Инвестиции Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 12:25, курсовая работа

Краткое описание

В работе объяснили понятие инвестиций, их факторы и формы. Мы дали характеристику формирования и направлений развития инвестиционной политики Республики Беларусь, её инструмент и особенности. Объектом исследования является экономика Республики Беларусь. Предмет исследования - инструмент и особенности инвестиционной политики в Республике Беларусь на современном этапе, инвестиционный климат Республики Беларусь, перспективы развития инвестиционной деятельности. Цель работы – рассмотреть теоретические основы инвестиций, их роль в развитии экономики, поиск путей совершенствования инвестиционной политики Республики Беларусь на современном этапе.

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиции и инвестиционная политика.docx

— 134.87 Кб (Скачать файл)

4. Возможность возникновения  инвестиционных рисков. Эти риски  связаны, прежде всего, с изменениями,  происходящими во внешней среде  (налоговой системе, рыночной  конъюнктуре, валютном регулировании  и т.д.)[13, с. 534].

Таким образом, можно отметить, что развитие общества требует постоянного роста производительных сил в количественном и качественном смысле. Воспроизводственный процесс поддерживается стабильным притоком новых основных и оборотных средств, использованием достижений научно-технического прогресса, дающих неуклонное возрастание эффективности общественного производства. Благосостояние людей строится на создании и реализации социальных программ. Решение всего комплекса таких задач невозможно без привлечения инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность инвестиционной политики

 

Инвестиционная политика государства - составная часть финансовой политики, которая выражает отношение государства к финансированию инвестиционной деятельности. Она, во-первых, определяет цели и направления инвестиций, во-вторых, формы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Основными целями инвестиционной политики государства являются мобилизация  финансовых ресурсов, необходимых для  инвестиционной деятельности, преодоление  спада инвестиционной активности, повышение  эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная политика охватывает как финансирование государственных  инвестиций, так и создание благоприятного инвестиционного климата для  частных инвесторов и предприятий, осуществляющих капитальное строительство  за счет собственных средств.

Основные направления  инвестиционной политики состоят в  следующем:

1. Определение приоритетов  в финансировании инвестиционной деятельности;

2. Приоритеты отдаются  инвестициям на расширение и  техническое перевооружение действующих  предприятий. Иными словами, центр  тяжести переносится с нового  строительства на техническое  перевооружение и реконструкцию предприятий;

3. Предоставление субсидий  из бюджета жизненно важным  отраслям народного хозяйства  на осуществление инвестиционной деятельности;

4. Расширение прав предприятий-инвесторов  в инвестировании средств, отчисляемых  из прибыли предприятий и амортизационных отчислений;

5. Сокращение государственного бюджетного финансирования инвестиций и соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования [8, с. 710].

Под субъектами инвестиционной политики понимаются участники инвестиционной деятельности: хозяйствующие субъекты, финансовые институты, консалтинговые фирмы, физические лица.

К объектам инвестиционной политики относятся те направления  и объекты, в которые происходят вложения экономических ресурсов.

Объектами инвестиционной деятельности в Беларуси являются:

1) недвижимое имущество,  в том числе предприятие как  имущественный комплекс;

2) ценные бумаги;

3) интеллектуальная собственность.

Инструменты инвестиционной политики - это те средства, с помощью  которых осуществляются инвестиции. Сюда относится как сам капитал  в денежной форме, так и различные  другие формы его воплощения в  виде ценных бумаг, долговых или залоговых  обязательств, недвижимости, системы  взаимозачетов.

Государственная инвестиционная политика проявляется через взаимодействие бюджетной, фискальной, денежно-кредитной, ценовой, социальной, институциональной, инновационной и промышленно-структурной  политик [2, с.76].

 Таким образом, эффективная  инвестиционная политика способствует развитию всех отраслей деятельности нашего государства.

 

 

 

 

 

 

  1. АНАЛИЗ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

    1. Инвестиционный потенциал в национальной экономике.

 

          Важнейшим направлением государственной  экономической политики нашей  страны является создание благоприятного  инвестиционного климата для  привлечения и эффективного использования  иностранных инвестиций.

В январе 1997 года был принят Закон Республики Беларусь об иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь. Этот закон определяет правовые принципы, условия и механизм реализации инвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории Республики Беларусь, закрепляет гарантии осуществления прав и обязанностей иностранных инвесторов. Закон направлен на создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций в республику в целях более эффективного экономического и социального развития Республики Беларусь, расширения ее международного экономического сотрудничества и интеграции в мировую экономику.

 Положения настоящего  Закона действуют на территории  Республики Беларусь применительно ко всем иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями[14].

Беларусь предлагает потенциальным  инвесторам такие свои основные преимущества, как выгодное географическое расположение в центре Европы, благоприятные природно–климатические условия, политическую и социальную стабильность, макроэкономическую стабилизацию, квалифицированные и относительно дешевые трудовые ресурсы, высокий  научно–технический и промышленный потенциал, емкий внутренний рынок, законодательное и организационное  обеспечение инвестиционного процесса.

Республика находится  на пересечении железнодорожных  и автомобильных магистралей, систем нефте–, газо–и продуктопроводов, систем связи между Западной Европой и регионами России, азиатскими странами. В силу этого Беларусь может стать своего рода плацдармом для зарубежных инвесторов в плане освоения новых перспективных рынков стран СНГ.

Экономическая ситуация в  стране характеризуется стабильным уровнем инфляции, предсказуемостью обменных курсов, наличием налоговых  и таможенных льгот для иностранных  инвесторов, ростом экспортного потенциала, развитой банковской системой, растущим рынком финансовых и страховых услуг. Кроме того, инвестиции в основной капитал, начиная с 2001 года возрастают (см. табл.2.1).

Таблица 2.1. – Инвестиции в основной капитал

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших  ценах; млрд. руб.), в т.ч.

22381,6 

1809,0 

3049,3 

4484,6 

7131,2 

10783,4 

15095,8 

20374,1 

26053,3 

37202,3 

43377,6 

55380,8 

90845,2

 строительно-монтажные работы           (включая работы по монтажу оборудования) 

12353,3 

896,5 

1465,9 

2126,7 

3139,9 

4611,0 

6459,0 

8300,2 

10957,0 

16070,7 

21240,7 

27787,4 

41704,8

затраты на приобретение машин, оборудования, транспортных средств 

7020,6 

684,9 

1207,9 

1818,4 

3176,2 

5032,3 

7060,3 

9568,7 

11724,8 

16339,1 

16991,2 

21275,4 

40119,6

прочие работы и затраты 

3007,7 

227,6 

375,5 

539,5 

815,1 

1140,1 

1576,5 

2505,2 

3371,5 

4792,5 

5145,7 

6318,0 

9020,8

Индексы инвестиций в основной капитал (в сопоставимых ценах; в  процентах к предыдущему году) 

69,3 

102,1 

96,5 

106,0 

120,8 

120,9 

120,0 

132,2 

116,2 

123,5 

104,7 

115,8 

113,3

Инвестиции в основной капитал за счет иностранных источников в фактически действовавших ценах, млрд. руб. 

1484,9 

77,6 

81,2 

233,4 

393,6 

396,4 

420,8 

517,8 

717,5 

916,3 

2120,8 

4284,1 

9335,83


Источник - Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. -  Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/construction.php.

В стране существует развитая научно–техническая база для проведения исследований и разработок в различных  областях теоретических и прикладных знаний. В республике функционирует  около 300 научных организаций. Научными исследованиями и разработками занимается свыше 30 тыс.человек, в их числе более 805 докторов наук и 3400 кандидатов наук. Международное признание получили разработки белорусских ученых в области лазерной и ядерной физики, ядерной энергетики, порошковой металлургии, оптики, программного обеспечения, биотехнологии и др.

В Беларуси имеются производства по выпуску конкурентоспособной  продукции на внутреннем и внешнем  рынках. Республика специализируется на производстве продукции машиностроения, химической и нефтехимической, легкой, пищевой промышленности, а также  животноводства, льноводства, картофелеводства. Беларусь экспортирует более 90% произведенных  автомобилей и тракторов, около 90% –телевизоров, холодильников и морозильников, а так же калийных удобрений, более 80 %–металлорежущих станков.

Беларусь входит в единое таможенное пространство с Россией. Для потенциального инвестора это  означает, что, вкладывая свои капиталы в экономику Беларуси, он получает широкий доступ не только к белорусской  территории, но и огромной емкости  российского рынка. Расширению инвестиционных возможностей Беларуси способствуют так  же положительная динамика переговорного  процесса по присоединению страны к  Всемирной торговой организации, улучшение  отношений с международными финансовыми  организациями (Международным валютным фондом, Международной финансовой корпорацией  и Международным банком реконструкции  и развития в рамках Всемирного банка, Европейским банком реконструкции  и развития).

В Беларуси создано 6 свободных  экономических зон с либеральными условиями хозяйствования в виде льготного налогового и таможенного  режимов. Ставки налогов на прибыль  и на добавленную стоимость для  резидентов СЭЗ в два раза ниже, чем по республике. Прибыль, полученная резидентами СЭЗ за счет реализации продукции собственного производства, освобождается от налогообложения сроком на 5 лет с момента ее объявления [18].

Республика Беларусь —  единственная страна среди государств СНГ, принявшая Инвестиционный кодекс [5] — основополагающий документ, регулирующий не только национальные, но и иностранные инвестиции на территории страны. Инвестиционный кодекс защищает права собственности иностранных инвесторов, обеспечивает им не менее благоприятные, чем для национальных предпринимателей условия деятельности, а так же устанавливает для них специальные стимулирующие преимущества в налоговой, таможенной, валютной сферах.

В нашей стране действует  Консультативный совет по иностранным  инвестициям, возглавляемый Премьер–министром  Республики Беларусь. С помощью этой структуры вырабатываются основные задачи и меры по улучшению инвестиционного  климата в республике, а так  же оперативно решаются возникающие  проблемы иностранных инвесторов, связанные  с их работой в Беларуси. Действующие  при Совете Постоянный комитет, рабочие  группы занимаются вопросами совершенствования  инвестиционного законодательства, развития свободных экономических  зон, улучшения налоговых и таможенных условий работы на белорусском рынке  и др.

Беларусь имеет положительный  опыт деятельности иностранных компаний в реализации крупных и средних  инвестиционных проектов. Беларусь успешно  сотрудничает с известнейшими мировыми производителями– транснациональными корпорациями. Созданы, например, совместные и иностранные предприятия с немецким «МАН» (выпуск автомобильной техники), голландской «Кока–Кола» и американским «МакДональдс» (производство безалкогольных напитков и общественное питание), датским «Маерск Медикал» (выпуск медицинского оборудования).

Созданные коммерческие организации  с участием зарубежного капитала имеют ряд преимуществ перед  национальными субъектами хозяйствования. Иностранным и совместным предприятиям предоставляется следующие льготы и преференции:

  1. освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственной деятельности. В случае если такие организации производят особо важную для республики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50 процентов еще на срок до трех лет;
  2. освобождение от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию республики основных средств, предназначенных для формирования уставного фонда;
  3. безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукции для собственного производства;
  4. свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспорта продукции собственного производства после оплаты налогов и других обязательных платежей;
  5. свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукцию собственного производства;
  6. сохранение правового режима в течение 5 лет с момента регистрации предприятия с иностранными инвестициями в не зависимости от изменений в законодательстве Республики Беларусь и др.

Информация о работе Инвестиции Республики Беларусь