Инвестиционная деятельность на предприятиях отрасли связи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Эффективность использования инвестиций на предприятии, его финансовое положение в значительной мере зависят от их структуры на предприятии. Структура инвестиций по различным направлениям имеет важное научное и практическое значение. Инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом.
Цель этой работы - отражение основных теоретических положений связанных с инвестированием на предприятии отрасли связи.

Содержание

Введение ……………4
1 Экономическая сущность и цели инвестиционной деятельности предприятия 5
1.1 Сущность понятия инвестиции и условия их привлечения 5
1.2 Классификация инвестиций 7
1.3 Объекты, субъекты и особенности инвестиционной деятельности 10
1.4 Управление инвестициями 14
2 Инвестиционная деятельность на предприятиях отрасли связи 19
2.1 Инвестиционная стратегия предприятий отрасли связи на региональном рынке 19
2.2 Определение платежеспособного спроса на услуги связи и конкурентоспособного предложения 20
2. 3 Защита инвестиций от рисков 26
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Вложенные файлы: 1 файл

инвестиции связи.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

- наличие платежеспособного спроса со стороны населения и делового сектора на услуги связи при отсутствии у корпораций связи технической возможности по его удовлетворению, что с объективной необходимостью требует дополнительных инвестиций;

- неудовлетворенный платежеспособный спрос со стороны населения и делового сектора на услуги связи при наличии неиспользуемых производственных мощностей операторов;

- превышение спроса на услуги связи над среднестатистическим при наличии у корпораций – операторов неиспользованных производственных мощностей, что может быть разрешено путем снижения тарифов на услуги связи;

- превышение спроса на услуги связи со стороны населения и деловых структур над среднестатистическими при отсутствии у корпораций-операторов связи неиспользуемых производственных мощностей, что может быть разрешено путем повышения качества услуг связи.

В целях сопоставления  оценок спроса и предложения на рынке услуг связи необходимо, прежде всего, провести анализ социально-экономического положения региона и технико-экономических параметров работающих на данном региональном рынке корпораций-операторов.

2.2 Определение платежеспособного спроса на услуги связи и конкурентоспособного предложения

 

В результате проведения анализа социально-экономического положения региона и технико-экономических параметров, работающих на данном региональном рынке корпораций-операторов появляется возможность не только определить платежеспособный спрос на услуги связи со стороны населения и делового сектора, но и обеспеченность территории услугами связи, что даст возможность прогнозировать необходимость и направления расширения деятельности операторов, а, следовательно, и вырабатывать адекватную и экономически обоснованную инвестиционную стратегию корпорации на региональном рынке услуг связи.

Так, определив уровень  платежеспособности населения и  делового сектора, можно оценить  потенциально возможное увеличение доходов корпорации связи от оказания услуг на уровне сложившегося среднестатистического.

Данный показатель можно  определить как средний объем платежеспособного спроса. Далее на основе анализа существующего уровня использования производственных мощностей и сетей предприятия связи можно определить потенциальный доход компании при условии максимального использования имеющихся у нее производственных мощностей и сетей. Данный показатель можно характеризовать как средний объем конкурентоспособного предложения.

Полученные оценки платежеспособного  спроса и конкурентоспособного предложения  сравниваются с фактически полученными  доходами для выявления резервов либо недостатка производственных мощностей  и сетей, а также величины неудовлетворенного платежеспособного спроса.

Таким образом, инвестиции в развитие средств связи будут  только тогда экономически обоснованы, когда предприятие функционирует  на уровне максимального использования  производственных мощностей и сетей  при наличии неудовлетворенного и платежеспособного спроса.

Анализируя показатели наличия платежеспособного спроса на услуги связи в регионе, необходимо начать с важнейших характеристик  социально-экономического развития региона.

Алгоритм построения инвестиционной стратегии корпорации на рынке услуг связи региона складывается из следующих этапов:

- выявление факторов спроса и предложения услуг связи на региональном рынке, влияющих на величину дохода корпорации;

- проверка отобранных факторов на взаимосвязанность (мультиколлинеарность);

- расчет прогнозируемого потенциального дохода корпорации при сложившемся уровне платежеспособности для определения уровня спроса на услуги связи;

- расчет прогнозируемого потенциального дохода корпорации при существующем уровне технических мощностей корпорации для определения уровня предложения услуг связи;

- определение избыточного по отношению к существующим мощностям корпорации либо неудовлетворенного спроса на услуги связи на региональном рынке;

- определение избыточного по отношению к платежеспособному спросу либо недостаточного предложения услуг связи со стороны корпорации на региональном уровне;

- определение основных направлений корпоративной инвестиционной стратегии в зависимости от сложившейся ситуации спроса и предложения на региональном рынке услуг связи.

В соответствии с ранее приведенным алгоритмом отбираем пять, на наш взгляд, важнейших показателей платежеспособности населения и делового сектора, наибольшим образом влияющих на доходы предприятий связи региона:

  • валовой региональный продукт на душу занятого населения в экономике региона;
  • индекс изменения цен и тарифов на услуги связи;
  • количество заявок на установку домашних телефонов и телефонов общего пользования;
  • удельный вес услуг связи в общем, объеме платных услуг населения;
  • розничный товарооборот на душу населения.

В результате проведенных  расчетов и анализа получены показатели величины среднего уровня платежеспособного  спроса населения и делового сектора, на основе которого определяется объем  неудовлетворенного спроса.

Спрогнозированный средний  расчетный уровень платежеспособного спроса можно рассчитать следующим образом:

                                  Кс = Врx Тоx Усx Кпx Ицx Рп, где                        (1.1)

Вр– выручка от реализации услуг связи, в млн. руб.;

То– темпы прироста розничного товарооборота на душу населения;

Ус– темпы прироста удельного веса услуг связи в общем объеме платных услуг населению;

Кп– коэффициент прироста потребления, определяемый отношением количества заявок на установку телефонов к количеству существующих телефонных аппаратов в сети;

Иц– индекс изменения тарифов на услуги связи;

Рп– темп прироста валового регионального продукта на душу населения.

Таблица 1.1

Оценка степени  удовлетворенности платежеспособного  спроса на услуги связи ОАО «Таттелеком»

Показатели

2003 год

2004 год

2005 год

1.

Расчетный уровень среднего платежеспособного спроса, тыс. руб.

2057362

2630664,1

3233264,5

2.

Фактический удовлетворенный  спрос в форме дохода оператора  связи, тыс. руб.

1499535

1977943

2529941

3.

Неудовлетворенный (-) либо перенасыщенный (+) спрос на услуги связи оператора

-557827

-652721,1

-703323,5


 

Если фактическая величина удовлетворенного спроса в виде дохода оператора ниже расчетного уровня среднего платежеспособного спроса, то это  означает, что в данном случае имеет  место неудовлетворенный спрос со стороны населения и деловых структур на услуги связи. Данная сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что у оператора имеется потребность в расширении спектра и объема предоставляемых услуг связи и влечет за собой необходимость планирования инвестиций в производство услуг связи с целью большего охвата абонентов.

В целях характеристики уровня среднего конкурентоспособного предложения предполагается использовать показатели количественного и качественного  характера развития сетей связи. В результате проведенного анализа были отобраны показатели, на наш взгляд, в наибольшей степени влияющие на основные характеристики деятельности предприятий связи:

  • количество основных телефонных аппаратов данного оператора связи в регионе;
  • уровень цифровизации городских и сельских телефонных сетей предприятия связи в регионе;
  • количество линий телефонной связи на одного работающего предприятия связи;
  • монтированная емкость телефонных линий;
  • задействованная емкость телефонных линий;
  • телефонная плотность (на 100 жителей), в %.

Спрогнозированный средний  уровень конкурентоспособности  предложения можно рассчитать следующим  образом:

                         Кп = Врx ТАx Уцx Лрx Кисx Тп , где              (1.2)

ТА – темпы прироста количества основных телефонных аппаратов;

Уц – уровень цифровизации городских и сельских телефонных сетей;

Лр – коэффициент соответствия фактического количества линий телефонной связи на одного работающего нормативному уровню;

Кис – коэффициент использования монтируемой емкости телефонных линий;

Тп – коэффициент соответствия фактической телефонной плотности (на 100 жителей) нормативному (пороговому) уровню.

Таблица 1.2

Оценка уровня конкурентоспособного предложения  услуг связи ОАО «Таттелеком»

Показатели

2003год

2004год

2005 год

1.

Расчетный уровень среднего конкурентоспособного предложения, тыс. руб.

1624146,3

2106509,2

2631138,6

2.

Фактический объем предложения  услуг связи в виде валового дохода, в тыс. руб.

1499535

1977943

2529941

3.

Суммарная оценка предложения:

  • недостаточное использование производственных мощностей (+)
  • использование производственных мощностей выше среднего уровня (-)

 

-124611,3

 

- 128566,2

 

-101197,6


 

Таким образом, спрогнозированный  средний уровень конкурентоспособного предложения сравнивается с фактически полученной выручкой от реализации услуг связи. В результате можно определить степень использования производственных мощностей предприятия по сравнению  с его техническими и технологическими возможностями.

Из приведенных данных мы видим, что у ОАО «Таттелеком» в течение последних трех лет расчетный уровень среднего конкурентоспособного предложения существенно превышает фактический объем предложенных услуг связи, что свидетельствует о том, что производственные мощности в корпорации используются выше среднего уровня и проведение экстенсивной инвестиционной стратегии развития необходимо и вполне оправдано.

На основании полученных данных по характеристикам среднестатистических объемов платежеспособного спроса и конкурентоспособного предложения услуг предприятий связи можно достаточно обоснованно и с большой степенью вероятности прогнозировать основные объемы и направления их инвестиционной стратегии на ближайшую перспективу.

В связи с этим представляют большой интерес построения на базе этой методики  классификации инвестиционных стратегий, базирующихся на суммарной оценке дополнительных возможностей и ограничений производственного процесса на предприятиях связи региона. Так для конкретного предприятия связи можно спрогнозировать основные параметры его инвестиционной стратегии в зависимости от сложившихся отклонений величины спроса и предложения услуг связи от их средних расчетных среднестатистических величин.

2. 3 Защита инвестиций  от рисков

 

Защита инвестиций способствует поддержанию предложения и спроса на них, и поэтому в мировой хозяйственной практике она является одним из методов решения проблемы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Вопрос защиты инвестиций особенно актуален в странах с нестабильной экономикой, к числу которых продолжает относиться Россия.

В России защита инвестиций, осуществляемых в реальный сектор экономии, развивается, в основном, в русле  мирового процесса, но находится ниже необходимого уровня. Россия участвует  в международных соглашениях  по защите инвестиций, к числу которых, в частности, относятся Государственная инвестиционная  корпорация, Российский банк развития, привлекаются для этих целей структуры ФСБ, правительством  даются поручения банкам предоставлять от имени государства гарантии отдельным инвестиционным проектам.

Защита инвестиций в  реальный сектор экономики должна осуществляться специализированными организациями  путём предоставления платных услуг  по страхованию и гарантированию инвестиций от рисков.

Страхование выражает отношения по защите инвестиционных ( собственных (заёмных) средств) физических и юридических лиц при наступлении событий от коммерческих рисков  (страховых случаев)   за счёт средств  организации, осуществившей страхование инвестиций.

Инвестиционные гарантии принимают форму поручительства на ту часть инвестиций, которая осуществляется за счёт кредитов финансовых (негосударственных) компаний (фондов, банков), по некоммерческим (политическим) рискам, т.е. поручитель обязуется перед кредитором другого лица за исполнение последним его обязательства полностью или в части при наступлении гарантийного случая. Поручитель в течение оговоренного  соглашением срока обязуется из своих средств возместить кредитору понесённые инвестором потери (убытки).

Информация о работе Инвестиционная деятельность на предприятиях отрасли связи