Инновационный тип экономического развития: теория и российская практика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 13:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать сущность инновационного типа экономического развития и выявить необходимость, проблемы и перспективы инновационного развития России.
Для реализации поставленной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:
- рассмотреть такие понятия, как экономическое развитие и экономический рост;
- изучить признаки, основные черты и условия перехода к инновационной экономике;
- раскрыть особенности, факторы, условия экономического развития инновационного типа;

Содержание

Введение 3
1 Теоритические аспекты инновационного развития экономики 5
1.1 Экономическое развитие как макроэкономический процесс 5
1.2 Признаки, основные черты и условия перехода к инновационной экономике 9
1.3 Экономическое развитие инновационного типа: особенности, факторы, условия 13
2 Российская экономика в контексте проблем инновационного развития 16
2.1 Инновационное развитие экономики России как процесс перехода к новому технологическому укладу: необходимость, стимулы и механизмы 16
2.2 Приоритеты и особенности современного этапа инновационного развития российской экономики 20
2.3 Проблемы и перспективы инновационного развития России 23
2.4 Инновационная политика российского государства и ее эффективность 27
Заключение 32
Список литературы 34

Вложенные файлы: 1 файл

_Курс_работа.docx

— 91.48 Кб (Скачать файл)

            Одним из серьезных препятствий на пути инноваций является отсутствие эффективного механизма экономического стимулирования субъектов научной деятельности, а также хозяйственных субъектов, внедряющих результаты НИОКР. Для поддержки научной и инновационной деятельности необходимо создать для нее систему льгот и преференций. Однако  органы государственной власти, в основном финансово-экономического блока, отстаивая принцип равных возможностей для всех хозяйствующих субъектов, лишили инновационные предприятия, научные учреждения и вузы даже тех малых льгот, которые они имели раньше. В том числе льгот по налогу на прибыль, на имущество,  на землю, по тарифам на энергоносители.

              Следует также отметить, что в  стране не созданы благоприятные  финансово-кредитные и налоговые  условия для модернизации промышленного  производства на новой технологической  основе, привлечения инвестиций  в инновационную деятельность, без  чего  устойчивое развитие экономики практически невозможно. Вследствие этих причин ни потенциальные потребители инноваций, ни инвесторы не заинтересованы в научно-технической и инновационной деятельности. Финансовые потоки ищут и находят для себя пути к менее рискованным, но более прибыльным видам бизнеса: в сфере торговли, на финансовом рынке, операций с недвижимостью и др. В такой ситуации научные исследования и разработки не нужны экономике страны. Поэтому реальные поступления денежных средств в отечественную науку не обеспечивают даже ее простое воспроизводство. В равной мере это относится  к академической,  прикладной и вузовской науке.

  Кроме того, в стране слабо развита инновационная инфраструктура. Она представляет собой отдельные, не связанные между собой фрагменты.

К тому же существует большой  дефицит рабочих и специалистов в наукоемком секторе экономики, а также  в области организации  и управления инновационной деятельностью. Специалистов, имеющих профессиональные знания и опыт в области управления инновационной деятельностью, коммерциализации достижений науки и техники, крайне недостаточно для решения основных задач инновационной политики. [15]

Наиболее важными и  первостепенными шагами в сторону  улучшения сложившейся ситуации является [21]:

1. пересмотр законов об  инновационной деятельности для  устранения возможности использования  их в преступных целях;

2. разработка федерального  проекта по формированию промышленной  и инновационной систем;

3. создание на его основе  региональных инновационных систем;

4. изменение системы образования  страны;

5. разработка комплекса,  совместных с бизнесом, государственных  действий, направленных на развитие  и поддержку области наукоемких  технологий;

6. образование и развитие  института экспертов в сфере  создания инновационных систем;

7. проведение широкой  пропаганды среди всех слоёв  населения страны.

В настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.

Проблема инновационного развития в России заключается в  том, что данный процесс должен произойти  в весьма сжатые исторические сроки  при отсутствии многих условий для  его развития.

Таким образом, несмотря на объективные сложности, представляется, что у инновационной экономики  России есть определённые перспективы. Они во многом связаны с инновационным  потенциалом Российской Академии Наук. Активно содействуя его реализации, промышленность может найти дополнительные источники для развития и увеличения конкурентоспособности на российском и международном рынках.

 

 

 2.4  Инновационная политика российского государства и ее эффективность

 

Роль государства в  инновационной экономике возрастает и государственная политика не просто перечень приоритетов, а взаимоувязанная  система стратегических целей и  возможностей их реализации. Имеется  целый ряд существенных условий  внешней среды и ограничений  в пространстве выбора управленческих решений, которые должны быть учтены при разработке экономической политики. Инновационная политика является частью экономической политики государства, поэтому методология ее формирования является единой. 

Государственная инновационная политика – это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. 

Первый в цепочке формирования государственной политики этап — ценностный выбор — позволяет дальше, посредством того, что названо генератором целей развития, отталкиваясь от ценностей, сформулировать цели управления или цели развития в рамках данной государственной политики. Важно понимать, что только после формирования ценностей и целей можно сформулировать проблемное поле управления. Очень важно чтобы цели были взаимодополняющими, в крайнем случае, нейтральными, но не взаимоисключающими.

На втором этапе определяются инструменты и/или механизмы государственного регулирования, которые будут использоваться для достижения поставленных целей. 

Третий этап – это определение  ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей. При их наличии  мы можем говорить о возможности  перехода к четвертому этапу –  определению государственного органа, ответственного за достижение поставленной цели. 

Очень важным фактором, влияющим на эффективность реализации государственной  политики, является пятый этап - период достижения поставленной цели. В данном случае особое значение необходимо уделять  внутренним и внешним лагам инновационной  политики.

И последний шестой этап разработки государственной политики – это определение итоговых показателей  и показателей эффективности, осуществленной государственной инновационной  политики.

Главной стратегической целью  государственной инновационной  политики страны должно стать создание условий для осуществления технологического скачка  с реликтовых третьего и  четвертого технологических укладов (ТУ) на пятый и шестой ТУ минуя промежуточные уклады, в основном в промышленном секторе экономики.    Достичь главной стратегической цели инновационной политики можно только за счет концентрации ресурсов на тех направлениях развития науки и технологий, где еще существует достаточный научно-технический и инновационный потенциал, способный решать поставленные задачи. Это потребует резкого повышения результативности научной и научно-технической деятельности, широкомасштабного вовлечения объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот, кардинального переоснащения научно-технической сферы, промышленности,  энергетики, транспорта, связи, образования и других отраслей  на базе передовых достижений науки, технологий и техники. Такая модернизация поможет существенно повысить технический уровень и экономическую эффективность предприятий различных отраслей экономики.

Эффективность инновационной системы России подрывается несколькими факторами. Среди них – очень низкий уровень исследовательской и инновационной активности на предприятиях, плохие рамочные условия для инноваций (особенно недостаток конкуренции, слабые регламенты, коррупция и низкий уровень доверия) и неэффективная инфраструктура.

Необходим общегосударственный  подход к инновационной политике, который обеспечит более высокий уровень координации между различными министерствами и учреждениями.

              В сложившейся ситуации государственная  инновационная политика  должна  быть нацелена на  решение следующих  основных задач:

           - создание национальной инновационной  системы, способной к массовому  созданию и освоению инноваций;

           - формирование государственных  органов организации и координации  инновационной деятельности;

           - разработку и реализацию на  практике различных форм государственной  поддержки научно-технической и  инновационной деятельности, обеспечивающих  благоприятную среду для ускоренного  развития  этих видов деятельности;

          - разработку и реализацию на  практике комплекса мер по  сохранению и сбалансированному  развитию фундаментального и  прикладного сектора науки;

             - создание условий, способствующих  ускоренному развитию малого  и среднего научно-технического  и инновационного предпринимательства;

          - создание полноценной инновационной  инфраструктуры, включая организацию  множества новых инновационных  предприятий и фондов для финансирования  инновационной деятельности;

              - осуществление комплекса мер  по модернизации  экономики   на базе передовых достижений  науки и техники.

                  Основные направления государственной  инновационной политики в Российской  Федерации на долгосрочный период  должны определяться Президентом  Российской Федерации. Формирование  и реализации государственной инновационной политики в стране необходимо возложить на Правительство Российской Федерации, который должен  регулировать, координировать и контролировать эту деятельность на уровне отраслей и регионов. 

                Особо важной задачей всех  органов государственной власти  России должно стать повышение  престижности научно-технической  и инновационной деятельности. Эту  деятельность следует включить  в число наиболее приоритетных  направлений деятельности  органов  государственной власти.

              Важной формой поддержки со  стороны органов государственной  власти должна являться разработка  правовых основ инновационной  деятельности и принятие нормативных  правовых актов, направленных  на создание благоприятной среды  для инновационного развития  экономики. Эта работа должна  включать:

            - разработку и совершенствование  законодательства с целью формирования  единой государственной инновационной  политики, создания благоприятных  условий для развития научно-технической  и инновационной деятельности, в  том числе по ее стимулированию;

             - разработку и совершенствование  нормативного правового обеспечения  по защите авторских прав и  интеллектуальной собственности,  ее вовлечению в хозяйственный  оборот;

            - разработку и совершенствование  нормативного правового обеспечения  частного и государственного партнерства при осуществлении инновационной деятельности;

           - разработку и совершенствование  нормативного правового обеспечения  подготовки кадров для инновационной  экономики.

              Кроме того, следует повысить  заинтересованность предприятий,  разрабатывающих передовые достижения  науки и техники, путем передачи  им  прав на интеллектуальную  собственность, созданную ими  за счет средств бюджета. Целесообразно  также разработать порядок долевого  использования средств бюджета  при зарубежном патентовании  изобретений, полезных моделей  и промышленных образцов.

             Осуществление работ по организации,  планированию и управлению инновационной  деятельностью требует надлежащего  кадрового обеспечения. В этой  связи необходимо создать систему  подготовки и переподготовки  кадров в области экономики  и управления инновационной деятельности. К этой работе следует привлечь  ведущие вузы страны.

           Органы государственной власти  всех уровней должны создать  условия для оказания всем  участникам инновационной деятельности  правовой, рекламной, информационной  и консалтинговой помощи, в которых  особенно нуждаются научно-технические  и инновационные предприятия  малого и среднего бизнеса.

            Реализация всех форм государственной  поддержки инновационной деятельности  потребует, конечно, значительных  затрат бюджетных средств. Однако опыт передовых стран свидетельствует, что затраты на создание благоприятных условий для инновационной деятельности быстро окупаются.

В последние годы были проведены  некоторые полезные реформы, но многое еще предстоит сделать. Преображение инновационной системы России не произойдет в одночасье. Многим инициативам  понадобится время, чтобы принести плоды, а дисбалансы переходного  периода необходимо, где это возможно, компенсировать переходными мерами. В то же время переходные меры не должны откладывать в долгий ящик долгосрочные решения. Стратегия инновационного развития России до 2020 г., подготовленная Министерством экономического развития, признает этот риск и предусматривает два этапа внедрения, чтобы избежать его. Это потребует принятия смелых решений, однако в случае их успеха Россия получит решающий козырь в освоении своего незаурядного инновационного потенциала.

Информация о работе Инновационный тип экономического развития: теория и российская практика