Значение атомной энергетики в экономике Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 08:54, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является анализ современного состояния, основных проблем и перспектив развития атомной энергетики и ее значение для экономике РФ. В соответствии с целью исследования в работе поставлены следующие задачи: 1) выявить место и роль атомной энергетики в хозяйственном комплексе России;
2) дать оценку современного состояния атомной энергетики в России;
3) выявить проблемы развития атомной электроэнергетики России в современных условиях;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..2
Глава 1. Общая характеристика атомной энергетики
1.1 История развития атомной энергетики в России…………………….3
1.2 Особенности атомной энергетики…………………………………….6
Глава 2. Роль атомной энергетики в экономике России
2.1 Экономика атомной энергетики…………………………………….7
2.2 Перспективы развития атомной энергетики………………………..9
Заключение………………………………………………………………..12
Список литературы………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

современ.технолог.обеспеч. в отрасли.docx

— 46.41 Кб (Скачать файл)

2.1  Экономика атомной энергетики.

Инвестиции в атомную  энеpгетику, подобно инвестициям  в дpугие области пpоизводства электpоэнеpгии, экономически опpавданы, если выполняются  два условия: стоимость киловатт-часа не больше, чем пpи самом дешевом  альтернативном способе пpоизводства, и ожидаемая потpебность в электpоэнеpгии, достаточно высокая, чтобы пpоизведенная  энеpгия могла пpодаваться по цене, пpевышающей ее себестоимость. В  начале 1970-х годов мировые экономические  пеpспективы выглядели очень благопpиятными  для атомной энеpгетики: быстpо pосли как потpебность в электpоэнеpгии, так и цены на основные виды топлива  – уголь и нефть. Что же касается стоимости стpоительства АЭС, то почти  все специалисты были убеждены, что  она будет стабильной или даже станет снижаться. Однако в начале 1980-х  годов стало ясно, что эти оценки ошибочны: рост спроса на электpоэнеpгию  прекратился, цены на пpиpодное топливо  не только больше не росли, но даже начали снижаться, а строительство АЭС  обходилось значительно доpоже, чем  предполагалось в самом пессимистическом пpогнозе. В pезультате атомная энеpгетика повсюду вступила в полосу сеpьезных экономических тpудностей, причем наиболее сеpьезными они оказались в  стpане, где она возникла и pазвивалась наиболее интенсивно, – в США.

Если провести сравнительный  анализ экономики атомной энергетики в США, то становится понятным, почему эта отpасль пpомышленности потеpяла  конкуpентоспособность. С начала 1970-х  годов резко выросли затраты  на АЭС. Затраты на обычную ТЭС  складываются из прямых и косвенных  капиталовложений, затрат на топливо, эксплуатационных расходов и pасходов  на техническое обслуживание. За срок службы ТЭС, работающей на угле, затраты  на топливо составляют в сpеднем 50–60% всех затрат. В случае же АЭС  доминиpуют капиталовложения, составляя  около 70% всех затрат. Капитальные затраты  на новые ядеpные pеактоpы в сpеднем  значительно превышают расходы  на топливо угольных ТЭС за весь срок их службы, чем сводится на нет  преимущество экономии на топливе в  случае АЭС.

Для России атомная энергетика является передовой отраслью. Именно в нашей стране была спроектирована и запущена первая в мире атомная электростанция, которая проработала 48 лет и была отключена по истечении срока эксплуатации. В 2010 году АЭС было выработано около 170 млрд. кВт·ч электроэнергии, что составляет 16% от общего объема выработанной энергии за этот год. Темпы роста атомной промышленности в стране с каждым годом увеличиваются. Российскими учеными разрабатываются новые более безопасные типы реакторов, преобразовывается технология более длительного использования ядерного топлива. К последним новейшим разработкам отечественных инженеров относится плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов». Это будет первая в мире

электростанция, которая  сможет перемещаться по воде. Такой  тип станции может быть использован как для выработки тепловой и электрической энергии, так и для опреснения морской воды (40-240 тыс. тонн в сутки). Ввод АЭС в эксплуатацию планируется в 2013 году. Также в ближайшем будущем планируется проект по строительству термоядерного реактора в Московской области прототипа знаменитого ИТЭР, который по подсчетам аналитиков будет реализован раньше своего предшественники. Термоядерный реактор будет работать на синтезе лития. Проект находится на стадии поиска инвесторов. К 2020 мощность, вырабатываемую АЭС, планируется увеличить в 2 раза, а к 2030 – в 4 раза. Помимо развития атомной

энергетики в нашей  стране российская корпорация «Росатом»  активно участвует в проектах строительства атомных электростанций за ее пределами. Согласно интернет- источникам, доля «Росатома» на мировом рынке по оказанию услуг строительства и эксплуатации станций составляет 16%, по обогащению урана – 40%, по его доставке 17%. В настоящее время Россия имеет крупные контракты с Индией, Бангладеш, Китаем, Вьетнамом, Турцией и рядом стран Восточной Европы. Все перечисленное свидетельствует о высоких достижениях атомной энергетики и ее мировых признаниях.

В связи с аварией на японской АЭС Фукусима Дайичи существует угроза

расторжения контрактов по строительству станций, а также  дополнительных

энергоблоков со многими  странами. Это может привести к  кризису в корпорации «Росатом», что может отрицательно отразиться на экономике в самой стране, так как атомная энергетика – это одна из немногих отраслей, на которой основана экономика России и ее взаимоотношения с другими странами. Для того чтобы избежать кризиса в атомной промышленности, необходимо разработать ряд мероприятий. К первоочередным задачам относится разработка, проектирование и внедрение реакторов нового поколения с большим уровнем надежности и безопасности при их

эксплуатации; развитие отраслевой и инвестиционной политики и целевых  программ, направленных на реализацию этих проектов. Для устранения недоверия населения стран, которые могли бы являться потенциальными заказчиками строительства АЭС, необходимо проводить программы по обмену опыта в отношении формирования радиационной системы безопасности населения и работников станции, а также проведении презентаций об экологичном мирном использовании атомной энергии и

эффективном функционировании таких станций в других странах.

И наконец, хотелось бы сказать, что атомная энергетика в России имеет

огромный потенциал для  развития. У атомной промышленности есть все шансы прийти на смену добывающей промышленности и стать лидирующей отраслью, на которой будет специализироваться наша страна и принимать активное участие в мировом экспорте товаров, работ и услуг.

 

 

 

 

2.2 Перспективы развития атомной энергетики.

Россия располагает значительными  запасами энергетических ресурсов и  мощным топливно-энергетическим комплексом, который является базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики. Роль страны на мировых энергетических рынках во многом определяет её геополитическое  влияние. Энергетический сектор обеспечивает жизнедеятельность всех отраслей национального  хозяйства, способствует консолидации субъектов Российской Федерации, во многом определяет формирование основных финансово-экономических показателей  страны. Природные топливно-энергетические ресурсы, производственный, научно-технический  и кадровый потенциал энергетического  сектора экономики являются национальным достоянием России. Эффективное его  использование создает необходимые  предпосылки для вывода экономики  страны на путь устойчивого развития, обеспечивающего рост благосостояния и повышение уровня жизни населения. Начавшийся экономический рост неизбежно повлечет за собой существенное увеличение спроса на энергетические ресурсы внутри страны, что требует решения унаследованных и накопившихся за годы реформ экономических проблем в условиях глобализации и ужесточения общемировой конкуренции, обострения борьбы за энергетические ресурсы, рынки и др. Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый топливно-энергетический комплекс (ТЭК) - финансово устойчивый, экономически эффективный и динамично развивающийся, соответствующий экологическим стандартам, оснащенный передовыми технологиями и высококвалифицированными кадрами. Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики и населения страны всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика .

Целью энергетической политики является максимально эффективное  использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического  сектора для роста экономики  и повышения качества жизни населения  страны.

Энергетическая стратегия  России на период до 2020 г. (далее именуется - Энергетическая стратегия) является документом, конкретизирующим цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства  на соответствующий период с учётом складывающейся внутренней и внешней  ситуации в энергетическом секторе  и его роли в обеспечении единства экономического пространства Российской Федерации, а также политического, макроэкономического и научно-технологического развития страны. Главной задачей  настоящего документа является определение  путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности  его продукции и услуг на мировом  рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учётом прогнозируемых результатов её реализации .

Приоритетными направлениями  Энергетической стратегии РФ являются:

- полное и надёжное обеспечение населения и экономики страны энергоресурсами по доступным и вместе с тем стимулирующим энергосбережение ценам, снижение рисков и недопущение развития кризисных ситуаций в энергообеспечении страны;

- снижение удельных затрат на производство и использование энергоресурсов за счёт рационализации их потребления, применения энергосберегающих технологий и оборудования, сокращения потерь при добыче, переработке, транспортировке и реализации продукции ТЭК;

- повышение финансовой устойчивости и эффективности использования потенциала энергетического сектора, рост производительности труда для обеспечения социально-экономического развития страны;

- минимизация техногенного воздействия энергетики на окружающую среду на основе применения экономических стимулов, совершенствования структуры производства, внедрения новых технологий добычи, переработки, транспортировки, реализации и потребления продукции.

Главным средством решения  поставленных задач является формирование цивилизованного энергетического  рынка и не дискриминационных  экономических взаимоотношений  его субъектов между собой  и с государством. При этом государство, ограничивая свои функции как  хозяйствующего субъекта, усиливает  свою роль в формировании рыночной инфраструктуры как регулятора рыночных взаимоотношений.

Основные механизмы государственного регулирования в сфере топливно-энергетического  комплекса предусматривают:

- меры по созданию рациональной рыночной среды (включая согласованное тарифное, налоговое, таможенное, антимонопольное регулирование и институциональные преобразования в ТЭК);

- повышение эффективности управления государственной собственностью;

- введение системы перспективных технических регламентов, национальных стандартов и норм, повышающих управляемость процесса развития энергетики и стимулирующих энергосбережение;

- стимулирование и поддержку стратегических инициатив хозяйствующих субъектов в инвестиционной, инновационной и энергосберегающей сферах .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В развитии цивилизации и  научно-технического прогресса все  возрастающую роль играет энергетика. При этом быстро развивающееся энергетическое хозяйство сложно и многогранно, а основными видами топлива остаются такие невозобновляемые источники, как уголь, сланцы, газ и нефтепродукты. До недавнего времени считали, что  этих запасов хватит на долгие годы. Лишь в последние десятилетия  выяснилось, что запасы этих ресурсов ограничены. Известно, что однажды  использованная энергия не может  быть применена повторно, и в любой  замкнутой системе, к какой относится  и наша планета, энтропия непрерывно возрастает и даже с помощью механизма  цен, к которому, как правило, прибегает  человечество, нехватку невозможно превратить в изобилие .

Российская экономика  крайне энергорасточительна. Сложившаяся  структура промышленности и жилищно - коммунальног хозяйства обуславливают  двукратное превышение удельного расходования энергоресурсов на производство ВВП  по сравнению с развитыми и  многими развивающимися странами. Общий  потенциал энергосбережения оценивается  в 40-45% от существующего потребления  энергии .

Произошедшее в последние 5 лет некоторое снижение энергоемкости  российского ВВП, по мнению большинства  специалистов, стало не столько результатом  целенаправленных усилии, сколько следствием структурных изменений в экономике (роста доли в ВВП относительно малоэнергоемких добывающих отраслей, а также торговли и услуг).

Для долгосрочного стабильного  обеспечения экономики и населения  страны всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая  обществом и институтами государственной  власти долгосрочная энергетическая политика.

Целью энергетической политики является максимально эффективное  использование природных топливно-энергетических ресурсов и потенциала энергетического  сектора для роста экономики  и повышения качества жизни населения  страны .

Энергетическая стратегия  России на период до 2020 г. (далее именуется - Энергетическая стратегия) является документом, конкретизирующим цели, задачи и основные направления долгосрочной энергетической политики государства  на соответствующий период с учётом складывающейся внутренней и внешней  ситуации в энергетическом секторе  и его роли в обеспечении единства экономического пространства Российской Федерации, а также политического, макроэкономического и научно-технологического развития страны. Главной задачей  настоящего документа является определение  путей достижения качественно нового состояния ТЭК, роста конкурентоспособности  его продукции и услуг на мировом  рынке на основе использования потенциала и установления приоритетов развития комплекса, формирования мер и механизмов государственной энергетической политики с учётом прогнозируемых результатов её реализации.

В России реализуемая сегодня  государственная политика в области  атомной энергетики носит комплексный  характер, обеспечивая решение вопросов наследия, задач развития и создания новой технологической платформы. Россия является одной из немногих стран, которая имеет задел практически  по всем направлениям ядерных исследований и может предложить наработки  по самому широкому спектру видов  атомной деятельности: от производства топлива и его переработки  до новых реакторных технологий. Поддерживая  и развивая этот инновационный потенциал, Россия может стать лидером по ряду направлений и усилить свое присутствие на мировом рынке  ядерных технологий.

Информация о работе Значение атомной энергетики в экономике Российской Федерации