Импортозамещение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 14:09, реферат

Краткое описание

Начиная с 2000 года в течение двух пятилеток были приняты две целевые государственные программы импортозамещения: на 2001—2005 годы (постановление Совета Министров от 13 октября 2000 года № 1580) и 2006—2010 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2006 года № 402).
С учетом оценки 2006 г. в период реализации целевых программ импортозамещения в 2001-2005 гг.
- выполнялось 315 проектов
- производство импортозамещающей продукции составит 2,2 млрд. долл. США

Вложенные файлы: 1 файл

импортозамещение.docx

— 19.23 Кб (Скачать файл)

Начиная с 2000 года в течение двух пятилеток были приняты две целевые государственные программы импортозамещения: на 2001—2005 годы (постановление Совета Министров от 13 октября 2000 года № 1580) и 2006—2010 годы (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 марта 2006 года № 402).

С учетом оценки 2006 г. в период реализации целевых программ импортозамещения в 2001-2005 гг.

- выполнялось 315 проектов

- производство импортозамещающей продукции составит 2,2 млрд. долл. США

- на экспорт поставлено продукции на сумму 865 млн. долл. США

С учетом оценки 2010 г. в период реализации целевых программ импортозамещения в 2006—2010 гг. - будет завершено порядка 1250 проектов, в результате чего:

— производство импортозамещающей продукции составит 11,3 млрд. долл. США;

— на экспорт поставлено продукции на сумму 3,4 млрд. долл. США (около 30,1 %);

— за счет поставок отечественной продукции на внутренний рынок условная экономия валютных средств составит 3,3 млрд. долл. США.

Беларусь сегодня торгует со 186 странами. Товары экспортируются в 143 страны, импортируются из 166 стран. Главный тренд внешней торговли, наблюдавшийся последние пять лет, заключался в постоянном увеличении объема импортных закупок.  Происходило это по той причине, что Беларусь наращивала промышленное производство. Высокая импортоемкость белорусской промышленности приводила к тому, что для увеличения объемов выпуска продукции требовалось больше импорта — энергоносителей, сырья, комплектующих.  Все бы хорошо, но экспорт рос не такими быстрыми темпами, как импорт. В результате Беларусь нажила себе огромную проблему — многомиллиардное отрицательное сальдо торгового баланса. За последние пять лет отрицательное сальдо увеличилось в 13 раз — с 729 млн. долларов в 2005 году до 9,6 млрд. долларов в 2010-м.(5,5- 2011)  С целью снижения отрицательного сальдо власти начали искать варианты обуздания импорта. По этой причине в Беларуси стала набирать обороты так называемая программа импортозамещения. Реализовываться эта программа должна была по трем направлениям.

Первое направление охватывало импортные товары, аналоги которых производятся в Беларуси в недостаточном количестве. На этом уровне ставилась задача модернизировать действующие производства таким образом, чтобы увеличить выпуск импортозамещающей продукции.

Второе направление охватывало импортные товары, которые в стране не производятся, но выпуск которых можно освоить. Соответственно, на этом уровне ставилась задача создания новых импортозамещающих производств.

Наконец, третье направление включало товары, не производимые в Беларуси, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин. Такие товары правительство называет «критическим импортом», и главная задача на этом направлении — сократить потребление такой группы товаров.

Однако реализация программы импортозамещения по перечисленным направлениям так и не смогла принести ощутимый эффект экономике.

В частности, не удалось сократить потребление товаров критического импорта. Напротив, в 2010 году их закупки по сравнению с 2009 годом выросли. В результате отрицательное сальдо по товарам, отнесенным к третьему направлению программы импортозамещения, увеличилось в 2010 году до 4,8 млрд. долларов против 3,7 млрд. долларов в 2009 году. Как выяснилось, рост отрицательного сальдо по товарам критического импорта был обусловлен тем, что в 2010 году увеличилось промышленное производство и это потребовало увеличить закупку промежуточного импорта.

По второму направлению программы импортозамещения также не удалось добиться больших успехов. Многие импортозамещающие производства, которые создавались, по сути своей такими не являлись. К примеру, доля импорта при производстве полувагонов Могилевским вагоностроительным заводом составила почти 75%. Импортозамещающие проекты в фармацевтике, реализованные в 2007-2009 годах, оказались также весьма импортоемкими. Доля импорта при производстве «импортозамещающих» лекарств колеблется в пределах 57-80%.

Не удалось добиться улучшения ситуации и по первому направлению программы импортозамещения. Была поставлена задача увеличить производство продукции, которая аналогична импортируемой. А вместо этого по большинству категорий товаров, отнесенных к этому направлению работы, произошел рост импорта.

Таким образом, ключевые задачи, которые ставились перед белорусской программой импортозамещения, не выполнены. Вместо снижения импорта зафиксирован рост, импортозамещающие производства сами оказались падкими на импорт.

 

В список товаров, рекомендованных для освоения в 2013 году, вошли 302 наименования.

Предлагается организовать производство многих товаров, которые до последнего времени импортировались. Речь идет, в частности, о мобильных телефонах, видеокамерах, сушилках для белья, скутерах, кондиционерах.

В Беларуси рекомендовано производить 1 млн. мобильных телефонов, 10 тыс. кондиционеров, 50 тыс. детских колясок, 2 тысячи скутеров и много чего другого. Выяснилось, что объемы продукции, рекомендованные для поставок на внутреннем рынке, совпадают… с объемами импорта этих товаров. Иначе говоря, перечень товаров, обнародованный Минторгом, предполагает в ряде случаев 100-процентное импортозамещение внутреннего рынка отечественными аналогами.

При этом, эксперты, занимающиеся маркетинговыми исследованиями, сильно сомневаются, что белорусские производители смогут выпустить на рынок достойные аналоги вышеперечисленных товаров.

Заместитель директора инвестиционной компании «Юнитер» Максим Кохов полагает, в частности, что кондиционеры белорусского производства не смогут конкурировать с зарубежными. «Большинство кондиционеров сегодня производится крупными мировыми компаниями, и конкурировать с ними, выводя новый товар на рынок, просто нереально», — говорит Максим Кохов.

Что касается мобильных телефонов, продолжает эксперт, то в этом направлении отечественные производители могли бы занять какую-то нишу.

«Рынок мобильных телефонов можно разделить на два сегмента: современные мобильные устройства, предлагающие широкие функциональные возможности, и бюджетные модели. С моделями из первого сегмента нам нереально конкурировать. Что касается бюджетных моделей, там мы могли бы занять нишу, но для этого нужны свои разработки», — подчеркивает Кохов.

 

Вероятно, перечисленные проблемы связаны с отсутствием серьезного анализа импортозамещающих проектов. «Если по факту получается отрицательный результат — это может свидетельствовать о некачественной подготовке бизнес-планов», — считает Максим Кохов. Поэтому, полагает он, целесообразно привлекать экспертов, которые могли бы представить независимую оценку эффективности инвестиционного проекта до начала его реализации.

Импортозамещающие проекты не всегда всесторонне проанализированы потому, что рождаются они не в результате маркетинговых исследований, а в связи с директивными показателями. Не секрет, что проекты в сфере импортозамещения, разработанные в кабинетах госорганов, доводятся потом до государственных предприятий.

Эксперт отмечает, что вначале должен быть определен рынок сбыта новой продукции, произведена оценка ее конкурентоспособности и только потом можно вести речь о запуске проекта.

При этом Георгий Гриц отмечает, что о проектах по тотальному замещению импорта Беларуси стоит забыть. «Мы сегодня в связи с вступлением России в ВТО вынуждены работать по правилам этой международной организации и такие программы, как поддержка экспорта, замещение импорта являются элементами, которые не соответствуют правилам ВТО», — констатирует Георгий Гриц.

 

 «Попытка замещать весь импорт – это утопия, особенно в условиях открытой границы с Россией. Более того, международное разделение труда показывает нам, что одни страны могут хорошо делать видеокамеры, а другие – тракторы. Поэтому каждая страна должна производить тот товар, который у нее лучше всего получается», — считает Александр Чубрик.

 

По мнению эксперта, Беларуси сегодня следует озаботиться не проблемами, связанными с импортом, а вопросами, которые касаются экспорта.

«Если исключить периоды кризисов и девальваций за последнее десятилетие, то мы увидим, что темпы роста импорта в Беларусь опережали темпы роста белорусского экспорта. Поэтому проблемы наши не в импорте, а в недостаточном развитии экспорта. Этим и стоит заниматься», — резюмировал Александр Чубрик.

 

Импортозамещающая политика должна основываться на реализации крупных значимых инновационных проектов по товарным позициям, являющимся существенными для обеспечения сокращения отрицательного сальдо, с учетом имеющегося в республике научно-технического и производственно-технологического потенциала с обязательным привлечением иностранных инвестиций известных брендовых компаний. Такие важнейшие проекты предусмотрены Государственной программой инновационного развития и иными государственными целевыми программами на 2011—2015 гг.

 

 

Если вся программа импортозамещения сводится к сокращению импорта потребительских товаров и сборке отечественных товаров из завезенных извне комплектующих материалов, то от подобной созидательной деятельности пользы немного. В этом легко убедиться, проанализировав динамику доли импорта в ВВП. В начале прошлой пятилетки, когда программа импортозамещения только стартовала, доля импорта в ВВП составляла 65%. К концу пятилетки этот коэффициент уже был равен 75%. "Это значит, что три четверти заработанного нам надо отдать на закупку импорта.

Прошло семь месяцев 2012г., и правительство рапортует, что Беларусь впервые за семь лет устойчиво демонстрирует положительное сальдо внешней торговли товарами. Теперь оно составляет чуть более $2 млрд. Чтобы понять, какой ценой обеспечено небывалое достижение, достаточно взглянуть на долю импорта в ВВП, которая возросла до 85%

 

Впрочем, Минторг и не скрывает, что товары, рекомендованные освоить производителям, ориентированы на внутренний рынок, т.е. с их помощью рассчитывают не экспорт увеличить, а сократить потребительский импорт. Эту меру представитель торгового ведомства оценил как "довольно эффективную". Осталось понять, что в таком случае подразумевается под эффектом. Изготавливаемая в Беларуси импортозамещающая продукция порой на 90% состоит из импортных материалов. В отдельных случаях эта цифра приближается к 100%. Отдельные - особо одаренные - производители изготавливают отечественную продукцию путем простой замены импортных торговых лейблов. Это приводит к росту не только производительности труда на передовых предприятиях нового типа, но и к постоянному увеличению доли импорта в ВВП страны.


Информация о работе Импортозамещение