Защита прав потребителей при оказании услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 21:08, контрольная работа

Краткое описание

В тоже время анализ судебной практики свидетельствует о том, что в судах рассматривается значительное число дел, связанных с нарушением законодательства о защите прав потребителей. При этом суды испытывают значительные трудности, связанные, в первую очередь, с проблемой определения круга отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, особенно по договорам возмездного оказания услуг. Это обусловлено как динамичным изменением законодательства, так и ростом многообразных услуг, развитием договорных форм, опосредующих их оказание.

Содержание

Введение.………..………………………………………………..….………………………..…3
1. Гражданское законодательство РФ о защите прав потребителей…………………………4
2. Основные права потребителей при оказании услуг…………………………………..……7
3. Способы защиты прав потребителей……………………………………………………….13
Заключение……...……………………………………….………….……..………………...….18
Список литературы…………………………........….……………………………………...…..19

Вложенные файлы: 1 файл

Копия ПОПД.docx

— 45.95 Кб (Скачать файл)

Правовые  средства, при помощи которых могут  быть достигнуты пресечение, предотвращение, устранение нарушений права, его  восстановление и (или) компенсация  потерь, вызванных нарушением права, именуются способами защиты. Как следует из этого определения, к числу способов защиты следует относить применение мер гражданско-правовой ответственности, оперативных мер воздействия и иные действия, направленные на защиту права. Перечень этих способов не является исчерпывающим и определен ст. 12 ГК.

Закон о защите прав потребителей (глава IV) определяет систему органов государственного управления, на которые возлагаются  полномочия по защите прав потребителей. Особое место в ней занимает федеральный  антимонопольный орган и его  территориальные органы, на которые  возлагается в целом государственный  контроль за соблюдением законов  и иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также дача официальных  разъяснения законодательства в  этой области возлагается на федеральный  антимонопольный орган. На другие федеральные  органы исполнительной власти и их территориальные органы, в том  числе по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-эпидемиологического  надзора, по охране окружающей среды  и природных ресурсов, возложены  обязанности по осуществлению контроля за качеством и безопасностью  товаров (работ, услуг).

Если  Законом о защите прав потребителей определяются общие задачи и полномочия государственных органов, на которые  возложены обязанности по защите прав потребителей, то конкретный характер требований, устанавливаемых каждым из указанных органов, объем контрольных  полномочий и методы их реализации устанавливаются другими законодательными актами, а также актами Президента и Правительства России.

Особое  внимание следует уделить работе по координации деятельности государственных  органов. Поскольку защита прав потребителей носит многоаспектный характер, необходима выработка единой политики, обеспечение  комплексного решения возникающих  при этом задач. В соответствии с  п. З ст.42 Закона координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством  и безопасностью товаров (работ, услуг) возлагается на федеральный  орган по стандартизации, метрологии и сертификации. Однако на этом уровне осуществляется координация деятельности лишь тех государственных органов, которые осуществляют контроль за качеством  и безопасностью товаров (работ, услуг).

Общественным  организациям потребителей предоставляются  довольно обширные полномочия, однако, поскольку их нельзя отнести к  числу государственных органов, соответственно, и характер их деятельности носит принципиально иной характер. Общества по защите прав потребителей вправе участвовать в разработке законопроектов, вносить в уполномоченные государственные органы предложения  по совершенствованию законодательства в области защиты прав потребителей, а также о мерах по снятию товаров (работ, услуг) с производства, о привлечении  к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о  защите прав потребителей, совместно  с органами исполнительной власти участвовать  в осуществлении контроля за применением  регулируемых цен, проводить проверки соблюдения прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов  обслуживания и др. Специфический  характер носят и меры воздействия  на нарушителей прав потребителей. Например, организация контррекламы в средствах массовой информации. Общественные организации представляют интересы потребителей в различных  государственных органах, изучают  общественное мнение о качестве жизни, о реализуемых товарах (работа, услугах), обеспечивают потребителей объективной  информацией об ассортименте и качестве товаров (работ, услуг), продавцах, исполнителях и производителях, проводят массовые компании в защиту прав потребителей, всевозможными методами распространяют правовые знания у населения о  правах потребителей, организуя с  этой целью публикации, семинары и  конференции по указанной тематике.

Важным  является предоставление государственным  органам и общественным организациям права по предъявлению исков в  защиту интересов потребителей. Однако, если федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством  и безопасностью товаров (работ, услуг) вправе предъявлять иски к  изготовителям, (продавцам, исполнителям) лишь в случае нарушения ими требований к безопасности товаров (работ, услуг), то федеральный антимонопольный орган, органы по защите прав потребителей местной администрации и общественные организации потребителей предъявляют иски в случае обнаружения любых нарушений прав потребителей, в том числе и в защиту интересов неопределенного круга потребителей.

В отношении  физических лиц, являющихся вкладчиками  кредитных учреждения, иски в защиту их интересов, вправе подать, кроме  них самих, только органы прокуратуры, при условии, что вкладчик не имеет  возможности в силу состояния  здоровья, возраста или иным причинам самостоятельно отстаивать свои права, либо если нарушены прав значительного  числа лиц, либо если в силу иных обстоятельств нарушение приобрело  особое социальное значение.

Одним из средств защиты нарушенного или  оспариваемого гражданского права  является предъявление иска в суд, что  ведет к возбуждению гражданского дела независимо от обоснованности заявленных истцом требований к ответчику. Соглашаясь с обоснованностью теории о понимании  иска в материально-правовом и процессуальном смыслах, следует отметить, что предоставление потребителю права на иск в процессуальном смысле законодательство в некоторых случаях связывает с необходимостью соблюдения предварительного внесудебного порядка разрешения спора. Например, по спорам, вытекающим из договоров перевозки и оказания услуг связи, предусмотрена обязанность потребителя до подачи искового заявления обратиться к исполнителю с претензией в течение определенного срока.

Установление  таких ограничений для потребителей является исключением из общего правила, согласно которому потребитель не обязан до предъявления иска в суд принимать  меры по досудебному урегулированию спорной ситуации. Однако если потребитель  использовал свое право на досудебное урегулирование спора, у исполнителя  возникает обязанность по удовлетворению предъявленных к нему обоснованных требований. Если же эта обязанность  будет нарушена, суду при удовлетворении требований потребителя, предоставляется  право вынести решение о взыскании  с исполнителя штрафа в федеральный  бюджет в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Суд обязан обсуждать вопрос о необходимости взыскания указанного штрафа независимо от того, заявлялось ли такое требование истцом, и вправе с учетом конкретных обстоятельств дела не взыскивать штраф или снизить его сумму. Решение этого вопроса может быть поставлено в зависимость от степени и характера допущенных нарушений прав потребителей, их массовости, принимаемых исполнителем мер по их устранению и т.п.

Особым  видом исков, правом предъявления которых  обладают уполномоченные федеральные  органы исполнительной власти, органы местной администрации и общественные организации потребителей, является иск в интересах неопределенного  круга потребителей о признании  действий исполнителей работ (услуг) противоправными  в отношении неопределенного  круга потребителей и о прекращении  этих действий. Во-первых, иск предъявляется  не в защиту нарушенного права  конкретного лица, а в защиту интересов  неопределенного круга потребителей, во-вторых, предметом указанного иска могут быть лишь требования неимущественного характера (то есть не связанные с  взысканием сумм), в-третьих, правом подачи такого иска обладает ограниченное числе  субъектов права, в-четвертых, решение  суда о признании действий коммерческой организации противоправными обязательно  для суда, рассматривающего иск потребителя  о гражданско-правовых последствиях действий исполнителя по вопросам, имели ли место эти действия и  совершены ли они данными лицами. Этим существенно упрощается процедура  доказывания в судебных разбирательствах по искам потребителей. Потребитель  освобождается от обязанности доказывания, а суд от установления факта совершения конкретных действий ответчиком.

 

Заключение

 

     Эффективность применения законодательства о защите прав потребителей и контроль за его соблюдением требуют не только наличия хорошей законодательной базы, но и поступательного формирования потребительской политики, вбирающей в себя правовое, организационное, информационное, просветительское и ряд других направлений.

      Целевая направленность законодательства о защите прав потребителей состоит в создании дополнительных правовых гарантий соблюдения прав потребителей, защите более «слабого» участника гражданского оборота. Это проявляется путем внесения особого публичного начала в регулирование гражданско-правовых отношений с участием граждан потребителей, с одной стороны, и коммерческих организаций, с другой. Защита прав потребителей определена в качестве одного из общественных приоритетов.

Внешнее выражение наличия особого публичного начала, которое следует рассматривать как внутреннее свойство гражданского права по соблюдению и защите публичных интересов, проявляется в установлении дополнительных правовых гарантий соблюдения прав потребителей за счет определенных изъятий из принципов юридического равенства сторон и свободы договора. В частности, регулирование правоотношений с участием граждан-потребителей осуществляется преимущественно императивными нормами, гарантирующими приоритет интересов потребителя перед интересами его контрагента; предусмотрено правило о ничтожности условий договоров, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами и иными правовыми актами в области защиты прав потребителей; в качестве общего правила ответственности исполнителей работ (услуг) перед потребителем устанавливается законная штрафная неустойка; компенсации подлежит моральный вред, причиненный потребителю не только нарушением его личных неимущественных прав, но и прав имущественных; предусматривается комплекс мер, предназначенных для активного стимулирования к добровольному удовлетворению требований потребителя, в том числе и путем установления штрафа непосредственно перед государством.

 

Список литературы

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 1 от 30 ноября 1994 г.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации ч. 2 от 26 января 1996 г.
  3. Конституция РФ М., 1993 
  4. Гражданское право. Т.1: Учебник. В 2-х т. Т.1.. / Под ред. Суханова Е.А. - М.: Волтерс Клувер. 2007 
  5. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права - М.: Статут. 2003
  6. Чапкевич Л.Е. Качество и безопасность потребительских товаров: эволюция правового регулирования // Адвокат. - 2005 
  7. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изданию 1907 г.). - М.: Стату. 2005

 

 

 


Информация о работе Защита прав потребителей при оказании услуг