Зарубежный опыт финансирования общего образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 16:01, реферат

Краткое описание

Выбранная тема актуальна для состояния образования в современном мире.
Финансирование общего образования в зарубежных странах при одинаковой направленности имеют свои индивидуальные особенности. Данная тема посвящена рассмотрению основных характеристик систем финансирования США, Великобритании, Франции и Японии.

Содержание

• Введение
• Система финансирования общего образования в зарубежных странах, таких как США, Великобритания, Франция и Япония
• Заключение
• Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по экономике.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

    Содержание 

  • Введение
  • Система финансирования общего образования в зарубежных странах, таких как США, Великобритания, Франция и Япония
  • Заключение
  • Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Выбранная тема актуальна для состояния  образования в современном мире.

Финансирование  общего образования в зарубежных странах при одинаковой направленности имеют свои индивидуальные особенности. Данная тема посвящена рассмотрению основных характеристик систем финансирования США, Великобритании, Франции и Японии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Система финансирования общего образования в  зарубежных странах 

В странах  с развитой рыночной экономикой роль государства в сфере образовательных  услуг значительно выше, чем в  современной Российской Федерации. Государственный сектор занимает господствующие позиции. Так, даже в одной из наиболее рыночных стран  - США - 90% детей посещают государственные школы.

Различия  в финансировании образования в  развитых странах, помимо объемов выделяемых средств, обусловлены разными полномочиями различных уровней власти государства.

Например, американская национальная система образования характеризуется децентрализованным управлением и финансированием данной отрасли. Основные административные и распорядительные функции в ее управлении принадлежат штатам и муниципальным образованиям. Государственное участие в управлении минимально. Основу системы начального и среднего образования в США составляет государственная образовательная школа, и затраты на нее в основном покрываются за счет государственных расходов. При этом на долю штатов и муниципальных образований приходится более 90% расходов на начальную и среднюю школу, а не федеральное правительство – примерно лишь 6-7%.

В связи  с тем, что наем педагогического персонала осуществляется не школой. А школьным округом, заработная плата педагогам выплачивается из окружного бюджета. Доля расходов на оплату труда и дополнительные выплаты работникам начальной и средней школы доходит до 80-85% от общих расходов округа. Кроме того, важным компонентом окружных расходов являются расчеты за приобретаемые услуги.

В последние  годы рост финансирования общего образования  значительно замедлился. Это связанно с сочетанием ограничений на увеличение налогов и расходование средств  на образовательные цели, которые  вводятся как на уровне штатов, так и на уровне школьных округов. В 2005/2006 учебном году расходы на общеобразовательные учреждения в процентном отношении от суммы всех расходов на учебные заведения составили 56,8%, в 2002/2003 учебном году – 57,2% и в 1999/2000 учебном году – 59%.

Финансирование  системы общего образования в  США осуществляется из федерального бюджета, бюджетов штатов и местных  бюджетов. Кроме того, относительно небольшая доля расходов на общее  образование (2-4%) финансируется за счет частных средств, поступающих от меценатов в виде спонсорской помощи, платы за обучение и платы за школьные транспортировки. За последние годы федеральное правительство США увеличило поток финансирования, и все же более 90% расходов на общее образование финансируется за счет бюджетов штатов и местных бюджетов.

Каждый  штат сам выбирает способ учета учащихся. Единица стоимости – стоимость  программы обучения 1 условного учащегося. Если ребенок нуждается в дополнительном числе занятий для освоения данной программы, ее стоимость может быть пересчитана путем увеличения коэффициента часов занятий этих детей. То есть некие стандартные знания, умения, навыки (результат) могут быть получены при различном числе часов занятий, что и выражается в коэффициенте. Кроме того, стоимость «стандарта» в разных параллелях разная. За базу (за единицу) может приниматься либо 1-й класс (начальная школа), либо 4-8-й классы (средняя школа).

Таким образом, если есть стандартный результат  – некий набор умений и знаний, которые должен приобрести учащийся после года обучения, - то этот стандарт имеет стандартную стоимость. Если стандарт выражается в часах обучения, то эти часы обучения также имеют стоимостную оценку. В целом же, разную стоимость обучения имеет начальная и средняя школа.

Важно отметить, что с начала 1990-х годов штаты и местные власти стали меньше финансировать школьные округа, а переходили на финансирование непосредственно учебных заведений. Поскольку власти штатов стали проводить программы поощрения

свободного  выбора школы, то возникла проблема отслеживания финансовых потоков.

Особенно  эта тенденция усилилась с  возникновением чартерных школ. Чартерные  школы выделяются из школьных округов  по инициативе тех, кто заинтересован  в функционировании автономной от округа школы. Финансирует их государство в соответствии с количеством учащихся, которые выбрали эту школу для обучения. Условием получения государственного финансирования является соблюдение обязательств, прописанных в уставе, который утверждается властями. Школа, в соответствии с этим обязательством, гарантирует некий усредненный уровень подготовки учащихся, который контролируется на основании системы государственных тестов.

Исследователи не могут дать однозначной оценки успешности опыта чартерных школ в США. Эти школы не продемонстрировали особой инновационности – только четвертая часть воспользовалась автономностью для внесения изменений в программу и методы обучения. При определенных условиях требование соблюдать государственный стандарт образования может вообще не оставить возможностей для педагогических инноваций.

В последние  годы возник вопрос о внедрении финансирования школ на основе подушевого принципа в  крупных городах. Это связано  с тем, что, как правило, в таких  городах число детей из бедных семей достаточно велико, и городские  бюджеты сильно зависят не от местных налогов, а от дотаций из бюджета штата. В результате некоторые крупные города начали вносить существенные изменения в организацию, управление и финансирования образования. Отдельные муниципалитеты стали участниками программы «Новые американские школы», которая предпологает обучение по более высоким стандартам и новым методикам.

При децентрализации  управления и финансирования школ и  переходе к управлению, где школы  – это основной элемент, самым  главным является решение вопроса распределения полномочий между органами управления  образованием и школами. В свою очередь это явилось стимулом к усилению школьного самоуправления и наделению школ функцией финансового менеджмента.

Аналогична  американской по характеру и содержанию экономических отношений образовательная система Великобритании, где также используется стратегия децентрализации управления школьным образованием. Государственные образовательные школы, составляющие основу школьной сети страны, бесплатные. Финансирование образования осуществляется местными органами управления образованием, которые продолжают по традиции определять многие важнейшие стороны деятельности школ. Поэтому значительная доля средств на нужды учебных заведений поступает их местных бюджетов.

В конце  XX века произошли существенные изменения в управлении школами Англии и Уэльса. Большинство прав и обязанностей, которые до этого были сосредоточены на уровне муниципальных советов по образованию, были децентрализованы и отданы школам или, наоборот, переданы центральному правительству. В 1998 году был принят Закон о реформе образования, который потребовал от каждого совета направлять центральному правительству для одобрения схему управления местными школами. Согласно этим схемам школы должны были получить средства на основе подушевого финансирования, зависящего от контингента учащихся. В результате школам были делегированы все права по управлению бюджетом. Одновременно центральное правительство брало на себя ответственность за содержание школьных программ путем ввода национальной единой программы обучения.

С введением  схемы управления местными школами  права советов уменьшились. Теперь 80% средств местные советы образовательного округа должны направлять в школу, в  так называемый локальный школьный бюджет. Совет может оставлять себе только на определенные нужды, а именно:

  • Стратегическое управление;
  • Специальное образование;
  • Детскую психологическую помощь.

С 2008 года Великобритания перешла на трехлетнее финансирование школьной системы, при  котором учитывается индикативное распределение специализированных грантов для школ от Министерства образования и науки Великобритании на 2008-2011 годы, основанное на гарантируемой сумме финансирования для каждого органа управления в течение каждого из этих трех лет и прогнозах контингента учащихся на 2008-2011 года.  Это позволит местным властям и школам охватывать более длительный период, больше использовать стратегический подход к финансовому планированию.

Основным  источником финансирования государственных  школ в Великобритании являются бюджеты  местных органов власти (более 90%). Текущие расходы школ финансируются  как из местных бюджетов, так из бюджета центрального правительства, составляя около 90% общей суммы расходов в этих источниках. Также в анализируемый период ярко выражена тенденция роста расходов на школьное образование: в бюджетах местных органов власти указанные расходы увеличились на 58%, а в бюджете центрального правительства – 2, 3 раза.

Одной из особенностей трехлетнего финансового планирования является увеличение специализированных грантов для школ, которые составили за эти три года в среднем 13, 1% на одного ученика. Второй особенностью является то, что минимальная гарантия финансирования установлена в 2,1% на каждый год трехлетнего планирования, включающая предполагаемый эффективный прирост в размере 1% в течение каждого из следующих трех лет. В-третьих, суммы финансирования по школьным грантам развития увеличиваются на размер минимальной гарантии финансирования каждый год.

В отличие от образовательных систем США и Великобритании, во Франции система образования строго централизованна. Так, образовательная система США и Великобритании по характеру экономических отношений являются общественно-доминирующими структурами при минимально необходимом государственном участии; во французской системе образования в вопросах финансирования доминирует государство.

Примечательно, что в отличие от США и Великобритании во Франции более престижными  традиционно считаются именно государственные, а не частные школы, что, несомненно, и накладывает свой отпечаток на организацию системы образования. На национальную систему образования, а также на научно-исследовательскую деятельность в этой области во Франции выделяются самые крупные бюджетные ассигнования – более 21% государственного бюджета.

Финансирование  расходов на образование во Франции  зависит от их типа (капиталовложения, текущие расходы, персонал) и от уровня образовательного учреждения. Каждый территориальный орган власти отвечает за определенный уровень системы образования. Так, коммуны ответственны за строительство зданий и оборудование дошкольных детских садов (материнских школ) и начальных школ, а также за их финансирование; за счет средств коммун оплачивается работа вспомогательного персонала этих учебных заведений. Департаменты ответственны за строительство и содержание колледжей (младших средних школ) и, кроме того, финансируют школьный транспорт. Регионы обладают такой же компетенцией в отношении лицеев (старших средних школ) и участвуют в планировании школьного обучения. И наконец, государство ответственно за высшие учебные заведения. Текущие расходы также распределяются пропорционально примерно по этой же схеме, но основную их часть финансируют из государственного бюджета.

Соотношение вклада различных участников финансирования выглядит следующим образом:

  • Министерство национального образования Франции и другие министерства – 64,6%;
  • Регионы, департаменты, коммуны – 20,4%;
  • Органы социального обеспечения (главным образом, в виде пособий на обучение детей) – 2,3%;
  • Промышленные и другие предприятия (за счет специального налога) – 5,8%;
  • Семьи школьников и студентов (плата за обучение, учебные материалы и т.п.) – 6,9%.

Доля  министерств постепенно сокращается, а региональных и местных властей – увеличивается.

Система образования во Франции является крупнейшим работодателем: в ней заняты 1,2 млн. чел., т.е. свыше половины общей численности государственных служащих.

Расходы на одного учащегося в единицах валового внутреннего продукта на душу населения во Франции выше (27%), чем в Великобритании, США и Японии, где он находится примерно на одном уровне 20-23%. Однако паритет покупательной способности США и Франции заметно повышает данный показатель остальных стран. Этот факт говорит о том, что фактически Франция и США являются самыми крупными инвесторами в сферу общего образования.

Информация о работе Зарубежный опыт финансирования общего образования