Зарубежный опыт рационального использования вторичных материальных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 08:56, реферат

Краткое описание

Средний уровень использования отходов в качестве вторичных ресурсов составляет около одной трети. В хозяйственный оборот вовлекаются только высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и отходы черных и цветных металлов, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, полимерные и древесные отходы, стеклобой, часть минеральных отходов производства электроэнергетики, металлургии, химии и промышленности строительных материалов. Плохо используются золы и шлаки ТЭС, фосфогипс, лигнин, отходы добычи и обогащения полезных ископаемых. Слабо вовлекаются в хозяйственное использование отходы потребления.

Вложенные файлы: 1 файл

Зарубежный опыт рационального использования ВМР.docx

— 31.58 Кб (Скачать файл)

Зарубежный опыт рационального использования вторичных  материальных ресурсов.

 

Средний уровень использования  отходов в качестве вторичных  ресурсов составляет около одной  трети. В хозяйственный оборот вовлекаются  только высоколиквидные и рентабельные отходы, главным образом лом и  отходы черных и цветных металлов, высокосортные марки макулатуры, чистые текстильные, полимерные и древесные  отходы, стеклобой, часть минеральных отходов производства электроэнергетики, металлургии, химии и промышленности строительных материалов. Плохо используются золы и шлаки ТЭС, фосфогипс, лигнин, отходы добычи и обогащения полезных ископаемых. Слабо вовлекаются в хозяйственное использование отходы потребления.

 

Основными факторами низкого  в среднем уровня использования  отходов в качестве вторичных  материальных ресурсов являются:

 

− недостаточность и несовершенство законодательной и нормативной  правовой базы в сфере обращения  с отходами производства и потребления;

 

− отсутствие достаточных  экономических стимулов для сбора  и переработки значительной массы  отходов;

 

− несовершенство инструментов регулирования в этой области;

 

− недостатки сформировавшейся в России практики сбора и удаления твердых бытовых отходов (ТБО), не предусматривающей селективный  сбор содержащихся в них полезных компонентов, пригодных для повторного использования;

 

− недостаточное участие  малого и среднего бизнеса в сфере  деятельности по сбору и переработке  вторичных ресурсов;

 

− несовершенство инфраструктуры сбора и переработки вышедшей из употребления промышленной продукции  конечного использования;

 

− недостаточное информационное обеспечение предпринимательского сообщества о возможностях, перспективах и экономической привлекательности  работы в сфере использования  вторичных ресурсов.

 

Логистика рассматривает  процесс движения вторичных материальных ресурсов от мест их образования и  до производственного потребления  − изготовления новой продукции, то есть взамен первичных ресурсов. Такой кругооборот материальных ресурсов «от производства − в производство» в современной экономике именуется рециклингом.

 

Таким образом, логистика  вторичных материальных ресурсов –  это действия, связанные с изменением внутреннего состояния этих ресурсов и их внешним перемещением от места  образования до использования в  производстве, производимые с помощью  коммерческих управляющих воздействий. В данном определении принципиально  важным является то, что использование  вторичных материальных ресурсов обеспечивается путем применения коммерческих методов. Коммерциализация использования вторичных материальных ресурсов − проблема экологическая, а поэтому общегосударственная.

 

Имеющийся опыт показывает, что административными мерами и  командами нельзя достичь необходимого и достаточного уровня использования  вторичных ресурсов. Их повторное  использование субъективно невыгодно. Однако имеется возможность изменить такое положение и сделать  использование вторичных материальных ресурсов выгодным, а точнее, коммерчески  выгодным. И эта выгода возможна только в условиях рыночной экономики. Ведь для свободного и независимого товаропроизводителя только коммерческая выгода является побудительной силой  для производства той или иной продукции на основе использования  определенных материальных ресурсов, в том числе вторичных.

 

В странах с развитой рыночной экономикой функционируют специализированные фирмы, выполняющие различные операции по преобразованию вторичных материальных ресурсов, и этот вид предпринимательства  по праву считается коммерчески  выгодным, поскольку стабилен и поощряется государством.

 

Целесообразность создания таких условий обусловлена спецификой образования и особыми свойствами отходов как товара и подтверждается опытом развитых стран мира и Европы, которые уже сегодня используют от 50 до 70% отходов производства и  потребления, планируя в перспективе  полное прекращение полигонного  захоронения отходов.

 

Учитывая грозящую людям  и окружающей среде опасность  от накопления отходов и нерационального  использования сырьевых ресурсов, многие страны уделяют этой проблеме значительное внимание, используя все возможные  средства: экономические, юридические, воспитательные. Это позволило многим странам уже к середине 80-х  годов достичь значительных успехов  в деле переработки основных видов  отходов.

 

В США государственное  регулирование как на федеральном, так и на штатном уровнях играет все более заметную роль в стимулировании производства вторичного сырья из отходов. Ежегодные расходы правительства и предприятий США на защиту окружающей среды от загрязнений уже превысили 90 млрд. долл., причем 60% этой суммы расходуется самими предпринимателями. Это объясняется не столько их высоким чувством долга перед обществом и грядущими поколениями, сколько реальной необходимостью, вытекающей из действующего в стране законодательства. Для сравнения: предприятиями и организациями всех форм собственности в нашей стране израсходовано на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов около 9,1 млрд. руб.

 

Принятый в США в 1976 г. закон о борьбе с твердыми отходами (с поправками 1980 и 1984 гг.) ориентирует  на производство из них вторичных  материалов. В стране действуют стандарты  по обязательному минимальному содержанию вторичного сырья в товарной продукции. В настоящее время изучается  рыночная конъюнктура вторичных  материалов, экономические и технологические  барьеры, препятствующие их применению, новые области их ис­пользования и т. д. Федеральное правительство отменило ранее существовавшие дискриминационные тарифные ставки на транспортировку вторичного сырья, изменило систему сортности материалов, чтобы поощрять использование вторичных ресурсов, приняло решение об определенной доле вторичного сырья при закупке металлов в государственные запасы, приняло закон о запрете на захоронение отходов, произведенных не на территории данного штата.

 

Еще более активно действуют  правительства некоторых штатов, в которых установлена высокая  плата за захоронение отходов, в  результате чего увеличилось потребление  вторичного сырья. В штате Нью-Джерси принят законопроект о 50%-ной налоговой  скидке на производственное оборудование, на котором изготавливается продукция, содержащая не менее 50% вторичных материалов.

 

Наиболее важным экономическим  стимулом переработки отходов является то обстоятельство, что утилизация становится самым дешевым способом борьбы с отходами. В США запрещена  организация новых открытых свалок, а захоронение и сжигание отходов  с учетом соблюдения всех экологических  норм оказывается в три раза дороже, чем их переработка во вторичное  сырье.

 

Большое внимание уделяется  проблеме отходов в странах ЕС, стратегия которых заключается  в:

 

* предотвращении образования отходов;

 

* рециклировании отходов и вторичном использовании материалов;

* оптимизации конечной  обработки отходов;

 

* регламентации транспортировки  отходов;

 

* проведении мероприятий по реабилитации окружающей среды.

 

Эта стратегия нашла отражение  в ряде директив ЕС, принятых в начале 90-х годов.

 

Особое внимание в странах  ЕС уделяется следующим мероприятиям:

* пересмотру номенклатуры  сырья и материалов, используемых  в производстве той или иной  продукции, с предпочтением экологически  безопасных заменителей;

* пересмотру технологических  процессов в целях разработки  более безопасных для окружающей  среды;

* воспитанию населения  в духе рационального потребления;

* разработке новых технологических  процессов, позволяющих повторно  включать материалы в производственный  цикл после их первичного использования;

* включению экологических  параметров в стандарты качества  продукции.

 

В Западной Европе переработкой отходов занимаются главным образом  малые и средние предприятия, на которых работают 3,5 млн. человек. Они утилизируют более 37% твердых  отходов. В последние несколько лет наметилась тенденция к укрупнению таких предприятий.

 

В ближайшие годы в странах  Западной Европы ожидается дальнейшее развитие отрасли по переработке  отходов и соответствующий рост занятости, что окажет благоприятное  воздействие на экономику в целом. В странах ЕС стоимость работ по переработке отходов оценивается в 9% ВВП, однако темпы роста составляют 20% в год.

 

Высокие уровни использования  отходов производства и потребления  в европейских странах достигнуты благодаря тому, что в странах  ЕС:

 

− реализуется принцип  ответственности производителей за сбор и переработку некоторых  видов продукции после ее использования;

 

− установлены нормативы  платежей за использование упаковки;

 

− практикуется государственное  нормирование уровня переработки отдельных  видов отходов, разработка для этих целей национальных планов и программ развития рынка вторичных ресурсов, увеличиваются объемы субсидий на мероприятия  в этой области;

 

− получила распространение  практика предоставления налоговых  льгот, льготных кредитов и льготных транспортных тарифов предприятиям по сбору и переработке отходов;

 

− расширяются масштабы нормирования сбора и использования  вторичного сырья на межгосударственном уровне.

 

Основные программно-целевые  установки по нормативам в этой области  регламентируются специальными Директивами  Европейского Парламента и Совета ЕС:

 

94/62/ЕС − Упаковка и  отходы упаковки;

 

2000/53/ЕС – Транспортные  средства, выведенные из эксплуатации;

 

2002/96/ЕС – Отходы электротехнического  и электронного оборудования.

 

Действие этих директив накладывает  определенные обязательства и на российских экспортеров, обязывает  их соблюдать в странах ЕС принцип  ответственности за сбор и переработку  своей продукции после ее использования. В свою очередь, Российская Федерация  в случае признания указанных  директив имеет возможность выдвигать  аналогичные требования к производителям из стран ЕС, поставляющим свою продукцию  на российский рынок. В связи с  намерением России интегрироваться  в мировое сообщество и вступить в ВТО необходимо коренным образом  изменить отношение к проблеме использования  наших собственных отходов производства.

 

Больших успехов в деле рационального природопользования добилась Япония. Известно, что эта  страна по большинству видов сырья  и топлива сильно зависит от импорта. Именно поэтому в Японии уделяют  проблеме переработки отходов чрезвычайное внимание. Уже к 1985 г. в японской промышленности утилизировалось до 60% отходов.

 

Начальным толчком к более  широкой утилизации отходов в  Японии явилась необходимость принятия безотлагательных мер для решения  проблемы загрязнения окружающей среды, которая со всей остротой встала на рубеже 60-х - 70-х годов. Положение  усугублялось тем, что накопление отходов  в огромных количествах делало непригодными для жизни и хозяйственной деятельности обширные земельные участки, которые в условиях крайней ограниченности территории Японии являются остродефицитными.

 

Для улучшения экологической  ситуации государством были предприняты  огромные усилия: в 1967 г. был утвержден  Основной закон об охране окружающей среды, в 1971 г. создано Управление по окружающей среде, в 1973 г. - специальный  правительственный центр "За чистую Японию", вся деятельность которого направлена на повышение эффективности  утилизации отходов.

 

Расширению использования  вторичных сырьевых ресурсов в стране содействуют также такие промышленные ассоциации, как Всеяпонская федерация промышленных отходов (создана в 1978 г.), Японская ассоциация по освоению неиспользуемых ресурсов (создана в 1980 г.) и др.

 

Для стимулирования работ  по переработке отходов государство  использует финансовые, законодательные  и административные меры. Немалое  значение придается и пропаганде необходимости рециклирования ресурсов как среди предпринимателей, так и среди населения.

 

Под промышленными отходами, согласно японскому законодательству, понимаются отходы, возникающие в  процессе производственной деятельности, в том числе зола, шлаки, отработанные масла, кислотные, щелочные отходы, пластмассы и др. При этом особо выделяются отходы, образующиеся в обрабатывающей промышленности: бумажные, текстильные, резиновые, древесные, металлические, стеклянные, доменный шлак, лом бетона и др.

 

В 1976 г. к закону об охране окружающей среды был принят ряд  поправок. В качестве основополагающего  принципа зафиксировано, что переработка  отходов должна осуществляться предприятиями - производителями отходов, а перепоручение  ее специализированным предприятиям имеет  лишь вспомогательное значение. По закону производители несут ответственность  за переработку отходов, возникших  в результате их хозяйственной деятельности. При этом указывается, что перепоручать переработку отходов можно только специализированному предприятию, обладающему соответствующей технологией.

 

В Японии существуют стандарты  переработки и ликвидации вредных  промышленных отходов. Например, в целях  предотвращения загрязнения морей  и океанов стандарты запрещают  затопление таких отходов. В случае их захоронения требуется, чтобы  они были изолированы от водных ресурсов, поступающих в общественное потребление, и от подземных вод.

 

В сфере переработки отходов  в Японии сложилась весьма активно действующая организационная система, деятельность которой опирается на финансовую помощь государства, стимулирующую развитие отраслей по переработке отходов.

 

Информация о работе Зарубежный опыт рационального использования вторичных материальных ресурсов