Инвестиционные процессы в экономике российских регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 22:59, курсовая работа

Краткое описание

Подлинное становление рыночной экономики в России невозможно без интенсификации инвестиционной деятельности. Ведь именно на рыночные отношения направлена экономическая политика государства. В связи с начавшимся в 90–х годах переходом России к новым общественно – экономическим отношениям страну потряс экономический кризис. Помочь государству в преодолении экономического кризиса были призваны инвестиции. Инвестиции предназначены для поднятия и развития производства, увеличения его мощностей, технологического уровня. Инвестиции способны вывести страну из кризиса, поэтому данная тема актуальна для современной России

Содержание

с.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоритические аспекты предметы исследования
4
Понятие «инвестиции» как экономической категории
4
Инвестиционный процесс
7
Группы инвестиций
12
Участники инвестиционного процесса и типы инвесторов
14
Глава 2. Инвестиционные процессы в экономике российских регионов
17
2.1. Главные особенности Южного федерального округа
21
2.2. Источники инвестиций экономики округа
22
2.3. Социально-экономическое развитие Южного федерального округа
27
2.4. Социально-экономическое развитие Ростовской области
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовой макроэкономика.doc

— 218.00 Кб (Скачать файл)

На внешних товарных рынках наиболее сильные позиции предприятий округа отмечаются по продукции агропромышленного комплекса. Удельный вес Южного федерального округа в совокупном по России объеме экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья превышает 28 процентов, в экспорте продукции машиностроительного комплекса составляет почти 7 процентов, металлургического комплекса - более 4 процентов.

Положение Южного федерального округа на пересечении двух основных евроазиатских транспортных направлений Восток - Запад и Север - Юг обусловливает перспективы развития его транспортной инфраструктуры.

Транспортно-логистическая инфраструктура округа, относительно развитая в настоящий период, с учетом роста транспортных потребностей производства и населения, а также объемов внешней торговли без инновационной модернизации и значительных инвестиций не сможет обеспечить в перспективе необходимый уровень транспортной доступности и качество услуг, тем самым будет сдерживаться реализация транзитного потенциала территории и развитие транспортно-логистических технологий, снижаться пространственная мобильность и возможности роста уровня и качества жизни населения.

Для снятия инфраструктурных ограничений должно быть обеспечено комплексное развитие опорной транспортной сети федерального значения, развитие существующих и формирование новых международных транспортных коридоров, создание современной логистической инфраструктуры.

Развитие транспортной инфраструктуры Южного федерального округа будет обеспечиваться выполнением программных мероприятий по модернизации и развитию аэропортовых комплексов, транспортных узлов, участков автомобильных и железных дорог и объектов на них, а также инфраструктуры внутренних водных путей, что позволит повысить уровень интеграции округа в единое экономическое пространство России и обеспечить его подключение к глобальной транспортной системе.

В настоящее время Южный федеральный округ является энергодефицитным регионом. Его энергетические системы устарели, основное оборудование характеризуется высокой степенью износа.

Стратегической целью развития энергетического комплекса округа на период до 2020 года будет являться преодоление дефицита электроэнергии путем дальнейшего развития, обеспечения надежности и устойчивости функционирования регионального энергетического комплекса. Формирование рациональной структуры генерирующих мощностей в Южном федеральном округе предполагается обеспечить за счет расширения, модернизации и нового строительства 32 объектов. Стратегическими целями развития сетевого сектора являются: модернизация электросетевого комплекса на основе новых технологий, повышение эффективности и инвестиционной привлекательности энергокомпаний, осуществление полного комплекса производственно-технологических операций по передаче электроэнергии по распределительным сетям в необходимом объеме с обеспечением высокой надежности и качества.

Темпы роста производства в Южном федеральном округе в последнее десятилетие превышали среднероссийские, рост валового регионального продукта составил в округе в 2009 году 165,7 процента по отношению к 2000 году, рост промышленного производства - 153,4 процента (средние по стране показатели составляли соответственно 159,2 процента и 135 процентов)15.

Тенденции развития экономики Южного федерального округа и факторы, их определяющие в 2000-2009 годах, в целом совпадали с общероссийскими. К числу таких тенденций относятся:

- рост внутрирегионального спроса на товары отечественного производства и импорт;

- снижение влияния экспортного спроса на общерегиональную динамику.

- Динамика макроэкономических показателей в округе складывалась под действием ряда структурных факторов и особенностей экономического развития, имеющих долгосрочный характер.

Структура производимой в округе валовой добавленной стоимости отличается от среднероссийской высокой долей сельского хозяйства, удельный вес которого в Южном федеральном округе почти втрое превосходит средний показатель по стране, высокой долей транспорта и связи, прежде всего в Краснодарском крае и Астраханской области, где расположены транспортные комплексы международного и межрегионального значения, а также высокой долей сектора социальных услуг (доля социальных услуг выше средней по стране во всех южных регионах, кроме Волгоградской области, особенно велика она в Республике Адыгея и Республике Калмыкия, где в силу низкого экономического потенциала сектор бюджетных услуг является существенным фактором занятости и формирования доходов).

Несмотря на высокую долю социальных услуг, удельный вес сервисного сектора в целом в Южном федеральном округе ниже, чем в других федеральных округах, доля наиболее высокодоходных услуг коммерческого характера в валовой добавленной стоимости во всех регионах Южного федерального округа ниже среднероссийской, исключая Краснодарский край. Для трудоизбыточного региона с относительно дешевой рабочей силой, которая может быть эффективно занята в сервисных отраслях, это отражает, с одной стороны, недостаточный уровень развития рыночных услуг в округе (особенно в сфере транспорта и связи, а также бытовых услуг), с другой стороны, вероятно, недоучет доходов в сервисном секторе округа за счет теневого бизнеса и нерегистрируемой экономической деятельности.

Региональные особенности структуры производства являются важным фактором формирования его эффективности. Выработка валовой добавленной стоимости на одного занятого в экономике Южного федерального округа составляет 65 процентов от средней по стране, с учетом межрегиональной дифференциации цен - 70 процентов. Вклад структурного фактора в это отклонение составляет 25 процентов, а 75 процентов определяются различиями в абсолютных показателях производительности труда по видам деятельности, которые ниже средних по стране по всем агрегированным видам экономической деятельности, исключая сельское хозяйство. Средняя заработная плата в Южном федеральном округе в 2008 году составляла 73 процента от средней по Российской Федерации, отклонение на 80 процентов определяется разницей заработной платы по отдельным видам деятельности, примерно на 20 процентов - особенностями структуры производства.

Южный федеральный округ и все входящие в его состав субъекты Российской Федерации относятся к числу ввозящих регионов, чистый ввоз добавленной стоимости составляет порядка 20 процентов от ее производства. В динамике масштабы перераспределения валовой добавленной стоимости в пользу Южного федерального округа обнаруживают тенденцию к росту. Объемы используемой в округе валовой добавленной стоимости превышают объемы ее производства и достаточны только для покрытия текущего потребления домашних хозяйств и органов государственного управления. Ресурсы, необходимые для формирования накопления, завозятся в округ извне. Это означает, что сильное влияние на региональную динамику оказывает инвестиционная привлекательность регионов Южного федерального округа для частных инвесторов, а также возможность привлечения в регион бюджетных инвестиций.

 

2.3.Социально-экономическое развитие Южного федерального округа.

Современное социально-экономическое развитие Южного федерального округа характеризуется преобладанием позитивных процессов постепенного преодоления имевшей место в 2008-2009 годах глубокой рецессии в отечественной экономике, произошедшей в результате глобального финансово-экономического кризиса.

В 2009 году общий уровень экономической активности на территории Южного федерального округа (в совокупности отражающий ее уровень по важнейшим отраслям экономики: промышленности, сельскому хозяйству, строительству и торговле) по сравнению с уровнем 2008 году сократился на 10,7 процента на фоне снижения экономической активности по России в целом на 7,7 процента. Наряду с этим в течение 2009 года существенно обострилась ситуация на рынке труда в большинстве регионов Южного федерального округа. В целом по округу общий уровень безработицы (рассчитанный по методологии Международной организации труда) возрос с 6,5 процента в 2008 году до 8,6 процента в 2009 году, при том что по Российской Федерации он увеличился с 6,3 процента до 8,4 процента.

В то же время произошедший в первой половине 2010 года перелом в развитии экономики страны позволил существенно улучшить тенденции социально-экономического развития Южного федерального округа и всех входящих в его состав регионов. Так, индекс динамики экономической активности в I полугодии 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 года по Южному федеральному округу в целом составил 107,7 процента против 104,9 процента по Российской Федерации, причем по всем регионам Южного федерального округа данный индекс за указанный период также превысил среднероссийское значение.

В сфере промышленного производства за первые 6 месяцев 2010 года прирост продукции по округу составил 8,6 процента, что несколько ниже, чем в среднем по России (10,2 процента). Существенно выше среднероссийского значения за отмеченный период оказался в Южном федеральном округе прирост продукции сельского хозяйства, составивший 6 процентов против 2,9 процента по Российской Федерации.

Активизация инвестиционной деятельности на территории округа, в значительной степени локализованная в пределах Краснодарского края, обусловила рост объема строительных работ в Южном федеральном округе на 11,6 процента на фоне его снижения по России в целом на 3,1 процента.

Интегральный индекс конкурентоспособности экономики Южного федерального округа, рассчитанный по совокупности 8 важнейших характеристик регионального развития за 2009 год и значений их прироста по сравнению с уровнем 2008 года, составил 0,365, что лишь немного ниже аналогичного показателя по Российской Федерации (0,375). По его величине среди федеральных округов России Южный федеральный округ занимает 6-е место, превосходя Сибирский и Северо-Кавказский федеральные округа.

Среди субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, по общему уровню текущей конкурентоспособности заметно выделяется Краснодарский край (интегральный индекс - 0,410). Также выше среднероссийского значение указанного интегрального индекса в Волгоградской области (0,379). Более низкий уровень конкурентоспособности экономики (ниже как среднего по округу, так и среднего по России) в 2009 году наблюдался в Ростовской (0,333) и Астраханской (0,327) областях, Республике Адыгея (0,342) и Республике Калмыкия (0,336).

В то же время относительно низкая доходность большинства предприятий округа обусловила существенное отставание Южного федерального округа по величине сальдированного финансового результата на 1 занятого в экономике (21,7 тыс. рублей против 62,1 тыс. рублей по России).

Для экономики округа в настоящий период характерен в целом низкий уровень инновационной активности, сводный индекс которой достигает не более 60 процентов от среднего показателя по Российской Федерации. Дальнейший рост конкурентоспособности экономики Южного федерального округа и входящих в его состав субъектов Российской Федерации, обеспечение их сильных конкурентных позиций в глобальной экономике на долгосрочную перспективу потребуют значительного наращивания экономического потенциала, формирования высокоэффективной транспортной, энергетической и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, осуществления последовательной диверсификации и инновационной модернизации хозяйственного комплекса округа, значительного повышения качества человеческого капитала. 
Стратегия ориентирована на ускоренный экономический рост на основе инновационных технологий и институтов и направлена на противодействие потенциальным угрозам России в Черноморском и Каспийском бассейнах.

 

2.4. Социально-экономическое развитие Ростовской области

Основными видами экономической деятельности Ростовской области являются обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, транспорт и связь.

Важнейшими отраслями специализации, определяющими место области в экономике России, выступают отрасли агропромышленного комплекса, черная металлургия, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение, легкая промышленность и торговля.

Согласно распоряжения Правительства РФ от 5 сентября 2011 г. N 1538-р «О Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 г.» 
Конкурентными преимуществами Ростовской области являются:

- географическое и геополитическое положение

- развитая транспортная инфраструктура, благодаря которой область входит в число транспортно-распределительных узлов;

- земельные, водные и природно-климатические ресурсы;

- наличие крупной городской агломерации;

- выгодное приграничное расположение области (протяженная граница с Украиной);

значительные площади плодородных сельскохозяйственных угодий;

- высокий уровень демографического потенциала территории;

- высокий уровень и качество урбанизации территории;

- развитая сеть образовательных и научных учреждений, наличие высокотехнологичных производств, которые обеспечивают высокий уровень развития человеческих ресурсов;

- высокий уровень диверсификации экономики, который создает потенциал устойчивости экономического развития и обеспечение социальных гарантий, предпосылки формирования длинных цепочек добавленной стоимости при развитии новых производств;

- стабильное социально-политическое положение;

- высокий потребительский потенциал;

- высокий уровень развития финансовой и страховой инфраструктуры;

- благоприятный инвестиционный климат и налоговый режим.

Инновационная политика Ростовской области направлена на интеграцию всех систем региональной политики, включая социально-экономическую, промышленную, научную и образовательную. Формирование эффективной региональной инновационной системы включает в себя:

- формирование благоприятных условий для создания инновационных предприятий;

поддержку субъектов инновационной деятельности;

- генерацию технологий - стимулирование создания технологий для отраслей новой экономики, в которых потенциал знаний трансформируется в коммерческие продукты с высокой добавленной стоимостью, стимулирование развития малого и среднего бизнеса в инновационной сфере;

Информация о работе Инвестиционные процессы в экономике российских регионов