Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:48, курсовая работа
Целью данной работы является исследование сущности занятости и трудоустройства населения РФ.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
-показывается понятие занятости и трудоустройства населения;
-характеризуются права граждан в сфере содействия занятости;
-определяются основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости;
-характеризуется правовой статус безработного;
-устанавливается размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице;
-определяются актуальные проблемы правового регулирования занятости и трудоустройства населения РФ.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1 Понятие занятости и трудоустройства в РФ
1.2 Права граждан в сфере содействия занятости
1.3 Основные направления политики Российской Федерации в сфере содействия занятости
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗРАБОТНЫХ ГРАЖДАН В РФ
2.1 Признание граждан безработными и их основные права
2.2 Порядок регистрации безработных граждан в органах государственной службы занятости
2.3 Размер, условия и сроки выплаты пособия по безработице
ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НАСЕЛЕНИЯ РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА
НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1 Понятие занятости
и трудоустройства в РФ
1.2 Права граждан
в сфере содействия занятости
1.3 Основные направления
политики Российской Федерации
в сфере содействия занятости
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ
ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1 Признание
граждан безработными и их
основные права
2.2 Порядок регистрации
безработных граждан в органах
государственной службы
2.3 Размер, условия
и сроки выплаты пособия по безработице
ГЛАВА III. АКТУАЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАНЯТОСТИ
И ТРУДОУСТРОЙСТВЕ НАСЕЛЕНИЯ
РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
ВВЕДЕНИЕ
Правовой механизм
государственной политики в области
занятости и трудоустройства в настоящее
время включает две основные группы норм.
Нормы первой группы направлены на защиту
работников от необоснованных увольнений
и выплату денежных сумм, имеющих компенсационный
характер. Они содержатся в основном в
ТК РФ. Во вторую группу входят правовые
нормы, непосредственно регулирующие
занятость, трудоустройство и его формы,
объем льгот и гарантий лицам, которые
потеряли работу и нуждаются в поддержке
государства.
Российское законодательство
о занятости и трудоустройстве
представляет собой систему нормативных
актов, основанную на Конституции РФ, которая
в ст. 37 провозглашает свободу труда, а
также право каждого на защиту от безработицы.
Ведущую роль в этой системе играет Закон
РФ «О занятости населения в Российской
Федерации».
В целом правовой
институт занятости населения имеет
комплексный характер, так как
включает нормы не только трудового,
но и административного, финансового
права, права социального обеспечения.
Тема данной
курсовой работы - «Правовое регулирование
занятости и трудоустройства населения
Р.Ф.» - актуальна в силу того, что, во-первых,
организационно-правовые формы обеспечения
занятости определяются как установленные
государством организационные и правовые
приёмы и средства, которые способствуют
гражданам получить возможность трудиться
(или быть охваченными определённой формой
занятости) в избранной сфере деятельности
согласно призванию, способностям, образованию,
выполнять определённую работу на период
временной незанятости, а также необходимую
профессиональную подготовку для этого,
во-вторых, трудоустройство гарантирует
реализацию прав граждан в сфере труда
и занятости, в-третьих, занятость и трудоустройство
непосредственно регулируют деятельность
граждан, связанную с удовлетворением
личных и общественных потребностей.
Целью данной работы
является исследование сущности занятости
и трудоустройства населения
РФ.
Для достижения
этой цели в работе решаются следующие
задачи:
-показывается
понятие занятости и
-характеризуются
права граждан в сфере содействия занятости;
-определяются
основные направления политики
Российской Федерации в сфере
содействия занятости;
-характеризуется
правовой статус безработного;
-устанавливается
размер, условия и сроки выплаты
пособия по безработице;
-определяются актуальные
проблемы правового регулирования занятости
и трудоустройства населения РФ.
Объектом исследования
явились отношения при
Предметом курсовой
работы стали нормы российского
и международного законодательства,
призванные регулировать занятость и
трудоустройство населения РФ.
Методологической
основой курсовой работы явились
общенаучный диалектический и частнонаучные
методы познания: историко-правовой, сравнительно-правовой,
формально-логический, формально-юридический,
метод системного анализа и другие методы
научного познания.
ГЛАВА I. ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАНЯТОСТИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА
НАСЕЛЕНИЯ РФ
1.1 Понятие занятости
и трудоустройства в РФ
Проблема занятости
трудоспособного населения
Закон о занятости
в первой главе «Общие положения»
дает определения важнейших понятий
в сфере занятости, а также
участвующих в этой сфере субъектов.
Под занятостью
понимается деятельность граждан, связанная
с удовлетворением личных и общественных
потребностей, не противоречащая законодательству
РФ и приносящая им, как правило, заработок,
трудовой доход. При этом гражданам принадлежит
исключительное право распоряжаться своими
способностями к производительному, творческому
труду. Принуждение к труду в какой-либо
форме (физической, психологической, нравственной)
не допускается, если иное не предусмотрено
законом. Как видно из этой статьи, любая
деятельность граждан, связанная с удовлетворением
личных и общественных потребностей и
не противоречащая законодательству,
признается легальной занятостью. Между
тем можно предположить, что деятельность
граждан, осуществляемая с нарушением
действующего законодательства или прямо
ему противоречащая, может быть охарактеризована
как занятость незаконная или нелегальная.
. Куренной А.М. Трудовое право: Учебное
пособие / А.М. Куренной - Москва: из-во Юристъ,
2008.-315С.
Незанятость граждан
не может служить основанием для
привлечения их к административной
и иной ответственности. К числу занятых
действующее законодательство (ст. 2 Закона
о занятости) относит следующих граждан:
а) работающих по
трудовому договору (контракту), в
том числе выполняющих работу
за вознаграждение на условиях полного
либо неполного рабочего времени, а также
имеющих иную оплачиваемую работу (службу),
включая сезонные, временные работы;
б) зарегистрированные
в качестве индивидуальных предпринимателей;
в) занятых в
подсобных промыслах и
г) выполняющих
работы по гражданско-правовым договорам
(договор подряда), а также члены
производственных кооперативов (артелей);
д) избранных, назначенных
или утвержденных на оплачиваемую должность;
е) проходящих военную
службу, а также службу в органах
внутренних дел;
ж) проходящих очный
курс обучения в общеобразовательных
учреждениях, учреждениях начального
профессионального, среднего профессионального
и высшего профессионального
образования и других образовательных
учреждениях, включая обучение по направлению
федеральной государственной службы занятости;
з) временно отсутствующих
на рабочем месте в связи с
нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой,
повышением квалификации, приостановкой
производства, вызванной забастовкой
или иными причинами.
и) являющиеся учредителями
(участниками) организаций, за исключением
учредителей (участников) общественных
и религиозных организаций (объединений),
благотворительных и иных фондов,
объединений юридических лиц (ассоциаций
и союзов), которые не имеют имущественных
прав в отношении этих организаций. Постановление
Конституционного Суда РФ от 25.05.2010 №11-П
«По делу о проверке конституционности
абзаца десятого статьи 2 Закона Российской
Федерации «О занятости населения в Российской
Федерации»
Среди прав, составляющих
содержание правового статуса гражданина
в сфере занятости, важнейшим следует
признать их право на выбор места работы.
Это свое право граждане реализуют путем
прямого обращения к работодателю - организации,
обладающей правами юридического лица,
либо физическому лицу, занимающемуся
предпринимательством или нуждающемуся
в обслуживании личного потребительского
хозяйства. По обоюдному согласию сторон
заключается трудовой договор. Наряду
с этим право на выбор места работы может
быть реализовано путем бесплатного посредничества
органов службы занятости или с помощью
других организаций по содействию в трудоустройстве
населения (п. 1 ст. 8 Закон о занятости).
. Куренной А.М. Трудовое право: Учебное
пособие / А.М. Куренной - Москва: из-во Юристъ,
2008.-315С.
При этом важно
подчеркнуть, что несовершеннолетние
в возрасте от 14 до 18 лет также
имеют право на бесплатную консультацию
и бесплатное получение информации
в органах службы занятости в
целях выбора профессии и возможности
профессионального обучения. Граждане
имеют также право на бесплатные профессиональную
подготовку, переподготовку и повышение
квалификации по направлению органов
службы занятости. Долгова А., Жукова И.
Полная и эффективная занятость молодежи/
А. Долгова, И. Жукова// Человек и труд.-2007.-№8.-С.38-41.
По мнению профессора
О.В. Смирнова, с целью эффективной
занятости было бы целесообразно
ставить на учет в службе занятости
и тех трудоспособных граждан, которые
имеют работу, но не удовлетворены
характером или условиями труда
и намерены сменить место работы. Это
придало бы организованный характер стихийному
движению рабочей силы.
Впервые в нашем
законодательстве легализуется право
граждан на профессиональную деятельность
в период их пребывания за границей,
а также право на самостоятельный
поиск работы и трудоустройства за границей.
Для этого заключаются межгосударственные
соглашения, предусматривающие численность
миграционных потоков, их квалификационный
состав, срок и условия найма.
Если учесть
возможность свободного выезда наших
граждан и благоприятные условия найма
и оплаты труда за границей, то можно предвидеть,
какое противоречивое значение может
иметь зарубежная миграция в нашей стране.
Это учитывается, в частности, Федеральной
целевой программой содействия занятости
населения РФ, которая предусматривает
совершенствование правового механизма
миграционных и иммиграционных потоков
с целью осуществления трудовой деятельности.
Основные права
трудящихся-мигрантов
Так же стоит
учитывать, что законодательство РФ
о занятости населения
Государство же
наряду с органами службы занятости
населения и работодателями, играет
активную роль, осуществляя политику
в области занятости населения.
При этом важно подчеркнуть, что
государство проводит политику содействия
реализации прав, нацеленную на полную,
продуктивную и свободно избранную занятость.
Трудоустройство
выступает в качестве важнейшего
способа содействия занятости и
относится к мероприятиям по активной
политике занятости.
В юридической
литературе встречаются разные подходы
к определению роли трудоустройства. Так,
О.М. Медведев отмечает, что трудоустройство
является одной из организационно-правовых
форм обеспечения занятости. Последние
определяются как установленные государством
организационные и правовые приемы и средства,
которые способствуют гражданам получить
возможность трудиться в избранной сфере
деятельности согласно призванию, способностям,
образованию, выполнять определенную
работу на период временной незанятости,
а также необходимую профессиональную
подготовку для этого.
Одним из признаков
трудоустройства является участие
в нем посреднических органов (как
государственных, так и негосударственных).
В современных
условиях, когда проблема безработицы
обостряется и, как следствие, возрастает
необходимость государственного регулирования
рынка труда, трудоустройство направлено,
прежде всего, на обеспечение рационального
использования трудовых ресурсов также
с учетом интересов основных субъектов
на рынке труда - работников и работодателей,
а также государства.
Информация о работе Занятость и трудоустройство населения РФ