Занятость населения в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование занятости населения в Республике Беларусь.
В соответствии с поставленной целью, основными задачами работы являются:
- общая характеристика рынка труда;
- исследование занятости и безработицы как взаимосвязанных характеристик рынка труда;
- изучение видов занятости;
- оценка состояния рынка труда и занятости населения в Республике Беларусь на современном этапе;
- рассмотрение государственной политики в области занятости в Республике Беларусь;
- определение путей решения проблем обеспечения занятости и защиты от безработицы населения в Республике Беларусь.

Содержание

Введение ………………………………………………………………......4
Глава 1 Занятость как результирующий показатель рынка труда …………………………………………….…….....................6
1.1 Общая характеристика рынка труда ………………………….. ……..6
1.2 Занятость и безработица как взаимосвязанные
характеристики рынка труда ……………………………………… ……13
1.3 Виды занятости ………………………………………………… ……17
Глава 2 Анализ занятости населения в Республике Беларусь и
направления совершенствования ее регулирования ……………... ……20
2.1 Оценка состояния рынка труда и занятости населения в
Республике Беларусь на современном этапе ……………………... ……19
Глава 3 Государственная политика в области занятости
в Республике Беларусь ………………………………………..……. ……24
3.1 Пути решения проблем обеспечения занятости и защиты от
безработицы населения в Республике Беларусь ………………………. 28
Заключение …………………………………………………………. ……33
Список использованных источников ……………………………... ……36

Вложенные файлы: 1 файл

занятость населения.doc

— 260.00 Кб (Скачать файл)

 

ГЛАВА 2 Анализ занятости населения в Республике Беларусь и направления совершенствования ее регулирования

 

 

2.1 Оценка  состояния рынка труда и занятости  населения в Республике Беларусь  на современном этапе 

 

Согласно  Закона «О занятости населения в Республике Беларусь» 11.11.1994 N 01-10/726 [11], занятыми считаются граждане:

  • работающие по трудовому договору, за исключением трудового договора о выполнении оплачиваемых общественных работ;
  • являющиеся членами (участниками) юридических лиц, за исключением учредителей (участников) акционерных обществ;
  • зарегистрированные в установленном законодательством порядке в качестве индивидуальных предпринимателей;
  • осуществляющие деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленную деятельность;
  • выполняющие работы у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг, создание объектов интеллектуальной собственности);
  • проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел, Следственном комитете Республики Беларусь, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям;
  • обучающиеся в очной (дневной) форме получения образования в учреждениях образования;
  • осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, а также за ребенком в возрасте до 18 лет, инфицированным или больным вирусом иммунодефицита человека;
  • занимающиеся иной не запрещенной законодательством деятельностью, приносящей заработок [11].

Рынок труда в Республике Беларусь можно назвать ресурсоограниченным. Его основными характеристиками можно назвать:

  • высокий уровень участия в общественном производстве, представляющий отношение численности рабочих, служащих и колхозников  к числу лиц в трудоспособном возрасте;
  • дефицит рабочей силы, связанный с отсутствием внешних и внутренних источников пополнения рабочей силы в условиях экстенсивного роста спроса на нее со стороны госпредприятий. При этом в силу естественного стремления хозяйственных руководителей обеспечить себе некоторый избыток рабочей силы, при наличии дефицита рабочей силы на макроуровне внутри предприятий возникает явление трудоизбыточности;
  • следствием является внутренняя скрытая незанятость (скрытая безработица) на госпредприятиях.

Основные характеристики рынка труда и занятости населения  в Республике Беларусь в 2009-2011 гг. представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 2.1 – Основные характеристики рынка труда и занятости населения в Республике Беларусь в 2009-2011 гг.

Основные показатели уровня жизни населения

Годы 

Отклонение 

2009

2010

2011

2010

2011

1

2

3

4

5

6

Экономически активное население, тыс. чел.

4686,1

4705,1

4686,0

+19,0

-19,1

Всего занято в экономике, тыс. чел.

4643,9

4665,9

4654,5

+22,0

-11,4

В том числе по формам собственности, в %:

         

всего

100,0

100,0

100,0

0

0

    государственная 

47,3

44,2

43,4

-3,1

-0,8

    частная 

51,1

54,0

54,5

+2,9

+0,5

    смешанная  с иностранным участием 

3,2

3,9

5,4

+0,7

+1,5

Окончание таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

    иностранная 

1,6

1,8

2,1

+0,2

+0,3

Численность безработных, тыс. человек

40,3

33,1

28,2

-7,2

-4,9

из них:

         

    мужчины 

17,3

15,7

13,0

-1,6

-2,7

    женщины 

23,0

17,4

15,2

-5,6

-2,2

Уровень зарегистрированной безработицы, % от экономически активного  населения 

0,9

0,7

0,6

-0,2

-0,1


Примечание. Источник: [2]

 

Анализ свидетельствует, что уменьшается доля занятых в государственных предприятиях, растет удельный вес занятости в предприятиях частной формы собственности, что свидетельствует о развитии рыночных отношений.

В январе-сентябре 2012 г. в экономике Республики Беларусь было занято 4 570 тыс. человек, что на 2,1% меньше, чем в январе-сентябре 2011 г. Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец сентября 2012 г. составила 26,3 тыс. человек, что на 12,8% меньше, чем на конец сентября 2011 г., и на 5,5% меньше, чем на конец августа 2012 г. Распределение численности занятого населения по видам экономической деятельности представлено на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Распределение численности занятого населения по видам экономической деятельности, %

Примечание. Источник: [10]

Так, свыше 25% занятого населения приходится на промышленность, 10,3% - на сельское и лесное хозяйство, 13,5% - на торговлю и услуги по ремонту, 8,6% - занято в строительстве, 7,4% - в области транспорта и связи. В области образования занято 9,9% всех занятых, в области здравоохранения и социального обслуживания – 6,8%, в других областях – 18%. Организациями республики (без малых и микроорганизаций без ведомственной подчиненности) в январе-сентябре 2012 г. было принято на работу 669,9 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 38,9 тыс. человек [10].

В целом динамику уровня безработицы можно представить на рисунке 2.2.

Рисунок 2.2 – Динамика уровня безработицы в Республике Беларусь 1995-2011г., в %

Примечание. Источник: [2]

 

Так, уровень безработицы, начиная с 2003 г. стабильно снижался,  в 2009-2011 гг. снизился с 0,9 до 0,6% (это очень  низкий показатель, в мировой практике нормой считается 1,2%). Уровень зарегистрированной безработицы на конец сентября 2012 г. также составил 0,6% от экономически активного населения.

Таким образом, в республике обеспечивается уровень занятости населения, превышающий показатель, считающийся нормой в мировой практике. Государство гарантирует и обеспечивает занятость населения путем реализации соответствующей политики.

 

 ГЛАВА 3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

3.1 Государственная политика в области занятости в Республике Беларусь

 

Государство создает  условия для полной занятости  населения. Государственная политика в этой области направлена на:

  • обеспечение равных возможностей всем гражданам независимо от пола, расы, национальности, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профессиональных союзах (далее – профсоюзы) или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, если они не препятствуют выполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции или статуса работника, в реализации права на труд, означающего право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда;
  • ориентацию системы образования для подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда;
  • обеспечение обязательного государственного социального страхования от безработицы, предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  • содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости всеми соответствующими мерами (служба занятости, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации);
  • предоставление дополнительных гарантий занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  • сокращение безработицы, предупреждение массовой безработицы;
  • поощрение нанимателей, осуществляющих профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой высвобождения, впервые ищущих работу и не имеющих профессии (специальности), а также нанимателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, в том числе для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда;
  • координацию деятельности в области занятости с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
  • участие профсоюзов и иных представительных и государственных органов и нанимателей в разработке и реализации государственной политики в области содействия занятости населения;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости.

Государство в области содействия занятости  гарантирует:

  • право на выбор профессии, рода занятий и работы;
  • охрану труда, в том числе на здоровые и безопасные условия труда, правовую защиту от необоснованных увольнения или отказа в приеме на работу в соответствии с законодательством о труде;
  • бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой с учетом общественных потребностей.

Государство гарантирует безработным:

  • бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития;
  • выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении;
  • компенсацию материальных затрат в связи с направлением органами по труду, занятости и социальной защите на работу в другую местность;
  • бесплатный медицинский осмотр при приеме на работу и направлении на обучение;
  • возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
  • содействие в организации предпринимательской деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.

Кроме того, государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда:

  • детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • родителям в многодетных и неполных семьях, а также воспитывающим детей-инвалидов;
  • инвалидам;
  • освобожденным из мест лишения свободы;
  • впервые ищущим работу в возрасте до 21 года;
  • лицам предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях);
  • ветеранам боевых действий на территории других государств, указанным в пунктах 1–3 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 17 апреля 1992 года «О ветеранах» [9];
  • уволенным с военной службы, из органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям в связи с окончанием срочной службы, ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников, по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам без права на пенсию;
  • эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 года;
  • иным гражданам, если это определено законами и актами Президента Республики Беларусь.

Информация о работе Занятость населения в Республике Беларусь