Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 22:35, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение информационной безопасности как неотъемлемой части национальной безопасности, а также выявление степени ее защищенности на современном этапе, анализ внутренних и внешних угроз, рассмотрение проблем и пути их решения.
В связи с этим поставлены определенные задачи:
1. Определить место и значение информационной безопасности на современном этапе развития;
2. Рассмотреть нормативно-правовую базу в сфере защиты информации;
3. Выявить основные проблемы и угрозы и пути их решения.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава 1. Проблемы и угрозы информационной безопасности
1.1. Место информационной безопасности в системе национальной безопасности России………………………………………………………….….4
1.2. Основные проблемы информационной безопасности и пути их решения………………………………………………………………………..….7
1.3. Источники угроз информационной безопасности…………………..……11
Глава 2. Защита конфиденциальной информации
2.1. Классификация сведений, подлежащих защите…………………...…...…15
2.2. Организация защиты информации………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………..….....23
Список литературы……………………………………………………………
поддерживает деятельность общественных объединений, направленную на объективное информирование населения о социально значимых явлениях общественной жизни, защиту общества от искаженной и недостоверной информации;
осуществляет контроль за разработкой, созданием, развитием, использованием, экспортом и импортом средств защиты информации посредством их сертификации и лицензирования деятельности в области защиты информации;
проводит необходимую протекционистскую политику в отношении производителей средств информатизации и защиты информации на территории РФ и принимает меры по защите внутреннего рынка от проникновения на него некачественных средств информатизации и информационных продуктов;
способствует предоставлению
физическим и юридическим лицам
доступа к мировым
формулирует и реализует государственную информационную политику России;
организует разработку федеральной
программы обеспечения
способствует
При решении основных задач
и выполнении первоочередных мероприятий
государственной политики по обеспечению
информационной безопасности в настоящее
время доминирует стремление решать
главным образом нормативно-
Соответствующим образом
планируется и развитие системы
подготовки кадров, используемых в
области обеспечения
1.3. Источники угроз информационной безопасности
Угрозы информационной безопасности – это использование различных видов информации против того или иного социального (экономического, военного, научно-технического и т. д.) объекта с целью изменения его функциональных возможностей или полного поражения.
С учетом общей направленности Доктрина подразделяет угрозы информационной безопасности на следующие виды:
угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;
угрозы информационному
обеспечению государственной
угрозы развитию отечественной
индустрии информации, включая индустрию
средств информатизации, телекоммуникации
и связи, обеспечению потребностей
внутреннего рынка в ее продукции
и выходу этой продукции на мировой
рынок, а также обеспечению
угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Угрозами конституционным правам и свободамчеловека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться:
принятие органами власти правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;
создание монополий на формирование, получение и распространение информации в РФ, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;
противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений;
чрезмерное ограничение
доступа к необходимой
противоправное применение
специальных средств
неисполнение органами государственной власти и местного самоуправления, организациями и гражданами требований законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;
неправомерное ограничение
доступа граждан к
дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы;
нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации;
вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;
девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;
снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России;
манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).
Угрозами информационному
обеспечению государственной
монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами;
блокирование деятельности
государственных средств
низкая эффективность
информационного обеспечения
Угрозы развитию отечественной индустрии информации могут составлять:
противодействие доступу
к новейшим информационным технологиям,
взаимовыгодному и
закупка органами государственной
власти импортных средств
вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;
использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи;
отток за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.
Все источники угроз информационной безопасности Доктрина подразделяет на внешние и внутренние.
К внешним источникам угроз Доктрина относит:
деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур против интересов РФ;
стремление ряда стран к доминированию на мировом информационном пространстве, вытеснению России с информационных рынков;
деятельность международных террористических организаций;
увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;
деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;
разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран, нарушение функционирования информационных и телекоммуникационных систем, получение несанкционированного доступа к ним.
К внутренним источникам угроз, согласно Доктрине, относятся: критическое состояние ряда отечественных отраслей промышленности;
неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;
недостаточная координация деятельности органов власти всех уровней по реализации единой государственной политики в области информационной безопасности;
недостатки нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере и правоприменительной практики;
неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка в России;
недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности;
недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;
недостаточная активность федеральных
органов власти в информировании
общества о своей деятельности, в
разъяснении принимаемых
отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации органов власти и местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.1. Классификация сведений, подлежащих защите
В настоящее время в
различных нормативных
государственная тайна;
коммерческая тайна;
сведения конфиденциального характера;
интеллектуальная
Государственная тайна. Закон
РФ «О государственной тайне» дает
следующее определение
В ст. 5 данного Закона определен перечень сведений, отнесенных к государственной тайне:
сведения в военной
области – о содержании стратегических
и оперативных планов, о планах
строительства Вооруженных сил,
разработке, технологии, производстве,
об объектах производства, о хранении,
об утилизации ядерных боеприпасов,
о тактико-технических
сведения в области
экономики, науки и техники –
о содержании планов подготовки РФ
и ее отдельных регионов к возможным
военным действиям, об объемах производства,
о планах государственного заказа,
о выпуске и поставках
сведения в области
внешней политики и экономики
– о внешнеполитической и внешнеэкономической
деятельности РФ, преждевременное
сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности. Это, в частности, сведения, характеризующие:
силы и средства названной деятельности, ее источники, планы и результаты;
лиц, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими названную деятельность;
системы президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи;
шифры и информационно-аналитические системы специального назначения, методы и средства защиты секретной информации и др.