Занятость и безработица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 10:35, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является исследование особенностей проблем и издержек, которые вызываются безработицей. Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и причины безработицы, выявить ее уровень;
- показать социально-экономические издержки, вызываемые безработицей, с которыми сталкивается как отдельный человек, семья, так и государство в целом;
- рассмотреть особенности проблем безработицы в России, пути их регулирования;
- дать обобщающие выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
1. Безработица: сущность причины типы. Уровень безработицы…..………
2. Экономические и социальные издержки безработицы……………………..
3. Безработица в России: особенности, государственное регулирование
и социальная защита безработных………………….……………….………
Заключение…………………………………………………………..…..……...
Список использованных источников………………………………..….…….

Вложенные файлы: 1 файл

Занятость и безработица(Усольцева Олеся).doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)

Так, активные меры, направленные на регулирование спроса на труд, требуют значительных финансовых затрат, поэтому их применение в российских условиях возможно лишь в очень ограниченных масштабах в районах очаговой безработицы. Речь идет о выплате субсидий, предприятиям, предоставляющим работу определенным контингентам рабочей силы. Как правило, подобная мера применяется для стимулирования найма длительно безработных и молодежи. Субсидирование занятости обычно не ведет к созданию на предприятиях дополнительных рабочих мест, а содействует занятости тех контингентов безработных, перспективы которых наименее благоприятны. В результате улучшается соответствие структур спроса и предложения труда, что понижает естественную норму безработицы.

Привлекательной, но дорогостоящей мерой являются прямые государственные вложения в создание новых рабочих мест (строительство новых мощностей, размещение государственных заказов на конкретных предприятиях). Безусловное ее преимущество – субъективный характер. При наличии хотя бы минимальных средств такие программы также наиболее рационально использовать на финансирование инфраструктурных проектов (строительство дорог, мостов), а также в сельской местности. Это не только позволяет предоставить людям работу, но дает импульс развитию хозяйственной деятельности региона, что в свою очередь может создать дополнительные возможности занятости населения. Прямые государственные вложения в создание рабочих мест необходимо направлять также на целевые программы содействия занятости инвалидов и лиц с ограниченной трудоспособностью.

Значительную роль играют меры, направленные на комплексное регулирование спроса и предложения труда. Ключевое место среди них занимает рациональное использование гибких форм занятости. На Западе в последнее десятилетие гибкая занятость развивается очень быстро. Появились новые категории работников, традиционно работающие в определенной фирме, но занятые неполное рабочее время или работающие временно по гибкому графику на разных работодателей. Этот процесс, однако, неоднозначен и нередко протекает достаточно болезненно. Поэтому необходимо проанализировать последствия распространения гибких форм занятости населения в России и выработать адекватные методы регулирования этой сферы. Такие меры наиболее широко применяются в российском автомобилестроении, так с уменьшение спроса на автомобиль Ford на короткий период времени закрывался Лужский завод, но с сохранением рабочих мест.

Представляется очень важным содействовать рациональному распространению частичной занятости на основе гибких графиков. Хрестоматийным примером такой политики стал опыт концерна Volkswagen. В условиях вынужденного сокращения объема производства и соответственно спроса на труд персоналу было предложено 150 вариантов четырехдневной рабочей недели. В результате компании удалось сохранить квалифицированную рабочую силу, а работники получили возможность достаточно свободно маневрировать своим временем, выбирая наиболее удобный для себя режим труда. Такое решение проблемы, не требующее к тому же дополнительных финансовых ресурсов, на наш взгляд, предпочтительней, чем принудительные отпуска для части занятых или введение единых для всех 1-2-х нерабочих дней в неделю.

Распространение гибких форм занятости в российских условиях имеет большое значение и потому, что многовариантность занятости дает возможность совмещать работу по специальности, требующую соответствующей профессиональной подготовки, знаний и опыта, с работой в рамках неформального сектора, не требующей особой квалификации, но приносящей доход, позволяющий удержаться выше черты бедности (такая форма занятости широко распространена в России в сельской местности).

Еще одной мерой содействия гибкой занятости является развитие системы отпусков. В этом плане важен опыт Дании, где действует программа, в рамках которой работники имеют право на получение полностью или частично оплачиваемого отпуска сроком до 1 года для пополнения образования, по уходу за ребенком (до 8-летнего возраста), по личным обстоятельствам. Освобождающиеся рабочие места должны быть предоставлены безработным на условиях временной занятости. Программа имеет целью улучшение структуры занятости в результате добровольной ротации.

Важнейшим направлением политики занятости является поддержка и формирование структуры малого и среднего бизнеса. В большинстве стран основная часть новых рабочих мест создается сегодня не на крупных, а на мелких и средних предприятиях. Это направление представляется перспективным для России и в частности широко используется в Москве, хотя требует не только финансовых затрат, но и квалифицированных кадров для различных консультационных служб. Принципиальным моментом является избирательный характер поддержки. Объектом программ должны стать в первую очередь те малые предприятия, которые ориентированы на производство необходимой продукции и услуг, требующее труда высокого качества. В условиях России крайне необходимы целевые программы, направленные на укрепление позиций на рынке труда работников с высоким уровнем образования.

Таким образом, в политике занятости подавляющего большинства стран сегодня превалируют меры, направленные не на прямое субсидирование создания новых рабочих мест (что является дорогостоящим и недостаточно эффективным), а на развитие потенциала работников и их адаптацию к реальным потребностям экономики. В отношении безработных это означает содействие формированию и сохранению у них мотиваций и навыков, необходимых для занятия рабочих мест, когда они появятся. Представляется, что такой подход, направленный на предотвращение деградации рабочей силы, отвечает условиям России и соответствует возможностям службы занятости.

 

Заключение

 

Проведение данного исследования по вопросу экономических и социальных издержек безработицы позволило прийти к следующему заключению:

Безработица представляет собой сложное социально-экономическое явление, при котором часть экономически активного населения не занята в общественном производстве товаров и услуг и не может реализовать свои способности при помощи рынка труда.

Безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие различных видов безработицы требует минимизации в первую очередь, циклической, сезонной и структурной безработицы для поддержания полной занятости населения и достижения высокого уровня экономического развития.

Несмотря на разные причины возникновения, безработица является естественным сопровождением экономического развития в условиях конкуренции. Наличие безработицы является неизбежным, и, более того, необходимым для эффективного развития экономики государства. Безработица влечет за собой ряд положительных и негативных последствий, выступая и как фактор повышения эффективности труда, и, как фактор снижения уровня жизни населения. Показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, уровня жизни населения, а также для оценки эффективности экономической деятельности государства. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей.

При переходе к капиталистическому развитию многие промышленные предприятия потерпели крах, оказавшись неконкурентоспособными. Проблемы с законодательным регулированием экономики, приток иностранных товаров привели к закрытию многих организаций, сформировав огромное число безработных. На этапе перехода к капиталистическому развитию оказалось, что экономически активное население привыкло длительное время работать на одном предприятии в рамках одной профессии, не стремясь к повышению квалификации.

Официальное признание безработицы в России произошло в 1991 году, с этого времени началась регистрация безработного населения. Динамика безработицы в России, начиная с 1991 года по настоящий момент, показывает постепенное снижение ее уровня в последние несколько лет, что достигается благодаря государственной политике в области социального регулирования, в сфере занятости, макроэкономической политике.

По данным Федеральной службы по труду и занятости, численность зарегистрированных безработных в январе–марте 2012 году по России существенно выросла. К концу 1-го квартала численность людей, зарегистрировавшихся в службе занятости, увеличилась по сравнению с началом года на 44%.

В целях снижения безработицы государство располагает различными методами, связанными с разработкой способов переподготовки безработного населения, социальной поддержкой безработных, содействием в создании дополнительных рабочих мест и т.д.

Предлагаемыми способами снижения уровня безработицы в России выступают: повышение доверия к службам занятости, более равномерное географическое распределение трудовых ресурсов, реализация программ поддержки молодых квалифицированных специалистов, развитие самозанятости населения, государственное содействие открытию новых предприятий и предоставление рабочих мест, информационная помощь безработным, содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда, содействие переподготовке безработного населения с помощью методов (частично или полностью за государственный счет).

Одним из способов снижения уровня безработицы является взаимодействие безработного населения с Государственной службой занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

Применение части приведенных способов минимизации безработицы и рост доверия безработных к государственным службам занятости позволили снизить уровень безработицы за последние три года.

Таким образом, предложенные способы снижения уровня безработицы в России могут способствовать усилению существующих благоприятных тенденций приближения к полной занятости населения.

В заключение отметим, что, несмотря на проблемы молодых специалистов на рынке труда (включая безработицу), научное сообщество именно от них ждет деятельности, которая поднимет и науку, и экономику, ведь они являются одним из наиболее сильных ресурсов страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Булатов А.С. Экономика. –6-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2009
  2. КонсультантПлюс. Высшая школа – М.: КонсультантПлюс, 2008.
  3. Корнейчук Б.В. Рынок труда: учебное пособие- М.: Гардарики, 2007.
  4. Мазин А.Л. Экономика труда: учебное пособие для студентов вузов- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.
  5. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект) - 3-е изд., стер. - М. : Изд-во РАГС, 2008.
  6. Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование. – М., 2008.
  7. Шевчено И.В. Механизм регулирования рынка труда в современной экономике России. - Ставрополь, 2008.
  8. Электронная платформа ГАРАНТ. – М.: Гарант – Сервис, 2009.

 

 

2 Шевчено И.В. Механизм регулирования рынка труда в современной экономике России.

 

3 Грязнова А.Г. Экономическая теория.

 

4 Булатов А.С. Экономика.

 

 

6 Старовойтова Л.И. Занятость населения и ее регулирование. – М., 2008. – С. 116

.

7 Корнейчук Б.В. Рынок труда: учебное пособие- М.: Гардарики, 2007. – С. 94

.

8 http://burstat.gks.ru/public/pres

s

9 http://www.stavstat.ru/region_v_cifrah/tru

d

10 Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект) - 3-е изд., стер. - М. : Изд-во РАГС, 2008. - С. 117

.

11 Электронная платформа ГАРАНТ. – М.: Гарант – Сервис, 2009

.

12 КонсультантПлюс. Высшая школа – М.: КонсультантПлюс, 2008

.

13 Грязнова А.Г. Экономическая теория. - М.: Кнорус, 2010

.

14 Мазин А.Л. Экономика труда: учебное пособие для студентов вузов- М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.


Информация о работе Занятость и безработица