Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 04:44, курсовая работа
Целями данной курсовой работы является изучение издержек производства, их сущности и пути их снижения, влияния издержек на прибыль. Издержки производства сейчас являются довольно серьёзной и актуальной проблемой на сегодняшний день, потому что в условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – предприятию. Именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. На предприятии сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы экономного расходования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. На предприятии добиваются снижения до минимума издержек (затрат) производства и реализации продукции.
Существование рынка и фирмы есть сосуществование в единой рыночной экономике двух типов отношений; традиционно рыночных и альтернативных им внутрифирменных отношений, которые Р. Коуз трактует как отношения сознательного регулирования производства, отношения координации, для эффективности которых большое значение имеют нерыночные методы и формы (приказы, личное доверие, внутрифирменные правила, традиции, моральные факторы). Поведение фирм на рынке имеет большое значение для других групп субъектов: домашних хозяйств, государства, иностранцев. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений, как на микро - так и на макроуровне.
Современная фирма – это сложный многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий национального и международного уровня. Главное в нынешней фирме – ее кадровая компетентность предприниматели, менеджеры, ученые, инженеры, рабочие с их мастерством, профессионализмом, компетентностью, инновационным потенциалом, конкурентной энергией, управленческими новациями, опирающимися на конкретную материально-техническую базу и реальную величину функционирующего капитала. Процветание фирмы, ее известность – производные от таланта и труда ее коллектива.
В современном мире в легальной экономике насчитывается около 50 млн. фирм – разнообразных предпринимательских структур, 99% которых относятся к малому и среднему бизнесу. Они крайне неравномерно распределяются по континентам и странам. Свыше 20 млн. фирм функционирует в США, около 16 млн. – в странах ЕС, свыше 7 млн. – в Японии, 5 млн. фирм приходится на европейские страны, не входящие в ЕС. Конечно, фирма фирме рознь. 20 млн. мельчайших и мелких фирм не заменят 500 крупнейших, на которые приходятся главные направления наукоемких и традиционных производств.
Каковы особенности современных западных фирм? Во-первых, специфична их организационно-правовая
структура: головная компания интегрирует
экономическую власть в условиях юридической
самостоятельности входящих в ее состав
компаний с принадлежащими им предприятиями.
Это придает фирме социально-экономическую,
производственно-
Во-вторых, механизм функционирования фирмы основан на эффективном взаимодействии капитала, труда, земли, информации. В результате производство превращается в результативный процесс; обращение обслуживает выработанные стратегию и тактику; накопление и потребление характеризуются запрограммированной рациональностью
В-третьих, фирма создает особые условия жизнедеятельности человека, она востребовала обширные и разносторонние знания: бухучет, менеджмент, Маркетинг, английский и другие языки, психологию, экономическую географию, историю. Фирма – одна из немногих «экономических ниш», где человек может самовыразиться.
В-четвертых, фирма функционирует эффективно. Экономическая эффективность фирмы связана со структурой кадров. На всех этапах развития рыночной экономики фирме принадлежит особая роль. Она – школа предпринимательства, движущая сила бизнеса, генератор инноваций, «полигон» освоения и внедрения результатов НТП. Фирма интегрирует и организует экономику на микроуровне. А совокупность фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом.
Таким образом, западные фирмы являются мощным средством экономической и социальной интеграции народного хозяйства общества. Механизм интересов фирмы, человека и общества функционирует на основе «конкурентного баланса» между прибылями, ценами и высоким уровнем жизни. Активным участником этих интересов выступает государство.
Итак, можно сделать вывод, что фирма действительно находится в центре рыночной экономики и без нее не возможна предпринимательская деятельность. Почему существуют фирмы
Существует несколько подходов к объяснению возникновения и развития фирм.
Во-первых, фирма представляет собой организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.
Во-вторых, в социально-экономическом отношении фирмы – это общность людей, объединенных едиными мотивами действия.
В-третьих, фирма – совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат издержки по осуществлению хозяйственных сделок – трансакций.
Внутри фирмы осуществляется сложная коллективная управленческая деятельность. В процессе управления соблюдаются соподчиненность и сбалансированность определенных задач и функций, что предполагает строгое следование некоторым правилам (ограничениям) со стороны участников производственного процесса, т.е. осуществление административных функций, которые становятся одним из отличительных признаков фирмы.
Любая фирма, занимающаяся хозяйственной деятельностью, ставит перед собой определенные цели, к достижению которых она стремится.
Всякая предпринимательская деятельность имеет своей целью получение прибыли. Поэтому поведение фирмы можно описать с помощью производственной функции, которая определяет нацеленность фирмы на максимизацию прибыли.
Становление и развитие Казахстана как суверенного государства, переход к рыночному механизму хозяйствования предполагает реализацию программ демонополизации народного хозяйства как путем разукрупнения чрезмерно крупных производственных объединений, так и за счет создания новых малых и средних предприятий. В этом плане предполагается особенно широко использовать малый бизнес, который по сравнению с крупным, эффективнее использует современную технику, быстрее осваивает новые виды продукции, производит товары, широко используя местные источники сырья и отходы крупного производства.
Исследование состояния и динамики развития малого бизнеса, разработка четкой экономической политики государства, поощряющей рост небольших предприятий, требуют более четкого определения того, что следует относить к понятию "малый бизнес".
Изучение различных точек зрения зарубежных и отечественных экономистов, а также собственные исследования, позволили определить, что малый бизнес — это уже не отдельные, разрозненные малые предприятия, а сложившаяся система связанных общей природой, целями и методами организаций и предприятий, действующих в основном на местных рынках и наиболее тесно связанных с конечными потребителями товаров и услуг.
Совокупность указанных факторов формирует понятие "Фирма", как категории, характеризующей социально-экономический уровень развития страны, как элемент предпринимательства, без которого нельзя обеспечить успешное вхождение в рынок.
"Фирма " - понятие емкое, поэтому,
рассматривая его место и роль
в экономике, следует определить
критерии его выделения. По своей
природе они могут быть
Количественные критерии по своему содержанию позволяют правильно определить размер предприятия. В отечественной и зарубежной практике количественные критерии обычно принято оценивать по трем параметрам: численности производственного персонала, объему валовой продукции и величине производственных фондов. Каждый из них имеет свои недостатки и преимущества. Но, в конечном итоге, основным критерием, который широко используется в статистических и экономических исследованиях большинства стран, является численность занятых на предприятии. Остальные показатели используются в качестве корректирующих.
Выделение качественных характеристик малого бизнеса, как формы разрешенной экономической деятельности, представляет собой самостоятельную проблему, поэтому автор считает, что наиболее важными из них являются: договорной характер деятельности; длительность отношений сторон и устойчивость связей; функциональная направленность деятельности; пространственная сфера деятельности; определенность конкретной цели.
Исследование роли малого бизнеса на этапе формирования рыночной экономики в Казахстане позволило сделать вывод, что он является одним из главных факторов развития рыночной системы хозяйствования и создания конкурентной среды, одновременно способствуя повышению уровня занятости, решению социальных проблем, более эффективному использованию способностей делового человека.
Сегодня организация мелких хозяйственных единиц происходит под влиянием различных экономических, политических и социальных факторов, сдерживающих их развитие. Характерным моментом для развития экономики в целом, и малого бизнеса, в частности, в Республике Казахстан является неустойчивость юридических норм и неотработанность механизма действия уже принятых законов.
Проведенное исследование теоретических и методологических проблем формирования и развития отечественных предприятий малого бизнеса показало, что наиболее жизнеспособными в этих условиях оказались следующие их виды:
- предприятия, действующие в
- услугопроизводящие фирмы, работающие в сфере услуг;
- предприятия-брокеры, оказывающие услуги в сфере обращения и безналичной торговли.
Симбионты малые предприятия, внедренные в крупную производственную структуру, использующие сырье, производственную базу и рабочую силу основного предприятия. Это, как правило, арендный или подрядный коллектив с правами юридического лица.
В условиях спада промышленного производства, когда большинство предприятий испытывает трудности с заключением договоров на поставку продукции, именно, предприятия-брокеры выполняют функции "кровеносных сосудов" экономики.
Фактический объем произведенной малыми предприятиями продукции составил по состоянию на 1.01.98 года 101,8 млрд. тенге. В то же время доля продукции, произведенной этими предприятиями, остается пока незначительной - всего 6 - 7 % от ВВП. Положение предприятий
малого бизнеса по отраслям народного хозяйства выглядит следующим образом: 6,6 % от общего количества предприятий функционирует в сельском хозяйстве, 1,3%-в горнодобывающей промышленности, 12,9% - в обрабатывающей промышленности, 11,1 % - в производстве строительных материалов, 33,6% - в торговле, 34,5% занимают остальные отрасли.
Анализ деятельности предприятий и фирм за 1992 -1997 годы показал, что процесс формирования этих предприятий, как сектора экономики РК, идет неустойчиво, о чем свидетельствуют следующие данные:
из 128,64 тыс. зарегистрированных на 1.01.03 г. субъектов малого предпринимательства функционирует только 19,4 %.
Проводимая государством политика поддержки и развития малого предпринимательства позволила сформировать правовые, организационные, инфраструктурные условия, которые еще недостаточны для успешной деятельности предпринимателей на рынке. Однако наличие нерешенных проблем в этой области, низкий уровень выживаемости малых предприятий, жесткая конкурентная борьба заставляют предпринимателей бороться за свое существование. Считается, что для решения данных проблем необходимо внедрение системы маркетинга в качестве стратегического принципа хозяйственной деятельности предприятий малого бизнеса. Такая необходимость вызвана тем, что именно маркетинг обеспечивает процесс стыковки реального потенциала фирмы с запросами рынка в целях максимального удовлетворения спроса потребителей.
Опыт стран с развитой экономикой показывает, что функционирование и развитие любого предприятия не представляется возможным без внедрения концепции маркетинга как формы рыночного управления.
Современный маркетинг представляет собой систему гибкой увязки производства и потребления, способ их согласованного взаимодействия, играющего важную роль в воспроизводственных процессах экономики. По мнению экономистов маркетинговый подход, в основу которого положены идеи удовлетворения нужд и потребностей рынка, должен стать главным направлением стратегии малого бизнеса.
На основе изучения мировой, советской и современной отечественной экономической литературы, в работе рассмотрено содержание концепции маркетинга в малом бизнесе как системы поведения предпринимателя в условиях современного рынка. Маркетинг должен охватывать различные стороны деятельности фирмы и направлять ее на решение таких задач, как комплексное изучение рынка, ценообразование, товарная политика, управление сбытом, коммуникационная деятельность. Основным критерием успеха предприятий малого бизнеса должно стать то, что выпускаемые ими изделия удовлетворяют разносторонние потребности клиентов. Только при выполнении этого условия предприниматель достигает своей главной цели - получения прибыли и увеличения объема сбыта.
Использование концепции