Инвестиции и сбережения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2014 в 21:30, контрольная работа

Краткое описание

Перед нашей экономикой всегда стоит не мало целей и не мало задач, которые нужно решать. Так же, цель и основные задачи встают перед нами в этой теме. Главной целью и задачей этой работы является раскрытие сущности сбережений и инвестиций в рыночной экономике. Прежде всего необходимо понять, какова сущность инвестиций и из каких видов состоят инвестиции; понятие сбережения как основного источника инвестиций; как выглядит модель макроэкономического равновесия и выявить какие же основные проблемы превращения сбережений в инвестиции в России.

Содержание

Введение 3
1. Сущность инвестиций и их виды. Спрос на инвестиции 4
1.1. Модели макроэкономического равновесия: классическая и кейнсианская 9
2. Сбережения как основной источник инвестиций. Модель макроэкономического равновесия « I – S ». 10
3. Проблемы превращения сбережений в инвестиции в России 17
Список используемой литературы 24

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная Капатурин.docx

— 93.66 Кб (Скачать файл)

7. Хранение национальной  валюты в банке в виде безналичных  денежных средств.

Некоторые перечисленные формы сбережения включают в себя такие распространенные виды сбережений, как страхование жизни, участие в негосударственных пенсионных фондах. Но основными в данный момент времени формами сбережения являются банковские вклады, иностранная валюта, наличные денежные средства "под матрасом".

Анализ сбережений на всех уровнях экономических отношений (в частности на уровне домашних хозяйств) имеет очень большое значение потому, что размер сберегаемых активов тесно связан с инвестиционным потенциалом страны.

В масштабе страны общий уровень сбережений зависит не только от уровня сбережений населения, а так же от организаций и правительства. Компании сберегают часть своей прибыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка. Правительство тоже может делать сбережения в тех случаях, когда налоговые поступления в бюджет превышают правительственное потребление (куда входит зарплата государственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). При таком положении дел у правительства остаются средства, которые могут быть использованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитие телефонной связи. Объем сбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране.

Когда семья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банк одалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этом случае вкладчики (отдельные граждане) и инвесторы (предприятия) связаны через финансового посредника (банк). Иногда вкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятие сберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оно одновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает свою прибыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньги другой компании, желающей сделать капиталовложения. Недостаток финансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен на свою продукцию. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализацией продукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на грань банкротства многие предприятия. Правительством принимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня они являются одним из основных источников капиталовложений в экономику. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. 

Модель – инвестиции и сбережения ( I – S ).

Сбережения играют важную роль в социально-экономическом развитии страны. Совокупный эффект сбережений определяет темпы экономического роста, объемы выпуска продукции и услуг, уровень научно-технического прогресса и в конечном счете экономическое могущество страны и благосостояние ее населения.

Для достижения главной цели общества - максимизации уровня удовлетворения своих потребностей - необходим рост эффективности национальной экономики, макроэкономической стабильности. Предпосылка этого - постоянное тяготение рынка к равновесию между доходами и расходами. В упрощенном варианте, в закрытой экономике, модель экономического равновесия по этому методу выглядит как "сбережения = инвестиции".

I = S



Рис.1 Равновесие между сбережениями (кривая SS) и инвестициями (кривая II)

Графически взаимосвязь между нормой процента, инвестициями и сбережениями выглядит следующим образом (рис.1, см. выше). На оси ординат отложено значение нормы процента (r), а на оси абсцисс – сбережения (S) и инвестиции (I). Данная функция убывающая: чем выше уровень процентной ставки, тем ниже уровень инвестиций.

В трактовке неоклассиков рынок автоматически устанавливает это равновесие. Инвестиции являются функцией нормы процента и сбережения тоже. Изменение ставки процента уравновешивает инвестиции - при равновесной ставки процента устанавливается равновесие инвестиций и сбережений. Кейнсианцы же, отмечают, что равенство инвестиций и сбережений не достигается автоматически. Потому что инвестиции – это нормы процента, а сбережения - это функция дохода.

Важнейшие макроэкономические пропорции, отражающие взаимодействие инвестиций, сбережений и дохода, можно представить следующим образом (при этом абстрагируемся от государственных расходов (G ) и чистого экспорта (Х )).

Тогда национальный доход (Y) при его использовании равен сумме расходов на потребление (С ) и инвестирование (I ): Y = С + I, при этом потребление есть функция дохода, т.е. С = С (Y).

С другой стороны, произведенный национальный доход можно представить как Y = С + S , где S – сбережение и также является функцией дохода, следовательно, S = S (Y). Итак, если С + I = С + S , то I = S , при этом инвестиции есть функция нормы процента (r): I = I (r), а сбережения есть функция дохода (Y): S = S (Y).

Равенство I (r) = S (Y) демонстрирует важность соблюдения определенных пропорций в экономике для равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением (следует отметить, что автоматически это равенство не соблюдается).

Равновесие между инвестициями и сбережениями устанавливается в точке Е пересечения графиков и при неполной занятости. Полная занятость отражается на графике линией FF. Для достижения полной занятости и увеличения объема национального дохода до потенциального уровня надо стимулировать инвестиции.

Отсутствие равновесия между I и S может привести к двум отрицательным для функционирования экономики эффектам:

1) Инфляционный  разрыв наступает тогда, когда I > S, то есть инвестиции превышают сбережения, соответствующие уровню полной занятости. Население большую часть дохода направляет на потребление. Спрос на товары и услуги растет, и в силу эффекта мультипликации нарастающий спрос давит на цены в сторону их инфляционного повышения.

2) Дефляционный  разрыв наступает тогда, когда S > I, т.е. сбережения, соответствующие уровни полной занятости, превышают потребности в инвестировании. В этой ситуации текущие расходы на товары и услуги низкие, так как население предпочитает большую часть дохода сберегать. Это сопровождается спадом промышленного производства и понижением уровня занятости. А вступающий в силу эффект мультипликации приведет к тому, что сокращение занятости в той или иной сфере производства повлечет за собой вторичное и последующее сокращение занятости и доходов в экономике страны.

Итак, подведем итог всего вышесказанного. Определение роли сбережений можно свести, в частности, к следующим основным положениям.

1. Государство в своей  экономической политике должно  исходить из того, что сбережения  являются важным компонентом  экономического равновесия, нарушение  которого влечет за собой отрицательные  процессы в экономике.

2. Обычно сбережения не  равняются запланированным инвестициям, но они постоянно тяготеют  к равновесию. Если сбережения  превышают инвестиции, то предложение  денег превышает спрос на них  со стороны инвесторов. Благодаря этому процентная ставка снижается, что способствует увеличению инвестиционного спроса до равновесия со сбережениями. И наоборот, если неравновесие на рынке ссудного капитала нарушается увеличением инвестиций, то процентная ставка возрастает. Использовать сбережения для инвестиций тогда, когда их эффективность меньше ставки процента, неэффективно. Следовательно, звеном, соединяющим сбережения и инвестиции, является норма процента.

3. Сбережения, особенно домашних  хозяйств, - важнейший источник формирования  инвестиций, без которых невозможно  стабильное социально-экономическое  развитие государства. Поэтому необходимо  обеспечить систему мер для  возобновления и усиления доверия  населения к сбережению денежных  средств в кредитно-финансовых учреждениях.

4. Сбережения выступают  одним из источников покрытия  бюджетного дефицита государства, который уменьшает их долю, направляемую  на инвестиции.

5. Сбережения способствуют  решению наиболее сложных и  назревших социальных проблем, что, со своей стороны будет положительно  воздействовать на ускорение  экономического развития.

 

3. Проблемы превращения  сбережений в инвестиции в  России

Будущее России и её статус как промышленной державы зависят от модернизации экономики на современной технологической основе. На передний план выдвигается проблема обеспечения устойчивого экономического роста. Это необходимо, чтобы достичь среднего уровня 25 стран-членов ЕС по ВВП на душу населения, который на 300% выше, чем в России3. Удвоение ВВП к 2010 году – цель, которая объективно требует всё больших усилий и трудно достижима, – продолжает рассматриваться руководством страны как приоритетная задача. Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма, чтобы дать мощный импульс развитию реального сектора экономики. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций – отечественных и иностранных.

Уместно заметить, что так называемая инвестиционная направленность бюджетной политики государства на 2006г. с инвестиционным фондом явно малого объема находится в рамках той «стратегии», для которой была характерна доля «капитальной» составляющей расходов федерального бюджета меньше 8% (текущие расходы составляли более 92%).Ущербная «инвестиционная направленность» бюджетной политики на 2006г. вполне соответствует явно неинвестиционной экономической среде, в которой быстрое и существенное увеличение инвестиций без создания соответствующей инвестиционной инфраструктуры практически невозможно. Видимо, это понимают сторонники накопления стабилизационного фонда и его инвестирования в зарубежные ценные бумаги. Инвестиции за счет всех источников финансирования в 2002-2005гг. составляли (по годам соответственно) 16.2; 16.38; 16.29; 16.31% ВВП, а в 2006-2008гг. прогнозируются 17.6; 19.05; 20.2% (таблица 1).4

 

 

2002г.

(факт)

2003г. (факт)

2004г. (факт)

2005г.

(оценка)

2006г.

(прогноз)

2007г. (прогноз)

2008г. (прогноз)

Валовой внутренний продукт, (млрд. руб.)

 

Темп роста,( % к предыдущему году)

 

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников,(млрд. руб.)

 

 

Темп роста,(% предыдущему году)

 

Амортизация,( млрд. руб.)

 

Прибыль, (млрд. руб.)

 

10830,5

 

 

104,7

 

 

 

1762,4

 

 

 

102,8

 

715,0

 

1141,0

 

13342,2

 

 

107,3

 

 

 

2186,0

 

 

 

112,5

 

834,0

 

2324,0

 

16751,5

 

 

107,2

 

 

 

2730,0

 

 

 

110,9

 

901,0

 

3250,0

 

21000

 

 

105,9

 

 

 

3426,0

 

 

 

109,8

 

999,0

 

4340,0

 

24380

 

 

105,8

 

 

 

4305,0

 

 

 

111,1

 

1102,0

 

4910,0

 

27840

 

 

105,9

 

 

 

5304,0

 

 

 

110,4

 

1210,0

 

5500,0

 

31300

 

 

106,0

 

 

 

6336,0

 

 

 

109,9

 

1329,0

 

6015,0


Таблица 1.Инвестиции за счет всех источников в экономику России

в 2002-2008гг.5

Новую институциональную инвестиционную среду и сеть быстро создать невозможно, но делать это нужно – вплоть до радикальной реорганизации Министерства экономического развития и торговли на «старте» таких преобразований.

Определяющим финансовым условием реализации национальных инвестиционных проектов должно стать превращение стабилизационного фонда в фонд национального инвестирования. В нынешнем качестве он не соответствует своему названию, является встроенным в экономическую модель дестабилизатором условий экономического роста, инструментом обесценивания валютной выручки и фактором инфляции. Достаточно указать на то, что за неполных три месяца 2006г. инфляция составила свыше 4%.6

Работа по привлечению инвестиций идёт пока не очень успешно. Участие России в мировых ПИИ7 в период экономической стабилизации после 2000г. осталась практически неизменным, не превышая в среднем 4–4,5 млрд. долларов США в год, что составляет 0,4–0,5% доли глобальных потоков (для сравнения: доля Китая составляет почти 10% и продолжает расти). Но, по сравнению, с прошедшими годами можно наблюдать тенденции к заметному росту объема иностранных инвестиций. Динамика их поступления характеризуется данными, представленными в таблице 2.

 

1995

2000

2001

2002

2003

2004

 

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

Млн. долл. США

             

Всего инвестиций

2983

10958

14258

19780

29699

40509

    в том числе:

           

прямые инвестиции

2020

4429

3980

4002

6781

9420

   из них:

           

 взносы в капитал

1455

1060

1271

1713

2243

7307

 кредиты, полученные

341

2738

2117

1300

2106

1695

 прочие прямые

 инвестиции

224 

631 

592 

989 

2432 

418 

портфельные инвестиции

39

145

451

472

401

333

   из них:

           

 акции и паи

11

72

329

283

369

302

 долговые ценные

 бумаги

28 

72 

104 

129 

32 

31 

прочие инвестиции

924

6384

9827

15306

22517

30756

   из них:

           

 торговые кредиты

187

1544

1835

2243

2973

3848

 прочие кредиты

493

4735

7904

12928

19220

26416

 прочее

244

105

88

135

324

492

Информация о работе Инвестиции и сбережения