Закон стоимости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 09:02, контрольная работа

Краткое описание

Впервые термин инфраструктура был использован в экономи¬ческом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспе¬чивающих нормальную деятельность вооруженных сил (начало XX в.). Он произошел от латинских слов "infra" — ниже, под; "struktura" — строение, расположение.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика.doc

— 146.50 Кб (Скачать файл)

7. Государственное регулирование и материально-финансовая поддержка:

  • исследование роли экономики и в формировании экономических связей, обеспечивающих развитие рыночной инфраструктуры;
  • материально-финансовая оценка ресурсов, необходимых для реализации программы развития рыночной инфраструктуры
  • воздействие реализации программы на процесс формирования и развития всей системы, региональных рынков.

8. Сбалансированность  материально-вещественных и стоимостных  потоков:

  • анализ инвестиционно-строительных возможностей в части строительства объектов рыночной инфраструктуры;
  • прогноз потребности в финансовых ресурсах и источников их формирования;
  • оценка возможностей финансово-кредитной базы в развитии рыночной инфраструктуры.

9. Организационно-управленческая  структура:

  • исследование проблем создания организационных структур

и др.

Мероприятия развития рыночной инфраструктуры включает следующие элементы:

  • целевые установки, определяющие направление деятельности в сфере каждого типа рынка, их качественные характеристики и прогноз возможных количественных параметров;
  • организационную структуру, осуществляющую регулирование процессов формирования и развития рыночной инфраструктуры;
  • необходимые финансовые и материальные источники, обеспечивающие деятельность рыночной системы;
  • методы воздействия, обеспечивающие нормальные условия деятельности рыночной системы и достижение социально-экономических целей развития
  • разработка новых форм регионального экономического механизма, позволяющих обеспечить формирование системы инфраструктуры рынков;
  • создание механизма взаимодействия субъектов рыночных отношений: розничных, оптово-сбытовых, производственных, кредитных, финансовых и других организаций и на основе согласования их интересов с учетом различных форм собственности;
  • формирование конкурентной среды на основе научно обоснованных форм и методов разгосударствления предприятий сферы производства и обращения;
  • разработка форм и методов регулирования рыночной инфраструктуры
  • создание организационных структур, обеспечивающих взаимодействие торговли и промышленности, а также эффективные межрегиональные и внешнеэкономические связи;
  • развитие специализированной инфраструктуры различных типов региональных рынков, обеспечивающей быстрое продвижение товаров и высокую скорость обращения.

 

 

 

 

2. Закон стоимости и его роль  в рыночной экономике

 

2.1 Закон стоимости и его свойства

Закон стоимости — особенный экономический закон, выражающий внутренне необходимые, существенные и устойчивые связи между общественно необходимым трудом, затраченным на производство товара (с учетом условий его воспроизводства), и ценами товаров в условиях относительного соответствия спроса и предложения. В наиболее обшей форме закон стоимости имеет своим императивом обмен эквивалентов, т. е. обмен товаров и услуг между производителями и их покупку на рынке в соответствии с общественно необходимыми затратами на их изготовление.

Свойства закона стоимости:

1. Отражение внутренне необходимых, существенных и устойчивых связей между индивидуальным и общественно необходимым рабочим временем. В таком аспекте он приобретает значимость закона сферы непосредственного производства. Согласно закону стоимости, обменные пропорции при обмене товаров регулируются общественно необходимыми затратами. Побуждая товаропроизводителей снижать индивидуальную стоимость их товаров (за счет улучшения организации производства, внедрения новой техники, роста объемов производства и т. д.), данный закон служит движущим началом развития производительных сил.

2. Обмен эквивалентов, то есть обмен товаров в соответствии с количеством и качеством затраченного на них общественно необходимого труда. В этом случае регулирующее действие закона стоимости проявляется в сфере обмена.

3. Наличие устойчивых связей между производителями одного вида товаров через конкуренцию, когда осуществляется взаимное давление одного предпринимателя на другого. Роль движущей силы развития производства закон стоимости в этом случае исполняет в неразрывном единстве сфер непосредственного производства и обмена.

4. Устойчивая связь между спросом и предложением. Если их относительное равновесие нарушается, то обмен товаров осуществляется не в соответствии с количеством затраченного на них общественно необходимого рабочего времени. Так, при недостаточном количестве товаров рыночную стоимость всегда регулируют товары, изготовленные в худших условиях, а при избыточном их количестве — произведенные в лучших условиях. Конкретизирует данное свойство взаимосвязь между количеством и качеством общественного труда, затраченного на производство определенного товара, и общественной потребностью.

2.2 Функции Закона стоимости

1. Первая функция заключается в осуществлении учета общественного труда через формирование общественно необходимых затрат труда.

2. Вторая функция состоит в  том, что закон обеспечивает  распределение труда между различными  сферами производства. Иначе говоря, закон стоимости является стихийным  регулятором в распределении ресурсов товарного производства. В осуществлении данной функции важную роль играет динамика цен. Через механизм колебания рыночных цен вокруг стоимости происходят перелив и перемещение факторов производства (труда, капитала) из одних отраслей национальной экономики в другие, регулируется соотношение между выпуском различных товаров.

3. Третья функция - стимулирующая.  Закон стоимости способствует  снижению производительных затрат, что происходит вследствие развития  производительных сил в товарном производстве. Если индивидуальные затраты труда товаропроизводителя превышают общественно необходимые, то для того, чтобы не разориться, он обязан снизить величину своих затрат. Закон стоимости как бы «наказывает» его, тем самым, заставляя товаропроизводителя повышать производительность труда, либо переключаться на выпуск другого вида изделия. Те товаропроизводители, чья индивидуальная стоимость товаров меньше, чем общественная стоимость, получают ряд экономических преимуществ. В этом случае они не только возмещают затраченный труд, но и получают сверх того добавочный доход. Это стимулирует товаропроизводителей снижать индивидуальную стоимость и повышать производительные силы на базе внедрения достижений научно-технического прогресса. Конкурентная борьба побуждает и других предпринимателей следовать их примеру. Вследствие этого новая техника рано или поздно получит широкое распространение. Таким образом, закон стоимости движет развитием производительных сил общества.

4. Четвертая функция состоит  в том, что закон стоимости является основой для дифференциации товаропроизводителей. Причиной дифференциации является несовпадение, неравенство индивидуальной и общественной стоимости. Те товаропроизводители, у которых индивидуальная стоимость ниже общественной, при продаже своих товаров окажутся в выгодном положении, то есть получат дополнительный доход. А те производители, у которых индивидуальная стоимость выше общественной, несут убытки, и зачастую, не сумев их возместить, разоряются. Обогащение одних товаропроизводителей и обеднение других - таков неизбежный результат действия закона стоимости. Беднеющим и разоряющимся товаропроизводителям ничего не остается, кроме продажи своей рабочей силы. А обогащающаяся часть предпринимателей превращается в капиталистов, нанимающих эту рабочую силу. Таким образом, происходящая на основе действия закона стоимости дифференциация товаропроизводителей ведет к переходу от простого товарного производства к капиталистическому.

5. Пятая функция - распределительная,  которая осуществляется с помощью цен. Данная функция заключает в распределении общественного продукта между регионами и предприятиями.

 

3. Потребности общества и ограниченность ресурсов в контексте

 

3.1 Потребности общества

Движущей  силой человеческого общества являются потребности — объективно существующие запросы (желания) людей, связанные с обеспечением их жизнедеятельности и развития. Потребности настолько многообразны, что существует множество вариантов их классификации. Классическая экономическая наука обычно выделяет три группы потребностей:

1) Удовлетворение людьми материальных потребностей: в пище, воде, жилье, одежде. Эти потребности удовлетворяются как материальными благами (предметами первой необходимости, предметами роскоши), так и услугами (ремонт автомобиля, консультации врача, юриста и т.д.).

2) Духовные потребности связаны с развитием человека как личности и удовлетворяются получением образования, приобщением к искусству, чтением книг, владением информацией.

3) Социальные потребности реализуются через участие людей в коллективной и общественной деятельности: в партиях, профессиональных союзах, «кружках качества», общественных фондах, благотворительных организациях.

По видам субъектов, у которых возникают потребности, последние делятся на индивидуальные, семейные, коллективные, общественные.

Представители неоклассической  экономической науки (в частности, английский экономист А. Маршалл) подразделяли потребности на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и те, которые можно отложить, прямые и косвенные.

В современной западной литературе большую популярность получила теория американского социолога  Абрахама Маслоу (1908—1970), в соответствии с которой все потребности  располагаются в восходящем порядке  от «низших» материальных до «высших» духовных:

    • физиологические (в еде, питье и т.д.);
    • потребности в безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д.);
    • в социальных связях (семейных, дружеских, религиозных и т.д.);
    • в приобретении определенного социального статуса (в признании, одобрении);
    • в самовыражении личности (в реализации способностей).

Две первые группы потребностей согласно А. Маслоу — низшего порядка, две последние — высшего. До тех  пор, пока не удовлетворены потребности  низшего порядка, не возникает потребностей высшего порядка. Закон возвышения потребностей.

Систематизацию потребностей можно дополнить выделением потребностей рациональных и иррациональных, абстрактных  и конкретных, осознанных и неосознанных, ложно понятых и др. Однако следует  помнить, что любая классификация  потребностей достаточно условна, поскольку все потребности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Материальные запросы  формируются не только под воздействием функций жизнедеятельности человека, но и в значительной мере под влиянием уровня экономического и научно-технического развития общества, духовных и социальных ориентиров. В свою очередь, особые, специфические для каждого человека и социального слоя духовные, интеллектуальные и социальные потребности складываются под воздействием материальных потребностей и особенно степени их удовлетворения.

Потребности людей имеют  исторический характер. Их размер и  способы удовлетворения зависят  от того, в каких общественно-исторических условиях, с какими привычками и  жизненными запросами сформировались отдельные люди, социальные слои и  общество в целом. Потребности динамичны: они изменяются под воздействием общественного прогресса, интенсивности обмена информацией, совершенствования самого человека. Непрерывное изменение потребностей в количественном и качественном отношении, их возрастание в процессе эволюции человеческого общества характеризуются как закон возвышения потребностей. На протяжении многих сотен и тысяч лет рост и изменение потребностей происходили плавно, относительно невысокими темпами. В современных условиях темпы их роста существенно ускорились. Одновременно с этим наблюдаются социальная равномерность возвышения потребностей, появление потребностей высшего порядка у все более широких слоев населения.

3.1 Ресурсы и их ограниченность

Для удовлетворения потребностей в процессе хозяйственной деятельности люди используют разнообразные экономические ресурсы.

Современная экономическая  наука выделяет среди них четыре главных вида:

1) земля — важнейший экономический ресурс. Она включает в себя все полезное, что дано природой: месторождения полезных ископаемых, леса, поля, пашни, водные ресурсы и т.д. Человек использует их по-разному: пахотные земли — для производства сельскохозяйственных культур; пастбища — для разведения животных; участки, богатые полезными ископаемыми, — для развития добывающей промышленности; моря и реки — для рыболовства и т.д. Особенностью земли как вида экономических ресурсов являются ее ограниченность и невоспроизводимость. Свойства земли можно разделить на естественные (местоположение, климатические условия, плодородие) и искусственные, полученные в результате человеческой деятельности (например, в ходе проведения работ по мелиорации, осушению и т.д.). Однако воздействие человека на природные ресурсы и их преобразование не беспредельны. Рано или поздно вступает в силу закон убывающей отдачи. Согласно ему если осуществлять вложения капитала и труда в определенный участок земли, то, в конце концов, наступит момент, когда дополнительные вложения средств не дадут прироста получаемого продукта (собираемого урожая, добычи природных ископаемых и т.п.).

Информация о работе Закон стоимости