Инновационная деятельность предприятия ОАО «Северсталь»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Объектом этой работы является предприятие ОАО «Северсталь», как хозяйствующий субъект, а предметом - инновационная деятельность.
Таким образом, цель этой работы – проанализировать инновационную деятельность на примере ОАО «Северсталь».
Основными задачами данной курсовой работы являются:
1)понять сущность инноваций;
2)выявить виды инноваций;
3)рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия;
4)проанализировать инновационную деятельность предприятия на примере ОАО «Северсталь».

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…3
1.Теоретические основы инновационной деятельности......................................5
1.1.Классификацияьинноваций ………………………………………………....5
1.2.Понятия инноваций, ее основные свойства…………………………………9
1.3. Роль инноваций в развитии предприятия………………………………....14
2.Анализ инновационной деятельности предприятия ОАО «Северсталь»...16
2.1 Инновационный план ОАО «Северсталь»………………………….……..16
2.2 Производственная программа.......................................................................18
2.3 Инновационные проекты ОАО «Северсталь»…………………………….20
3. Роль персонала в развитии инновационной деятельности предприятия....24
Заключение……………………………………………………………………...28
Список использованной литературы………………………………………….30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 222.docx

— 56.33 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное Государственное  Бюджетное Образовательное Учреждение

«Владивостокский Государственный  Университет Экономики и Сервиса»

Академический Колледж

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Экономика отрасли»

Инновационная деятельность предприятия

ОАО «Северсталь»

Студент

Гр. СО-ОП-09_______________________________________Бородицкий Н.В

Руководитель_______________________________________Вовна  А.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Владивосток 2013

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..…3

1.Теоретические основы инновационной деятельности......................................5

1.1.Классификацияьинноваций ………………………………………………....5

1.2.Понятия инноваций, ее основные свойства…………………………………9

1.3. Роль инноваций в развитии предприятия………………………………....14

2.Анализ инновационной деятельности предприятия ОАО «Северсталь»...16

2.1 Инновационный план ОАО «Северсталь»………………………….……..16

2.2 Производственная программа.......................................................................18

2.3 Инновационные проекты ОАО «Северсталь»…………………………….20

3. Роль персонала в развитии инновационной деятельности предприятия....24

Заключение……………………………………………………………………...28

Список использованной литературы………………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема данной курсовой работы достаточно актуальна на сегодняшний  день. Так как именно инновационная  деятельность играет большую роль в  развитии предприятия. Ведь именно инновации  способствуют повышению эффективности  работы предприятия. При этом инновация  – это объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате сделанного открытия. В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение инноваций используется, зависят все формализуемые характеристики этого процесса.

 Объектом этой работы  является предприятие ОАО «Северсталь», как хозяйствующий субъект, а  предметом - инновационная деятельность.

Таким образом, цель этой работы – проанализировать инновационную  деятельность на примере ОАО «Северсталь».

Основными задачами данной курсовой работы являются:

1)понять сущность инноваций;

2)выявить виды инноваций;

3)рассмотреть влияние  инновационной деятельности на  развитие предприятия;

4)проанализировать инновационную  деятельность предприятия на  примере ОАО «Северсталь».

При изучении инновационной  деятельности предприятия использовались сравнительный анализ и метод  сбора данных. Возможные пути создания благоприятного инновационного климата  в российской экономике начались  активно в начале 80-х годов, еще  до распада Советского Союза. Уже  тогда стало очевидным, что действующие  механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет.

С тех пор был принят ряд государственных  концепций  регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено  о создании национальной инновационной  системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая  создание инфраструктуры инновационной  деятельности. Главной проблемой  пока остается разорванность связей между основными участниками  инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так  и финансированию инноваций.

В настоящее время единого  подхода к определению инновационной  деятельности нет, ровно как и  не проводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в  которых исследовались бы инновации. Существующие оценки инновационной  деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей  широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов.

Инновационным является такое  предприятие, которое внедряет продуктовые  или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или  внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных  и местных органов власти, научно-исследовательские  организации и провайдеры технологий, другие предприятия). Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и  списка использованной литературы.

 

      1. Теоретические основы инновационной деятельности

1.1.Классификация инноваций

Следует различать термины  «нововведения» и «инновации». Инновация  более широкое понятие, чем нововведение.

Инновация - это развивающийся  комплексный процесс создания, распространения  и использования новой идеи, которая  способствует повышению эффективности  работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в  производство, а объект, успешно  внедренный и приносящий прибыль  в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего  аналога[2, c.25].

Научно-техническое нововведение необходимо рассматривать как процесс  преобразования научного знания в научно-техническую  идею и далее - в производство продукции  для удовлетворения потребности  пользователя. В этом контексте можно  выделить два подхода к научно-техническому нововведению.

Первый подход отражает в  основном продуктовую ориентацию нововведения. Инновация определяется как процесс  преобразования ради выпуска готовой  продукции. Это направление распространяется в период, когда позиции потребителя  по отношению к производителю  достаточно слабы. Однако сами по себе продукты - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей. Поэтому, согласно второму подходу, процесс научно-технического нововведения рассматривается как передача научного или технического знания непосредственно  в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в  носителя технологии, а форма, которую  он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.

Таким образом, инновации, во-первых, должны носить рыночную структуру для  удовлетворения нужд потребителей. Во-вторых, любая инновация всегда рассматривается  как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.

Инновационный процесс - это  процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить  как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает  от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при  практическом использовании. Инновационный  процесс направлен на создание требуемых  рынков продуктов, технологий или услуг  и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической  среды, в которой он функционирует  и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.[10,c.70]

Инновационная деятельность - это деятельность, направлена на использование  и коммерциализацию результатов  научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой  продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

Инновация может быть рассмотрена  как:

- процесс;

- система;

- изменение;

- результат.

Инновация имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного  характера, она всегда должна рассматриваться  как сложный процесс, который  обеспечивает определенный технический  и социально-экономический эффект.

Инновация в своем развитии (жизненном цикле) меняет формы, продвигаясь  от идеи до внедрения. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, обусловлено  сложным взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской  практике того или иного варианта форм организации инновационных  процессов определяют три фактора:

- состояние внешней среды  (политическая и экономическая  ситуация, тип рынка, характер  конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического  регулирования и т.д.);

- состояние внутренней  среды данной хозяйственной системы  (наличие лидера-предпринимателя  и команды поддержки, финансовые  и материально-технические ресурсы,  применяемые технологии, размеры,  сложившаяся организационная структура,  внутренняя культура организации,  связи с внешней средой и  т.д.);

- специфика самого инновационного  процесса как объекта управления.[8,c.125]

Инновационные процессы рассматриваются  как процессы, пронизывающие всю  научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные  на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации  является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы  воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал  производство, продвинул новый товар  на рынок, взял на себя основной риск и  реализовал свой коммерческий интерес.

Новшества формируют рынок  новаций, инвестиции - рынок капитала, инновации - рынок конкуренции инноваций. Инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуг) и максимальный прирост  добавленной стоимости.

высокоэффективных технологических процессов, нового технологического оборудования, которые  позволяют резко повысить производительность труда, качество выпускаемой продукции; модифицирующие (рядовые), имеющие направленность на совершенствование, обновление конструкций  и форм новшеств (небольшие изобретения, рационализаторские предложения). 
В официальной статистике под технологическими инновациями понимаются конечные результаты инновационной деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение инноваций используется, зависят все формализуемые характеристики этого процесса. В настоящее час единого подхода к определению инновационной деятельности нет, равно как и не проводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в которых исследовались бы инновации. Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов. 
Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Понятие инновации, ее основные свойства

 

В современной экономической  литературе отсутствует однозначное  толкование инновации: существует просторный и узкий подходы к ее определению. В общем понимании (широкий подход) под инновацией подразумевают осуществление  изменений путем внедрения чего-либо нового. В рамках данного подхода  различные специалисты определяют нововведение либо как результат  целесообразной творческой деятельности, практическое применение которого приводит к существенным изменениям в функционировании системы, либо как процесс внедрения  нового ранее действовавшего, но устаревшего. 
 
В узком смысле инновация - новое техническое решение, осуществленное на практике. 
 
Официальные российские документы трактуют инновацию как конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. 
 
Главной особенностью инновации является ее практическое использование и получение коммерческой выгоды или, иначе говоря, получение коммерческой выгоды от практического использования. 
 
Нововведения создаются для улучшения финансового состояния и получения выгоды: прямой (живые деньги) и/или косвенной (долгосрочные конкурентные преимущества). В этом случае инициатор инновационного процесса при выборе направления разработки ориентируется на будущие высокие прибыли от коммерческого использования инновации. 
 
Новшество, разработанное, но не внедренное в практической деятельности, называется новацией. 
 
В условиях рынка признаком инновации считается ее потребительская новизна. При этом продукция должна быть новой для конкретного потребителя (конкретного рынка), Ане обладать глобальной новизной (быть новой для всех). 

Информация о работе Инновационная деятельность предприятия ОАО «Северсталь»