Закон возвышения потребностей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 21:21, реферат

Краткое описание

Закон возвышения потребностей является одним из законов развития общества. Он выражается в росте и совершенствовании потребностей личности, групп личностей и всего общества с развитием производительных сил и культуры. Процесс формирования потребностей рассматривается современной наукой как механизм опережающего отражения, позволяющий социально-экономическим системам функционировать наиболее успешно и активно взаимодействовать с внешней средой. Это свойство потребностей особенно важно с точки зрения маркетинга, так как ориентирует маркетинговую деятельность на изучение потенциального спроса потребителей.

Вложенные файлы: 1 файл

закон возвышения потребностей.docx

— 20.97 Кб (Скачать файл)

Введение.

Центральные категории экономики – потребности и возможности. Потребность есть нужда – ощущение человеком нехватки чего-либо, необходимого для жизнедеятельности. Ощущение необходимости чего-либо (нужда) порождает желание получить недостающее.

Переход к рыночным отношениям явился мощным стимулом процесса изменения потребительских характеристик большинства граждан. Период формирования (становления) рыночных отношений имеет четко обусловленные причины и следствия. Одной из главных причин является эволюционность общественного развития, при котором изменились потребностей людей.

Закон возвышения потребностей является одним из законов развития общества. Он выражается в росте и совершенствовании потребностей личности, групп личностей и всего общества с развитием производительных сил и культуры.

Процесс формирования потребностей рассматривается современной наукой как механизм опережающего отражения, позволяющий социально-экономическим системам функционировать наиболее успешно и активно взаимодействовать с внешней средой. Это свойство потребностей особенно важно с точки зрения маркетинга, так как ориентирует маркетинговую деятельность на изучение потенциального (скрытого, но могущего проявиться при определенных обстоятельствах) спроса потребителей.

Потребности человека.

Понятие и сущность потребностей

Нужды людей очень разнообразны, многочисленны и сложны. Среди них выделяются физиологические, социальные и духовные нужды. Каждая конкретная нужда может по-разному восприниматься отдельными людьми. Это зависит от уровня образованности и культуры, характера и интересов каждого человека. Если же какая-то нужда человека не удовлетворяется, то он будет искать выход из создавшегося положения. Выхода может быть два: либо найти возможность для удовлетворения той или иной нужды, либо просто отказаться от ее удовлетворения.

Нужда человека в конкретной жизни проявляется через потребности.

Потребности — это прежде всего желания людей, принявшие форму конкретной необходимости в определенных благах, товарах и услугах, которые доставляют им удовлетворение или удовольствие.

Природа потребностей чрезвычайно разнообразна и сложна. С одной стороны, это потребности, заложенные в организме человека самой природой. К ним относятся биологические потребности, без удовлетворения которых не может протекать жизненный процесс. С развитием цивилизации расширяется круг таких потребностей и изменяется их характер. С другой стороны, человек - существо не только биологическое, но и социальное, общественное. Следовательно, многие его потребности возникают из того, что он живет среди других людей, общается с ними. Более того, формирование социальных групп, государства, общества порождает возникновение общественных потребностей.

С образом и уровнем жизни людей теснейшим образом связаны потребности. Исходя из этого, различают реальные и нормативные потребности.

Реальная потребность - это запрос конкретных людей или группы людей на получение определенного количества благ и услуг.

Нормативная потребность характеризуется нормой потребления, которая устанавливается исходя из анализа, расчета, опыта и возможностей.

  Классификация потребностей и их структура.

В настоящее время в основу классификации потребностей положены выводы американского психолога и экономиста     А. Маслоу. Он считает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для индивидуума. По А. Маслоу, выделяют пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Предполагается, что перечисленные потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают либо в виде треугольной пирамиды, либо лестницы потребностей.

Существуют и другие теории классификации потребностей, в частности теория К. Альдерфера. Он выделяет три группы потребностей: существования, связи и роста, которые соответствуют классификации          А. Маслоу и также имеют иерархическую структуру. Д. Мак-Клелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти, которые не имеют иерархической структуры и их взаимодействие зависит от индивидуальной психологии человека .

С точки зрения уровня развития общества различают элементарные (физиологические) и высшие (социальные) потребности. К элементарным (физиологическим) потребностям относятся те, которые связаны с обеспечением выживаемости человека как биологического существа (удовлетворение в пище, одежде, жилище и т.п.). К высшим (социальным) потребностям относятся те, которые непосредственно связаны с благосостоянием людей. Это и потребительские бюджеты людей, денежные сбережения, накопления, наличие собственности, условия и оплата труда, занятость и уровень безработицы, социальное обеспечение, экологическая безопасность и т.д.

Потребности бывают также экономические и неэкономические. К экономическим, потребностям относят те, для которых необходимо производство, т.е. те, которые в готовом виде не встречаются. К неэкономическим потребностям относят те потребности, которые могут быть удовлетворены без наличия производства (потребность в воздухе, воде, солнечном свете и т.д.).

Закон возвышения потребностей.

Закон  возвышения потребностей отражает развитие потребностей и их влияние на процесс общественного производства. Его суть состоит в том, что потребности постоянно изменяются по своей структуре. В каждый конкретный момент времени уровень потребностей превышает возможность их удовлетворения. Потребности являются побудительной двигательной силой для цикла общественного воспроизводства: производство – распределение – обмен – потребление – производство и далее по кругу.

Процессом, с которым потребитель имеет существенную связь, является процесс потребления. Причиной потребления является наличие потребителей, взаимодействующих с продуктами производства.

В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности его членов. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей. Возрастает доля интеллектуальных и социальных потребностей, физические потребности всё более «облагораживаются» в том смысле, что в их возникновении и в определении способа их удовлетворения всё большую роль играют социально-культурные факторы. Закон  возвышения потребностей  действует и проявляется как объективный лишь по отношению к общественной системе потребностей, в том числе к совокупности личных потребностей всех членов общества, но не каждого отдельного его члена. Для того чтобы выявить существенные количественные и качественные сдвиги в соотношении различных потребностей, необходимо рассматривать периоды в несколько десятков, а то и сотен лет.

        Закон  возвышения потребностей  имеет  место при любом социально-экономическом  строе, но при различных исторических  условиях выступает в разных  формах.

В странах с развитой рыночной экономикой потребности в существенной степени полагаются производством и зависят от производства. В этом плане работает формулировка марксизма: « производство создает потребление путем возбуждения в потребителе потребности, предметом которой является создаваемый им продукт. Кто из нас не сталкивался с рекламой продукции, о существовании которой мы ранее и не подозревали и никакой потребности в ней не испытывали. Но, получив информацию  о ней и ее свойствах,  часто появляется потребность в обладании этой продукцией

Заключение.

Во временном и социально-культурном аспекте меняются потребности отдельного человека, семьи и общества – как биологические, так и социальные. Потребности представляют тот фундамент, на котором строится все поведение и вся психологическая деятельность человека.

Актуализация любой потребности побуждает организм действовать в направлении достижения, овладения предметом, способным удовлетворить данную потребность. Таким образом, возвышение развития потребностей - причина любого целенаправленного поведения человека.

Экономический прогресс общества предполагает действие закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (не зависящую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих потребностей с развитием производства и культуры. Действия этого закона проявляются в следующих изменениях. В ходе исторического развития потребности общества количественно растут и качественно изменяются. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, вследствие чего иным становится состав потребностей. Соответственно этому меняется структура общественного богатства, уровень благосостояния людей. Таким образом, закон возвышения потребностей - закон, согласно которому по мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, более развитые потребности.

Новые поколения людей, опираясь на имеющиеся (доступные) информационные потоки и уже достигнутый уровень удовлетворения потребностей, предъявляет новые требования к питанию, одежде, обуви, жилью, украшениям и т.п. Производство потребляемых обществом товаров и услуг потребует дополнительные природные ресурсы, сырье, материалы, орудия труда, источники энергии и соответствующее время. Изменения численности населения из-за социальных конфликтов и войн расширяют круг общественных потребностей – для нужд управления, обороны, поддержания порядка.

Не следует считать прямолинейными всевозрастающие потребности в материальных и духовных, личных и общественных, производственных и военных, текущих и перспективных потребностях людей. Эти потребности не растут равномерно, они имеют свою цикличность. Прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд с развитием производства и культуры. Некоторые ученые утверждают без всяких оговорок, что потребности людей все время растут безгранично. Однако на деле повышение потребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка. Напротив, по существу безграничны запросы высшего порядка — социальные и интеллектуальные.


Информация о работе Закон возвышения потребностей