Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 08:56, реферат
Средний уровень использования отходов в качестве вторичных ресурсов составляет около одной трети. В хозяйственный оборот вовлекаются только высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, полимерные и древесные отходы, стеклобой, часть минеральных отходов производства электроэнергетики, металлургии, химии и промышленности строительных материалов. Плохо используются золы и шлаки ТЭС, фосфогипс, лигнин, отходы добычи и обогащения полезных ископаемых. Слабо вовлекаются в хозяйственное использование отходы потребления.
Зарубежный опыт
рационального использования
Средний уровень использования
отходов в качестве вторичных
ресурсов составляет около одной
трети. В хозяйственный оборот вовлекаются
только высоколиквидные и рентабельные
отходы, главным образом лом и
отходы черных и цветных металлов,
высокосортные марки
Основными факторами низкого в среднем уровня использования отходов в качестве вторичных материальных ресурсов являются:
− недостаточность и
− отсутствие достаточных экономических стимулов для сбора и переработки значительной массы отходов;
− несовершенство инструментов регулирования в этой области;
− недостатки сформировавшейся в России практики сбора и удаления твердых бытовых отходов (ТБО), не предусматривающей селективный сбор содержащихся в них полезных компонентов, пригодных для повторного использования;
− недостаточное участие малого и среднего бизнеса в сфере деятельности по сбору и переработке вторичных ресурсов;
− несовершенство инфраструктуры сбора и переработки вышедшей из употребления промышленной продукции конечного использования;
− недостаточное информационное
обеспечение
Логистика рассматривает процесс движения вторичных материальных ресурсов от мест их образования и до производственного потребления − изготовления новой продукции, то есть взамен первичных ресурсов. Такой кругооборот материальных ресурсов «от производства − в производство» в современной экономике именуется рециклингом.
Таким образом, логистика вторичных материальных ресурсов – это действия, связанные с изменением внутреннего состояния этих ресурсов и их внешним перемещением от места образования до использования в производстве, производимые с помощью коммерческих управляющих воздействий. В данном определении принципиально важным является то, что использование вторичных материальных ресурсов обеспечивается путем применения коммерческих методов. Коммерциализация использования вторичных материальных ресурсов − проблема экологическая, а поэтому общегосударственная.
Имеющийся опыт показывает,
что административными мерами и
командами нельзя достичь необходимого
и достаточного уровня использования
вторичных ресурсов. Их повторное
использование субъективно
В странах с развитой рыночной
экономикой функционируют
Целесообразность создания
таких условий обусловлена
Учитывая грозящую людям и окружающей среде опасность от накопления отходов и нерационального использования сырьевых ресурсов, многие страны уделяют этой проблеме значительное внимание, используя все возможные средства: экономические, юридические, воспитательные. Это позволило многим странам уже к середине 80-х годов достичь значительных успехов в деле переработки основных видов отходов.
В США государственное регулирование как на федеральном, так и на штатном уровнях играет все более заметную роль в стимулировании производства вторичного сырья из отходов. Ежегодные расходы правительства и предприятий США на защиту окружающей среды от загрязнений уже превысили 90 млрд. долл., причем 60% этой суммы расходуется самими предпринимателями. Это объясняется не столько их высоким чувством долга перед обществом и грядущими поколениями, сколько реальной необходимостью, вытекающей из действующего в стране законодательства. Для сравнения: предприятиями и организациями всех форм собственности в нашей стране израсходовано на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов около 9,1 млрд. руб.
Принятый в США в 1976
г. закон о борьбе с твердыми отходами
(с поправками 1980 и 1984 гг.) ориентирует
на производство из них вторичных
материалов. В стране действуют стандарты
по обязательному минимальному содержанию
вторичного сырья в товарной продукции.
В настоящее время изучается
рыночная конъюнктура вторичных
материалов, экономические и
Еще более активно действуют
правительства некоторых
Наиболее важным экономическим стимулом переработки отходов является то обстоятельство, что утилизация становится самым дешевым способом борьбы с отходами. В США запрещена организация новых открытых свалок, а захоронение и сжигание отходов с учетом соблюдения всех экологических норм оказывается в три раза дороже, чем их переработка во вторичное сырье.
Большое внимание уделяется проблеме отходов в странах ЕС, стратегия которых заключается в:
* предотвращении образования отходов;
* рециклировании отходов и вторичном использовании материалов;
* оптимизации конечной обработки отходов;
* регламентации транспортировки отходов;
* проведении мероприятий по реабилитации окружающей среды.
Эта стратегия нашла отражение в ряде директив ЕС, принятых в начале 90-х годов.
Особое внимание в странах
ЕС уделяется следующим
* пересмотру номенклатуры
сырья и материалов, используемых
в производстве той или иной
продукции, с предпочтением
* пересмотру технологических
процессов в целях разработки
более безопасных для
* воспитанию населения
в духе рационального
* разработке новых
* включению экологических
параметров в стандарты
В Западной Европе переработкой отходов занимаются главным образом малые и средние предприятия, на которых работают 3,5 млн. человек. Они утилизируют более 37% твердых отходов. В последние несколько лет наметилась тенденция к укрупнению таких предприятий.
В ближайшие годы в странах Западной Европы ожидается дальнейшее развитие отрасли по переработке отходов и соответствующий рост занятости, что окажет благоприятное воздействие на экономику в целом. В странах ЕС стоимость работ по переработке отходов оценивается в 9% ВВП, однако темпы роста составляют 20% в год.
Высокие уровни использования
отходов производства и потребления
в европейских странах
− реализуется принцип ответственности производителей за сбор и переработку некоторых видов продукции после ее использования;
− установлены нормативы платежей за использование упаковки;
− практикуется государственное нормирование уровня переработки отдельных видов отходов, разработка для этих целей национальных планов и программ развития рынка вторичных ресурсов, увеличиваются объемы субсидий на мероприятия в этой области;
− получила распространение практика предоставления налоговых льгот, льготных кредитов и льготных транспортных тарифов предприятиям по сбору и переработке отходов;
− расширяются масштабы нормирования сбора и использования вторичного сырья на межгосударственном уровне.
Основные программно-целевые установки по нормативам в этой области регламентируются специальными Директивами Европейского Парламента и Совета ЕС:
94/62/ЕС − Упаковка и отходы упаковки;
2000/53/ЕС – Транспортные средства, выведенные из эксплуатации;
2002/96/ЕС – Отходы
Действие этих директив накладывает
определенные обязательства и на
российских экспортеров, обязывает
их соблюдать в странах ЕС принцип
ответственности за сбор и переработку
своей продукции после ее использования.
В свою очередь, Российская Федерация
в случае признания указанных
директив имеет возможность выдвигать
аналогичные требования к производителям
из стран ЕС, поставляющим свою продукцию
на российский рынок. В связи с
намерением России интегрироваться
в мировое сообщество и вступить
в ВТО необходимо коренным образом
изменить отношение к проблеме использования
наших собственных отходов
Больших успехов в деле
рационального
Начальным толчком к более широкой утилизации отходов в Японии явилась необходимость принятия безотлагательных мер для решения проблемы загрязнения окружающей среды, которая со всей остротой встала на рубеже 60-х - 70-х годов. Положение усугублялось тем, что накопление отходов в огромных количествах делало непригодными для жизни и хозяйственной деятельности обширные земельные участки, которые в условиях крайней ограниченности территории Японии являются остродефицитными.
Для улучшения экологической ситуации государством были предприняты огромные усилия: в 1967 г. был утвержден Основной закон об охране окружающей среды, в 1971 г. создано Управление по окружающей среде, в 1973 г. - специальный правительственный центр "За чистую Японию", вся деятельность которого направлена на повышение эффективности утилизации отходов.
Расширению использования
вторичных сырьевых ресурсов в стране
содействуют также такие
Для стимулирования работ
по переработке отходов
Под промышленными отходами, согласно японскому законодательству, понимаются отходы, возникающие в процессе производственной деятельности, в том числе зола, шлаки, отработанные масла, кислотные, щелочные отходы, пластмассы и др. При этом особо выделяются отходы, образующиеся в обрабатывающей промышленности: бумажные, текстильные, резиновые, древесные, металлические, стеклянные, доменный шлак, лом бетона и др.
В 1976 г. к закону об охране
окружающей среды был принят ряд
поправок. В качестве основополагающего
принципа зафиксировано, что переработка
отходов должна осуществляться предприятиями
- производителями отходов, а перепоручение
ее специализированным предприятиям имеет
лишь вспомогательное значение. По
закону производители несут
В Японии существуют стандарты переработки и ликвидации вредных промышленных отходов. Например, в целях предотвращения загрязнения морей и океанов стандарты запрещают затопление таких отходов. В случае их захоронения требуется, чтобы они были изолированы от водных ресурсов, поступающих в общественное потребление, и от подземных вод.
В сфере переработки отходов в Японии сложилась весьма активно действующая организационная система, деятельность которой опирается на финансовую помощь государства, стимулирующую развитие отраслей по переработке отходов.
Информация о работе Зарубежный опыт рационального использования вторичных материальных ресурсов