Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:22, доклад
Одной их основных целей среднего и высшего образования является формирование личности студента, способного к самостоятельному познанию, готового к постоянному самообразованию, творческому саморазвитию и самостоятельному повышению своей профессиональной компетентности. Ценностные ориентации в структуре профессиональной компетентности современного специалиста должны быть направлены на познавательную самостоятельность. Самостоятельная работа в учебном заведении это превращение студента из пассивного потребителя знаний в активного, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный вариант и доказать ее правильность.
Инновационные методы активизации самостоятельной работы учащихся
Одной их основных целей среднего и высшего образования является формирование личности студента, способного к самостоятельному познанию, готового к постоянному самообразованию, творческому саморазвитию и самостоятельному повышению своей профессиональной компетентности. Ценностные ориентации в структуре профессиональной компетентности современного специалиста должны быть направлены на познавательную самостоятельность. Самостоятельная работа в учебном заведении это превращение студента из пассивного потребителя знаний в активного, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный вариант и доказать ее правильность. Происходящая в настоящее время реорганизация высшего образования связана с переходом от модели обучения к модели образования. В этом плане необходимо признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, но и должна стать его основой.
Новый информационный этап развития общества связан с изменением требований, предъявляемых к качеству подготовки специалиста. В последнее время перед вузом стоит задача развития не только профессиональной, но и личностной компетентности выпускника. Следовательно, неотъемлемой частью подготовки становится как изучение определенного набора учебных дисциплин, так и направленность на развитие личности будущего специалиста.
Самостоятельная работа – это такая форма организации учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств [2].
Самостоятельная работа формирует положительную мотивацию умения, профессиональную компетентность и важнейшие личностные качества – самостоятельность, познавательная активность и ответственность.
Организация самостоятельной работы студентов требует комплексного подхода, а поэтому необходимы новые разработки, позволяющие наиболее полно реализовать творческий потенциал не только студента, но и преподавателя. Задача подобных разработок – помочь преподавателям организовать самостоятельную работу, а студентам овладеть методами самостоятельного усвоения учебного материала, поиска новых знаний, приобретения умений учиться постоянно, настойчиво овладевая культурой умственного труда и осмысливая новое на базе старого. Поэтому одна из основных задач, решаемая педагогическим коллективом – научить учиться.
В настоящее время в вузе существует две общепринятые формы самостоятельной работы. Это- аудиторная самостоятельная работа и внеаудиторная самостоятельная работа, выполняемая в часы самостоятельной подготовки. Следует отметить, что для активного владениями знаниями в процессе аудиторной работы необходимо не только запоминать учебный материал, а наиболее творчески его воспринимать. Правильно организованная работа с материалом способствует как лучшему запоминанию, так и позволяет глубже подходить к его осмыслению. На основании психолого-педагогического анализа выделяют два пути активизации самостоятельной работы студентов: экстенсивный (увеличение количества учебных дисциплин, т.е. увеличение сообщаемого студентам объема знаний) и интенсивный (изменение учебных программ, интенсификация средств и методов обучения, ориентированных на активную личностную позицию студента в процессе познавательной деятельности) [4].
В современных условиях модернизации образования интенсивный путь активизации самостоятельной работы студентов более предпочтителен, т.к. он заключается не просто в передаче знаний студенту, а в научении самого студента сознательно и творчески управлять составляющими процесса познания: любознательностью, организацией учебной деятельности, умением добывать знания.
Активизация самостоятельной работы студентов предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на механическое запоминание и воспроизведение готовых знаний, а на осознанное и самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной деятельности.
В последнее время основной задачей системы образования является создание системы обучения, которая адаптировалась бы к индивидуальным особенностям обучающихся. Переход к адаптивной системе обучения, сопровождающийся переходом к сетевому планированию и управлению, обеспечивает индивидуализацию обучения, высокую эффективность учебного процесса, рациональное сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, надежное регулирование загруженности студента самостоятельной работой, эффективное использование технических средств обучения, машинного и безмашинного программирования, управление творческими процессами, оптимизация процессами обучения во времени [5].
Адаптация к индивидуальным особенностям обучающихся надежнее всего осуществляется во время самостоятельной работы, которая, если она организованна эффективно, способна создать комплексное обеспечение учебного процесса, основными направлениями которого являются:
- совершенствование управления процессами познания и развития творчества студентов;
- отбор учебного
материала в соответствии с
меняющейся моделью
- увеличение в процессе обучения удельного веса самостоятельной работы студентов;
- внедрение активных методов и новых технологий обучения.
В настоящее время наибольший интерес получили активные методы обучения. Применении этих методов требует тщательной подготовки как со стороны преподавателя, так и со стороны учащегося. Особое внимание здесь придается познавательной самостоятельности. Это свойство личности можно рассматривать как необходимое качество, которое проявляется в стремлении и умении своими силами владеть основами и способами деятельности и применять их в учебной, последовательной и практической деятельности с целью подготовки к профессиональной деятельности [3].
Одним из перспективных путей развития образования признается проблемное обучение, которое направлено на развитие самостоятельности ученика. Основной идеей этого подхода является личностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой ученически-познавательной деятельности учащихся, то есть не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности.
Однако наибольший интерес в настоящее время вызывает другой вид инновационного обучения, получивший название программированного обучения. Оно возникло в начале 50-х годов ХХ в. американским психологом Б. Скиннером, который предложил повысить эффективность усвоения материала, построив его как последовательную программу подачи информации и контроля.
В зависимости от характера шагов программы различают следующие основные системы программированного обучения:
1. Линейная система
2. Разветвленная программа программированного обучения, контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольеих ответов, в которых один правильный. Обучающий должен выбрать один из ответов, если выбрал правильный, то получает указание к следующему шагу программы. Если же выбрал ошибочный ответ, то ему разъясняется сущность допущенной ошибки и предоставляется возможность вернуться к предыдущим шагам программы или перейти к некоторой подпрограмме.
Однако теоретические основы любого программированного обучения составляют следующие общие принципы:
- принцип деления материала на небольшие, тесно связанные между собой части (порции, шаги)
- принцип активизации
- принцип обратной связи, т.е. немедленной оценки каждого ответа
- принцип индивидуализации темпа и содержания учения.
Исследования З.В. Сычевской, В.В. Смолянец, А.Г. Боврук показывают, что программированный контроль наиболее эффективен в случае, когда он применяется сразу после объяснения нового материала, так как в этом случае обеспечивается мгновенная обратная связь между учеником и учителем. Это даёт возможность непосредственно после изложения нового материала провести диагностику и коррекцию. Поэтому при первичном закреплении знаний учащихся им предлагаются физические диктанты и программированные задания следующих логических структур: отбора, группировки, достраивания, на соотнесение, переноса, соответствия, построения, дискуссии. Их выполнение занимает 30-50% времени, отводимого на первичное закрепление, и сочетается с традиционными методами проверки.
В целом программированное
обучение можно рассматривать как
попытку формализации процесса обучения
с максимально возможным
Анализ педагогических
исследований показывает, что познавательная
активность и самостоятельность
тесно связаны с мотивацией, а
последняя, с познавательными
В свою очередь, различают следующие виды мотивации самостоятельной активности студентов:
1. Внешнюю мотивацию – зависимость профессиональной карьеры от результатов учебы в вузе.
2. Внутреннюю
мотивацию – склонности
3. Процессуальную
(учебную) мотивацию.
Таким образом, под активизацией самостоятельной работы студентов рассматривается целенаправленная совместная деятельность преподавателей и студентов, предполагающую совершенствование содержания, форм, методов, приемов познавательной деятельности с целью формирования положительной учебной мотивации, повышения профессиональной компетентности будущих специалистов на основе развития таких личностных качеств студентов, как активность, творчество, самостоятельность.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть важность самостоятельной работы в образовательном процессе. Самостоятельная работа является итогом всей учебной деятельности. Отличительным же признаком современного общества стала интенсификация информационных процессов. Соответственно и система образования должна разрабатывать новые эффективные формы и способы обучения, которые бы активизировали самостоятельную работу студентов и оптимизировали учебный процесс, сокращая время получения системы знаний и умений.
Литература :
1. Активные методы обучения в акмеологии: Сборник научных трудов / Отв. ред. Р. Ф. Жуков. – СПб.: СПбГИЭА, 2006. – 116 с.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2000 – 339 с.
3. Латыш Н.И. Образование на рубеже веков.- Минск: НИО,2000
3.Рахманина М.Б. Современные образовательные технологии// Высшее образование в России, 2008, №4.
4. Педагогика и психология
Информация о работе Инновационные методы активизации самостоятельной работы учащихся