Занятость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

В контексте развития человеческого потенциала занятость рассматривается как главное условие для самореализации человека, как гарант поддержания его приемлемого уровня жизни и социальной безопасности. В этой связи одним из главных приоритетов государственной политики является обеспечение занятости населения и повышение ее эффективности. Вместе с тем социально-трудовые процессы выступают интегрированной частью общеэкономического развития, поэтому решение этой задачи во многом предопределяется общей направленностью реформ социально-трудовой сферы, темпами и масштабами структурных преобразований производства, уровнем инвестиционной активности.

Вложенные файлы: 1 файл

мой курсач.doc

— 258.00 Кб (Скачать файл)

     Государственное регулирование занятости населения  представляет собой совокупность методов  и инструментов  воздействия государства  на процессы формирования, распределения  и использования рабочей силы, направленных на повышение эффективности  ее функционирования и удержание безработицы в пределах социально допустимого  уровня.

     Государственная политика занятости населения должна быть направлена главным образом  на повышение действенности механизма стимулирования  создания новых рабочих мест в прогрессивных отраслях  экономики, обеспечение равных и благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса, усиление регулирующей роли в регламентации  предпринимательской деятельности с целью легализации неформальной занятости,  создание непрерывной системы профориентации, подготовки и повышения квалификации кадров, адаптированной  к потребностям рыночной  экономики. [3, c. 38-39]

     В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости  населения Республики Беларусь» для реализации политики занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости. [5].

     В состав государственной службы занятости  входят 148 структурных подразделений, в том числе Комитет по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.

     Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право  заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для  трудоустройства; запрашивать у  нанимателей сведения о наличии  вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

     Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости  населения осуществляет Государственный  фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости  создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.

     Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении  её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

     а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;

     б) выплату стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение  этого периода в общий и  непрерывный трудовой стаж;

     в) выплату в установленном порядке  пособия по безработице;

     г) оказание материальной помощи безработному и членам его семьи;

     д) возмещение расходов и получение  иных компенсаций, при необходимости  переезда на другое место жительства в другую местность для работы по направлению службы занятости.

     Основными направлениями государственного регулирования  занятости населения являются:

     - сохранение и стимулирование  создания новых рабочих мест  с учетом потребностей структурной  перестройки производства;

     - содействие развитию малого и среднего бизнеса, самозанятости населения;

     - создание развитой системы профобразования  и переподготовки взрослого трудоспособного населения  по профессиям стабильного и перспективного спроса;

     - внедрение нестандартных форм  занятости и гибких режимов труда;

     - совершенствование мотивации труда  и повышения качества рабочей  среды;

     - содействие занятости маргинальных  групп населения;

     - совершенствование системы социальной  поддержки незанятых граждан  на основе  системы страхования  от безработицы;

     - поощрение территориальной мобильности  рабочей силы, в том числе внешней  трудовой миграции; [5]

     В качестве главных приоритетов необходимо выделить:  формирование эффективной  системы повышения конкурентоспособности  кадрового потенциала на рынке труда; совершенствование структуры рабочих мест; содействие межотраслевому перераспределению рабочей силы; создание действенной системы поддержки малого бизнеса; развитие системы непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации кадров; широкое внедрение альтернативных видов занятости и гибких режимов рабочего времени; формирование новой мотивации высококвалифицированного труда и роста его эффективности.

     Решения стоящих перед государством задач  требует длительного времени, поэтому  обеспечение полной занятости населения выступает в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. В то же время главная цель должна отражать то состояние занятости, которое предусматривается достичь, решая проблемы конкретного периода времени. Стратегическая цель определила следующие тактические задачи:

     - до 2000 г.- обеспечение стабильного  уровня занятости и повышение  эффективности использования трудового  потенциала;

     - на 2001-2005 гг. – формирование рациональной  структуры занятости населения   на основе повышения качества рабочих мест;

     - на 2006-2010 гг. – содействие социально-профессиональной  мобильности рабочей силы, повышение  эффективности и качества труда;

     - после 2010 г.- достижение количественной  и качественной сбалансированности  спроса и предложения  рабочей силы и рабочих мест.[3, c. 39-40]

     В конце января 2008 года состоялось заседание  коллегии Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, где были подведены итоги работы системы  Министерства за 2007 год.

     Так на 1 января 2008 г. численность безработных составила 44,1 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению снизился с 1,2% на 1 января 2007 до 1% на 01.01.2008 г. Обеспечено создание новых рабочих мест для трудоустройства на них 153,4 тыс. человек, в том числе 2,6 тыс. рабочих мест – с использованием бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения. Трудоустроено 201,4 тыс. человек (107,2% к уровню 2006 года), из них постоянную работу получили 130,1 тыс. безработных.

     За  январь — ноябрь 2007 года прием работников восполнил их выбытие на 103,2%, трудоустроено на 25,7 тыс. человек больше, чем уволено.

     Улучшились  показатели использования рабочего времени. Масштабы вынужденной неполной занятости сократились и составили 113,5 тыс. человек (74,8% к 2006 году). Численность работавших в режиме неполного рабочего времени сократилась на 23,3%, численность находившихся в отпусках по инициативе нанимателя — на 27,5%.

     Если  в 2006 году предложение рабочей силы превышало спрос в 1,2 раза, то в 2007 году количество вакансий превысило численность безработных в 1,2 раза, а в г. Минске спрос превысил предложение рабочей силы в 5,2 раза.

     Продолжалась  работа по территориальному перераспределению  рабочей силы. На новое место жительства и работы (в основном в сельскую местность) при финансовой поддержке переселено 332 семьи безработных.

     Одним из приоритетных направлений активной политики занятости населения является создание гибкой и ориентированной на трудоустройство системы профессионального  обучения безработных.

     В 2007 году на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации направлено 23,8 тыс. безработных (90,2% к заданию Программы). В полном объеме выполнили задание Программы органы по труду, занятости и социальной защите Витебской (103,8%), Гомельской (102%) и Могилевской (101,2%) областей.

     Осуществлялся контроль и координация работы по выполнению мероприятий отраслевой программы Министерства на 2007 год, обеспечивающих выполнение заданий Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 годы.

     В 2007 году за счет всех источников финансирования в сельской местности создано 17,9 тыс. рабочих мест, в том числе  за счет бюджетных ссуд - 626 (134% к заданию  Программы); трудоустроено на постоянную работу 26,6 тыс. безработных (125%); направлено на профобучение 5,4 тыс. человек (136%); оказана государственная поддержка в виде  ссуд и субсидий 437 безработным (138%) для содействия им в организации предпринимательской деятельности на селе; привлечено к участию в оплачиваемых общественных работах 70,6 тыс. человек (187% к заданию).

     В целом основные показатели Государственной  программы содействия занятости  населения Республики Беларусь на 2007 год выполнены. Основной же целью  политики занятости населения в 2008 году является повышение уровня занятости и эффективности использования трудовых ресурсов, удержание уровня безработицы в социально допустимых пределах [17, с. 4-5].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Проанализировав основные особенности отношений занятости в Беларуси, можно сделать вывод, что в последние годы в сфере занятости наблюдаются положительные тенденции роста. Однако, несмотря на позитивные процессы, на рынке труда имеется ряд нерешенных проблем, среди которых: значительные масштабы нерегистрируемой безработицы,  ограниченная возможность создания новых рабочих мест, несоответствие профессионально-квалифицированной структуры спроса и предложения структуре рабочих мест, медленные темпы создания новых рабочих мест в сфере услуг, недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, низкая территориальная и профессиональная мобильность рабочей силы.

      Исходя из вышеперечисленных проблем, перспективные тенденции роста занятости населения будет во многом предопределять политика по стимулированию создания новых рабочих мест, повышению отраслевой и социально-профессиональной мобильности рабочей силы, ускорению развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства. Обновление и рост производства, ввод в действие новых производственных мощностей, расширение объемов инвестиций на создание новых рабочих мест, повышение потребительского спроса обеспечат реальные условия для роста спроса на труд. По прогнозу, численность занятых в экономике увеличится до 4740 тыс. чел. в 2010 г. Реструктуризация отраслей экономики повлечет изменение сложившейся структуры занятости населения и будет сопровождаться расширением сферы услуг, развитием инновационных направлений деятельности, возникновением новых рыночных профессий. В этих условиях траектория развития отраслевой структуры занятости должна постепенно приближаться к соответствующей международным стандартам, сохраняя при этом белорусскую специфику, национальные трудовые традиции. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Антосенков Е.Г. От обслуживания безработицы – к активной государственной политике занятости // ЭКО. – 1999. - № 2. – с. 123-125.
  2. Боровик Л.С. Занятость населения: проблемы и пути решения // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2006. №6. – с.20-32.
  3. Боровик Л.С. Политика занятости: направления развития // Белорусский экономический журнал. – 1999. - № 1. – с. 34-45.
  4. Боровик Л.С. Структура занятости населения: территориальные и отраслевые диспропорции // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2008. - №9. – с.74-86.
  5. Закон Республики Беларусь от 30.05.1991г. № 828-XII «О занятости населения Республики Беларусь».
  6. Итоги системы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь за 2007 год // Охрана труда и социальная защита. – 2008. – № 3. - с. 4-6.
  7. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г.
  8. Лебедева С.Н. Экономика и организация труда. Мн.: Мисанта, 2002. – 165 с.
  9. Макроэкономика: Учеб. Пособие / Под ред. Н.И. Базылева, С. П. Гурко.- Мн.- 2000.- 415 с.
  10. Мановская Н.В. Эффективная занятость населения: методологический аспект // Веснік БДЭУ. – 2003. - № 6. – с. 9-13.
  11. Пилуй М.П. Формирование предложения рабочей силы в Республике Беларусь с учетом зарубежного опыта // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики Республики Беларусь. – 2007. №5. – с. 66-75.
  12. Сверж А. Финансовые вопросы социальной политики // Финансы, учет, аудит. – 2003. - № 5 – с. 13-19.
  13. Социально-экономическая статистика: Учебное пособие/ Под ред. Нестерович С.Р. – Мн.: БГЭУ, 2000г. – 231с.
  14. Ткаченко С. Формирование, использование и прогноз развития трудовых ресурсов Беларуси // Белорусский банковский бюллетень. – 2003. – № 3. – с. 47-54.
  15. Экономика Беларуси: тенденции и проблемы развития// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2000. - № 8. – с.2-55.
  16. Экономическая теория. Системный курс. Под ред. Э.И. Лобковича. Мн. 2000г.- 526 с.
  17. www. unrussia.ru/ default. aspx

Информация о работе Занятость