Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 13:04, реферат
С зарождения цивилизации ресурсы природы являются источником средств существования. Но первоначально люди не задумывались о способах их получения, добывали и производили их инстинктивно, пользовались свободными благами (кислород воздуха, лучи солнца), дарами природы. И это было нормой. Первые зачатки экономических знаний возникли примерно 5000 лет назад. Тогда они не обособлялись от других знаний. Были мудрецы, ведуны, маги и т.п., которые знали о многих объектах, в том числе и об экономике. Этот уровень знаний первоначально возник в Азии.
Реферат по Экономике на тему:«Зарождение
экономической теории в Древней Азии»
В жизни общества выделяют различные эпохи и этапы.
С зарождения цивилизации ресурсы природы являются источником средств существования. Но первоначально люди не задумывались о способах их получения, добывали и производили их инстинктивно, пользовались свободными благами (кислород воздуха, лучи солнца), дарами природы. И это было нормой. Первые зачатки экономических знаний возникли примерно 5000 лет назад. Тогда они не обособлялись от других знаний. Были мудрецы, ведуны, маги и т.п., которые знали о многих объектах, в том числе и об экономике. Этот уровень знаний первоначально возник в Азии.
“Историческое” общество возникает вместе с письменностью примерно 5 тысяч лет назад. О От этого периода известны два основных документа - законы Хаммурапи (Вавилон) и законы Ману (Индия).
Законы Хаммурапи - 19 век до новой эры, в Мосопотамии (современный Ирак). Они представляли собой свод законов, на основе которых судьи вершили правосудие. Они охватывали все стороны жизни. В них показаны формы рыночных отношений, их регламентация, собственность, налоги, кредит и т.п.
Законы Ману - 2 век до новой эры, в Индии. Они представляют собой свод нравственных рекомендаций для всех сфер жизни.
Древняя Азия - место зарождения первых государств. Главное значение имели тогда Египет, Китай, Междуречье (Месопотамия), Индия.
На территории Древней Азии в IV тысячелетии до н. э. возникли первые рабовладельческие государства. Особенностью восточного рабства явилось существование не только частной собственности рабовладельцев, но и активное участие государства в закабалении населения и распространении долгового рабства. Государство решало масштабные хозяйственные задачи, к которым относились:
создание ирригационных систем;
регулирование натурального хозяйства посредством правовых мер;
регламентация ссудных и торговых операций;
расширение масштабов собственности государства в хозяйственной и иных сферах деятельности.
Выполнение государством столь обширных функций дает основание называть восточные цивилизации «азиатским способом производства».
О зарождении и развитии экономических идей Древней Азии можно судить по экономическому устройству Древнего Египта, Вавилонии, Китая и Индии. Общей характерной особенностью философов этих стран являлась защита натурального рабовладельческого хозяйства. Зарождающиеся товарно-денежные отношения рассматривались ими лишь чисто эмпирически, а не как объективная закономерность.
Самыми ранними в истории человечества памятниками экономической мысли стали документы, появившиеся в Древнем Египте. Один из них под названием «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» появился в XXII в. до н. э. В нем указывается, что «правила» государственного управления и руководства хозяйством столь же важны, как и всякая иная область деятельности государства. Главная идея другого документа, «Речение Ипусера», датирующегося началом XVIII в. до н. э., состоит в обосновании недопущения бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и возникновения в стране гражданских волнений.
Интересна экономическая мысль Древней Вавилонии. В XX в. до н. э. в этой стране появились законы царя Эшнунны, в которых толковался широкий круг хозяйственных вопросов. Наиболее значительным памятником Вавилонского царства является Кодекс законов царя
Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Законы охраняют экономическую основу рабовладельческого строя — частную собственность, считают ее незыблемой; покушение на частную собственность карается смертной казнью либо обращением виновного в рабство. Деление общества на рабов и рабовладельцев считается вечным и естественным явлением. Рабы приравнивались к имуществу рабовладельцев, поэтому тот, кто пытался увести к себе чужого раба, тоже подвергался смертной казни.
Основу экономики Вавилонии составляло натуральное хозяйство. Однако в законах Хаммурапи обращалось внимание на развитие товарно-денежных отношений и назывались меры, способствовавшие расширению торговых сделок.
Экономическая мысль Древнего Китая связана с философией Конфуция (551-479 гг. до н. э.) и идеями популярного в IV—III вв. до н. э. коллективного трактата «Гуань-цзы».
В экономике страны в бытность Конфуция происходили существенные сдвиги, связанные с разложением первобытнообщинного строя и становлением рабовладения. Пришло в упадок земледелие, разрушались общинные связи, нарастала имущественная дифференциация, укреплялись позиции частных рабовладельческих хозяйств, расширялись товарно-денежные отношения, усиливалось купечество. Конфуций одним из первых создал учение о естественном праве. Он исходил из того, что в основе общественного устройства лежит божественное начало. Оно определяет судьбу человека и общественный порядок. Деление общества на «благородных», составляющих высшее сословие, и «простолюдинов» (низших), уделом которых является физический труд, Конфуций считал естественным. Экономические взгляды Конфуция были противоречивы. Рабовладение у него совмещалось с сохранением старых патриархальных порядков, отношений кровного родства. В условиях обострявшихся социальных противоречий Конфуций искал пути достижения социального «равенства» при сохранении рабовладельческих порядков. Предложенный философом консерватизм общественного устройства на долгие годы утвердился в китайском обществе.
Экономическая мысль Древней Индии встречается уже в древнейших памятниках — ведах, содержащих молитвы, гимны, заклинания. Они создавались в I тысячелетии до н. э. и отражали начавшееся разложение первобытнообщинного строя и формирование рабовладения. Развитие экономической мысли Индии содержалось также в литературно-религиозных памятниках, к числу которых относятся знаменитые «Законы Ману» — свод предписаний, ниспосланных людям «божественным законодателем». В них устанавливались формы превращения свободного человека в раба, обосновывалась брахманская концепция экономической политики государства, на которое возлагалось обеспечение доходов, регламентация хозяйственной деятельности и т. п.
Выдающимся экономическим памятником Древней Индии является трактат «Артхашастра», автором которого был советник царя Чанд-рагупты I брахман Каутилья (конец IV — начало III вв. до н. э.).1 Этот документ создавался как наставление для царя, но по своему содержанию вышел за рамки свода советов. «Артхашастра» характеризует социально-экономическое и политическое устройство страны, содержит богатый материал, иллюстрирующий развитие экономических идей. В нем описывается состояние экономики страны и основные занятия населения. Главной отраслью было земледелие. Наряду с ним развивались ремесла, торговля, строительство и проведение оросительной системы. В документе содержатся сведения об общественном разделении труда, обмене и торговле. Большое внимание уделяется толкованию экономической роли государства: доказывается необходимость его вмешательства в экономическую жизнь.
Тот её период характеризуется высокой степенью политической централизации. Это было время возникновения крупных домохозяйств - дворцовых, храмовых, рабовладельческих. В них производился учет ресурсов, продукции, проводились переписи населения, земельные кадастры (документ, где есть перечень всех земель, их качества). В тот период государства регулировали отношения владения, собственности - устанавливали определенные ограничения, регламентировали рыночные отношения (например, долги), охраняли рабовладение, ограничивали его домовым рабством. Государство регулировало налоги - натуральные и денежные, косвенно регулировало цены, в том числе посредством косвенных налогов и т.д.
В тот период не было экономистов и особой экономической науки. Экономические знания были элементом единой науки. Они обычно представляли собой поучающие наставления, догмы.
Информация о работе Зарождение экономической теории в Древней Азии