Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2014 в 15:03, курсовая работа
В написании данной курсовой работы были использованы пособия Г.М. Лыча «Инвестиционная политика Беларуси» и Т.К. Савчука «Организация и финансирование инвестиций». Основой для составления таблиц пятой главы служат статистические сборники «Республика Беларусь в цифрах» и «Инвестиции в строительство В Республике Беларусь». Так же при написании различных глав использовались материалы пособий Бугаева «Инновации, инвестиции, эффективность», Гончарова «Управление инвестициями», Давыденко «Белорусский вектор экономического развития», Плотницкого «Микроэкономика и макроэкономика», Шимова «Национальная экономика Беларуси», а также «Национальная экономическая газета».
Введение…………………………………………………………………………….
1 Сущность, объекты, источники, цели и виды, классификация инвестиций….
2 Формы осуществления и организация инвестиционной деятельности……….
3 Государственное регулирование инвестиционной деятельности……………..
4 Общая характеристика инвестиционной деятельности в Республике
Беларусь……………………………………………………………………………..
5 Объективные предпосылки и проблемы развития инвестиционной деятельности Республики Беларусь…………………………………………………….……..
6 Инвестиционная привлекательность Белорусской экономики………………...
Заключение…………………………………………………………………………..
Список литературы………………………………………………………………….
2 ФОРМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ И
ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инвестиционная деятельность — это действия юридических, физических лиц и государства по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) или иному их использованию для достижения значимого результата - получения прибыли, дохода, решения социальной проблемы и т.д. Эти действия могут совершаться как каждым инвестором в отдельности, так и вместе с другими.
Формы инвестиционной деятельности определены Инвестиционным кодексом Республики Беларусь как:
1) создание юридического лица;
2)
приобретение имущества или
-
доли в уставном фонде
- недвижимости;
- ценных бумаг;
-
прав на объекты
- концессий;
- оборудования;
- других основных средств.
Среди субъектов инвестиционной деятельности различают непосредственно инвесторов и субинвесторов.
Инвесторы. - юридические, физические лица,
а также государство, осуществляющие инвестиционную
деятельность. Государство, а также его
административно-
Юридические и физические лица, осуществляющие организацию и управление инвестиционной деятельностью, называются субинвесторами.
Инвесторы имеют права и обязанности, несут ответственность и риски, связанные с инвестиционной деятельностью. Они самостоятельно определяют направления и объемы инвестиций, рассчитывают их эффективность, могут привлекать для осуществления инвестиционной деятельности граждан и юридических лиц. После оплаты результатов инвестиционной деятельности инвесторы вправе ими владеть, пользоваться и распоряжаться. Однако законодательством могут быть определены объекты, инвестирование в которые не влечет за собой такого права, но не исключает возможности владения, пользования и распоряжения в пределах полномочий, определенных собственником или законом. Инвестор в этом случае участвует в доходах от эксплуатации такого объекта. После приобретения права собственности на имущество инвестор может использовать его в качестве гарантий по всем видам обязательств.
Инвестор может передавать право пользования, владения и распоряжения инвестициями и их результатами субинвестору. Субъекты инвестиционной деятельности имеют право хранить свои денежные средства в порядке и на условиях, определяемых законодательством.
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности регулируются договором (контрактом), который заключается на основе принципов добровольности и равноправия сторон. Условия такого договора (контракта) сохраняют свою силу на весь период действия. Изменение его может осуществляться только по соглашению сторон. Расторжение договора возможно по требованию одной стороны.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь инвестиционная деятельность допускается при наличии необходимых разрешений государственных органов и специализированных служб на капитальное строительство, лицензий на право осуществления работ, требующих соответствующей аттестации. Инвестор обязан соблюдать нормы и стандарты, иметь заключения экспертизы инвестиционных проектов в части соблюдения санитарно-гигиенических и экологических норм. Он также обязан выполнять требования государственных органов и должностных лиц, соответствующие их компетенции.
3 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Свободный выбор метода инвестирования - характерная черта рыночной экономики. Инвестор делает выбор объекта для инвестирования исходя из эффективности проекта. В расчет принимаются затраты, прямо оказывающие влияние на доходность проекта. Однако развитие науки, культуры, создание других социально значимых объектов, охрана окружающей среды - это те объекты, которые не всегда могут принести доход, а чаще – убыточные.
Вмешательство государства обоснованно и необходимо в случаях:
-решения общенациональных проблем;
-решения социальных проблем отдельного региона;
-изменения
экономической стратегии
-если
реализация инвестиционного
Таким образом, государство обязано направлять инвестиционную деятельность на выполнение мероприятий, включенных в проводимую им экономическую, научно-техническую, социальную и природоохранную политику.
Государственное регулирование имеет в своем арсенале набор инструментов, применение которых позволяет включиться рыночному саморегулированию. Чаще всего это происходит путем внедрения в систему стимулирования заданных государством элементов. Такими элементами выступают амортизационная политика, налоги, льготное кредитование и др.
Однако в целом ряде случаев экономических стимулов недостаточно. Решение отдельных проблем, к примеру, требует большого объема средств и при этом не обещает видимой отдачи в обозримом будущем. Другими словами, их финансирование относительно убыточно. Относительность выражается в невозможности определения прямого экономического эффекта по инвестиционному проекту. Это проекты, направленные на улучшение социальных, культурно-бытовых условий. Источниками такого финансирования выступают государственный и муниципальные бюджеты. В государстве имеется еще один элемент регулирования инвестиционной деятельности - система выбора инвестиционных проектов, не имеющих прямого реального эффекта.
Система государственного инвестиционного регулирования включает органы, управляющие финансовой системой, определяющие кредитную политику, а также органы законодательной и исполнительной власти.
В условиях, когда рыночные механизмы работают нормально, участие государства в инвестиционной деятельности минимально. За счет ряда стимулов вопросы инвестирования решаются хозяйствующим субъектом. При этом на государство воздвигается лишь контрольная функция.
Государственное регулирование может осуществляться прямым (административным) и экономическим методами. Прямое управление (или административный метод) подразумевает создание законодательной и нормативно-правовой базы путем принятия законов, декретов, постановлений и т.д. Правовая база инвестиционной деятельности должна основываться на принципах, действующих в мировой практике. К ним относятся:
- стабильность;
-последовательность,
исключающая противоречия в
-информированность всех заинтересованных сторон;
-прозрачность, не допускающая толкование в интересах любой из сторон инвестиционной деятельности, возможность опротестования противоправных действий любой стороны или лица, а также органов исполнительной власти;
-равенство перед законом всех участников инвестиционной деятельности;
-благоприятствование
активизации инвестиционной
-интеграция государства в мировую экономику;
-обеспечение национальной безопасности.
Немаловажную роль в управлении инвестиционным процессом играет кредитная политика. Высокие процентные ставки | уменьшают инвестиционную активность. Снижение их уровня позволяет расширить круг инвесторов.
Правильная валютная политика также оказывает воздействие на инвестиционную деятельность. Реальность валютных | курсов дает возможность беспрепятственно приобретать и реализовывать иностранную валюту, соизмерять затраты на реализацию инвестиционного проекта с мировыми аналогами и т.д.
Амортизационная политика, в том числе метод ускоренной амортизации, позволяет обновлять основные фонды, внедрять прогрессивные технологии и, как следствие, - влияет на повышение качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности.
В системе мер, оказывающих влияние на инвестиционную деятельность, есть и такие, как установление государственных норм и стандартов, условий пользования землей и другими ресурсами, ценовая политика, система финансирования и кредитования капитальных вложений, разгосударствление и приватизация государственной собственности.
В Инвестиционном кодексе Республики Беларусь регулирование инвестиционной деятельности предусматривается двумя методами: методом прямого участия в инвестиционной деятельности и созданием благоприятных условий для ее развития.
Прямое участие в инвестиционной деятельности предполагает:
-принятие
государственных
-использование
бюджетных ассигнований в
-выделение
централизованных
-государственную
экспертизу инвестиционных
-гарантию
Правительства Республики
-предоставление концессий для национальных и иностранных инвесторов.
Метод создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности проявляется, прежде всего, в оказании инвесторам государственной поддержки. Важными направлениями его реализации являются:
-защита интересов инвесторов;
-установление
на территории Республики
-определение условий владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водами и лесами;
-принятие
антимонопольных мер и
-определение условий приватизации объектов, находящихся в государственной собственности;
-содействие в развитии рынка ценных бумаг;
-проведение
эффективной бюджетно-
Намечается использовать и другие формы и методы государственного регулирования, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
Таким образом, вторжение государства в инвестиционную сферу - это нормальная мировая практика, направленная на развитие инвестиционного процесса и решение первоочередных задач, связанных с развитием общества.
4 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Инвестиционная политика в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года и с учетом принятой концепции создания социально ориентированной рыночной экономики при активном влиянии государства на формирование производственных и общественных отношений во всех сферах народного хозяйства.
С помощью мер государственной поддержки, стимулирования налогового и таможенного льготирования основная часть инвестиционных ресурсов поступает на обеспечение приоритетных направлений - на техническое перевооружение производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности строительных материалов и изделий, увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания, разработку и внедрение современных технологий хранения, транспортировки, переработки и упаковки пищевой продукции; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание современных транспортных коммуникаций и сетей связи, строительство жилья.
Наиболее
высокие темпы среднегодового прироста
инвестиций (7— 12%) предусматривались в
2001-2005 гг. с последующей стабилизацией
инвестиционно-
Основным источником
собственные средства предприятий (более половины общего объема инвестиций), которые формируются за счет прибыли и амортизационных отчислений.
Реализация наиболее важных целевых инвестиционных проектов предусматривает их поддержку бюджетным финансированием, причем строго на конкурсной и возвратной основе. Главными критериями отбора проектов для совместного государственно-коммерческого финансирования будет эффективность инвестиций и срок окупаемости (1 -3 года).
Основная часть капитальных вложений из республиканского и местных бюджетов сосредотачивается на решении наиболее острых проблем социальной сферы: развитии науки, здравоохранения, просвещения, культуры и строительство жилья. Ресурсы концентрируются в целях снижения объемов незавершенного строительства и обеспечения своевременного освоения выделенных средств и ввода в действие объектов. Внешнее финансирование (в первую очередь за счет прямых иностранных инвестиций, а также кредитов) предполагается в размере около 5% от общего объема инвестиций. Инвестиционные ресурсы за счет средств населения на основе стабилизации реальных доходов и восстановления доверия к банковским учреждениям планируются в размере 10%.
Основными мерами по повышению инвестиционной активности субъектов хозяйствования всех форм собственности являются:
-мобилизация
средств населения в сферу
инвестирования за счет
-активизация
инвестиционной деятельности
-усиление
роли государственных
-усиление
роли амортизационных
-расширение
системы лизинговых операций
для решения проблемы
-развитие
инвестиционного
Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь на современном этапе