Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 11:29, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить структуру новых индустриальных стран, рассмотреть экономические процессы характерные для новых индустриальных стран, которые привели к мощным экономическим прорывам, дать им характеристику.
Задачи курсовой работы:
1) Дать классификацию новых индустриальных стран в мировом хозяйстве и дать общую характеристику процессам становления экономик новых индустриальных стран;
2) Рассмотреть современное положение новых индустриальных стран в мировой экономике;
3) Изучить восточноазиатскую и латиноамериканскую модели новых индустриальных стран;
4) Сравнить и проанализировать латиноамериканскую и восточноазиатскую модель новых индустриальных стран.
Введение. 3
1. Общая характеристика экономик новых индустриальных стран. 5
1.1. Основные черты новых индустриальных стран. 5
1.2. Особенности классификация новых индустриальных стран. 5
2. Новые индустриальные страны в мировой экономике. 12
2.1. Анализ показателей экономического роста новых индустриальных стран за последние 30 лет. 12
2.2. Азиатская модель новых индустриальных стран. 16
2.3. Латиноамериканская модель новых индустриальных стран.
3. Сравнительный анализ азиатской и латиноамериканской моделей новых индустриальных стран.
Заключение.
Список использованных источников.
В странах НИС идет активный процесс концентрации производства и образованию банковского капитала. Складывается широкая монополистическая структура, деятельность национальных корпораций принимает международный характер. В наиболее развитых из числа НИС образовались ТНК, по своим масштабам не уступающие ТНК ведущих капиталистических стран. Наряду с экспортом товаров растет вывоз предпринимательского капитала, за рубежом образуется сеть филиалов и дочерних компаний производственного характера. Прямые зарубежные инвестиции начинают дополняться вывозом капитала в ссудной форме. Постепенно НИС втягиваются в борьбу за рынок сбыта товаров, сферу приложения капиталов, экономический передел мира.
Отмеченные выше характерные черты и особенности социально-экономического развития наиболее четко прослеживаются у таких стран азиатского региона, как Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, и государств Латинской Америки, таких как Бразилия и Мексика [8]
Появление стран с таким типом экономики - это закономерный результат бурно промышленного развития по прогрессивной модели. Процесс индустриализации НИС можно разделить на три этапа: первый - развитие импортозамещающих отраслей, второй - создание экспортного потенциала и базовых отраслей промышленности и третий - развитие наукоемких отраслей. На всех этапах индустриализации экономическое развитие НИС происходило при активном участии иностранного капитала и ТНК ведущих капиталистических стран. Современная промышленная структура НИС сформировалась во многом под воздействием ТНК, которые оказывали влияние на темпы, характер и пропорции индустриального развития.
2.2. Азиатская модель новых индустриальных стран
Мир развивающихся стран в конце XX – начале вв. переживает огромные изменения – ускоряется рост экономики, меняются экономические, политические и социальные структуры. Возникает новая модель общества.
Первоначально эти процессы начали развиваться в некоторых странах юго – восточной Азии. Их называют странами - «драконами» или странами «тиграми». В последствии подобные изменения подобные изменения произошли также в некоторых других странах мира. В ООН в данное время по отношению к этим странам применяется определение «новые индустриальные страны» (НИС), а первых «драконов» называют «новыми индустриальными странами первой волны».[9]
Именно на примере этой группы мы дадим характеристику НИС, определить особенности их развития. К ним относятся: Республика Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг (Сянган).
Система экономики и политики НИС формируется под влиянием ряда факторов. Важнейшим из них является резкое увеличение темпов экономического роста[10] .
В итоге за это время (по данным на 2001 г.) ВВП Тайваня вырос до 374,4 млрд долл., т.е. почти в 20 раз, а душевой ВВП – в 130 раз (со 145 до 19870 долл.). Аналогичная картина имела место быть и в других странах НИС «первой волны» (Сингапуре, Гонконге, Южной Корее). В первую очередь высокие темпы их экономического роста были связаны с воздействием международного фактора, а также с особенностями политики государственных и частных структур. Немалое воздействие на формирование современного уклада общества этих стран оказали некоторые национальные традиции присущие этим странам.
Международный фактор, в частности огромная роль внешнеэкономических связей и массированная экспансия ТНК, послужил катализатором сдвигов в экономике и политике НИС. Темпы роста их экспорта в 1,5 – 2 раза превысили показатели внутреннего развития. В итоге была создана экспортно – ориентированная экономика, занимающая видное место в мировом экономическом обороте. Позиции НИС в международной торговле стали относительно более прочными, чем в других сферах хозяйства и в производстве в целом. [11]
Одну из главных ролей в данных изменениях играют транснациональные корпорации развитых стран. Они сформировали на территории НИС мировые текстильные производства, а также и центры производства электронной продукции и других продуктов обрабатывающей промышленности. По совокупной стоимости вывоза электронных компонентов НИС уже в конце 80-х гг. опередили Японию и США. На их долю уже сейчас приходится ¼ часть экспорта мировых судов, специализированных станков, автомашин, примерно 25 % мирового экспорта продукции отраслей органической химии.
Среди внутренних факторов огромное значение имеет активная роль государства и его политики, а также деятельность частных коммерческих структур.
Государство в НИС на первом этапе стимулировало рост экономики путем создания мощного предпринимательского сектора. Государственные предприятия стали ведущей силой базовых отраслей экономики НИС. Но их деятельность остро нуждалась в координации. Это привело к созданию системы государственного планирования.
Примером может служить Республика Корея. Здесь уже первым планом экономического развития (1962 – 68 гг.) стимулировался переход от трудоемких отраслей к капиталоемким и наукоемким отраслям производства. Следующий этап декларировал в стране создание в стране индустриальной модели экономики (1972 – 76 гг.). Затем необходимым являлось создание тяжелой промышленности в стране.(1977 - 81). Последующими планами устанавливалось приоритетное значение на активизацию внешней экономической деятельности и оказании помощи крупным корпорациям тяжелой промышленности, в особенности, судостроения (1982 – 86 и 1987 – 91 гг.). Либерализация последующей экономической политики приводит к изменениям в механизмах планирования. Они становятся более гибкими. Уменьшается количество цифровых показателей.[12]
Но по-прежнему первостепенное значение имеет политика государства в стимулировании НТП. Принимаются специальные законы, регламентирующие научно – техническое развитие страны, о содействии в этой сфере национальной промышленности, о корейском фонде наук и инженерного дела и др. Государство усиливает внимание к проблемам образования, особенно высшего. За последние 30 лет количество студентов в стране увеличилось в 30 раз.
Наряду с государством ведущая роль в НИС также принадлежит ведущим коммерческим структурам, резко усилившими свою мощь за последние десятилетия. К примеру в настоящее время из 200 крупнейших банков, действующих в развивающихся странах, 60 контролируются капиталом НИС.
Истории экономического чуда в НИС неотделимо связаны с историями тех ТНК и иных крупнейших корпораций, которые сформировались в этих странах. Один из самых ярких примеров – корейские семейные холдинги – чемболи. Самым крупным из которых и по сей день является Hundai. Компания множество раз диверсифицировала свое производство (автомобильная промышленность, судостроение, производство полупроводников).
Определенное влияние на НИС сыграли некоторые социально – психологические традиции, присущие этим странам. Речь идет о доминировании в общественном сознании этих стран варианта конфуцианской философии с ярко выраженными интересами на групповые интересы и социальные гарантии. Конфуцианство ранее сформировавшейся в западном мире демократии начало признавать достоинства человека его права и свободы, а также народную власть. Поэтому по их мнению опираясь на основные взгляды конфуцианства, получиться успешно сформировать и еще более активно развить рыночную экономику. Особенностью корейского менеджмента является синтез американского и японского деловых стилей. В этой связи руководство компании пытается сделать взаимодополняемыми индивидуализм личностных устремлений работника и командный стиль управления в принятиях решений сверху вниз. Корейскому национальному менталитету присуще отношение к труду как к способу самовыражения. Что несомненно стимулирует усилия значительной части общества создать максимально комфортные условия для жизни общества и его нормального функционирования. [13]
Таким образом, определяющими факторами в появлении и развитии НИС являются использование международного разделения труда, высокая активность ТНК, стимулирующая деятельность государственного аппарата власти, растущая роль частного коммерческого сектора, опирающегося на социально – психологических и другие традиции стран – «драконов» .
На НИС приходится свыше 40% всех прямых капиталовложений развитых стран в их экономику. Наилучшими позициями обладают компании США, Японии, Великобритании, Германии, а также возрастающую роль других стран Западной Европы. Основная же борьба идет между корпорациями США и Японии, чье влияние усиливается путем проникновение японских компаний в экономику НИС.
В последние годы участие государства в экономике НИС сокращается, но в то же время это не означает снижения корпоративно – эстетической структуры НИС. Доля государственного капитала сокращается ввиду того, что в НИС активно проводится приватизация, но государство все же играет важную роль в регулировании экономической деятельности, защите интересов частных компаний.
2.3. Латиноамериканская модель новых индустриальных стран
Экономическая стратегия Латинской Америки ознаменована тремя финансовыми волнами. С середины 70-х гг. Чили, Уругвай и Аргентина декларировали переход к новой стратегии развития - либеральной. Это означало резкое сокращение вмешательства государства в инвестиционные, кредитные, валютные и внешнеторговые операции и сужение его участия в предпринимательской деятельности. Ключевой реформой стала приватизация, призванная расширить пространство для частной инициативы. Но, как результат, реформы в Чили были успешными, а в Аргентине и Уругвае не удались. Дело в том, что реформы проводились преимущественно в рамках военно-диктаторских режимов, их творцами были «экономисты в мундирах» и суть преобразований сводилась к возврату национализированной собственности прежним владельцам и либерализации внешнеэкономической деятельности. Кроме того, перемены происходили в атмосфере взаимного отчуждения народа и власти. Экономическая политика проводимая латиноамериканскими НИС носит «интравертивный» характер. Эта политика предполагает протекционизм, отсутствие конкуренции со стороны иностранных компаний, дешевизну кредитов. Политика импортозамещения не способствует коренному изменению роли развивающихся стран в мировом хозяйстве. Предпринимательский капитал направлялся в торговлю, сферу услуг, в обрабатывающую промышленность. Обладают более мощным экономическим потенциалом по сравнению с восточно – азиатскими НИС. Основной упор сделан на развитие капиталоемких отраслей в обрабатывающей и добывающей промышленности[15]
Поэтому азиатские НИС более ориентированы на внешние источники и более открыты мировому сообществу, чем латиноамериканские НИС (интравертивный путь развития), которые ориентированы в основном на внутренние источники саморазвития. В этом, отчасти, проявляется высокая степень обеспеченности природными ресурсами, характерная для НИС Латинской Америки. Хотя латиноамериканские и азиатские НИС развивались разными путями, используя различные модели развития, у них имеются общие черты: высокие темпы роста достигались и в тех, и в других НИС за счет высокой нормы накопления, использования современных технологий, высокой производительности труда. Эти функции роста осуществлялись при сочетании рыночных инициатив, государственного регулирования и предпринимательства. НИС Латинской Америки это страны с высоким уровнем дохода (Аргентина, Бразилия, Мексика, Чили: 8,5 тыс. долл. в год);
Данные страны можно также классифицировать как:
1. Страны с закрытой экономикой (доля экспорта в ВНП менее
10%): Аргентина, Бразилия.
2. Страны с относительно закрытой экономикой (доля экспорта
в ВНП более 10—19%): Мексика.
Тяжелый экономический кризис Латинская Америка преодолела также в начале 80-х гг., что послужило толчком к перестройке национальных хозяйственно-технологических структур.
Охвативший в 1997 г. НИС Юго-Восточной Азии кризис заставил американских предпринимателей пересмотреть инвестиционную политику, направив основной поток капиталовложений в государства Латинской Америки. В наибольшем выигрыше оказалась Бразилия, где прямые американские инвестиции составили в 1997 г. около 9 млрд долл. по сравнению 3—4 млрд долл. на протяжении предыдущих лет. Не отстали от инвесторов США их конкуренты из стран Западной Европы. Однако Бразилия, как и другие латиноамериканские страны, например Аргентина, не смогла оградить себя от последствий финансового кризиса. По оценкам латиноамериканских экспертов, вызванный процессами глобализации и взаимозависимости рынков разразившийся в середине 1998 г. кризис порожден главным образом паникой инвесторов перед лицом экономической неразберихи в Азии, особенно банковского кризиса в Японии, а также политической нестабильностью и экономическим кризисом в России.[16]
Действительно, азиатская, а затем и российская волны кризиса вызвали отток краткосрочных инвестиций из стран Латинской Америки и спекулятивные атаки против их национальных валют. В результате с января по октябрь 1998г. курсы акций на биржах упали: в Чили — на 33%, в Бразилии — на 39%, в Мексике — на 41%, в Аргентине — на 47%. Стоимость мексиканского песо по отношению к доллару, который имеет плавающий курс, упала с начала года на 20%. В условиях нынешнего кризиса НИС Латинской Америки, которые в 90-е годы были одними из наиболее быстрорастущих регионов мира, стали жертвой процессов, происходящих за ее пределами1.В центре внимания оказалась Бразилия, отток капиталов из которой, начавшийся в конце 1997г., после 17 августа принял форму панического бегства. До конца октября из Бразилии ушло примерно 30 млрд долл. краткосрочных вложений, причем в сентябре этот показатель достигал 6—8 млрд долл. в неделю. Центральный банк Бразилии потратил более 25 млрд долл. валютных резервов, которые с начала августа понизились с 74 млрд долл. до менее чем 50 млрд долл., и повысил ставку по банковским кредитам до 40%, чтобы не допустить девальвацию национальной валюты и дефолт по внутреннему и внешнему долгам. Страна оказалась особенно уязвимой для последствий мирового финансового кризиса из-за нарастающей разбалансированности государственных финансов. Дефицит по внешним текущим операциям составляет здесь 4% ВВП, дефицит государственного бюджета — почти 8% ВВП. Кроме того, для Бразилии в последние годы были характерны более низкие, чем в других ведущих странах континента, темпы экономического роста: в 1996—1997 гг. в Мексике, Аргентине и Чили они составили 6—7%, а в Бразилии едва превышали 3%, сократившись в первой половине 1998г. до 1,5%2. В связи с таким положением международные финансовые центры предоставили Бразилии в конце 1998 г. помощь в сумме 41,5 млрд долл. для преодоления кризиса, прежде всего для сокращения бюджетного дефицита.
Информация о работе Западноевропейская интеграция в современных условиях