Изъяны рынка и их типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 19:45, творческая работа

Краткое описание

Изъянами рынка называются ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов. Характер государственного вмешательства должен в каждом случае точно соответствовать специфике конкретных изъянов рынка, типология которых имеет для экономики общественного сектора принципиальное значение. Изъяны рынка возникают вследствие ограниченной конкуренции, внешних эффектов и неполноты информации.

Вложенные файлы: 1 файл

2012 Изъяны рынка и их типы - 167.ppt

— 530.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение  высшего профессионального образования 
Челябинский государственный университет 
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования 
Кафедра экономики отраслей и рынка 

 

 

Презентация по дисциплине: «Экономика общественного сектора»  на тему: «Изъяны рынка и их  типы»

                                                               

 

                                                       Студент:.,

Группа: 27УС-302

Преподаватель:

Капкаев Ю.Ш.,

К.э.н.,

доцент 

                                                                        

Челябинск  – 2012г.

Понятие изъянов рынка

 

  • Изъянами рынка называются ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает Парето-оптимального использования ресурсов.
  • Характер государственного вмешательства должен в каждом случае точно соответствовать специфике конкретных изъянов рынка, типология которых имеет для экономики общественного сектора принципиальное значение.
  • Изъяны рынка возникают вследствие ограниченной конкуренции, внешних эффектов и неполноты информации.
  • Монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать существенным улучшениям. Во многих случаях это достигается с помощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или предусматривают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль общественного сектора сводится к деятельности законодательных и правоприменительных органов.

Графическое представление  изъянов рынка

 

 

  • Проблему распределения ресурсов и критериев эффективности можно рассмотреть на примере следующего графика, отражающего определение ресурсов между двумя автономными индивидами, действующими без договорённостей. С (200; 100) - ресурсы полностью не использованы. А (900; 100), В (200;800), АВ - размеры максимальной полезности - граница эффективного распределения ресурсов при заданных ограничениях, основанная на критерии Парето.
  • АВ — потенциальная граница Парето. Критерий Парето: основание оценки эффективности распределения ресурсов; если при любом изменении данного распределения положение одного субъекта улучшается, а положение других субъектов не ухудшается. Описывает ситуацию оптимального распределения ресурсов.

Ограничения критерия  эффективности 

 

Ориентированы на

 индивидуальные интересы

 

Ориентация на 

идею суверенитета

 потребителя/производителя

Сущность изъянов рынка

 

  • В отличия от критерия эффективности, экономика благосостояния - нормативная категория и имеет ценностную нагрузку.
  • Ситуации, которые выходят за рамки эффективности Парето называются «изъянами рынка». Таким образом, первым рациональным обоснованием вмешательство государства являются «изъяны рынка» — случаи, когда рынок не может обеспечить Парето-оптимальное использование общественных ресурсов.
  • Первый «изъян рынка» связан с так называемыми общественными товарами. Если бы не существовало общественных товаров, роль государства сводилась бы к обеспечению совершенной конкуренции. Общественные товары обладают свойством неисключаемости (без дополнительных издержек нельзя исключить какого-либо потребителя) и несоперничества (каждый дополнительный потребитель не влияет на качество и количество употребляемого товара).
  • Основной проблемой, связанной с общественными товарами является проблема «зайца» или «безбилетника».

Типы изъянов рынка

 

  • 1. Тенденция к установлению монопольного контроля является внутреннее присущей рыночному механизму
  • 2. Неполнота информации - следующее фундаментальное несовершенство рынка. 
  • 3. Неспособность рынка производить общественные блага, то есть товары и услуги, которые потребляются всеми членами общества независимо от того, в какой степени член общества оплатил пользование этими товарами и услугами. 

Типы изъянов рынка

 

  • 4. Неспособность рынка устранить внешние эффекты (экстерналии) - также является его фундаментальной характеристикой.
  • 5. Неспособность рынка обеспечить социально приемлемые границы неравенства в рыночной экономике.
  • 6.Ограниченность объективной информации для принятия решений является важным условием, способствующим путем манипулирования информацией получать у государства необоснованные преимущества в сфере налогообложения, льготного кредитования, дотирования, субсидирования, квитирования, лицензирования.

 

Типы изъянов рынка

 

  • 7.Несовершенство политического процесса - серьезный изъян современного государства, состоящий в том, что в современном демократическом обществе принятие экономических решений увязано с политическими интересами властных структур и организаций.
  • 8.Недостаток мотивации к эффективному и рациональному ведению дел в государственной управленческой или производственной структуре.
  • 9.Ограниченные возможности контроля над государственным аппаратом признается наиболее значимым "провалом" государства.
  • 10.Самодетерминация криминальной экономической деятельности.

 

 

Неполнота информации

 

  • Неполнота информации - фундаментальное несовершенство рынка. На идеальном рынке совершенной конкуренции продавцы и покупатели пользуются неограниченным и бесплатным доступом к необходимой информации. Однако на реальном рынке информация является неполной, а распределена она неравномерно между участниками. Возникает явление информационной асимметрии, когда информация, существенная для принятия решений о покупках, инвестициях, заключении контрактов, находится в преимущественном распоряжении одного из участников. Сюда относятся ситуации, когда невозможно оценить качество товара, услуги, выполненной работы, намерения контрагента и его возможности и ряд других. Монопольное владение значимой информацией позволяет ее владельцу использовать ее в своих целях и в ущерб контрагенту без ведения последнего. Данный феномен характерен для многих рынков.

Асимметричность информации на рынке

Природа асимметрии информации

Список литературы

 

  • Аткинсон Э.Б., Стиглиц Дж.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М.: Аспект Пресс, 2010.
  • Безденежных М.М. Экономика общественного сектора. Новосибирск: изд – во НГТУ, 2009.
  • Егоров Е.В. Экономика общественного сектора России: курс лекций. М.: экономический факультет, ТЕИС, 2008.
  • Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. М.: изд-во МГУ, 2009.
  • Стиглиц Дж. Э. Экономика государственного сектора. М.: изд-во МГУ: ИНФРА-М, 2009, 720 с.
  • Якобсон Л.И. Государственный сектор экономики. Экономическая теория и политика. М.: 2010.

 

 

2


Информация о работе Изъяны рынка и их типы