Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 12:05, курсовая работа
Исследование государственной политики занятости актуально в силу важности достижения наиболее полного использования трудовых ресурсов общества. Таким образом, цель курсовой работы: определить основные тенденции и направления государственной политики занятости населения, исследовать рынок труда в Республике Беларусь, а также рассмотреть пути повышения занятости и сокращения безработицы.
Введение
Новые условия хозяйствования,
обусловленные началом
Интенсивность высвобождения
и перераспределения рабочей
силы зависит от множества факторов,
главные из которых – изменение
форм собственности, ликвидация нерентабельных
и неконкурентоспособных
Исследование государственной
политики занятости актуально в
силу важности достижения наиболее полного
использования трудовых ресурсов общества.
Таким образом, цель курсовой работы:
определить основные тенденции и
направления государственной
Поставленная цель предопределяет
необходимость решение
– определить сущность понятия занятости;
– рассмотреть важнейшие показатели занятости;
– выявить специфику динамики уровня и структуры занятости населения в РБ;
– исследовать роль государства на рынке труда;
– проанализировать содержание Государственных программ занятости в РБ на 2006, 2007, 2008, 2009–2010 гг.;
Методологической и
Работа включает три главы, 6 приложений и 21 источник.
1. Занятость как экономическое явление Занятость населения и государственная политика ее обеспечения (на примере Республики Беларусь)
Занятость населения и государственная политика ее обеспечения (на примере Республики Беларусь)
Занятость населения и государственная политика её обеспечения (на примере Республики Беларусь)
1.1 Занятость населения, ее виды и показатели
Занятость – важнейшая
характеристика экономики, благосостояния
народа; уровень занятости – важнейший
макроэкономический показатель. Как
экономическая категория
Согласно Закону о занятости населения Республики Беларусь понятие занятости трактуется, как деятельность граждан Республики Беларусь, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая им заработную плату, доход, вознаграждение за выполненную работу[21].
Занятость в общественном
производстве не исчерпывает всех видов
полезной занятости, таких как учеба
в общеобразовательных и высших учебных
заведениях, служба в армии, занятость
в домашнем хозяйстве, воспитание детей,
уход за больными и престарелыми, участие
в работе общественных организаций (не
по найму) и др. Однако с точки зрения развития
самого общества, решающее значение имеет
занятость в общественном производстве,
которая определяет как экономический
потенциал общества, так и уровень качества
жизни населения в целом и благосостояние
отдельных граждан В занятости, как экономическом
явлении, выделяют два аспекта: количественный
и качественный. По своему содержанию
они соответствуютпонятиям полной и эффективной
занятости. Полная занятость – это такое
состояние экономики, при котором все
желающие работать при сложившемся уровне
реальной заработной платы имеют работу.
Если спрос на экономически целесообразные
места будет удовлетворяться соответствующим
по профессионально-
Дисбаланс между спросом и предложением на рынке труда всегда означает отступление от условий полной и эффективной занятости. Если предложение превышает спрос, то имеет место явная безработица, при превышении спроса над предложением и реальной потребностью – скрытая безработица.
Помимо традиционной формы
занятости различают и
а) сезонная занятость – занятость на основе сезонного контракта при условиях полного рабочего дня;
б) поденная занятость, связана с работой на условиях определенного количества рабочих дней при поденной форме оплаты труда;
в) периодическая занятость – чередующиеся занятость и незанятость, независимо от сроков той или другой в течение года;
г) временная занятость, характеризующаяся тем, что работник занят деятельностью лишь в течение некоторого периода времени, но этот период не предопределен сезонностью работ;
д) занятость по вызову – нетрадиционная занятость, которая не предполагает никаких гарантий занятости и складывается под влиянием стечения обстоятельств;
е) самозанятость – занятость, которая осуществляется по собственной инициативе, самоуправляема и не имеет общепринятых форм оплаты труда [5, с 11].
Экономические факторы занятости
связаны с особенностями
Размещение производительных сил по территории предопределяет возможности населения в удовлетворении желания трудиться в общественном производстве. Отсутствие работы, соответствующей специальности и наклонностям людей, нередко приводит к более или менее продолжительному их выбытию из состава занятого населения.
Преимущественное развитие отдельных отраслей народного хозяйства прямо отражается на характере занятости населения. Например, развитие в районах Сибири трудоемких (мужских) отраслей производства привело к тому, что женщины там фактически оказались лишены возможности работать по специальности.
Экономическое стимулирование,
с точки зрения занятости, – это
система мероприятий
Социальные факторы занятости
связаны с особенностями
Общемировые факторы занятости
связаны с особенностями
1.2 Показатели занятости
Выделяют различные показатели
занятости, которые характеризуют
состояние трудовых ресурсов в стране
и с помощью которых
В общей численности населения можно выделить две крупные группы: люди способные и неспособные работать по найму, которые в свою очередь подразделяются на определенные подгруппы [приложение А].
В состав трудовых ресурсов включаются: население в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих лиц, получающих пенсию по инвалидности 1 и 2 группы, за выслугу лет, по возрасту в связи с особыми условиями труда и на льготных основаниях), а также работающие лица старше и младше трудоспособного возраста.
Экономически активное население
– часть населения, обеспечивающая
предложение рабочей силы для
производства товаров. К экономически
активному населению относятся
занятое население и
К населению, занятому в экономике, относятся лица, работающие в организациях; индивидуальные предприниматели и лица, работающие у них по найму; лица, занятые в личном подсобном хозяйстве.
В РБ в 2007 г. в численности занятого населения учитываются граждане, выполнявшие работу по гражданско-правовым договорам, для которых эта работа являлась единственной.
Данные о численности
трудовых ресурсов, экономически активного
населения и численности
В численность принятых включаются лица, зачисленные в отчётном периоде в организацию приказом нанимателя о приеме на работу.
В численность уволенных
включаются все работники, оставившие
работу в организации независимо
от оснований прекращения
К безработным, зарегистрированным в органах по труду, занятости и социальной защите, относятся трудоспособные граждане, постоянно проживающие на территории РБ, не имеющие работы и заработка, которые зарегистрированы в органу по труду, занятости и социальной защите по их постоянному месту жительства в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней [12, с 76].
Таким образом, занятость представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. А показатели занятости населения являются одними из ключевых показателей макроэкономики, которые служат для оценки эффективности и выявления основных тенденций функционирования и развития рыночных отношений в контексте общего состояния экономики страны.
2. Занятость в Беларуси: состояние, структура, динамика, проблемы
2. Занятость в Беларуси:
состояние, структура,
2. Занятость в Беларуси: состояния, Структура, динамика, проблемы
2.1 Роль государства на рынке труда
Рынок труда – общественно-
Система государственного регулирования на макроуровне включает в себя взаимосвязанные подсистемы законодательного, перспективного и оперативного регулирования.
Законодательная подсистема обеспечивает формирование соответствующей правовой основы характера отношений работника и работодателя, а также их отношений с государственными органами и органами самоуправления различных уровней, определяет формы, методы и средства регулирования данных отношений.
Основными законодательными
и нормативно-методическими
Перспективная подсистема устанавливает цели регулирования рынка труда, соответствующий механизм их реализации, масштабы регуляторов, обеспечивает получение системного эффекта от их применения. Она предполагает разработку государственных программ социально-экономического развития народного хозяйства и его отраслей, государственных республиканских и региональных программ занятости, включая систему создания рабочих мест для отдельных категорий граждан, учет их наличия, профориентацию, переквалификацию и переподготовку кадров; систем налоговых льгот на доходы, инвестируемые в данную сферу; льготных режимов предоставления банковских ссуд на эти цели и т.д.