятельности, устанавливает правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации на условиях соглашений о разделе продукции.
В соответствии со ст. 2, соглашение о разделе продукции является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее - инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона9.
Все эти нормативно – правовые акты регулируют деятельность иностранных инвесторов на территории Российской Федерации и являются основой для их деятельности.
Особый интерес вызывает ФЗ РФ №57 – ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Этот нормативный документ является особо актуальным для регулирования деятельности инвесторов, вкладывающих капитал в отрасли, имеющие стратегическое значение для страны. Этот закон ограничивает прежде всего деятельность иностранных стратегических инвесторов.
Закон установил перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и без опасности государства (подп. 1-42 ч. 1 ст. 6).
В него входит деятельность, связанная с оружием, радиоактивными материалами, отходами, шифрованием и криптографией, авиационной техникой. Также к деятельности, имеющей стратегическое значение для обеспечения обороны страны и без опасности государства закон относит осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение в области производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами, используемых при производстве вооружения и военной техники; оказание услуг хозяйствующим субъектом, включенным в реестр субъектов естественных монополий (кроме субъектов естественных монополий в сферах услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, услуг по передаче тепловой энергии и передаче электрической энергии по распределительным сетям); осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, включенным в предусмотренный статьей 23 Федерального закона "О защите конкуренции" реестр и занимающим доминирующее положение:
а) в географических границах Российской Федерации на рынке услуг связи (за исключением услуги по предоставлению доступа к сети "Интернет");
б) на территориях пяти и более субъектов Российской Федерации на рынке услуг фиксированной телефонной связи;
в) в географических границах городов федерального значения на рынке услуг фиксированной телефонной связи.
Закон указывает сделки, которые должны быть предварительно согласованы. Закон предусматривает различные требования к сделкам в зависимости от деятельности общества, а также возможности оказывать влияние на управление, а также принятие решений обществом.
«1. К сделкам, подлежащим предварительному согласованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, относятся следующие виды сделок:
1) сделки (за исключением
сделок в отношении акций (
а) право прямо или косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение;
б) право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем пятьдесят процентов состава коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, и (или) безусловную возможность избирать более чем пятьдесят процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества;
2) сделки в отношении
акций (долей), составляющих уставный
капитал хозяйственного
а) право прямо или косвенно распоряжаться десятью и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого хозяйственного общества;
б) право назначать единоличный исполнительный орган и (или) десять и более процентов состава коллегиального исполнительного органа такого хозяйственного общества и (или) безусловную возможность избирать десять и более процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества;
3) сделки, направленные
на приобретение иностранным
инвестором или группой лиц
акций (долей), составляющих уставный
капитал хозяйственного
4) договоры об осуществлении
иностранным инвестором либо
входящими в группу лиц
5) сделки, направленные
на приобретение иностранным
государством, международной организацией
или находящейся под их
6) иные сделки, направленные
на передачу иностранному
Совершение указанных
сделок возможно в случае получения
предварительного согласования таких
сделок, которое оформляется
Следует обратить внимание
на правовые последствия несоблюдения
требований закона: сделки ничтожны. Суд
применяет последствия
Согласно ст. 166 НК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным ГК РФ, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Так, получить информацию об АО инвестор может в соответствующем министерстве, курирующем деятельность общества, либо обратиться за разъяснениями в антимонопольный орган. Второй способ потребует больше времени на получение ответа, так как антимонопольный орган будет осуществлять запрос в министерстве.
Эти меры усложняют процесс инвестирования со стороны иностранных инвесторов, но в то же время защищают интересы Российской Федерации.
Проблемы законодательства в области иностранного инвестирования являются ключевыми для осуществления иностранных инвестиций на территории любого государства, в том числе и России.
Те экономические и правовые условия, в которых действуют иностранные инвесторы (национальный режим) должны быть радикально улучшены, в первую очередь путем оптимизации налогового, корпоративного и инвестиционного законодательства.
Экономической власти необходимо опираться на опыт развитых стран, предоставляющих иностранным инвесторам «режим наибольшего благоприятствования» (но с учетом строгого контроля деятельности иностранных инвесторов для соблюдения государственной экономической безопасности).
Российская Федерация заинтересована в привлечении иностранных инвестиций в виде материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта. В связи с этим российское законодательство призвано обеспечить стабильность условий деятельности иностранных инвесторов в целях соблюдения норм международного права и международной практики инвестиционного сотрудничества.
И хотя в последнее время российское законодательство в области иностранного инвестирования претерпело ряд положительных изменений, все же необходимо продолжать работу в области его совершенствования и оптимизации.
1 ФЗ РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39 – ФЗ от 25.02.99 // Консультант - Плюс
Информация о работе Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России