Инновационные методы активизации самостоятельной работы учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 11:22, доклад

Краткое описание

Одной их основных целей среднего и высшего образования является формирование личности студента, способного к самостоятельному познанию, готового к постоянному самообразованию, творческому саморазвитию и самостоятельному повышению своей профессиональной компетентности. Ценностные ориентации в структуре профессиональной компетентности современного специалиста должны быть направлены на познавательную самостоятельность. Самостоятельная работа в учебном заведении это превращение студента из пассивного потребителя знаний в активного, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный вариант и доказать ее правильность.

Вложенные файлы: 1 файл

инновационные методы.doc

— 44.00 Кб (Скачать файл)

 

Инновационные методы активизации  самостоятельной работы учащихся

Одной их основных целей среднего и высшего образования является формирование личности студента, способного к самостоятельному познанию, готового к постоянному самообразованию, творческому саморазвитию и самостоятельному повышению своей профессиональной компетентности. Ценностные ориентации в структуре профессиональной компетентности современного специалиста должны быть направлены на познавательную самостоятельность. Самостоятельная работа в учебном заведении это превращение студента из пассивного потребителя знаний в активного, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный вариант и доказать ее правильность. Происходящая в настоящее время реорганизация высшего образования связана с переходом от модели обучения к модели образования. В этом плане необходимо признать, что самостоятельная работа студентов является не просто важной формой образовательного процесса, но и должна стать его основой.

Новый информационный этап развития общества связан с изменением требований, предъявляемых к качеству подготовки специалиста. В последнее время перед вузом стоит задача развития не только профессиональной, но и личностной компетентности выпускника. Следовательно, неотъемлемой частью подготовки становится как изучение определенного набора учебных дисциплин, так и направленность на развитие личности будущего специалиста.

Самостоятельная работа – это такая форма организации учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств [2].

Самостоятельная работа формирует положительную  мотивацию умения, профессиональную компетентность и важнейшие личностные качества – самостоятельность, познавательная активность и ответственность.

Организация самостоятельной  работы студентов требует комплексного подхода, а поэтому необходимы новые разработки, позволяющие наиболее полно реализовать творческий потенциал не только студента, но и преподавателя. Задача подобных разработок – помочь преподавателям организовать самостоятельную работу, а студентам овладеть методами самостоятельного усвоения учебного материала, поиска новых знаний, приобретения умений учиться постоянно, настойчиво овладевая культурой умственного труда и осмысливая новое на базе старого. Поэтому одна из основных задач, решаемая педагогическим коллективом – научить учиться.

В настоящее время в вузе существует две общепринятые формы самостоятельной работы. Это- аудиторная самостоятельная работа и внеаудиторная самостоятельная работа, выполняемая в часы самостоятельной подготовки. Следует отметить, что для активного владениями знаниями в процессе аудиторной работы необходимо не только запоминать учебный материал, а наиболее творчески его воспринимать. Правильно организованная работа с материалом способствует как лучшему запоминанию, так и позволяет глубже подходить к его осмыслению. На основании психолого-педагогического анализа выделяют два пути активизации самостоятельной работы студентов: экстенсивный (увеличение количества учебных дисциплин, т.е. увеличение сообщаемого студентам объема знаний) и интенсивный (изменение учебных программ, интенсификация средств и методов обучения, ориентированных на активную личностную позицию студента в процессе познавательной деятельности) [4].

В современных условиях модернизации образования интенсивный путь активизации  самостоятельной работы студентов  более предпочтителен, т.к. он заключается не просто в передаче знаний студенту, а в научении самого студента сознательно и творчески управлять составляющими процесса познания: любознательностью, организацией учебной деятельности, умением добывать знания.

Активизация самостоятельной работы студентов предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на механическое запоминание и воспроизведение готовых знаний, а на осознанное и самостоятельное овладение студентами знаниями и умениями в процессе активной познавательной деятельности.

В последнее время  основной задачей системы образования  является создание системы обучения, которая адаптировалась бы к индивидуальным особенностям обучающихся. Переход к адаптивной системе обучения, сопровождающийся переходом к сетевому планированию и управлению, обеспечивает индивидуализацию обучения, высокую эффективность учебного процесса, рациональное сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, надежное регулирование загруженности студента самостоятельной работой, эффективное использование технических средств обучения, машинного и безмашинного программирования, управление творческими процессами, оптимизация процессами обучения во времени [5].

Адаптация к индивидуальным особенностям обучающихся надежнее всего осуществляется во время самостоятельной  работы, которая, если она организованна эффективно, способна создать комплексное обеспечение учебного процесса, основными направлениями которого являются:

- совершенствование  управления процессами познания и развития творчества  студентов;

- отбор учебного  материала в соответствии с  меняющейся моделью специалиста;

- увеличение  в процессе обучения удельного  веса самостоятельной работы  студентов;

- внедрение активных  методов и новых технологий обучения.

В настоящее время  наибольший интерес получили активные методы обучения. Применении этих методов требует тщательной подготовки как со стороны преподавателя, так и со стороны учащегося. Особое внимание здесь придается познавательной самостоятельности. Это свойство личности можно рассматривать как необходимое качество, которое проявляется в стремлении и умении своими силами владеть основами и способами деятельности и применять их в учебной, последовательной и практической деятельности с целью подготовки к профессиональной деятельности [3].

Одним из перспективных путей развития образования признается проблемное обучение, которое направлено на развитие самостоятельности ученика. Основной идеей этого подхода является личностно-деятельностный принцип организации процесса обучения, приоритет поисковой ученически-познавательной деятельности учащихся, то есть не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности.

 Однако наибольший интерес в настоящее время вызывает другой вид инновационного обучения, получивший название программированного обучения. Оно возникло в начале 50-х годов ХХ в. американским психологом Б. Скиннером, который предложил повысить эффективность усвоения материала, построив его как последовательную программу подачи информации и контроля.

В зависимости  от характера шагов программы  различают следующие основные системы  программированного обучения:

1. Линейная система программированного  обучения. Согласно этой системе обучаемые проходят все шаги обучаемой программы  последовательно в том порядке, в котором они приведены в программе. Таким образом данная система основана на принципе обучения, предполагающего безошибочное выполнение заданий.

2. Разветвленная программа программированного обучения, контрольные задания в шагах этой системы состоят из задачи или вопроса и набора нескольеих ответов, в которых один правильный. Обучающий должен выбрать один из ответов, если выбрал правильный, то получает указание к следующему шагу программы. Если же выбрал ошибочный ответ, то ему разъясняется сущность допущенной ошибки и предоставляется возможность вернуться  к предыдущим шагам программы или перейти к некоторой подпрограмме.

Однако теоретические основы любого программированного обучения составляют  следующие общие принципы:

- принцип деления материала  на небольшие, тесно связанные  между собой части (порции, шаги)

- принцип активизации самостоятельной  деятельности обучаемых

- принцип обратной связи, т.е.  немедленной оценки каждого ответа

- принцип индивидуализации темпа и содержания учения.

Исследования  З.В. Сычевской, В.В. Смолянец, А.Г. Боврук показывают, что программированный  контроль наиболее эффективен в случае, когда он применяется сразу после  объяснения нового материала, так как в этом случае обеспечивается мгновенная обратная связь между учеником и учителем. Это даёт возможность непосредственно после изложения нового материала провести диагностику и коррекцию. Поэтому при первичном закреплении знаний учащихся им предлагаются физические диктанты и программированные задания следующих логических структур: отбора, группировки, достраивания, на соотнесение, переноса, соответствия, построения, дискуссии. Их выполнение занимает 30-50% времени, отводимого на первичное закрепление, и сочетается с традиционными методами проверки.

В целом программированное  обучение можно рассматривать как  попытку формализации процесса обучения с максимально возможным устранением  субъективного фактора непосредственного  общения между преподавателем и обучающимся. Данный метод имеет некоторые преимущества по сравнению с традиционной формой закрепления знаний. Самым положительным эффектом является вовлеченность каждого обучаемого в процесс самостоятельной проверки своей работы.  Однако использование данного метода показало, что процесс обучения не может быть полностью автоматизирован, а роль преподавателя и общение с ним учащегося в процессе обучения остаются приоритетными. Тем не менее, развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения в образовательной практике [4].

Анализ педагогических исследований показывает, что познавательная активность и самостоятельность  тесно связаны с мотивацией, а  последняя, с познавательными потребностями. Эффективная реализация самостоятельной активности зависит от заинтересованности в достижении результата, т. е. от устойчивой мотивации.

В свою очередь, различают следующие виды мотивации  самостоятельной активности студентов:

1. Внешнюю мотивацию  – зависимость профессиональной карьеры от результатов учебы в вузе.

2. Внутреннюю  мотивацию – склонности студента, его способности к учебе в  вузе. Данной мотивацией возможно  управлять в период довузовской  подготовки путем использования  тестирования при выборе специальности, обоснованной рекомендации при определении направления образования и т. д.

3. Процессуальную (учебную) мотивацию. Проявляется  в понимании студентов полезности  выполняемой работы. Требуется психологическая  настройка студентов на важность  выполняемой работы [5].

Таким образом, под активизацией самостоятельной  работы студентов рассматривается целенаправленная совместная деятельность преподавателей и студентов, предполагающую совершенствование содержания, форм, методов, приемов познавательной деятельности с целью формирования положительной учебной мотивации, повышения профессиональной компетентности будущих специалистов на основе развития таких личностных качеств студентов, как активность, творчество, самостоятельность.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть важность самостоятельной работы в образовательном процессе. Самостоятельная работа является итогом всей учебной деятельности. Отличительным же признаком современного общества стала интенсификация информационных процессов. Соответственно и система образования должна разрабатывать новые эффективные формы и способы обучения, которые бы активизировали самостоятельную работу студентов и оптимизировали учебный процесс, сокращая время получения системы знаний и умений.

 

Литература :

 

1. Активные методы обучения в акмеологии: Сборник научных трудов / Отв. ред. Р. Ф. Жуков. – СПб.: СПбГИЭА, 2006. – 116 с.

2. Ананьев Б. Г. Человек как  предмет познания. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2000 – 339 с.

3. Латыш Н.И. Образование на  рубеже веков.- Минск: НИО,2000

3.Рахманина М.Б. Современные образовательные технологии// Высшее образование в России, 2008, №4.

4. Педагогика и психология высшей  школы / под.ред. М.В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. –Ростов н/Д:  Феникс,2002

 

 


Информация о работе Инновационные методы активизации самостоятельной работы учащихся