Инвестиционная политика региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Сущность, виды инвестиционной политики, инвестиционный климат региона, инвестиционная политика Калининградской области

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Сущность, цели и средства инвестиционной политики региона
Сущность, виды и цели понятия инвестиционной политики…...5
Источники и структура региональных инвестиций……….…….8
Инвестиционный климат регионов
Методы измерения состояния инвестиционного климата……..13
Пути улучшения инвестиционного климата регионов……….. 18
Инвестиционная политика Калининградской области………....23
Заключение……………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………..28

Вложенные файлы: 1 файл

Инвестиционная политика.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

    Третий подход к оценке инвестиционного климата базируется на оценке риска инвестиций. При этом в качестве элементов, формирующих инвестиционный климат региона, анализируются два направления оценки инвестиционных рисков: либо со стороны инвестиционного потенциала, либо со стороны социально-экономического потенциала.

Первое направление реализовано специалистами журнала «Эксперт». Этот подход рассчитан в первую очередь на «стратегического инвестора». Инвестиционный потенциал региона при этом оценивается на основе таких макроэкономических показателей, как:

• наличие факторов производства, в том числе трудовых;

• уровень потребительского спроса;

• результаты хозяйственной  деятельности населения в регионе;

• уровень развития науки и внедрения ее достижений в производство;

• развитость ведущих  институтов рыночной экономики;

• обеспеченность региона технической и социальной инфраструктурой.

    Инвестиционные риски оцениваются с позиции вероятности потерь инвестиций и дохода. При этом в числе рисков учитываются все его разновидности: экономический, финансовый, политический, социальный, экологический, криминальный и законодательный.

    В основе второго направления лежит оценка уровня инвестиционного климата с позиции развития региональной общественной системы в целом. Этот подход помимо прочих показателей учитывает человеческий потенциал, материальную базу развития, социально-политическую обстановку, факторы политического риска, состояние экономики и уровень управления ею.

Проблемы  адекватной оценки инвестиционного  климата региона.

    Изучение отечественного и зарубежного опыта оценки инвестиционного климата показывает, что часто не учитывается ряд важных методологических положений, выработанных современной экономической наукой.

1. Инвестиционный  климат страны и регионов рассматривается,  как правило, с позиции абстрактного  стратегического инвестора, стремящегося  к ускоренному, максимальному,  беспрепятственному получению прибыли,  в то время как для разных  инвесторов необходима своя оценка инвестиционного климата.

2. Получатель  инвестиций и инвестор преследуют, как правило, неодинаковые цели. Первый стремится решить комплекс  социально-экономических задач при  минимуме привлекаемых

средств, второй — извлечь максимум прибыли и  закрепиться на рынках, в экономических  системах на длительный период. Следовательно, инвестиционный климат должен соответствовать  балансу интересов участников инвестиционного  процесса.

3. Существует  объективная потребность сопряжения инвестиций с инновационными факторами развития. Особенно актуально это при привлечении инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства (венчурном инвестировании).

4. Инвестиции  должны быть увязаны с развитием  человеческого капитала, ростом квалификации работников во всех сферах жизнедеятельности, что нужно учитывать при создании соответствующего инвестиционного климата страны или ее региона.

5. Необходима  комплексная оценка эффективности  использования привлекаемых инвестиций и благоприятности инвестиционного климата.

    Факторный подход к оценке инвестиционного климата в наибольшей степени соответствует большинству этих требований. К его преимуществам можно отнести: учет взаимодействия многих факторов, использование статистических данных, нивелирующих субъективизм экспертных оценок, дифференцированный подход к различным уровням экономики при определении их инвестиционной привлекательности.

    Рисковый метод анализа и оценки инвестиционного климата представляет интерес прежде всего для стратегического инвестора. Он позволяет ему не только оценить привлекательность

территории для  инвестирования, но и сопоставить  уровень риска, присущий новому объекту  вложения инвестиций, с существующим в привычном для него регионе  ведения бизнеса.

    Новые возможности для анализа инвестиционного климата дает одно из ведущих направлений современной экономической мысли — институционализм.

Инвестиционная  привлекательность  региона

    При исследовании сравнительной инвестиционной привлекательности регионов и стран применяется широкий набор показателей, таких, как тип экономической системы, объем ВВП,

структура экономики, обеспеченность природными ресурсами, состояние инфраструктуры, участие  государства в экономике и  т.п. В связи с тем что на инвестиционный климат регионов оказывают влияние различные факторы и условия, многие из которых подвержены быстрым изменениям, разовое, однократное определение инвестиционного климата не может служить ориентиром для принятия каких-либо решений по инвестициям. Поэтому при оценке инвестиционного климата регионов необходимо проведение регулярных, периодических наблюдений, т.е. мониторинга инвестиционного климата. [11, 123c.]

Инвестиционный  климат региона рассматривался как  комплексная система, состоящая из трех важнейших подсистем:

• инвестиционного потенциаласовокупности имеющихся в регионе факторов производства и сфер приложения капитала;

• инвестиционного риска — совокупности переменных факторов риска инвестирования;

• законодательных условий — правовой системы, обеспечивающей стабильность деятельности инвестора.

Инвестиционный  потенциал региона — количественная характеристика, учитывающая основные макроэкономические индикаторы, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой), а также потребительский спрос населения.

При расчете  инвестиционного потенциала региона  используются абсолютные статистические показатели. Совокупный потенциал региона  включает восемь интегрированных подвидов:

ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе средневзвешенной обеспеченности территории региона балансовыми запасами важнейших видов природных ресурсов;

производственный, понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;

потребительский — совокупная покупательная способность населения региона;

инфраструктурный — оценка экономико-географического положения и инфраструктурной насыщенности региона;

инновационный — при его определении учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе;

трудовой, для расчета которого использовались данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне;

институциональный, понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе;

финансовый, выраженный общей суммой налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона.

Инвестиционный  риск — характеристика качественная, оценивающая вероятность потери инвестиций и дохода от них. Применительно к региону можно выделить следующие виды

риска:

политический, зависящий от устойчивости региональной власти и политической поляризации населения;

экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе;

социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности;

криминальный, определяемый уровнем преступности с учетом тяжести преступлений;

экологический, рассчитанный как интегральный уровень загрязнения окружающей среды;

финансовый, отражающий напряженность регионального бюджета и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий региона;

законодательный, характеризующий совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: местные налоги, льготы, ограничения и т.п.

Процедура составления  инвестиционного рейтинга региона включает несколько этапов. На первом этапе из всех статистических показателей, относящихся к тому или иному виду инвестиционного риска и потенциала, с помощью корреляционного анализа выделяются наиболее значимые показатели. Затем методом факторного анализа определяется вклад каждого значимого показателя в общую величину соответствующего потенциала или риска. На завершающем этапе с помощью метода кластерного анализа регионы, ранжированные по потенциалу (риску), объединяются в группы по характеру инвестиционного климата. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Пути улучшения инвестиционного климата региона

 

    Ввиду особой важности проблемы повышения инвестиционной активности в регионе возникает насущная необходимость научной проработки проблемы рационализации использования

ограниченных  государственных инвестиционных ресурсов. Необходимо существенно повысить внимание к рациональному использованию  государственных финансовых ресурсов, используемых на цели экономического развития, аккумулируемых в бюджете развития региона.

А. Бюджет развития региона как инструмент активизации инвестиционной активности региона. Бюджет развития региона разрабатывается в целях содействия эффективному развитию регионального хозяйственного комплекса. Его формирование имеет следующие основные цели:

• поддержка  приоритетных для экономики региона  инвестиционных проектов;

• финансирование неэффективных, однако, насущно необходимых  мероприятий по развитию экономики  региона;

• предоставление возможности получения гарантий под кредиты на реализацию эффективных инвестиционных проектов.

   Бюджет развития региона является составной частью регионального бюджета, средства которого используются для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов.    Денежные средства, направленные в бюджет развития региона за счет внутренних средств, не подлежат секвестру в течение финансового года.

    Средства бюджета развития формируются за счет следующих источников:

• внутренние и  внешние заимствования региона на инвестиционные цели;

• часть доходов  республиканского бюджета от использования  и продажи имущества, находящегося в республиканской собственности;

• часть доходов  республиканского бюджета от использования  и распоряжения объектами республиканской  собственности;

• доходы республиканского бюджета от ранее произведенных  бюджетных инвестиционных ассигнований на условиях возвратности, платности  и срочности;

• отчисления части  поступлений в республиканский  бюджет от размещения ценных бумаг;

• суммы инвестиционных налоговых кредитов в части налоговых платежей, подлежащих зачислению в бюджет региона.

    Денежные средства бюджета развития региона направляются на финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе, на условиях возвратности, платности и срочности.

    Управление бюджетом развития осуществляет специально созданная управляющая компания, которая имеет статус государственного унитарного предприятия.

    Управляющая компания проводит оперативное управление бюджетом развития, анализ, оценку и отбор инвестиционных проектов для предоставления денежных средств и государственных гарантий за счет средств бюджета развития, конкурс на предоставление инвесторам государственных гарантий за счет средств бюджета развития, формирует и управляет инвестиционным фондом бюджета развития региона.

Важнейшей задачей  бюджета развития региона является предоставление государственных гарантий. Государственные гарантии за счет средств  бюджета развития рассматриваются  как обязательства правительства  региона возместить кредитору часть фактически предоставленных им средств на финансирование инвестиционного проекта в случае неисполнения заемщиком своих кредитных обязательств.

Информация о работе Инвестиционная политика региона