Занятость и трудоустройство населения РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:

-показывается понятие занятости и трудоустройства населения;

-характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;

-определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;

-характеризуется правовой статус безработного;

-устанавливается размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;

-определяются актуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РФ

1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ

1.2 Права граждан в сфере содействия занятости

1.3 Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН В РФ

2.1 Признание граждан безработными и их основные права

2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости

2.3 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице

ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НАСЕЛЕНИЯ РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

Вложенные файлы: 1 файл

занятость населения.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 

ГЛАВА I. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА  НАСЕЛЕНИЯ РФ 

1.1 Понятие занятости  и трудоустройства в РФ 

1.2 Права граждан  в сфере содействия занятости 

1.3 Основные направления  политики Российской Федерации  в сфере содействия занятости 

ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ  ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ  ГРАЖДАН В РФ 

2.1 Признание  граждан безработными и их  основные права 

2.2 Порядок регистрации  безработных граждан в органах  государственной службы занятости 

2.3 Размер, условия  и сроки выплаты пособия по безработице 

ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ  И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НАСЕЛЕНИЯ  РФ 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 

ВВЕДЕНИЕ 
 

Правовой механизм государственной политики в области  занятости и трудоустройства в настоящее время включает две основные группы норм. Нормы первой группы направлены на защиту работников от необоснованных увольнений и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный характер. Они содержатся в основном в ТК РФ. Во вторую группу входят правовые нормы, непосредственно регулирующие занятость, трудоустройство и его формы, объем льгот и гарантий лицам, которые потеряли работу и нуждаются в поддержке государства. 

Российское законодательство о занятости и трудоустройстве  представляет собой систему нормативных актов, основанную на Конституции РФ, которая в ст. 37 провозглашает свободу труда, а также право каждого на защиту от безработицы. Ведущую роль в этой системе играет Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации». 

В целом правовой институт занятости населения имеет  комплексный характер, так как  включает нормы не только трудового, но и административного, финансового  права, права социального обеспечения. 

Тема данной курсовой работы - «Правовое регулирование  занятости и трудоустройства населения Р.Ф.» - актуальна в силу того, что, во-первых, организационно-правовые формы обеспечения занятости определяются как установленные государством организационные и правовые приёмы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться (или быть охваченными определённой формой занятости) в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определённую работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого, во-вторых, трудоустройство гарантирует реализацию прав граждан в сфере труда и занятости, в-третьих, занятость и трудоустройство непосредственно регулируют деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей. 

Целью данной работы является исследование сущности занятости  и трудоустройства населения  РФ. 

Для достижения этой цели в работе решаются следующие  задачи: 

-показывается  понятие занятости и трудоустройства  населения; 

-характеризуются  права граждан в сфере содействия занятости; 

-определяются  основные направления политики  Российской Федерации в сфере  содействия занятости; 

-характеризуется  правовой статус безработного; 

-устанавливается  размер, условия и сроки выплаты  пособия по безработице; 

-определяются актуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ. 

Объектом исследования явились отношения при осуществлении  управления сферой трудоустройства  и занятости населения и проведении государственной политике в области трудоустройства, правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ, основанные на взаимодействии государства, юридических и физических лиц. 

Предметом курсовой работы стали нормы российского  и международного законодательства, призванные регулировать занятость и трудоустройство населения РФ. 

Методологической  основой курсовой работы явились  общенаучный диалектический и частнонаучные  методы познания: историко-правовой, сравнительно-правовой, формально-логический, формально-юридический, метод системного анализа и другие методы научного познания. 
 

ГЛАВА I. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА  НАСЕЛЕНИЯ РФ 
 

1.1 Понятие занятости  и трудоустройства в РФ 
 

Проблема занятости  трудоспособного населения рассматривается  во всем мире как одна из наиболее приоритетных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и принятия адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения. 

Закон о занятости  в первой главе «Общие положения» дает определения важнейших понятий  в сфере занятости, а также  участвующих в этой сфере субъектов. 

Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована как занятость незаконная или нелегальная. . Куренной А.М. Трудовое право: Учебное пособие / А.М. Куренной - Москва: из-во Юристъ, 2008.-315С. 

Незанятость граждан  не может служить основанием для  привлечения их к административной и иной ответственности. К числу занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан: 

а) работающих по трудовому договору (контракту), в  том числе выполняющих работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющих иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы; 

б) зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей; 

в) занятых в  подсобных промыслах и реализующих  продукцию по договорам; 

г) выполняющих  работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены  производственных кооперативов (артелей); 

д) избранных, назначенных  или утвержденных на оплачиваемую должность; 

е) проходящих военную  службу, а также службу в органах внутренних дел; 

ж) проходящих очный  курс обучения в общеобразовательных  учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального  и высшего профессионального  образования и других образовательных  учреждениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости; 

з) временно отсутствующих  на рабочем месте в связи с  нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой  производства, вызванной забастовкой  или иными причинами. 

и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением  учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.05.2010 №11-П «По делу о проверке конституционности абзаца десятого статьи 2 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» 

Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать их право на выбор места работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю - организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (п. 1 ст. 8 Закон о занятости). . Куренной А.М. Трудовое право: Учебное пособие / А.М. Куренной - Москва: из-во Юристъ, 2008.-315С. 

При этом важно  подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также  имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в  целях выбора профессии и возможности  профессионального обучения. Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. Долгова А., Жукова И. Полная и эффективная занятость молодежи/ А. Долгова, И. Жукова// Человек и труд.-2007.-№8.-С.38-41. 

По мнению профессора О.В. Смирнова, с целью эффективной  занятости было бы целесообразно  ставить на учет в службе занятости  и тех трудоспособных граждан, которые  имеют работу, но не удовлетворены  характером или условиями труда  и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы. 

Впервые в нашем  законодательстве легализуется право  граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма. 

Если учесть возможность свободного выезда наших  граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности. 

Основные права  трудящихся-мигрантов закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенции МОТ №97 «О трудящихся мигрантах» (1949г.), №143 «О злоупотреблениях в области миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства и обращения» (1975г.), № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» (1982 г.) и др. 

Так же стоит  учитывать, что законодательство РФ о занятости населения распространяется не только на граждан России, но и  на иностранных граждан, а также  на лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами. 

Государство же наряду с органами службы занятости  населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что  государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. 

Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и  относится к мероприятиям по активной политике занятости. 

В юридической  литературе встречаются разные подходы  к определению роли трудоустройства. Так, О.М. Медведев отмечает, что трудоустройство является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости. Последние определяются как установленные государством организационные и правовые приемы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определенную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого. 

Одним из признаков  трудоустройства является участие  в нем посреднических органов (как  государственных, так и негосударственных). 

В современных  условиях, когда проблема безработицы  обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда - работников и работодателей, а также государства. 

Информация о работе Занятость и трудоустройство населения РФ