Занятость населения и государственная политика её обспчения
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 14:50, курсовая работа
Краткое описание
Задачи курсовой работы состоят в том, чтобы рассмотреть, охарактеризовать, дать оценку и сделать выводы в вопросах:
1. политика занятости: направления развития;
2. трудовые ресурсы и трудовой потенциал;
3. занятость населения и положение на рынке труда;
Содержание
Введение
1. Занятость населения, ее виды и показатели
1.1. Понятие занятости, ее формы и структура
1.2. Эффективность политики занятости
2. Занятость в Беларуси: состояние, структура, динамика, проблемы
2.1. Занятость население и положение на рынке труда
2.2. Анализ занятости на рынке труда
3. Государственная политика обеспечения занятости населения Беларуси: приоритеты, направления и формы реализации, результативность.
3.1. Правовое регулирование и направления политики занятости в Республике Беларусь
3.2. Перспективные направления политики занятости
Заключение
Список использованных источников
Вложенные файлы: 1 файл
Частное учреждение образования
«МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра Бухгалтерского учета анализа и аудита
«К защите допускаю»
_______________ И.О.Фамилия
«____»________________2013 г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Макроэкономика»
на тему: «Занятость населения и государственная политика ее обеспечения (на
примере Республики Беларусь)»
Студент группы 110306зт
____________ К.В. Мельник
(подпись)
Руководитель должность
____________ И.О. Фамилия
уч. степень, уч. звание
(подпись)
Минск -2013
МИНСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
Факультет Экономики
Специальность 1-25 01 08-03 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
УТВЕРЖДАЮ
Зав. Кафедрой БУАиА
____________________В.И. Кудашев
«_____»_______________2013 года
З А Д А Н И Е
на курсовую работу
по дисциплине «Макроэкономика»
студенту Мельник Кристине Владимировне, группа № 110306зт
1. Тема: «Занятость населения и государственная политика ее обеспечения (на примере
Республики Беларусь)»
2. Срок сдачи студентом законченной курсовой работы: ??????
3. Исходные данные: ????????
4. Перечень подлежащих разработке вопросов и календарный график:
№
п/п
Наименование вопросов курсовой работы
Срок
выполнения
1
Занятость населения, ее виды и показатели.
???
2
Занятость в Беларуси: состояние, структура, динамика, проблемы
????
3
Государственная политика обеспечения занятости населения
Беларуси: приоритеты,
направления и формы реализации, результативность.
????
Руководитель _________________________ И.О. Фамилия
Задание принял к исполнению________________________
(подпись студента)
23 мая 2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Занятость населения, ее виды и показатели
1.1. Понятие занятости, ее формы и структура
1.2. Эффективность политики занятости
2. Занятость в Беларуси: состояние, структура, динамика, проблемы
2.1. Занятость население и положение на рынке труда
2.2. Анализ занятости на рынке труда
3. Государственная политика обеспечения занятости населения Беларуси:
приоритеты, направления и формы реализации, результативность.
3.1.Правовое регулирование и направления политики занятости в
Республике Беларусь
3.2.Перспективные направления политики занятости
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Новые условия хозяйствования, обусловленные началом экономического
роста в РБ, поставили перед экономической наукой и практикой много
сложных и принципиально новых проблем, требующих своего осмысления и
решения. К числу таких проблем надо отнести проблему занятости населения,
решение которой является не только необходимым фактором ускорения
экономического роста, но и в значительной степени основой для социальной
стабильности в обществе.
Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы
зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм
собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных
предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому
данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения,
условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима
активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.
Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании
сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в
программах
экономических
преобразований.
Политика
занятости,
вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и
включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих
рост безработицы.
Исследование государственной политики занятости актуально в силу
важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов
общества.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы правильно, всесторонне и
объективно раскрыть проблемы занятости трудовых ресурсов в Республике
Беларусь.
Задачи курсовой работы состоят в том, чтобы рассмотреть,
охарактеризовать, дать оценку и сделать выводы в вопросах:
1. политика занятости: направления развития;
2. трудовые ресурсы и трудовой потенциал;
3. занятость населения и положение на рынке труда;
4. государственное регулирование занятости населения.
5. Перспективные направления политики занятости
Предметом исследования в настоящей курсовой работе является политика
занятости в переходный период. Объектом исследования является политика
занятости, проводимая в Республике Беларусь на современном этапе и анализ
рынка труда.
При написании курсовой работы были использованы такие методы
исследования как: анализ, классификация, моделирование, наблюдение,
обобщение, синтез, дедукция.
При написании работы использовалась научная, учебная, законодательная
литература
Республики
Беларусь.
Были
использованы
различные
статистические данные с электронных ресурсов, статистические сборники
Республики Беларусь, государственные программы занятости.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ
1.1. Понятие занятости, ее формы и структура
Занятость населения представляет собой такую деятельность граждан,
которая не противоречит национальному законодательству и направлена на
удовлетворение потребностей личности или общества и приносит её субъекту
заработок или доход. [2].
Из определения понятия занятости следует, что должны учитываться
следующие ограничения:
- деятельность не должна противоречить законам государства;
- она должна быть полезной, рациональной, т. е. удовлетворять личные или
общественные потребности;
- она должна приносить субъекту доход.
В соответствии со статистикой МОТ (Международной организации труда) в
состав занятого населения входят:
- лица, выполняющие оплачиваемую работу в течение полного или неполного
рабочего дня;
- лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью (без наёмного труда);
- военнослужащие, проходящие службу в вооруженных силах;
- учащиеся и студенты, совмещающие учебу с работой;
- лица, занятые уходом за инвалидами.
При определении занятости населения выделяются две группы населения:
экономически активное и экономически неактивное население.
По определению Министерства статистики и анализа Республики Беларусь
экономически активное население - это часть населения, представляющая свой
труд для производства товаров и услуг. К экономически активному населению
относится все занятое население, безработные и женщины, находящиеся в
отпусках по уходу за ребенком до 3 лет. [6, c. 128].
В международных статистических стандартах говорится о том, что термин
«экономически активное население» может иметь два значения о зависимости
от продолжительности периода, к которому оно применяется. Если
определяется экономически активное население за короткий период, равный
недели или дню, то подразумевается население, активное в данный период, к
которому применяется также термин «рабочая сила», если за длительный
период - то подразумевается обычно активное население.
К экономически неактивному (пассивному) населению в трудоспособном
возрасте относятся студенты и учащиеся (обучающиеся с отрывом от
производства); лица, занятые ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми
старше трех лет, больными родственниками, и другие лица, незанятые
экономической деятельностью, а также военнослужащие. [6, c. 129].
Другими словами, к экономически пассивному населению относятся
иждивенцы всех категорий, как семьи, так и общества, а также лица, живущие
на сбережения, и т.п.
Экономически активное население, которое относится к незанятому,
включает следующие категории граждан:
- временно не работающие, в связи с отпуском или болезнью;
- лица, проходящие переподготовку или повышение квалификации;
- лица, ищущие работу.
Структура занятости населения приведена на рис. 1.1.
В западной экономической литературе под полной занятостью понимается
такой уровень занятости, когда количество ищущих равно числу свободных
рабочих мест.
В реальности наряду с полной занятостью существует и неполная занятость.
Это такой тип занятости, при котором осуществляемая субъектом деятельность
занимает не все его рабочее время, часть рабочего времени остается незанятой.
Полная и неполная занятости относятся к одному классу - традиционной
занятости.
Рис. 1.1. «
Структура занятости населения»
Существует понятие эффективной занятости.
Эффективная занятость характеризуется с двух точек зрения: с
экономической - как наиболее рациональное использование человеческого
ресурса; с социальной - как наиболее полное соответствие интересам наёмного
рабочего.
Таким образом, полная занятость отражает занятость с количественной
стороны, а эффективная - с качественной.
Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает
отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение
превышает спрос, то имеет место явная безработица, при превышении спроса
над предложением и реальной потребностью - скрытая безработица.
Помимо традиционной формы занятости различают и нетипичную
(нетрадиционную) занятость, которая имеет следующие виды:
Занятое население
Трудоспособное население
нетрадиционные
традиционные
полная
неполная
Процентное отношение занятых к общему
количеству трудоспособного населения
объективная основа
типы занятости
формы занятости
уровень занятости
а) сезонная занятость - занятость на основе сезонного контракта при
условиях полного рабочего дня;
б) поденная занятость, связана с работой на условиях определенного
количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;
в) периодическая занятость - чередующиеся занятость и незанятость,
независимо от сроков той или другой в течение года;
г) временная занятость, характеризующаяся тем, что работник занят
деятельностью лишь в течение некоторого периода времени, но этот период не
предопределен сезонностью работ;
д) занятость по вызову - нетрадиционная занятость, которая не предполагает
никаких гарантий занятости и складывается под влиянием стечения
обстоятельств;
е) самозанятость - занятость, которая осуществляется по собственной
инициативе, самоуправляема и не имеет общепринятых форм оплаты труда.
Одной из основных целей экономической политики является обеспечение
полной занятости, т.е. такую занятость, при которой все желающие трудиться
имеют работу с полной продолжительностью рабочего дня и полной
заработной платой.
Общими принципами государственного
регулирования
занятости,
принятыми Международной организацией труда, являются следующие:
- добровольность занятости;
- равные возможности всех граждан;
- содействие трудовой мобильности с учетом изменения трудовой структуры;
- социальное партнерство работодателей и профсоюзов как часть
государственной политики занятости.[17, c. 49].
Уровень занятости населения – процентное отношение занятых к взрослому
населению, не находящемуся на социальном обеспечении, в приютах, домах
престарелых и т.п. [6, c. 130].
Занятость и безработица - взаимообусловленные социально-экономические
категории. Их соотношение отражает наиболее синтетическую характеристику
политики на рынках труда. Необходимо учитывать, что и занятость и
безработица возникают по инициативе, как работодателей - субъектов спроса,
так и по инициативе работников- субъектов предложения.
1.2. Эффективность политики занятости
Эффективная политика занятости должна обеспечить равные стартовые
возможности всем гражданам страны; содействовать такой занятости, которая
является экономически целесообразной; основываться на добровольности
труда; эффективно распределять трудовые ресурсы; обеспечивать социальную
защиту в области занятости; взаимодействовать с другими направлениями
социальной политики.
Регулирующие воздействия государства на занятость можно разделить на
два типа – активное и пассивное.
Политика
пассивного регулирования
занятости ограничивается
изысканием и использованием средств на определенное возмещение
безработным их материальных потерь. Иногда ее называют моделью смягчения
последствий безработицы. Реализуется она посредством двух форм:
1) Социальное страхование по случаю потери работы, обеспечивающее
выплату временных пособий по безработице с учетом прежнего заработка и
существующего минимума заработной платы. Такие системы действуют в
более чем 70 % развитых стран и являются основным источником помощи при
потере работы. При защите от безработицы в страховой форме конкретные
размеры пособий часто зависят от величины взносов в страховые фонды и от
степени нуждаемости в помощи;
2) Социальная помощь – применяется к оставшимся безработными
длительный период в виде материальной помощи.[13, c. 10].
Существенно отличается политика активного регулирования, при которой
государство комплексно регулирует все процессы, происходящие в сфере
занятости: подготовка кадров, создание рабочих мест, помощь в
трудоустройстве или поиске кандидатов на вакантные места, миграциях и т. д.
Государство не подменяет саморегулирующие механизмы рынка труда, но
вырабатывает политику и способствует созданию институтов рынка труда, т. е.
системы механизмов и правил, играя по которым все участники рынков труда и
образовательных услуг добьются максимального эффекта для общества в
целом.
Задача государственной политики занятости заключается в том, чтобы
обеспечить формирование экономически эффективной занятости при
минимальных издержках, к которым следует отнести безработицу, работу не по
специальности, не по призванию, в ущерб здоровью, семейным обязанностям и
т. д.
При этом используются два основных метода: метод повышения спроса
на рабочую силу и метод сокращения предложения рабочей силы.[7, c. 123].
Повышение спроса на рабочую силу достигается с помощью мер
экономического характера и мер по созданию нетрадиционной занятости.
Экономическими мерами выступают:
- большая свобода работодателей в решении вопросов занятости
(условия приема-увольнения, график работ и т. п.);
- установление льготного налогообложения, необходимо увеличение
спроса на рабочую силу;
- государственные выплаты предпринимателям на создание новых
рабочих мест;
- установление различного рода дотаций и льгот при обеспечении
занятости групп с низкой конкурентоспособностью (молодежи, инвалидов);
- обучение и переквалификация.
Мерами по созданию нетрадиционной занятости являются: общественные
работы, надомные работы, разделение рабочего места, занятость по вызову.
Чаще всего эти нетрадиционные работы являются общедоступными
видами временного трудоустройства,
не
требующими специальной
профессиональной подготовки и оплачиваемыми по ставке, составляющей от
трети до половины средней ставки заработной платы по стране, но
выполняющими функцию включения безработного в сферу трудовой
активности. Следует при этом иметь в виду, что искусственное увеличение
рабочих мест само по себе не гарантирует улучшение ситуации в сфере
занятости, не говоря уже об эффективности экономики в целом. .[15, c. 19].
К мерам по сокращению предложения рабочей силы на рынке труда
относятся:
1. расширение и углубление программ по подготовке кадров, включая
профессиональную подготовку. Система подготовки должна отвечать ряду
требований: адекватность структуре экономики, адаптивность к изменению
условий труда, вариативность источников финансирования – государственные
и предпринимательские;
2. введение творческих и учебных отпусков (эта и указанная выше меры,
способствующие сокращению предложения рабочей силы сегодня, обеспечат ее
более высокую продуктивность завтра);
3. повышение пособий и/или сроков отпусков по уходу за детьми;
4. введение частичного и/или досрочного пенсионного обеспечения в
случае потери работы.
На рынке труда различают еще и такие виды государственного
регулирования, как защитное (в целях уменьшения незащищенности отдельных
групп), поощрительное (стимулирование отдельных видов деятельности),
ограничительное (исключение неоправданных преимуществ), директивное
(административное воздействие на рынок труда).[19, c. 32].
2. ЗАНЯТОСТЬ В БЕЛАРУСИ: СОСТОЯНИЕ, СТРУКТУРА, ДИНАМИКА,
ПРОБЛЕМЫ
2.1 Занятость население и положение на рынке труда
Анализ состояния рынка труда Республики Беларусь проведен по
статистическим данным по состоянию на 1 июля 2013г.
В январе – июле 2013 г. в органы по труду, занятости и социальной
защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 157,4 тыс. человек (90
процентов от уровня 2012 года), из которых 95,7 тыс. человек
зарегистрированы в качестве безработных (90,3 процента от уровня 2012 года).
С учетом 41,1 тыс. граждан, состоящих на учете на 1 января 2013 г., всего
нуждалось в трудоустройстве 198,5 тыс. человек, из них 120,6 тыс.
безработных.
Табл. 1.1. «Динамика показателей безработных на рынке труда»
2012
2013
2013 год к 2012 году,
%
Зарегистрировано
безработных,
тыс. человек
Зарегистрировано
безработных,
тыс. человек
январь
16,3
15,7
96,3
февраль
16,6
14,5
87,3
март
16,5
13,9
84,2
апрель
14,4
15,1
104,9
май
15,0
11,7
78,0
июнь
14,0
11,9
85,0
июль
13,1
12,9
98,5
август
15,3
сентябрь
14,6
Продолжение табл. 1.1.
октябрь
17,4
ноябрь
14,8
декабрь
11,5
Уровень зарегистрированной безработицы на конец июля 2013 г.
составил 0,5 процента к численности экономически активного населения (в
2012 году – 0,6 процента).
На 01.07.2013 из 130 регионов республики в 124 регионах уровень
безработицы составил 1 процент и менее, в 6 регионах – от 1,1 до 1,3 процента.
Самый высокий уровень безработицы − 1,3 процента зарегистрирован в
Наровлянском районе, самый низкий – 0,1 процента в Минском районе.
Спрос на рабочую силу, по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года, увеличился.
На 01.08.2013 в органы по труду, занятости и социальной защите
поступили сведения о наличии 73,5 тыс. вакансий, что составило 114 процентов
к уровню 2012 года. При этом рынок труда ориентирован на рабочие
профессии, которые составили 79,6 процента от общего количества, заявленных
нанимателями вакансий (80,4 процента в 2012 году). В городе Минске вакансий
на 1 безработного приходится 16 вакансий.
На 1 июля 2013 г. более половины всех состоящих на учете безработных
– мужчины (59,6 процента), молодежь в возрасте 16 - 30 лет составляет 36,4
процента.
Табл. 1.2. «Состав безработных по полу, возрасту»
На конец июня 2012 г.
На конец июня 2013 г.
Численность
безработных
- всего
человек
%
Численность
безработных
- всего
человек
%
27854
100
22590
100
из них
женщин
13669
49,1
из них
женщин
9123
40,4
Продолжение табл. 1.2.
мужчин
14185
50,9
мужчин
13467
59,6
молодежь
16-29 лет
10320
37,1
молодежь
16-29 лет
8232
36,4
В январе-июне 2013 г. регистрация безработных, особо нуждающихся в
социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на
рынке труда (инвалидов, детей-сирот, родителей в многодетных и неполных
семьях, а также воспитывающих детей инвалидов, освобожденных из мест
лишения свободы, ветеранов боевых действий на территории других
государств, молодежи в возрасте до 21 года, впервые ищущей работу и др.)
составила 16,6 процента от общей численности зарегистрированных
безработных (в январе-июне 2012 года – 19,6 процента).
Средняя продолжительность безработицы снизилась на 0,3 месяца и на
конец июня 2013 г. составила 3,4 месяца против 3,7 месяца на конец июня 2012
года.
Табл. 1.3. « Продолжительность безработицы»
Средняя продолжительность
безработицы на конец июня 2012 г.,
мес.
Средняя продолжительность
безработицы на конец июня 2013 г.,
мес.
3,7
3,4
В январе–июне 2013 г. средний период трудоустройства безработных
остался на уровне прошлого года и составил 1,4 месяца. В тоже время у
женщин он более длительный – 1,8 месяца (у мужчин – 1,2 месяца, молодежи –
1,3 месяца).
Списочная численность работников в январе-июне 2013 г. составила
3322,5 тыс. человек или 98,2 процента от показателя за аналогичный период
2012 года.
В январе-июне 2013 г. прием работников восполнил их выбытие на 86,6
процента (в аналогичном периоде 2012 г. – на 87,9 процента). Принято на
работу 377,1 тыс. человек, уволено – 435,2 тыс. человек. Уволено в связи с
сокращением численности или штата работников, ликвидацией организации 7,7
тыс. человек или 1,8 процента от числа уволенных.
По данным Национального статистического комитета Республики
Беларусь вынужденная неполная занятость в январе-июне 2013 года составила
46,4 тыс. человек или 1,4 процента от списочной численности работников (в
январе-июне 2012 года 68,7 тыс. человек или 2 процента).
Численность работников, которым были предоставлены отпуска по
инициативе нанимателя, составила 37,6 тыс. человек, или 86,9 процента к
январю-июню 2012 года (43,3 тыс. человек).
При этом численность работников, которым были предоставлены отпуска
без сохранения заработной платы, составила 10,3 тыс. человек или 27,4
процента общей численности работников, которым были предоставлены
отпуска по инициативе нанимателя (в январе-июне 2012 года – 17,1 тыс.
человек или 39,5 процента).
Численность занятых в экономике в январе-июне 2013 г. составила 4534,4
тыс. человек. Численность занятых в июне 2013 г. составила 4512,6 тыс.
человек.
Табл. 1.4. «Численность населения, занятого в экономике Республики
Беларусь в январе-июне 2013 г.»
Области
Численность занятого
населения
в июне 2013 г.
Численность занятого
населения
в январе-июне 2013 г.
Брестская
617,3
620,8
Витебская
532,6
536,2
Продолжение табл. 1.4.
Гомельская
631,4
635,7
Гродненская
492,7
494,7
г. Минск
1075,5
1079,9
Минская
680,3
682,4
Могилевская
482,8
484,7
Республика Беларусь
4512,6
4534,4
На белорусском рынке труда сложилась такая ситуация, при которой
официальная
безработица
включает
преимущественно представителей
вторичного рынка труда, в то время как основные потоки найма и увольнений
идут на неофициальной его части. Причины такого явления кроются в самой
практике регулирования занятости в Беларуси.
Представителям
вторичного
рынка
труда
привлекательно
регистрироваться в службе занятости, так как: 1) это легализация их
бездеятельности; 2) статус безработного обеспечивает ряд социальных льгот.
Представителям же первичного рынка нет стимула регистрироваться в
службе занятости, поскольку:
1) невысокий размер пособия не дает возможности существовать без
дополнительного приработка, но в случае его появления пособие не
выплачивается;
2) организуемые общественные работы уравнивают квалифицированный
и неквалифицированный труд;
3) службы занятости располагают сведениями о вакансиях в основном по
непрестижным рабочим местам;
4) в период безработицы затруднен самостоятельный поиск работы ввиду
необходимости соблюдать определенные обязанности безработного.
Исследуя динамику безработицы можно сделать вывод, что политика
занятости в Беларуси еще не проработана до конца. Это объясняет выпадение
из поля зрения службы занятости нанимателя (как важнейшего субъекта
экономических отношений занятости), регионального и микроуровней в
вопросах регулирования занятости и безработицы. Практика регулирования
занятости сводится к контролю за показателем официально регистрируемой
безработицы на макроуровне, что приводит к расхождению фактического
уровня безработицы с официальным (на который ориентируются при
разработке государственных программ занятости).
Искусственное, административное снижение официального уровня
безработицы приводит к росту ее теневых видов, размеры которых невозможно
точно определить и, следовательно, управлять ими (скрытая безработица,
структурная, носящая регрессивный характер).
Методологическая непроработанность вопроса о сущности и путях
снижения размеров избыточной занятости на предприятиях приводит к
концентрации усилий государственных служб на предотвращение массовых
высвобождений, искусственном создании новых рабочих мест, что улучшает
конъюнктуру официально контролируемого рынка труда, но не способствует
повышению эффективности занятости.
Административный запрет на массовые высвобождения обусловил
снижение доли безработных по причине высвобождения, ликвидации
предприятий и увеличение доли безработных, уволившихся по собственному
желанию. Поверхностный характер регулирования занятости и безработицы в
Беларуси, затрагивающий только официальную часть открытого рынка труда,
способствует сохранению неэффективной занятости. [8, c. 40].
2.2.Анализ занятости на рынке труда
Анализируя структуру занятости и динамику важнейших показателей в РБ,
следует отметить, что формирование трудовых ресурсов предопределяется
динамикой численности населения в трудоспособном возрасте, прежде всего
численностью поколений, вступающих в трудоспособный возраст и выходящих
за его пределы. Влияние миграционного фактора на формирование трудового
потенциала в Беларуси не существенно.
В I полугодии 2013 г. в экономике республики было занято 4 534,4 тыс.
человек, что на 1,1% меньше, чем в I полугодии 2012 г. В организациях (без
микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности)
численность работников составила 3 322,5 тыс. человек (73,3% общей
численности населения, занятого в экономике) и по сравнению с I полугодием
2012 г. уменьшилась на 1,8%.
Данные о численности занятого населения Республики Беларусь приведены
в табл. 1.5. « Численность занятого населения»
Численность занятого населения
всего, тыс. человек
В % к
соответствующему
периоду предыдущего
года
2012 г.
Январь
Январь-февраль
1 квартал
Январь-апрель
Январь-май
1 полугодие
Январь-июль
Январь-август
Январь-сентябрь
Январь-октябрь
Январь-ноябрь
Январь-декабрь
2013 г.
Январь
Январь-февраль
1 квартал
Январь-апрель
Январь-май
1 полугодие
4 595,4
4 592,5
4 594,3
4 591,7
4 587,3
4 582,9
4 580,7
4 580,5
4 579,5
4 579,1
4 578,4
4 577,1
4 542,8
4 546,2
4 544,4
4 543,7
4 538,2
4 534,4
98,2
98,1
98,1
98,0
98,0
98,0
98,0
98,0
98,1
98,2
98,3
98,3
98,9
99,0
98,9
99,0
98,9
98,9
В I полугодии 2013 г. численность уволенных работников организаций
(без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной
подчиненности) превысила численность принятых на 58,1 тыс. человек, или на
15,4% (в I полугодии 2012 г. – на 52 тыс. человек, или на 13,8%).
Организациями в I полугодии 2013 г. было принято на работу 377,1 тыс.
человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 20,9 тыс.
человек, или 5,6% от общей численности принятых (в I полугодии 2012 г. – 23,6
тыс. человек, или 6,3%). Уволено по различным причинам 435,2 тыс. человек,
из них 6,9% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой
дисциплины, 1,8% – в связи с сокращением численности или штата работников,
ликвидацией организаций.
Из общей численности работников, уволенных в связи с сокращением
численности или штата работников, ликвидацией организаций, 51,5%
приходится на государственное управление. В I полугодии 2013 г. в
государственном управлении было уволено 12,7 тыс. человек, в том числе в
связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией
организаций – 4 тыс. человек.
Данные о численности принятых и уволенных работников приведены в
табл. 1.6. « Численность принятых и уволенных работников»
Численность
работников,
принятых на
работу, тыс.
человек
Численность
уволенных
работников, тыс.
человек
Соотношение
численности
принятых и
уволенных
работников, в %
2012 г.
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Июнь
Июль
Август
Сентябрь
Октябрь
53,7
56,3
63,8
62,1
65,0
73,6
100,7
108,3
84,7
84,1
60,0
57,3
67,9
79,6
81,4
81,1
83,0
116,2
77,9
77,3
89,6
98,2
94,0
78,0
79,8
90,8
121,3
93,2
108,6
108,8
Продолжение табл. 1.6
Ноябрь
Декабрь
2013 г.
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
июнь
67,2
54,3
55,6
58,5
58,8
70,6
59,0
71,7
73,0
63,3
60,8
57,2
63,6
86,2
79,4
85,8
92,0
85,7
91,4
102,2
92,3
82,0
74,3
83,6
В I полугодии 2013 г. 46,4 тыс. работников организаций (1,4%
среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной
занятости (в I полугодии 2012 г. – 68,7 тыс. человек, или 2%). В I полугодии
2013 г. по сравнению с I полугодием 2012 г. численность работников,
переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем) по инициативе
нанимателя, уменьшилась в 2,9 раза и составила 8,8 тыс. человек. Численность
работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя,
уменьшилась на 13,1% и составила 37,6 тыс. человек. Отпуска без сохранения
заработной платы по инициативе нанимателя в июне 2013 г. были
предоставлены 3,2 тыс. человек, или 27,9% от общей численности работников,
имевших вынужденные отпуска.
Общее количество неотработанного времени по причине вынужденной
неполной занятости в I полугодии 2013 г. составило 332,3 тыс. человеко-дней (в
I полугодии 2012 г. – 483,9 тыс. человеко-дней), что равнозначно ежедневному
невыходу на работу 2,7 тыс. человек (в I полугодии 2012 г. – 3,8 тыс. человек).
Из общего числа
неотработанных
человеко-дней на
предприятия
обрабатывающей промышленности приходилось 75,5%, на строительные
организации – 14,3%. Условно рассчитанная численность ежедневно
неработающих составила в обрабатывающей промышленности 2 тыс. человек, в
строительстве – 0,4 тыс. человек.
По данным Министерства труда и социальной защиты Республики
Беларусь численность безработных, зарегистрированных в органах по труду,
занятости и социальной защите, на конец июля 2013 г. составила 22,3 тыс.
человек, что на 18,1% меньше, чем на конец июля 2012 г. и на 1,1% меньше,
чем на конец июня 2013 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец
июля 2013 г. составил 0,5% от экономически активного населения (на конец
июля 2012 г. – 0,6%).
В январе-июле 2013 г. на учет было поставлено 157,4 тыс. граждан,
обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными
95,7 тыс. человек, или 60,8% от числа обратившихся. Оказано содействие в
трудоустройстве в январе-июле 2013 г. 116,2 тыс. человек, в том числе 73,2 тыс.
безработных, или 63% от числа всех трудоустроенных.
На оплачиваемые общественные работы в январе-июле 2013 г. было
привлечено 33,3 тыс. человек, из них 20,3 тыс. безработных, или 60,9% от числа
привлеченных.
Среди численности безработных женщины составляли 41,8%, лица в
возрасте до 31 года – 36,4%, сельские жители – 22,8%.
В общей численности безработных уволившиеся по собственному
желанию и соглашению сторон составляли 38,7%, уволенные за нарушение
трудовой дисциплины – 7%, высвобожденные при ликвидации организаций или
по сокращению численности – 2,3%, лица, длительно неработающие (более
года) – 17,2%. На долю выпускников общеобразовательных школ приходился
1,8% от общей численности безработных, выпускников учреждений,
обеспечивающих
получение
профессионально-технического,
среднего
специального и высшего образования – 0,7%.
На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите
вакансию на конец июля 2013 г. условно приходилось 0,3 безработных (на
конец июля 2012 г. – 0,4 безработных). Из общего числа вакансий 79,6%
предназначены для трудоустройства рабочих.
Средний размер пособия на одного безработного в июле 2013 г. составил 135,5
тыс. рублей, или 13,2% от бюджета прожиточного минимума в среднем на
душу населения.
Мировой финансово-экономический кризис отразился на показателях
занятости не системными изменениями, а точечными, ситуативными.
Адаптационными мерами при этом стали приостановка найма, сокращение
рабочего времени, «замораживание» роста зарплат. При благоприятной
конъюнктуре рынка эти изменения возвращаются в исходное значение
достаточно быстро. Кроме того, вероятно, что постепенно устранится
дисбаланс между темпами роста зарплаты и темпами роста производительности
труда.
Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать
и сохранить
свой коллектив.
Практикуется
система
длительных
административных
отпусков
и использование
частичной занятости.
Фактически, сформировалась скрытая безработица, масштаб ее возрастает по
мере свертывания производства. Квалифицированные работники из таких
предприятий уходят, что ведет к снижению квалификационного уровня
производственных коллективов. В связи с этим курс реформ встает перед
проблемой цены, которую общество платит за них [18].
Таким образом, только целенаправленное активное повышение уровня
занятости населения
на
действующих
и на
вновь
создаваемых
высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет белорусской
экономике, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив не на
бумаге, а на деле. Следует реформировать службу занятости, что бы
безработный, обращаясь в последнюю имел предложения о подходящей работе
и нормальное пособие, неограниченное рядом условий.
3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОЛИТИКА ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ: ПРИОРИТЕТЫ, НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ
РЕАЛИЗАЦИИ, РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
3.1.Правовое регулирование и направления политики занятости в
Республике Беларусь
Ключевой элемент государственного регулирования рынка труда,
определяющее условие занятости населения - создание рабочих мест. Политика
занятости, уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих
мест. Основным лимитом на рынке труда является нехватка рабочих мест, а не
отсутствие квалифицированной рабочей силы. Более того, обучение и
переобучение рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются
соответствующие полученной специальности и квалификации свободные
рабочие места.
Система государственного регулирования на макроуровне включает в себя
взаимосвязанные
подсистемы
законодательного,
перспективного
и
оперативного регулирования.
Законодательная подсистема обеспечивает формирование соответствующей
правовой основы характера отношений работника и работодателя, а также их
отношений с государственными органами и органами самоуправления
различных уровней, определяет формы, методы и средства регулирования
данных отношений.
Перспективная подсистема устанавливает цели регулирования рынка
труда, соответствующий механизм их реализации, масштабы регуляторов,
обеспечивает получение системного эффекта от их применения. Она
предполагает
разработку
государственных
программ
социально-
экономического развития народного хозяйства и его отраслей, государственных
республиканских и региональных программ занятости, включая систему
создания рабочих мест для отдельных категорий граждан, учет их наличия,
профориентацию, переквалификацию и переподготовку кадров; систем
налоговых льгот на доходы, инвестируемые в данную сферу; льготных
режимов предоставления банковских ссуд на эти цели и так далее.
Оперативное регулирование направлено на заботу о том, насколько
эффективно работают
механизмы,
связанные
с
организацией и
совершенствованием системы информации о свободных рабочих местах,
сокращая тем самым время, в течение которого человек занят поиском работы.
Государство
принимает
на
себя
ответственность
за
развитие
профессионального
обучения
и
переквалификации,
налаживает
трудоустройство, осуществляя постоянный контроль над состоянием рынка
труда, финансирует исследование проблем занятости, а также стимулирует
разработки новых технологий, освоение которых позволит создать
дополнительные рабочие места и льготное налогообложение малого бизнеса,
обеспечивающего работой население [4, с 83].
Государственное регулирование занятости населения предусматривает:
оказание помощи в трудоустройстве и материальную поддержку
незанятого населения;
профессиональную подготовку и переподготовку незанятого населения,
совершенствование системы профессиональной ориентации;
бронирование (квотирование) и создание рабочих мест на действующих
предприятиях и в организациях для трудоустройства граждан, не
способных на равных условиях конкурировать на рынке труда
(инвалидов, молодежи, женщин и др.) с частичной компенсацией затрат
на эти цели из средств государственного фонда содействия занятости;
развитие информационно-справочной сети, обеспечивающей учет спроса
и предложения рабочей силы на рынке труда.
Разрабатываемые правительством программы (программы занятости,
структурной перестройки,
поддержки предпринимательства
и др.)
предусматривают конкретную последовательность мер по совершенствованию
регуляторов рынка труда и занятости населения в республике. В первую
очередь они направлены на:
создание рабочих мест (в соответствии с потребностями структурной
перестройки экономики) в перспективных конкурентоспособных
отраслях и в сфере обслуживания населения и производства;
эффективную поддержку малого и среднего предпринимательства;
территориальное развитие единого рынка труда (повышение мобильности
рабочей силы путем отмены прописки, развития рынка жилья,
стимулирования развития промыслов и производств в сельской
местности);
развитие системы адресно-ориентированной переподготовки кадров в
соответствии с потребностями народного хозяйства и структурной
перестройки экономики;
формирование мотивационных стимулов к труду, обеспечивающих
экономическую независимость работников;
углубление и расширение системы социальной защиты безработных,
других групп населения, нуждающихся в поддержке на рынке труда
(пособия, льготы, общественные работы, квоты для определенных групп
населения, профессиональная подготовка для впервые вышедших на
рынок труда);
совершенствование налогообложения предприятий, создающих новые
рабочие места [3, с. 98].
Наиболее важным условием действенного регулирования рынка труда
является проведение эффективной политики занятости. В соответствии с
рекомендациями Международной организации труда (МОТ) и нормативными
актами о занятости населения при осуществлении государственной политики
занятости необходимо руководствоваться следующими принципами:
обеспечение равных возможностей всем гражданам страны в реализации
права на труд и свободный выбор занятости;
содействие продуктивной занятости. Общественно приемлемой работой
может считаться лишь та, которая отвечает двум требованиям: приносит
доход, обеспечивающий условия жизни, достойные человека; является
экономически целесообразной и производительной;
добровольность труда, в соответствии с которой занятость основана на
свободном волеизъявлении граждан;
содействие трудовой мобильности. Соблюдение этого принципа связано с
развитием
сложившейся
системы
общеобразовательной
и
профессиональной подготовки с учетом общих закономерностей
динамики профессиональной структуры в эпоху НТР, новых требований
к качествам работника в условиях рыночной экономики, а также с
формированием в психологии людей ориентации на непрерывное
совершенствование профессионального мастерства, поиск наиболее
подходящей сферы для приложения своих способностей, готовность к
переобучению в случае необходимости;
обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение
социальных мероприятий,
способствующих
занятости граждан,
испытывающих трудности в поиске работы;
единство ответственности. Означает наличие четырех условий:
координации деятельности в области занятости с другими направлениями
экономической и социальной политики,
включая
социальное
обеспечение, рост и распределение доходов, предупреждение инфляции;
сочетание самостоятельности местных органов власти в обеспечении
занятости с централизованными мероприятиями; участие профсоюзов и
ассоциаций работодателей в разработке и реализации мер по
обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного
управления; межреспубликанское и международное сотрудничество в
решении проблем занятости, включая профессиональную деятельность
граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в
стране [5, с. 140].
Государственные национальные и региональные программы занятости
должны предусматривать:
содействие структурной перестройке экономики и создание условий для
направления высвобождаемых работников в первую очередь на
рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;
совершенствование системы воспроизводства рабочей силы в увязке с
развитием рабочих мест, подготовкой, переподготовкой и повышением
квалификации, профессиональной ориентацией населения, повышением
эффективности использования трудовых ресурсов;
обеспечение занятости отдельных категории населения, трудоустройство
которых затруднено;
повышение
экономической заинтересованности предприятий и
организаций в развитии рабочих мест, гибких форм занятости;
совершенствование организационной структуры государственной службы
занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной,
статистической, финансовой и научно-методической базы.
Важнейшим направлением является регулирование рынка труда. Оно
осуществляется для обеспечения соответствия между спросом и предложением
рабочей силы, как по объему, так и по структуре, т.е. для обеспечения его
эффективной сбалансированности. Сбалансированность понимается в данном
случае как динамичный процесс. Это значит, что в пределах определенного
периода допустимы отклонения в сторону, как дефицита, так и избытка рабочей
силы. Критерием допустимости таких отклонений является отсутствие
систематических долговременных значительных отклонений.
Для исключения несбалансированности рынка труда государство должно
постоянно контролировать его важнейшие
характеристики.
Основной
пропорцией рынка труда выступает соотношение между спросом и
предложением рабочей силы. В соответствии с задачами регулирования
выделяются:
макропропорции - соотношение между совокупной величиной спроса
и предложением рабочей силы;
мезопропорции - соотношение между спросом и предложением
рабочей силы в разрезе отраслей, регионов;
микропропорции - соотношение между спросом и предложением
рабочей силы в разрезе отдельных профессий, специальностей.
В условиях рыночных отношений любые диспропорции в производстве
рабочей силы ведут к нарушению макро-, мезо - и микропропорций рынка
труда. Поэтому задачей их регулирования является воздействие не только на
рыночные отношения, но и на процессы воспроизводства рабочей силы. Такое
воздействие предполагает регулирование подготовки и переподготовки кадров,
а
также
территориального,
отраслевого
и
профессионального
перераспределения трудовых ресурсов [3, с. 278].
Рынок труда как объект управления включает три элемента:
предложение, спрос и цену рабочей силы. Между данными элементами
существует взаимосвязь. Регулируя, например, предложение, государство тем
самым воздействует на цену и спрос. В результате регулирования динамики
спроса, предложения и цены рабочей силы происходит снижение, рост или
стабилизация уровня занятости.
Для согласования всех пропорций и сегментов рынка рабочей силы,
необходима комплексная система регулирования занятости. Она должна
обеспечивать регулирование мезо - и микропропорций, а также выполнять
маркетинговые функции. К ним относятся: стратегическое (индикативное)
планирование, информационные маркетинговые исследования спроса на
рабочую силу и ее предложения, реклама, стимулирование трудоустройства и
так далее.
В рамках системы регулирования рынка труда существует несколько
видов регулирования:
защитное, предназначенное для ограничения действий, которые ведут к
незащищенности различных групп трудящихся;
поощрительное, направленное на создание условий, в которых могут
осуществляться и развиваться определенные формы деятельности;
ограничительное, осуществляемое для исключения действий отдельных
лиц или групп лиц таким образом, чтобы они не могли получить
преимущества перед другими;
директивное регулирование, предполагающее воздействие правительства
на рынок труда с учетом интересов населения;
регулирование посредством экономических финансовых мер (налогов и
субсидий), способствующих росту предложений на рынке труда или
содействующих повышению занятости [10, с. 295].
Меры государственной политики занятости дифференцируются по:
объекту воздействия (общие меры и специализированные);
источникам финансирования.
К методам воздействия на занятость можно отнести:
прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое
законодательство, коллективные договоры;
косвенные (экономические): финансовая, монетарная и фискальная
политики.
Опираясь на выработанные принципы, государство может использовать два
типа регулирующего воздействия для реализации конкретной программы в
сфере занятости:
пассивный;
активный.
Пассивная политика занятости - совокупность мероприятий, направленных
на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило,
включает в себя выплату гарантированного государством пособия по
безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального
пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу
недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания;
организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие
предприятия. Активная политика занятости - это совокупность правовых,
организационных и экономических мер, проводимых государством в целях
снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя мероприятия,
связанные с предотвращением увольнений работников для сохранения рабочих
мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих
работу; активный поиск и подбор рабочих мест; создание новых рабочих мест;
организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.
Помощь в трудоустройстве обеспечивается, прежде всего, через содействие
контактам между ищущими работу и работодателями. Для этого предназначена
система информации (банки данных) о характеристиках рабочих мест и тех, кто
в них нуждается. Деятельность служб трудоустройства бесплатна как для
безработных, так и для работодателей.
Содействие в профессиональной подготовке и переподготовке является
одним из важнейших аспектов активной политики занятости. Повышение
квалификации и переподготовка безработных осуществляется как на базе
региональных центров, так и на предприятиях. В первом случае ориентируются
на профессии широкого профиля, во втором - на специфику предприятия. Для
безработных обучение бесплатное; для предприятий затраты на переподготовку
компенсируются государством, как правило, через систему налоговых льгот.
Программы общественных работ действуют во многих странах. Задачи
организации общественных работ связаны не только с экономическими и
социальными проблемами безработицы, но и с охраной окружающей среды,
развитием инфраструктуры регионов и тому подобное. Недостатком
общественных работ является то, что они не способствуют росту квалификации
безработных, что затрудняет им поиски постоянной работы.
Содействие в занятости групп населения актуально для инвалидов,
молодежи, пожилых людей. Каждая из этих групп имеет свои проблемы с
трудоустройством. Для инвалидов занятость связана не только с
экономическими, но также с социальными, психологическими и духовными
проблемами. По законодательству лицам с ограниченными физическими
возможностями предоставляется система льгот для участия в экономической
деятельности. Молодежный аспект политики занятости обусловлен прежде
всего тем, что во всех странах доля безработных среди молодежи выше, чем
среди взрослых. Законодательство предоставляет молодым людям льготы на
получение профессионального образования, помощь при поступлении на
работу. Такие и другие меры активной политики поддерживаются со стороны
МОТ (Конвенция №142).
Таким образом, для смягчения негативных последствий перехода страны
к рыночной экономике социально ориентированного типа ключевое значение
имеет государственное регулирование рынка труда. Учитывая опыт развитых
стран, следует отметить, что для преодоления негативных последствий
безработицы требуются усиление мер государственного регулирования рынка
труда, проведение активной политики занятости, позволяющей включить
временно не занятое население в трудовую деятельность. Поэтому
государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую
очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку
рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна
стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства [4, с. 88].
3.2.Перспективные направления политики занятости
За время своей деятельности государственная служба занятости накопила
огромный опыт борьбы в области занятости, который целесообразно
продолжить и распространить на возрастающие объемы безработицы в связи с
возможным высвобождением работников из производства.
Чтобы не произошло взрыва социальной напряженности в стране в случае
роста открытой безработицы, необходимо начать работу по высвобождению с
предприятий и трудоустройству избыточных работников совместными
усилиями нанимателей, органов государственной службы занятости,
участников института социального партнерства. На уровне предприятий это
означает активную кадровую работу по проведению анализа внутренних
рынков труда предприятий, сегментации персонала предприятия, определению
размера и структуры избыточной численности персонала, размера вакансий и
качественных характеристик персонала на их замещение, по составлению
заявки в службу занятости о наличии свободных мест и вакансий.
Наиболее сложным является вопрос о разработке мероприятий в
трудоизбыточном сегменте (предприятии). Здесь необходимо сделать
оптимальный выбор из возможных альтернатив: высвобождение персонала;
сохранение персонала и финансовая поддержка предприятия; развитие
самозанятости вне предприятия.
Важным элементом регулирования занятости на региональном уровне
должны стать разработка и принятие пакета специализированных подпрограмм
в рамках областных программ занятости населения. К разработке таких
программ необходимо привлекать не только соответствующих специалистов
областных, региональных служб занятости и органов исполнительной власти,
но и специалистов региональных учебных заведений, занимающихся данной
тематикой,
областных
объединений работодателей и профсоюзов,
руководителей и специалистов заинтересованных предприятий.
Наиболее актуальными для Беларуси представляются следующие
направления:
- разработка комплекса мероприятий по определению, высвобождению и
трудоустройству избыточного персонала трудоизбыточных предприятий;
- разработка взаимоувязанного комплекса мероприятий по подготовке и
трудоустройству работников для трудонедостаточных предприятий (регионов);
- разработка мероприятий по кадровому обеспечению реструктуризации
предприятий города;
- разработка комплекса мер поддержки местными органами власти
развития различных форм самозанятости населения, управления отраслевой
структурой малого и среднего частного предпринимательства;
- разработка комплекса мер содействия внутрирегиональной миграции
населения с целью более эффективного перераспределения предложения труда
в пределах региона.[8, c. 41].
Комитету по занятости населения Республики Беларусь можно
предложить следующие меры для регулирования эффективной занятости:
- повысить размер пособия по безработице;
- ввести систему страхования риска безработицы;
- ввести систему профилирования безработных, особенно маргинальных
слоев.
Для реализации указанных мероприятий недостаточно существующей
нормативно-правовой базы. Необходимо принятие новых документов:
1. на макроуровне – внесение дополнений в закон о банкротстве
предприятий, в закон о социальном банкротстве, в положение о
взаимодействии профсоюзов с нанимателями при проведении массовых
сокращений;
2. на региональном уровне – разработка положения о взаимодействии
органов государственной службы занятости с предприятиями, участниками
института социального партнерства, органами исполнительной власти при
проведении сокращений работников и при банкротстве предприятий; внесение
дополнений в Положение о городских (региональных) центрах занятости
населения, в должностные инструкции их сотрудников;
3. на уровне предприятий – изменение положения об отделе кадров,
внесение дополнений в должностные инструкции его сотрудников, принятие
методических указаний для выполнения аналитической работы. Традиционные
отделы кадров отечественных предприятий такую политику регулирования
занятости разработать и реализовать пока не в силах. Поэтому важными
являются соответствующая организация кадровой функции на предприятии,
внесение необходимых изменений в организационную структуру управления
предприятием и отдела кадров, а также подготовка руководителя и сотрудников
службы управления персоналом.
Реализация указанных мероприятий имеет смысл только при
соответствующей макроэкономической среде, ориентированный на реальные
рыночные преобразования в экономике и состоящей в поддержании факторов,
способствующих эффективной занятости.
К числу таких факторов в Республике Беларусь можно отнести:
1. трансформацию отношений собственности путем разгосударствления
и приватизации, развития малого и среднего частного бизнеса;
2. равноправие всех форм собственности и условий хозяйствования для
всех субъектов хозяйствования;
3. облегчение
правил
и
процедуры
регистрации
субъектов
хозяйствования;
4. образование и обучение;
5. участие в международном разделении и кооперации труда;
6. инвестиционно-структурную
и финансово-кредитную
политику
государства, ориентированную на обеспечение эффективной занятости.
Совокупность указанных факторов будет способствовать формированию
рациональной структуры размещения и использования человеческого капитала
страны благодаря
активизации важнейшего рыночного механизма
межотраслевого, внутриотраслевого и территориального перераспределения
занятости по критерию экономической эффективности – механизма
конкуренции и банкротства предприятий, при котором приоритетное развитие
получают те формы занятости, которые обеспечивают выпуск качественной и
конкурентоспособной продукции (услуг) и высокую доходность труда.[10, c.
88].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из
необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих
развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики,
поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости,
зависят непосредственно от человека (численность населения, его
половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской
местностях и т.д.).
Одним из основных элементов формирования политики эффективной
занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего
динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В
этой связи следует выделить два блока проблем:
1) оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в
стране, создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер
по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и
организаций в рабочей силе;
2) совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей
получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг,
проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций и
льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических
групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.
Существенное влияние на ситуацию на республиканском и региональном
рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и
переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике
следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что
изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить
профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов. Поскольку
возникает очередное противоречие между формальным и реальным
образованием. Учебные заведения готовят кадры, практически не интересуясь
ситуацией на рынке труда, касающейся тех или иных профессий и
специальностей. В то же время работодателя в первую очередь интересует
вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что конкретно он умеет
делать. Разрешение указанного противоречия во многом будет способствовать
стабилизации ситуации на рынке труда.
Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы
совершенствования государственной статистики в области занятости
населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается
отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей
силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях,
развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров,
совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических
органов в области занятости населения наблюдается уделение наибольшего
внимания изучению проблем безработицы и социальной защиты лиц,
нуждающихся в трудоустройстве. В то же время не уделено внимание вопросам
эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях
различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и
переподготовки кадров на региональном уровне и т.д.. Подобные
статистические исследования помогут, в частности, выявить, как развитие
новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры
занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и
эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически
активного населения является важнейшим аспектом государственной политики
занятости,
механизм
формирования
которой
будет
постоянно
совершенствоваться применительно к новым условиям развития рыночной
экономики,
структурной
перестройки
производства,
формирования
эффективной социальной политики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон Республики Беларусь от 30.05.1991г. № 828-XII «О занятости
населения Республики Беларусь».
2. Конвенция от 23 июня 1975 г. "Конвенция о профессиональной
ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских
ресурсов (Конвенция 142)"
3. Антосенков Е.Г. От обслуживания безработицы – к активной
государственной политике занятости // ЭКО. – 1999. - № 2. – с. 123-125.
4. Боровик Л.С. Политика занятости: направления развития // Белорусский
экономический журнал. – 1999. - № 1. – с. 34-45.
5. Ванкевич Е.. Градообразующие предприятия: напряжение на рынке труда
не падает // Национальная экономическая газета. – 2004. – 26 ноябр. (№
91). – с. 22.
6. Ванкевич Е.В. Безработица в Беларуси: особенности изучения и
управления // Белорусский экономический журнал. – 2001. - № 4. – с. 81-
90.
7. Ванкевич Е.В. Экономические проблемы становления рынка труда. Мн.:
Мисанта, 1996. – 68 с.
8. Лебедева С.Н. Экономика и организация труда. Мн.: Мисанта, 2002. – 165
с.
9. Лобкович
Э.И.
Переходная
экономика:
сущность,
проблемы,
особенности в Беларуси. Мн.: БГЭУ, 2000.—70 с.
10.Социально-экономическая статистика. Учебное пособие. Под общ.ред.
Нестерович С.Р. – Мн.: БГЭУ, 2000г. – 231с.
11.Мановская Н.В. Эффективная занятость населения: методологический
аспект // Веснік БДЭУ. – 2003. - № 6. – с. 9-13.
12. Сверж А. Финансовые вопросы социальной политики // Финансы, учет,
аудит. – 2003. - № 5 – с. 13-19.
13.Ткаченко С. Формирование, использование и прогноз развития трудовых
ресурсов Беларуси // Белорусский банковский бюллетень. – 2003. – 27
янв. (Вып. № 3). – с. 47-54.
14.Труд и занятость в Республике Беларусь: стат. сб./ М-во статистики и
анализа РБ; редкол.: В. Г. Михно [и др.]. – Мн.: Минстат РБ, 2004. – 407 с.
15.Экономика Беларуси: тенденции и проблемы развития// Белорусская
экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2000. - № 8. – с.2-55.
Информация о работе Занятость населения и государственная политика её обспчения