Закон спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 18:57, контрольная работа

Краткое описание

Рынок - это косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений.
Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.

Содержание

Введение3
§1 Закон спроса, факторы, эластичность 4
§2 Закон предложения, факторы, эластичность 7
Заключение10
Список литературы11

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 39.17 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

Юридический факультет

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине экономика

 

Тема: Закон спроса и предложения

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

Заочной формы обучения

Андреева Светлана

 

 

Проверил:

д.ю.н.,профессор

 

 

Cанкт-Петербург

2012

 

Содержание

 

Введение3

§1 Закон спроса, факторы, эластичность 4

§2 Закон предложения, факторы, эластичность 7

Заключение10

Список литературы11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     Одними из элементов, на которых базируется рынок, является спрос и предложение.

     Рынок - это косвенная, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур и т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений.

     Рынок - это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.

     У экономики есть очень действенный инструмент для объяснения этих и многих других изменений в экономическом окружении. Он называется теорией спроса и предложения. Эта теория показывает, как потребительские предпочтения определяют потребительский спрос на товары, в то время как затраты предприятий являются основой предложения товаров.

Понятие предложения и спроса показывает, как они действуют на конкурентных рынках по отношению к отдельным благам (товарам и услугам).

     Спрос и предложение - взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

 

 

 

§1 Закон спроса, эластичность

      Спрос - это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени. Изменение цены ведет к изменению спроса, эта зависимость определяется законом спроса.1

      Закон спроса говорит об обратной зависимости между ценой и величиной спроса.

    Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса. Эту зависимость обосновывают следующими причинами: эффектом дохода; эффектом замещения; действием принципа убывающей предельной полезности.

     1. Эффект дохода - желание потребителя приобрести больше данного продукта при снижении его цены, не уменьшая при этом объёма приобретаемых других товаров.

     2. Эффект замещения - готовность потребителя при снижении цены товара отдать предпочтение именно этому товару по сравнению с другими более дорогими.

     Принцип убывающей предельной полезности заключается в том, что каждая дополнительная единица данного продукта по мере его потребления будет приносить потребителю всё меньшее удовлетворение. Поэтому готовность продолжать покупки этого товара может возникнуть только при снижении цены на него.

     Каждой цене из ряда возможных цен соответствует готовность потребителя приобрести определённое количество продукта. В данном случае мы предполагали наличие только одного потребителя. На рынке же действуют, как правило, много покупателей. Таким образом, нужно различать индивидуальный и рыночный спрос.

     По определению закона спроса выведена обратная зависимость между изменением цены и изменением величины спроса.

     Величина спроса изменяется под влиянием ценового фактора. К факторам (детерминантам), влияющим на смещение кривой спроса, можно отнести следующие: изменение вкусов и предпочтений потребителей; количество потребителей на рынке (размер рынка); изменение денежных доходов потребителя; цены на сопряженные товары (товары-субституты); потребительские ожидания изменений на рынке.

Факторы, влияющие на спрос:

     Вкусы и предпочтения потребителей могут меняться под воздействием моды, образа жизни, рекламы и т.д.

     Уменьшение или увеличение числа потребителей приводит к соответствующему изменению в спросе. Уменьшение числа студентов в стране может привести к снижению спроса на бумагу, учебники и т.д. Создание различных интеграционных объединений (зон свободной торговли, таможенных союзов) приводит к увеличению размера рынка и к увеличению спроса.

     Доход. Для рассмотрения воздействия денежного дохода на спрос необходимо выделить две группы товаров: товары высшей категории (нормальные товары) и товары низшей категории.

     1. Товары высшей категории (нормальные товары). Большинство товаров относится к этой категории (автомобили, электротехника, недвижимость, новая одежда, высококачественные продукты питания и т.д.). Спрос на эти товары изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода.

     2. Товары низшей категории. К этой категории можно отнести такие товары, как картофель, макароны, подержанные вещи. Спрос на эти товары изменяется в обратной зависимости от изменения денежного дохода.

     Цены на сопряжённые товары. Товары-субституты или сопряжённые товары могут быть двух видов: взаимозаменяемые товары, такие, как сахар и ксилит, масло и маргарин, поездка на поезде и полет на самолёте; взаимодополняющие товары, такие, как вобла и пиво, лыжи и лыжные крепления, автомобиль и бензин.

     Товары-заменители. Если продукты являются взаимозаменяемыми, то цена на один продукт и спрос на другой продукт находятся в прямой зависимости. Так, если выросли цены на воздушные перевозки, то это вызывает увеличение спроса на поездки железнодорожным транспортом.

     Взаимодополняющие товары. В этом случае существует обратная зависимость между ценой на один товар и спросом на другой.

     Ожидания потребителей. Так ожидание введения отчетности (деклараций) по крупным покупкам может привести к росту спроса на квартиры, дорогие машины, драгоценности и др. со стороны лиц, не уверенных в юридической чистоте своих доходов. Ожидание роста или снижения цен, повышения или понижения доходов может привести к увеличению или уменьшению спроса на товары.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. Закон предложения, факторы

      Предложение - это количество товаров и услуг, которые производитель готов произвести для продажи по конкретной цене из ряда возможных цен в определённый период времени.

     Закон предложения показывает прямую зависимость между изменением цены и изменением величины предложения.

     Таким образом, высокие цены побуждают производителя предлагать на рынке больше своих товаров, а низкие - меньше. Принимая решение о производстве того или иного продукта и его количестве, предприниматель постоянно сопоставляет цену единицы товара с издержками его производства. Каждой цене, из ряда возможных цен, будет соответствовать готовность производителя изготовить и предложить для продажи определённое количество товара.

     Рассмотрим в данном случае изменение величины предложения в зависимости от изменения цены. Другие факторы (детерминанты) предполагаются неизменными. Таким образом, по аналогии со спросом выделим два понятия: изменение величины предложения и изменение предложения.2

     К неценовым факторам (детерминантам) предложения можно отнести следующие: цены на факторы производства (экономические ресурсы); технология; размер налогов и субсидий; цены на другие товары; ожидания; количество производителей (продавцов).

     Цены на ресурсы (факторы производства). Увеличение или уменьшение цен на ресурсы, которые используются для производства продукта, ведёт к увеличению или снижению издержек производства. В свою очередь, рост издержек уменьшит предложение (кривая предложения сдвинется влево), а снижение издержек увеличит предложение (кривая предложения переместится вправо).

      Технология. Применение современной технологии позволяет затрачивать на производство единицы продукции меньше ресурсов. Следовательно, уменьшаются издержки, предложение растёт.

     Налоги и субсидии. Размер налогов можно рассматривать как фактор, который увеличивает издержки и сокращает предложение. Государственные субсидии напротив уменьшают издержки и увеличивают предложение.

     Цены на другие товары. Предприятие (фирма) может переориентироваться на производство другой продукции, цены на которую возросли. В то же время фирма сократит предложение или совсем прекратит производство данного товара, если цена на него упадет или даже останется неизменной.

     Ожидания. Существуют различные варианты, как могут отреагировать производители, например, если ожидается повышение цен. Возможно, фирмы увеличат предложение или, наоборот, сократят текущее предложение в ожидании будущего роста цен.

     Количество продавцов. Увеличение числа фирм, занимающихся производством данного продукта, приведёт к увеличению рыночного предложения и сдвигу кривой предложения вправо (конечно, если объёмы производства каждого предприятия при этом не сократятся).

      Для предложения, как и для спроса, также применима концепция ценовой эластичности. Ценовая эластичность предложения показывает степень реакции предложения на изменения цен. Основным фактором, влияющим на эластичность предложения, является время (рыночный период). Чем больше у производителя времени для реакции на изменение цен, для перераспределения ресурсов, тем выше будет ценовая эластичность предложения.

     В этой связи выделяют различные временные (рыночные периоды):

  1. Кратчайший период является столь непродолжительным, что производители (продавцы) не имеют возможности отреагировать на изменение спроса и цены. Предложение в этом случае будет абсолютно неэластичным.
  2. Краткосрочный период является недостаточным для увеличения производственных мощностей, но позволяет увеличить интенсивность использования производственных мощностей. Реакцией на изменение цены со стороны производителя будет более эластичное предложение.
  3. Долговременный период достаточен для увеличения производственных мощностей и привлечения дополнительных ресурсов.3

     При рассмотрении эластичности предложения необходимо отметить, что вне зависимости от степени эластичности (неэластичности) предложения изменение цены всегда ведёт к изменению общей выручки в одном и том же направлении. Так, при любом временном периоде рост цены приведёт к увеличению общей выручки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     Основные вопросы рыночной экономики Что? Как? Для кого? производить - решаются через механизм спроса и предложения. Любое экономическое решение имеет качественную и количественную оценку. Цены составляют качественную сторону механизма спроса и предложения.

     Спрос - это желание и возможность покупателей приобретать товары и услуги (или платежеспособная потребность в определенном товаре).

     Предложение - желание и готовность производителей поставлять на рынок определенный товар при определенных условиях. Количественная сторона отражается понятиями объема спроса и объема предложения, изменение которых фиксирует соответственно закон спроса и закон предложения.

     Закон спроса устанавливает обратную зависимость между объемом спроса на данный товар и его ценой при прочих равных условиях.

     Закон предложения устанавливает прямую зависимость объема предложения данного товара от его цены при прочих равных условиях.

     Кроме ценового фактора функции спроса и предложения отражают влияние неценовых факторов (доход, налоги, ожидания, цены на товары - субституты и комплементы, число покупателей на рынке, вкусы и предназначения, прочие).

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика, М.: Дело и Сервис, 2004, 448 с.
  2. Овчинников Г.П. Макроэкономика. Учебник, М.: Поиск, 2006, 367 с.
  3. Шагас Н.Л. Макроэкономика-2, М.: МГУ, 2006 ,427 с.

 

1 Шагас Н.Л. Макроэкономика-2, М.: МГУ, 2006 ,С. 251

2 Овчинников Г.П. Макроэкономика. Учебник, М.: Поиск, 2006, С. 89

3 Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика, М.: Дело и Сервис, 2004, С. 115

 

 


Информация о работе Закон спроса и предложения