Зоны свободной экономической торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:09, реферат

Краткое описание

За последние несколько десятилетий развитие свободных экономических зон стало одним из заметных новых явлений в мировой экономике. Они получили широкое распространение во многих странах. Достаточно сказать, что в начале 90-х гг. в мире насчитывалось свыше тысячи таких зон. По мнению западных экспертов, к 2000г. через свободные экономические зоны будет проходить до трети мирового товарооборота.

Содержание

Введение 3
1.Основные аспекты понятия свободная экономическая зона. 6
2. Анализ американской практики создания свободных экономических зон. 11
3. Перспективы свободных экономических зон в России. 22
Заключение. 27
Список использованной литературы. 30

Вложенные файлы: 1 файл

Зоны свободной экономической торговли (Ковин М.П.).doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

Подавляющая часть парков не получает каких-либо привилегий от государственных организаций. Определенные преимущества имеют фирмы, действующие в высокотехнологичных отраслях национальной экономики  на основе федеральных контрактов (в основном, в области оборонной промышленности). При заключении  подобных контрактов федеральное правительство выделяет значительные средства для осуществления рискованных проектов, связанных с исследованиями, разработкой и производством новейших видов высокотехнологичной продукции. Поскольку фирмы, занятые в этих отраслях сконцентрированы в технопарках, они, соответственно, оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими промышленными районами страны. Однако, основным побудительным мотивом у фирм, занимающихся высокотехнологическими производствами для размещения своих предприятий в технопарках служит тот синергический эффект многочисленных факторов, характеризующих каждый из таких парков, благодаря которому стимулируется дальнейшее развитие высокотехнологичных и наукоемких производств.

В США существует два  типа технопарков: те, что возникли спонтанно, по инициативе отдельных  личностей или частных организаций  и такие, которые создавались по указанию правительств отдельных штатов. Парки второго типа продолжают создаваться и сейчас, однако особенно известные и эффективно действующие технопарки относятся к первому типу. Среди них: технопарк "Силиконовая долина" в городе Санта-Клара (Калифорния) неподалеку от Станфордского Университета; "Бостонский маршрут 128", расположенный рядом с Массачусетским технологичесиким институтом и Гарвардским Университетом; Парк-треугольник Северной Каролины, созданный в центре района, где располагаются три университета - университет Дюка, университет Северной Каролины и университет штата Северной Каролины. Эти три технопарка стали моделями для создания подобных  центров не только в других районах США, но и  за границей.

Финансирование технопарков  осуществляется из разных источников: фондами, учреждаемыми университетами или благотворительными организациями, местными муниципалитетами, федеральными ведомствами и министерствами, промышленными фирмами, а также за счет собственных средств. Некоторые из технопарков функционируют на прибыльной основе, другие являются бесприбыльными организациями.

Всем технопаркам присуща одна характерная черта, связанная с выполнением целевой установки: предоставление помощи на льготных условиях венчурным компаниям, отдельным изобретателям и ученым, разрабатывающим новые виды продукции и новые технологии. Эта помощь включает предоставление в аренду производственных и конторских помещений, лабораторного оборудования. Консультативных услуг, осуществление технологической экспертизы индивидуальных изобретений, составление бизнес-планов создаваемых компаний, содействие в получении займов у Администрации по делам малого бизнеса  и т.д.

Значительную экономию средств фирмам, входящим в состав технопарка, дает пользование его  централизованными службами: секретарскими  услугами, компьютерной техникой и  программным обеспечением, копировальной  техникой, библиотеками и справочно-библиографической службой.

Основное требование, выдвигаемое руководством технопарка входящим в него фирмам, состоит  в ведении научных исследований и разработок в области высокотехнологичных  производств и соответствие специализации парка приоритетным направлениям исследований, проводимых в базовом университете. Поэтому в рамках технопарка разрешаются все виды деятельности, научной и административной, которые прямо или косвенно  связаны с исследованиями и разработками венчурных фирм.

Еще одна характерная  черта деятельности технопарков - их сотрудничество с промышленными  компаниями, которые получают доступ к университетским ресурсам. Университет, как основное подразделение технопарка, получает возможность непосредственно участвовать в реализации результатов исследований, использовать более современное исследовательское оборудование, привлекать специалистов из промышленности в качестве лекторов, обеспечивать дополнительными заработками сотрудников университета. Часто на территории технопарка создается промышленное производство, при условии, что оно предназначено для выпуска опытных партий продукции, явившихся непосредственным результатом исследований, выполненных в парке.

Не все из технологических  парков оказываются  эффективными. Причины неэффективности разные, главная заключается в неумении привлечь к сотрудничеству предпринимателей. К особенностям технопарков следует отнести и продолжительный период становления. Технологическому парку "Силиконовая долина" для достижения успеха потребовалось около 35 лет, парку-треугольнику Северной Каролины - 30, технопарку университета Юта - около 20лет.

В последние годы процесс  образования парков в США несколько  замедлился. Отмечается не столько образование новых технопарков, сколько активизация деятельности существующих: улучшаются системы управления, сужается специализация, углубляется сотрудничество с промышленными фирмами, организуются широкие рекламные кампании. Крупные частные компании и правительственные организации увеличивают ассигнования на помощь молодым фирмам, создаваемым на территории  технопарков. Все эти и другие факторы способствуют росту эффективности деятельности многих технологических парков, повышению их роли как связующего звена между наукой и производством, возрастанию наукоемкости производства.

 

В отличие от США, где  накоплен богатый опыт организации  свободных экономических зон  различного типа, Россия подобного  опыта практически не имеет. И  хотя общие условия экономического развития России и США резко различаются, практикуемые в Америке основные подходы к региональному развитию и к такой его составляющей, как свободные экономические зоны, можно, при определенной адаптации использовать в нашей стране.

Первый вывод из анализа  американской практики создания свободных  экономических зон различного типа - о необходимости надежной правовой базы. Важным положительным моментом является принятие закона "О свободных экономических зонах", теперь необходимо совершенствование его с учетом замечаний применения на практике.

Целесообразна ориентация вновь создаваемых зон на решение не только внешнеэкономических, но и общехозяйственных задач, особенно учитывая состояние российской экономики, характеризующееся глубоким спадом производства и ростом безработицы. В этих условиях заслуживает внимания  американский опыт образования зон развития отсталых районов и технологических парков.  Зоны развития отсталых районов благодаря предоставлению предпринимателям большей свободы деятельности и определенных экономических льгот могли бы способствовать развитию малого и среднего бизнеса в депрессивных районах, а также уменьшению размеров безработицы. Что касается создания технопарков, обладающих большим потенциалом для доведения до практического использования научных изобретений и прорыва российской продукции не только на внутренний, но и на внешний рынок, то здесь имеются огромные неиспользуемые возможности. Помимо крупных научных центров, располагающих богатым научным заделом и большим количеством высококвалифицированных специалистов, обладающих солидным инновационным потенциалом, технопарки могут создаваться и на базе бывших закрытых городов военно-промышленного комплекса, что способно несколько облегчить процесс конверсии предприятий оборонного комплекса и решить проблему занятости специалистов.

С более общих позиций можно утверждать, что создание свободных экономических зон будет способствовать активизации внешнеэкономических связей, экономическому и социальному развитию всей страны и ее отдельных регионов на основе задействования иностранных и местных инвестиций, технологий и управленческого опыта.

3. Перспективы свободных  экономических  зон в России.

 

В соответствии с Федеральным законом "О свободных  экономических зонах"  свободная экономическая зона представляет собой ограниченный участок территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности.  Этот режим предоставляется коммерческим организациям, созданным в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации, и филиалам иностранных юридических лиц, которые зарегистрированы в этой зоне в качестве участников (участники свободной экономической зоны), в соответствии с Федеральным законом "О свободных экономических зонах", таможенным и иным законодательством Российской Федерации.   Под особым режимом

предпринимательской деятельности понимаются такие условия  ее осуществления, при которых устанавливаются беспошлинный порядок ввоза товаров в свободную экономическую зону (предусмотренный таможенным режимом свободной таможенной зоны),  налоговые льготы и льготы в сфере валютного регулирования.      

Свободные экономические  зоны создаются в целях развития экспортного потенциала, увеличения поступлений в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров, активизации внешнеэкономических связей, экономического и социального развития Российской Федерации и ее отдельных регионов на основе привлечения иностранных и российских инвестиций, новых техники, технологий, опыта управления свободными экономическими зонами.

      К свободным экономическим зонам на территории Российской Федерации относятся зоны экспортного производства, свободные таможенные зоны производственного и торгового типов, а также особые экономические зоны, технико-внедренческие зоны, зоны трансграничного оказания услуг, в том числе банковские оффшорные центры и туристско-рекреационные зоны.

Зона экспортного  производства представляет собой ограниченный участок таможенной территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для участников этой зоны, вывозящих с ее территории за пределы Российской Федерации более пятидесяти процентов товаров собственного производства, относящихся к продукции обрабатывающих отраслей промышленности и отвечающих критериям происхождения с территории указанной зоны. Порядок определения происхождения товаров с территории зоны экспортного производства устанавливает Правительство Российской Федерации.      

Зоны экспортного  производства создаются в местах, имеющих выгодное экономико-географическое положение, развитые производственную и транспортную инфраструктуры и другие благоприятные условия для развития внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.      

Свободная таможенная зона представляет собой ограниченный участок таможенной территории Российской Федерации, в пределах которого устанавливается особый режим предпринимательской деятельности для участников этой зоны.      

Свободные таможенные зоны могут быть производственного и торгового типов.      

Свободные таможенные зоны производственного типа создаются  в местах, имеющих развитые производственную и транспортную инфраструктуры и другие благоприятные условия для развития предпринимательской деятельности. При этом разрешается совершение производственных операций, изменяющих позицию товаров в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, в том числе и на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода.      

Свободные таможенные зоны торгового типа создаются в  портах, железнодорожных узлах, аэропортах, пунктах прохождения важнейших автомобильных магистралей, пограничных пунктах и иных местах, через которые осуществляются регулярные перевозки экспортно-импортных грузов. территории этих зон используются для проведения выставок, а также осуществления подработки, сортировки, упаковки, маркировки ввозимых в эти зоны товаров для последующего их вывоза за пределы территории Российской Федерации или на остальную часть территории Российской Федерации. Совершение производственных операций, изменяющих позицию товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности на уровне любого из первых четырех знаков цифрового кода, при этом не допускается.      

В исключительных случаях с учетом эксклавного  или островного местоположения территории субъекта Российской Федерации, либо с учетом международного договора, который предусматривает упрощенный и льготный режимы осуществления на территории субъекта   приграничной или прибрежной торговли с сопредельным государством, может быть создана особая экономическая зона в пределах территориальных границ такого субъекта Российской Федерации.  Создание особой экономической зоны и регулирование ее правового режима осуществляются на основании отдельного федерального закона, принимаемого для каждой особой экономической зоны, иных правовых актов Российской Федерации.      

В свободных  экономических зонах других видов, функционирование которых связано не с постоянным трансграничным перемещением товаров, а с созданием и освоением новых техники и технологий (технико-внедренческие зоны) или трансграничным оказанием услуг (оффшорные банковские центры, туристско-рекреационные зоны и другие свободные экономические зоны), действует особый режим предпринимательской деятельности с особенностями, устанавливаемыми отдельными федеральными законами об этих зонах.  Создание свободных складов и регулирование их правового режима осуществляются в соответствии с таможенным законодательством  Российской Федерации.

Отношение к свободным  зонам в России во многом связано с их историей, которая достаточно драматична. Начавшись в первые годы перестройки с разработки соответствующей государственной концепции, она развивалась впоследствии стихийно. До осени 1997 года идея зон использовалась союзными республиками для политического противодействия центру, а в преддверии выборов Президента - как символ либерального отношения РСФСР к регионам. Начатый тогда эксперимент с созданием одиннадцати свободных экономических зон, в том числе - крупномасштабных, не был продуман в экономическом плане и, за редкими исключениями, (стало расти число СП в Находке, Калининграде, на Сахалине) фактически провалился. Идея о свободных экономических зонах оказалась дискредитирована. В дальнейшем и по сегодняшний день официальные решения по вопросу о свободных экономических зонах крайне непоследовательны. Линия на ликвидацию зон периодически разрывалась прецедентами Калининграда и Ингушетии, а курс на организацию локальных образований не подкреплен механизмом реализации. Вместо инструмента модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж. Сегодня любые региональные инициативы по вопросу о свободных экономических зонах, зачастую вполне конструктивные, воспринимаются не более чем попытка выбивания эксклюзивных льгот.

Информация о работе Зоны свободной экономической торговли