Инновации как фактор экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 18:37, курсовая работа

Краткое описание

Категория экономического роста является важнейшей характеристикой общественного производства при любых хозяйственных системах и также является важнейшей характеристикой инноваций. По мнению различных экономистов, существует множество определений понятия «экономический рост», вот, на мой взгляд, наиболее полноценные, раскрывающие сущность данного термина:
Экономический рост – это процесс постоянного восхождения от низшей ступени к высшей в системе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ.1

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 440.50 Кб (Скачать файл)

 

Инновационный процесс открывает большие возможности для национальной экономики в целом, однако в то же время он таит в себе угрозы отставания от других хозяйственных систем в случае несвоевременной реакции на происходящие глобальные изменения, так как появление новых изобретений способствует увеличению скорости морального износа уже имеющихся техники и технологий, обесценению постоянного капитала, значительный рост издержек, и, в конечном итоге, падению конкурентоспособности национальной продукции. 12

К тому же современный научно-технический прогресс дает возможность альтернативных путей развития и применения одной и той же научно-технической идеи в разных отраслях с весьма различными результатами с точки зрения эффективности. 13

 

Риск неточного выбора направления  разработки чрезвычайно велик и может привести к утрате позиций на рынке, потере самостоятельности национальной экономики в мировом сообществе. При равенстве затрат на НИОКР результаты могут быть весьма различны.

В современных условиях все процессы применения новых знаний связаны с рыночными отношениями. Практика показывает, что инновации направлены на рынок и удовлетворение его потребностей.

Предприятие – базовое звено  экономики. Процесс внедрения инноваций  охватывает все стороны деятельности предприятий. Сам поиск эффективных организационных форм управления инновациями основывается на умелом сочетании научно-инновационных и рыночных факторов. Внедрение этих поисков в производство и есть инновационная деятельность.

 

Итак, инновационная деятельность14 – это деятельность, направленная на получение новых знаний и продуктов, результатом которой является коммерческая реализация новых технических средств, технологий, новой продукции, материалов, новых методов организации и управления производством и др., дающая экономический (доход, прибыль), социальный, экологический либо иной эффект.

В настоящее время эффективность  инновационной деятельности предприятия  определяется, прежде всего, наличием отлаженной системы инвестирования, кредитования, налогообложения, функционирующих  применительно к инновационной сфере научных разработок. Следует различать понятия «новшество» и «инновация». Новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности с целью повышения её эффективности. Новшества могут оформляться в виде: открытий; изобретений; патентов; товарных знаков; рационализаторских предложений; документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, организационную, производственную или другую структуру и т. п.

Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого использования и предложения на рынке с целью получения определённого положительного эффекта. Всё многообразие инноваций можно классифицировать по ряду признаков (рис.1.1.)15

 

 

 

Рис. 1.1. Классификация  инноваций.

 

Инновации, с одной  стороны, являются средством реализации стратегических альтернатив развития предприятия, и, с другой – средством  повышения конкурентоспособности  продукции и экономических показателей  предприятия.

Создание, освоение и коммерциализация новшеств включает ряд стадий и этапов, составляющих инновационный цикл. Структуру инновационного цикла можно представить в виде: ФИ – ПИ – М – Рт – Пр – ОС – ПП – Р (1)

где ФИ – фундаментальные  исследования; ПИ – прикладные исследования; М – маркетинговые исследования; Рт – разработки (технические, технологические); Пр – проектирование; ОС – освоение; ПП – промышленное производство; Р – реализация.

На предприятиях, чтобы  сократить фазы разработки и внедрения  в производство, продлить стадию эксплуатации и предотвратить фазу спада, разрабатывается и реализуется инновационная стратегия и инновационная политика.

 

 

 

 

2.2Инновационная стратегия и инновационная политика предприятия.

Инновационная деятельность предприятия является одним из  важнейших факторов экономического роста, а также является важнейшим инструментом, обеспечивающим конкурентоспособность выпускаемых товаров и возможность увеличения прибыли, получаемой предприятием в результате хозяйственной деятельности.

Инновационная деятельность предприятия проявляется, прежде всего, в выработке и реализации инновационной  стратегии и инновационной политики.

Инновационная стратегия  – это система целей долговременного  развития предприятия и мер по их достижению на основе инноваций. Она может быть агрессивной и оборонительной. Под агрессивностью понимается степень перемен, обеспечиваемых инновациями, скорость их внедрения и частота сменяемости. Под оборонительной стратегией понимается внедрение инноваций по необходимости, в порядке следования за лидером. Наибольшее повышение конкурентоспособности продукции и предприятия обеспечивает агрессивная стратегия.

Также различают новаторскую, имитационную и венчурную стратегии. Новаторская стратегия направлена на обеспечение высокой конкурентоспособности продукции путём самостоятельной разработки и внедрения инноваций большой степени радикальности с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации. Эта стратегия связана с различными рисками, основными из которых являются:

1) инновационный риск, определяемый ошибочностью идеи инновации, недостижением предполагаемого результата, моральным старением инноваций, особенно радикальных;

2) технологический риск, связан с тем, что даже при успешном испытании инновация может быть неэффективной в производстве вследствие увеличения периода освоения, неточности в оценке ожидаемых затрат и т. д.;

3) коммерческий риск – связан с неопределённостью результатов больших затрат на маркетинг продукта радикальной инновации вследствие конкуренции, а также действия других рыночных факторов;

4) финансовый риск – связан с возможностью ошибок в оценке единовременных затрат (инвестиций) и будущих доходов; он аккумулирует в себе все вышеперечисленные виды рисков и другие риски (политический и т. д.).

Имитационная стратегия  направлена на использование уже  известных продуктовых, технологических  и других инноваций с незначительным их усовершенствованием. Она предусматривает  разработку с охватом всех стадий инновационного процесса и фаз жизненного цикла инновации, за исключением этапов НИОКР, конструкторской и технологической подготовки (начинается с разработки проекта и строительства).

При данном виде стратегии  значительно снижаются технологический, коммерческий, инновационный и финансовый риски, что обусловливает широкое её использование в мировой практике.

Венчурная стратегия  предполагает использование предприятием инновационных разработок венчурных  предприятий.

Венчурные предприятия  занимаются разработкой инноваций  в быстро развивающихся отраслях промышленности, охватывая стадию разработки (НИОКР, подготовка конструкторской, технологической и проектной документации) и фазу внедрения (классический венчур). Эти предприятия могут также сопровождать разработанную инновацию в производстве на предприятии-потребителе (венчур сопровождения). В первом случае (классический венчур) венчурное предприятие несёт весь инновационный риск, а во втором (венчур сопровождения) – также часть технологического риска. Поэтому предприятия, использующие венчурную стратегию, связаны с меньшими рисками по сравнению с другими стратегиями.

Инновационная стратегия  предприятия реализуется инновационной  политикой. Инновационная политика предприятия представляет собой  определение целей инновационной  стратегии и создание механизма поддержки приоритетных программ и проектов предприятия.

При разработке инновационной  политики могут использоваться два  подхода:

1. Целью инноваций  является получение значительной  прибыли на определённом отрезке  времени за счет «пионерства»  в какой-либо области.

При этом внедрение инновации  и её последующее распространение  связывается с возможностью значительного  снижения себестоимости и роста  спроса на продукцию.

2. Целью внедрения  является завоевание (закрепление)  небольшого сегмента рынка с  минимальной прибылью с последующим увеличением доли на рынке и прибыли.

При разработке инновационной  политики затрагиваются следующие  области деятельности:

– исследования и разработки (поисковые, фундаментальные, прикладные исследования, ОКР, опытное производство и распространение инноваций);

– повышение качества и сертификация продукции;

– обновление производственной базы (техническое перевооружение);

– создание, поддержание  и развитие научно-технологического потенциала предприятия;

– освоение рынка инноваций (разработка мероприятий, связанных с маркетинговой политикой).

При формировании инновационной  политики инновация рассматривается  с двух позиций:

1. Наличие новых значимых  технических решений, способных  обеспечить рыночный успех;

2. Наличие специфических  потребительских свойств (внешний вид, форма и т. д.), способных обеспечить успех при отсутствии значимых технологических решений.

Целью инновационной  политики является создание условий  для обеспечения эффективной  деятельности предприятия на основе повышения его конкурентоспособности и конкурентоспособности продукции.

Для обеспечения высокой  эффективности инновационной политики при её проведении должны соблюдаться  следующие принципы:

– целенаправленность, т. е. ориентация на достижение стратегических и тактических целей предприятия;

– приоритетность – выбор  важнейших направлений деятельности в настоящее время с учётом возможностей предприятия;

– альтернативность проектных  решений – разработка различных  вариантов и выбор наилучшего из них;

– комплексность –  охват инновациями смежных сфер деятельности;

– обоснованность – обоснование  научно-технического, социального, экологического, экономического эффектов с учётом факторов внешней среды;

– адаптивность – корректировка  плана проведения инновационной  политики и отдельных проектов в связи с изменением факторов внешней среды.

Инновационная политика формируется и корректируется под  влиянием различных факторов внешней  и внутренней среды предприятия.

Внешняя среда – это  совокупность хозяйствующих субъектов  и движущих сил, оказывающих влияние посредством факторов макросреды, подразделяемых на факторы прямого и косвенного влияния.

Факторы прямого влияния  включают законы, учреждения государственного регулирования, поставщиков ресурсов, потребителей, конкурентов, торговых, транспортных посредников. К факторам косвенного влияния относятся состояние национальной экономики страны, НТП, политические, демографические, социальные факторы.

Внутренняя среда –  это совокупность субъектов и  движущих сил предприятия, позволяющих  установить успешные взаимоотношения с поставщиками ресурсов и потребителями продукции. К факторам внутренней среды, оказывающим влияние на проведение инновационной политики, относятся:

– материала -, энерго - и фондоёмкость производства;

– технический уровень, наукоёмкость производства, состояние научно-технического потенциала;

– степень износа основных фондов и т. д.

Основными факторами, способствующими  реализации инновационной политики предприятия, являются:

– наличие резервов финансовых и материально-технических ресурсов на предприятии;

– высокий уровень  научно-технологического потенциала предприятия;

– наличии на предприятии  системы управления качеством на основе международных стандартов ISO;

– наличие системы  материального и морального стимулирования инновационной деятельности;

– наличие оптимальной  законодательно базы и государственная  поддержка проведения инновационной  политики.

Повышение конкурентоспособности  продукции вследствие проведения мероприятий  инновационной политики можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

1. Уровень технологического  развития (отношение объёма продукции,  произведенной по отдельным видам  технологий (по высоким, новым,  традиционным) к общему объёму  реализованной продукции);

2. Уровень экспортной  ориентации (отношение объёма продукции, реализованной на отдельных сегментах рынка (на мировом, внутреннем) к общему объёму реализованной продукции);

3. Уровень сертификации (отношение объёма продукции,  произведенной по технологиям,  сертифицированным по международным  стандартам ISO, к общему объёму произведенной продукции);

4. Уровень обновления (отношение объёма новой продукции,  освоенной в производстве, к общему  объёму произведенной продукции).

Информация о работе Инновации как фактор экономического роста