Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 21:10, курсовая работа
Индонезия – островное государство, состоящее из 17 508 участков суши в океане (5 больших и 30 небольших архипелагов). Она имеет островной тип, что выражено и в названии страны. «Индонезия» происходит от двух греческих слов: Индос – «индийские» и Несос – «острова». Географически Индонезия расположена между австралийским и азиатским континентами и омывается Тихим и Индийским океанами. Страна граничит с Папуа Новой Гвинеей на острове Ириан Джая и на острове Калимантан – с Малайзией и Брунеем Даруссаламом.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОНОМИКИ ИНДОНЕЗИИ ……………….4
ГЛАВА 2
АСЕАН…………………………………………………………………………….9
2.1 История и создания АСЕАН…………………………………………………9
2.2 Зона свободной торговли, зона инвестиций и схема промышленного сотрудничества стран АСЕАН……………………………….…………………11
ГЛАВА 3
Индонезия в интеграционных процессах, происходящих в АСЕАН ………………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….………………19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….……………20
Главный инструмент реализации идеи создания ЗСТ - Соглашение об общем эффективном преференциальном тарифе (СЕПТ), подписанное странами АСЕАН на саммите в Сингапуре в 1992 г. СЕПТ развивает основные положения Соглашения о преференциальной торговле АСЕАН 1977 г. (АПТА).
Согласно принятой схеме СЕПТ все
товары подразделяются на четыре категории.
К первой относятся товары, уровень
тарифов на которые подлежит сокращению
в соответствии с ускоренным или
обычным графиком. Эта группа товаров
составляет 88% всей товарной номенклатуры
стран АСЕАН и постоянно
Главной причиной возникающих у членов АФТА трудностей является однотипная структура экономик стран ЮВА и практически одинаковая и, следовательно, конкурирующая их экспортная товарная номенклатура. Исключение составляет только Сингапур.
СЕПТ также предусматривает шаги по согласованию стандартов и сертификатов качества на продукцию, выработку правил честной конкуренции, упрощение внутренних инвестиционных и таможенных законодательств, стимулирование процесса создания совместных региональных предприятий и т.д. Для реализации этих целей создан Консультативный комитет АСЕАН по стандартам и качеству.
Управление и руководство
Государства-участники смогли добиться определенного успеха. Так, средневзвешенный уровень внутрирегиональных тарифов на основную группу товаров был снижен с 12,67% в 1993 году до 6,15% в 1998 году. Доля внутриасеановской торговли в 1998 году составила 20% от общего объема внешней торговли стран Ассоциации, что, однако, намного меньше, чем в Европейском союзе или НАФТА (60% и 40% соответственно).
По расчетам специалистов АСЕАН , общая выгода входящих в нее стран от либерализации торговли и роста экспорта товаров до 1998 г. составляла в год не менее 3-4 млрд. долл. за счет дополнительного увеличения их совокупного валового внутреннего продукта. Соответственно возрастало число новых рабочих мест и валютных поступлений.
Схема промышленного сотрудничества стран АСЕАН. В целях повышения конкурентоспособности товаров, производимых в зоне АСЕАН , а также создания условий для привлечения инвестиций в этот регион были предприняты поиски новых форм промышленного сотрудничества. Базовое Соглашение по схеме промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО) было подписано государствами - членами АСЕАН в апреле 1996 года.
Схема АИКО регулирует производство всех продуктов, кроме тех, которые включены в Список общих изъятий Договора о CEПT, и в настоящее время применяется только к промышленному производству с дальнейшей возможностью распространения и на другие сектора экономики.
Целями АИКО являются: рост производства промышленной продукции; углубление интеграции; рост инвестиций в государства АСЕАН из третьих стран; расширение внутриасеановской торговли; совершенствование технологической базы; повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке; возрастание роли частного сектора.
Для стимулирования создания новых компаний предусмотрен ряд преференций. Так, согласно новой схеме промышленного сотрудничества в отношении товаров, одобренных для производства в рамках АИКО, с момента создания начинают применяться льготные тарифные ставки в размере 0-5% . Это создало им преимущественные условия по сравнению с остальными производителями, для которых такой уровень тарифной ставки в соответствии с Соглашением о СЕПТ был достигнут только через несколько лет. Кроме того, предусматривается ряд и нетарифных преференций, в том числе и преимущества в получении инвестиций.
Опираясь на содержащиеся в Соглашении
об общем эффективном
Зона инвестиций АСЕАН. В октябре 1998 года было подписано Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций АСЕАН. Зона инвестиций АСЕАН (АИА) охватывает территории всех государств - членов Ассоциации и является одним из основных инструментов привлечения внутренних и внешних инвестиций путем предоставления инвесторам национального режима, налоговых льгот, отмены ограничений на долю иностранного капитала и т.д.
Стимулирующую роль в принятии Рамочного соглашения сыграл азиатский финансовый кризис 1997 года, в результате которого произошел существенный отток из ЮВА иностранного капитала. Чтобы удержать в регионе по крайней мере стратегических инвесторов, страны АСЕАН решили разрешить иностранные инвестиции в ранее недоступные для них сектора экономики.
В соответствии с Рамочным соглашением об АИА участники Ассоциации взяли на себя обязательства поэтапно открыть до 2010 года основные сектора национальной промышленности инвесторам из государств - членов Ассоциации и до 2020 года - внешним инвесторам.
Участники обязались постепенно предоставить всем иностранным инвесторам национальный режим (до 2010 г. - асеановским инвесторам, к 2020 году - всем инвесторам из третьих стран). Странам, осуществляющим инвестиции в обрабатывающую промышленность, национальный режим предоставляется немедленно.
Исходя из различного уровня развития государств - членов АСЕАН , Рамочное соглашение первоначально предусматривало постепенное уменьшение Списка временных исключений и полного отказа от него для Брунея, Индонезии, Малайзии, Филиппин, Сингапура и Таиланда до 2010 г., Вьетнама - до 2013 г., Лаоса и Мьянмы - до 2015 г. Однако уже на первом своем заседании в марте 1999 г. Совет АИА ликвидировал списки в 2003 году.
Помимо указанных мер страны АСЕАН в рамках Рамочного соглашения обязались предоставить инвесторам пакет налоговых льгот, намеченных “Ханойским планом действий” в 1998 г. К ним прежде всего относится временное освобождение от уплаты налога на прибыль, беспошлинный ввоз капитального оборудования, упрощение таможенных процедур, право на найм иностранного персонала, минимальный срок аренды земли под промышленные цели на 30 лет и др.
Все это показало, что страны АСЕАН, несмотря на лоббирование некоторых заинтересованных в сохранении своего монопольного положения представителей национального капитала, намерены последовательно продвигаться по пути успешного завершения создания зоны инвестиций. Важно отметить, что после паники 1997 года уже началось возвращение многих инвесторов в ЮВА. На этой основе, а также благодаря мерам по ограничению движения “горячих денег”.
Руководящим органом зоны инвестиций АСЕАН является Совет, включающий министров, в компетенцию которых входят вопросы регулирования инвестиций в странах Ассоциации. В заседании Совета также принимают участие главы национальных инвестиционных агентств. Основным рабочим органом АИА является созданный Советом Координационный комитет по инвестициям. Функции Секретариата Совета и Координационного комитета выполняет Секретариат АСЕАН.
Глава 3
Индонезия в интеграционных процессах, происходящих в АСЕАН
В принятой 8 августа 1967 г. в Бангкоке учредительной Декларации АСЕАН была представлена миру как «региональное объединение», которое будет добиваться решения задач преимущественно в социально-экономической сфере. Тем не менее интересы безопасности режимов и политических элит первой пятерки стран-учредителей Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин были при этом определяющими.
Создание механизма
АСЕАН формировалась под воздействием различных факторов из которых самым значительным был страх перед «коммунистической угрозой» на национальном и региональном уровнях. И это была не только война во Вьетнаме, но и быстрый рост коммунистических партий и различных левых группировок в других странах ЮВА, в том числе Индонезия, при активной поддержке Китая и Советского Союза. К этому надо добавить утрату доверия к великим державам Запада бывшим метрополиям после поражения Франции в Индокитае и постепенного ухода Великобритании из региона «к востоку от Суэца».
Среди этих факторов было еще и желание четверки стран ЮВА (Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины) сдержать региональные амбиции тогдашней Индонезии в рамках многостороннего форума и, конечно, необходимость обеспечения быстрого экономического рывка вперед. Эти ключевые элементы и создавали коллективную идентичность, которая позволила правящим элитам подняться над всеми разногласиями и объединиться ради общего дела.
Эволюция АСЕАН проходила так медленно, а доверие между странами региона формировалось с такими трудностями, что третий саммит АСЕАН состоялся только через добрый десяток лет после второго (1977 г.).
Пионеры АСЕАН (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины) сами еще только учились доверять друг другу, сохраняя следы острых конфликтов, в том числе территориальных. Основным организационным звеном АСЕАН стали ежегодные встречи министров иностранных дел стран-участниц. С 1977 г. они стали сопрягаться с совещаниями между министрами АСЕАН и представителями ряда вне региональных государств и организаций — «партнеров по диалогу». В их число входили Австралия, Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), Канада, Новая Зеландия, США и Япония. Основными темами данных встреч были вопросы осуществления программ содействия развитию и торгово-экономическая проблематика. В 1984 г. практика обсуждений между АСЕАН и «партнерами по диалогу» была преобразована в так называемые постминистерские конференции, которые и по сей день проводятся ежегодно сразу после проведения официальных встреч министров иностранных дел АСЕАН.
Асеановский диалог, в те годы малоэффективный с точки зрения развития экономической интеграции, все же служил средством формирования чувства политической общности, солидарности между странами-участницами, воспитания их взаимной толерантности, утверждения практики бесконфликтного согласования позиций по спорным вопросам. Эти усилия не раз приносили свои плоды, хотя и не так быстро, как хотелось бы многочисленным критикам АСЕАН.
До начала 90-х гг. качественная эволюция охватывала в основном военно-политическую сферу и содействовала стабилизации обстановки в ЮВА. В экономической сфере (несмотря на поставленную задачу формирования зоны свободной торговли) вследствие объективных и субъективных причин развивалось взаимное экономическое сотрудничества и то в ограниченных масштабах. Реальной экономической интеграции не было и не могло быть в условиях низких уровней экономического развития стран-участниц и низкой степени взаимозависимости и взаимодополняемости. В дальнейшем благодаря внешним и внутренним факторам качественные изменения в АСЕАН (по принципу вглубь) связаны с созданием в основном зоны свободной торговли для 7 стран-членов, включая Индонезия в 2000 г., тогда как к концу 80-х гг. действовала лишь зона преференциальной торговли, ограниченная объемом взаимной тарифных преференций и списком включенных товаров.
В 1997 г., когда в Азии разразился финансовый кризис и нарушали большинство экономик стран ЮВА, включая Индонезия, а затем и в начале нынешнего века в связи с беспрецедентным ростом экономической и оборонной моши Китая и Индии страны АСЕАН столкнулись с рядом сложных проблем, которые заставили пересмотреть стратегию развития Ассоциации, реорганизовать ее структуру, изменить формы и методы деятельности. Следуя примеру восточно-азиатских «тигров» и Китая, страны АСЕАН включились в соревнование за привлечение иностранных инвестиций.
Лидеры стран ЮВА на саммите 2003 г., вновь проходившем на о. Бали - Индонезия, приняли вторую Декларацию согласия (Балийское согласие II), в которой еще раз подтвердили принципы Договора 1976 г. и утвердили «Видение АСЕАН 2020 г.» как «концерта государств Юго-Восточной Азии, открытых, живущих в мире, стабильности и процветании, тесно связанных друг с другом в динамичном развитии и сообществе государств, заботящихся о благе своих народов. Это сообщество, говорилось во второй Декларации согласия, будет состоять из трех неразрывных частей: Сообщество безопасности. Экономическое сообщество’ и Социально-культурное сообщество.
Ассоциация больше не могла эффективно существовать в своем прежнем виде, т. е. как аморфная, плохо управляемая коалиция очень разных государств, опирающаяся во многом на личные договоренности лидеров. В большинстве стран-членов нарастало недовольство неэффективностью АСЕАН в новых условиях. В этой связи на саммите АСЕАН в Куала-Лумпуре в 2005 г. была создана специальная «Группа выдающихся деятелей», которой поручили разработать проект Хартии (Устава) АСЕАН. В ее состав вошли бывшие премьеры и министры иностранных дел стран-членов.
Информация о работе Индонезия в интеграционных процессах, происходящих в АСЕАН