Закон стоимости как стимулятор и регулятор товарного производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

Объект курсовой – товарное производство страны. Предмет курсовой работы – экономические отношения товарного производства. Цель работы рассмотреть закон стоимости, выполняющий определенные функции в товарном производстве.
Задачи:
- рассмотреть понятие и функции закона стоимости,
- определить роль закона спроса в товарном хозяйстве.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….…….. 3
СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ ЗАКОНА СТОИМОСТИ……………………………………………………………..…….. 5
1.1 Сущность товарного производства…..…………………………. 5
1.2 Понятие и формы, функции закона стоимости……..…..…...…. 10
2. РОЛЬ ЗАКОНА СТОИМОСТИ В ТОВАРНОМ ХОЗЯЙСТВЕ….…. 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..………………………………………………………….. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Закон стоимости как стимулятор и регулятор товарного производства.docx

— 76.47 Кб (Скачать файл)

Функции закона стоимости  наглядно показаны на рисунке 1.1

Рисунок 1.1 – Функции закона стоимости

Большинство товаров проходят четыре этапа своего жизненного цикла. Первый этап – это период выведения  товара на рынок, внедрения его на рынке и, соответственно, медленного увеличения сбыта. Второй этап – период роста, быстрого расширения сбыта данного товара. Третий этап – период зрелости, когда товар уже добился восприятия большинством потенциальных потребителей, и началось замедление темпов сбыта. Четвертый этап – период упадка, который характеризуется резким падением сбыта товара. Разумеется эти этапы нельзя возводить в абсолют. В реальной жизни имеют место и сезонные колебания, и влияние моды.

Механизмом реализации закона стоимости является разница между  индивидуальной и общественной стоимостью товаров.

Современные исследователи  и сторонники трудовой теории стоимости  утверждают, что не следует упрощать вопрос определения стоимости и цены. Стоимость выражает одну сторону товара и труда - количественную. Качественную сторону товара выражает его потребительная стоимость, и ее назначение - удовлетворять потребности. И если товар не удовлетворяет потребности, то теряется смысл затраченного труда. Поэтому сторонники трудовой теории стоимости определяют цену как диалектическое единство стоимости и потребительной стоимости конкретного товара. Они утверждают, что наряду с законом стоимости действует и закон потребительной стоимости, который гласит: каждый конкретный товар производится с определенными потребительскими свойствами и качеством, необходимыми для удовлетворения соответствующих, периодически меняющихся потребностей, и изменение качественных свойств товара адекватно отражается в его цене.

Действительно, изменение  качественных параметров товара меняет и отношение субъектов к нему. В случае изменения качественных параметров товара в направлении, удовлетворяющем современные стандарты потребления, его и спрашивают на рыночном пространстве в большем количестве, т.е. спрос возрастает. При прочих равных условиях в текущем периоде при фиксированных поставках этого товара на рынок его цена поднимется. Таким образом, в цене проявляют себя оба свойства товара: и стоимость, и потребительная стоимость, а деньги являются специфической (но удобной), посреднической формой проявления этого единства. [7, 35]

Эволюция развития форм стоимости  показала, что деньги - специфический товар, последовательно и закономерно выделившийся из всей совокупности товаров на роль всеобщего эквивалента. Как товар деньги обладают всеобщей покупательной способностью и всеобщей потребительной стоимостью.

Многовековая практика использования  денег показала, что при определенных исторических условиях они становятся средством эксплуатации наемного труда, средством прогресса или регресса как субъекта, так и нации в  целом.

Специфичность денег приводит к тому, что с их появлением весь товарный мир делится на товары и деньги.

В процессе развития товарного  производства и обращения деньги приняли на себя не только функцию  посредника, но и рад других функций, ставших проявлением их сущности.

Деньги как мера стоимости. В данной функции деньги выступают как мера затрат труда на производство товара. Являясь всеобщим эквивалентом, деньги учитывают затраты индивидуального и общественно необходимого труда и обеспечивают их сравнение.

Эту функцию деньги выполняют  как идеальные деньги. Поскольку стоимость и потребительная стоимость товара проявляют себя в цене, цена товара показывает, какое количество труда должен затратить каждый субъект, чтобы получить количество денег, отраженное ценой, с тем чтобы обменять их на этот товар.

Деньги как средство обращения. Появление всеобщего эквивалента в денежной форме превращает натуральный обмен потребительных стоимостей в процесс товарно-денежного обращения Т - Д - Т', в котором деньги выполняют роль посредника, при этом не как идеальные деньги, а как реально проплаченные, непосредственно участвующие в обмене.

Поскольку товары реализуются  по конкретным ценам, то количество денег, необходимых для обращения, прежде всего определялось суммой цен товаров, представленных к реализации. Оно зависело от скорости обращения денежной единицы государства: чем быстрее оборачивается денежная единица, тем больше сделок она обслуживает, тем меньшее количество денег необходимо для обращения. Если количество денег в обращении будет больше, чем требуется для обслуживания сделок, то они потеряют свою покупательную способность и цены возрастут.

С развитием товарного  производства и обращения объемы продаж возрастали, поэтому для выполнения функции средства обращения стали  использовать субституты (заменители) реальных, полноценных металлических денег - бумажные деньги.

Деньги как средство платежа. В этом качестве деньги выступают с возникновением кредитных отношений, когда продажа товара осуществляется с отсрочкой оплаты. Продавец в этом случае становится кредитором, а покупатель - должником.

Функции денег как средства обращения и средства платежа  формируют возможность кризисного состояния сферы обращения. Поскольку все предприниматели связаны между собой долговыми обязательствами, неплатежеспособность одного в случае падения спроса на его продукцию и отсутствия у него прибыли приведет к неплатежеспособности многих.

Мировые деньги. В обороте  между государствами деньги выполняют  функцию мировых денег, а именно они являются:

- всеобщим средством платежа: если платежи и долги государства за определенный период превышают его денежные поступления от других государств, то деньги выступают как средство международного платежа;

- всеобщим покупательным средством в текущем обмене товарами и услугами между государствами;

- всеобщим воплощением национального богатства при предоставлении займов, субсидировании, при выплате репараций и контрибуций.

Во всех случаях происходит перемещение части национального богатства, опосредованное деньгами, из одного государства в другое.

Вытеснение золота из обращения  кредитными деньгами как во внутреннем обороте, так и на мировом рынке, обусловило потерю деньгами к концу XX в. особых черт специфического товара, а именно: во-первых, они больше не срастаются с потребительной стоимостью реального товара, т.е. с потребительной стоимостью благородного металла, во-вторых, как правило, существуют в форме бухгалтерских записей и представляют собой чековые депозиты, кредитные карточки, электронные переводы.

Содержание, эволюция форм стоимости  и денег как специфического товара анализировались в рамках концепции трудовой теории стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс, Дж.С. Милль). Основной постулат данной концепции - стоимость определяется затратами труда.

Прямо противоположные позиции  заняли представители теории предельной полезности: У.С. Джевонс, К. Менгер, Ф. Визер, Е. Бем-Баверк, Дж.Б. Кларк, К. Викселль. Они утверждали, что сведение стоимости  к затратам труда или затратам трех классических факторов производства - труда, земли, капитала - недопустимо. Стоимость (ценность) блага определяется степенью его полезного эффекта, удовлетворяющего потребности.

Представители теории полезности ввели в анализ категории «совокупная  полезность» блага и «предельная  полезность». Совокупная полезность блага - это полезность всего запаса или всего доступного субъекту количества блага. Предельная полезность - дополнительная полезность каждой последующей единицы потребляемого блага или последней единицы доступного количества. Ценность блага определяется субъективной предельной полезностью последней единицы имеющегося в наличии блага. В последней трети XIX в. промышленная революция стала основой массового поточного производства, которое потребовало массового потребителя.

Поскольку у каждого субъекта свои оценочные критерии, то и предельные полезности одного и того же блага  для разных субъектов различны. Вместе с тем всех субъектов-потребителей объединяет общая закономерность: полезность каждой последующей единицы потребляемого блага убывает относительно полезности первой единицы потребляемого блага. Эта зависимость вошла в экономическую теорию как первый закон Германа Госсена. Был сформулирован также закон убывающей предельной полезности, который гласит: по мере увеличения количества потребляемого блага его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. [8, 36]

В товарном хозяйстве продукты производятся для обмена путем купли-продажи. На рынке в обменные отношения  вступают два лица – продавец и  покупатель. Каждый из них приходит на рынок с диаметрально противоположными интересами. Продавец желает продать  товар подороже, а покупатель –  купить товар подешевле. В результате этой борьбы продавец и покупатель приходят к единому интересу, то есть обмениваются товарами по единому  эквиваленту, в основе которого лежат  общественно необходимые затраты  труда по их производству – стоимость. Эти взаимосвязи в товарном хозяйстве  носят объективный и устойчивый характер и принимают форму закона стоимости. Закон стоимости – это закон товарного производства, согласно которому производство и обмен товаров должны осуществляться в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Другими словами, закон стоимости – это закон, согласно которому цена должна соответствовать стоимости товара. Однако следует иметь ввиду, что товар есть совокупность потребительной стоимости и стоимости. Поэтому цена как денежное выражение стоимости товара определяется не только общественно необходимыми затратами на его производство, но и другими факторами и в первую очередь спросом и  предложением. По этой причине в реальной жизни цена, как правило, не совпадает со стоимостью.

 

 

 

 

2. РОЛЬ ЗАКОНА СТОИМОСТИ  В ТОВАРНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

 

В товарном производстве закон  стоимости выполняет следующую  роль:

  1. выступает в качестве регулятора товарного производства (если цена выше стоимости, то производитель получает выгоду и расширяет свое производство, и, наоборот);
  2. способствует росту производительности труда (чтобы обеспечить при неизменной цене получение прибыли, необходимо снизить индивидуальные затраты на производство путем внедрения новейшей техники и совершенствования производства);
  3. способствует дифференциации товаропроизводителей (те товаропроизводители, которые не занимаются совершенствованием своего производства и не в состоянии обеспечить индивидуальные затраты на уровне общественно необходимых, разоряются).

Цена – это денежное выражение стоимости товара. В рыночной экономике она является всеобщим инструментом механизма хозяйствования. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экономической деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляются с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экономической системы современного общества. В обществе с рыночной экономикой цена выполняет две функции: экономическую и социальную. Экономическая состоит в том, что она:

  1. является ориентиром в стоимости производства товаров; цена под воздействием различных факторов, и в первую очередь спроса и предложения, отклоняется от стоимости, вращаясь вокруг нее. Такой ориентир дает возможность фирме, предпринимателю принимать решения с выгодой для себя;
  2. выполняет учетную функцию, появляется возможность учитывать результаты деятельности, анализировать ее  эффективность;
  3. выполняет стимулирующую функцию; колебания рыночных цен вокруг стоимости сигнализируют об изменениях спроса и предложения на рынке, что дает сигнал производителю об увеличении или сокращении производства;
  4. выполняет распределительную функцию; производитель через цену ориентируется в распределении полученного дохода. Сначала из выручки от реализации по действующим ценам возмещаются издержки производства, затем оставшийся прибавочный продукт делится на две части, одна из которых поступает государству в виде налогов и обязательных платежей, а другая остается у производителя и используется им на свои нужды.

Социальная сущность цены состоит в обслуживании с ее помощью  потребностей различных слоев и  групп общества, их доходы, жизненный  уровень регулируется многогранными  процессами экономических отношений, опосредуемых с помощью цен. В  рыночном хозяйстве цена формируется  в условиях жесткой конкуренции. Различают конкуренцию внутриотраслевую и межотраслевую. Внутриотраслевая конкуренция – это борьба между отдельными фирмами, предпринимателями, действующими внутри каждой отрасли, за более выгодные рынки сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. В результате этой борьбы устанавливается примерно единая цена на однородную продукцию, в основе которой лежит общественная стоимость, то есть общественно-необходимые затраты труда на производство этого вида продукции. Внутриотраслевая конкуренция сводит различные индивидуальные стоимости к единой рыночной стоимости и к единой рыночной цене. Межотраслевая конкуренция – это борьба между различными отраслями хозяйства за более выгодное приложение капитала. Вложив одинаковый капитал в ту или иную отрасль, каждый инвестор вправе рассчитывать на получение приблизительно одинаковой прибыли (рисковые операции в расчет не принимаются), в противном случае капитал будет перемещаться в те отрасли, где доход выше. Перелив капитала из одних отраслей в другие под воздействием межотраслевой конкуренции приводит к тому, что индивидуальные нормы прибыли уравниваются в среднюю норму прибыли, а стоимость товара превращается в цену производства, которая равна издержкам производства плюс средняя прибыль.

Информация о работе Закон стоимости как стимулятор и регулятор товарного производства