Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 13:34, курсовая работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать сущность инновационного типа экономического развития и выявить необходимость, проблемы и перспективы инновационного развития России.
Для реализации поставленной цели в ходе исследования решаются следующие задачи:
- рассмотреть такие понятия, как экономическое развитие и экономический рост;
- изучить признаки, основные черты и условия перехода к инновационной экономике;
- раскрыть особенности, факторы, условия экономического развития инновационного типа;
Введение 3
1 Теоритические аспекты инновационного развития экономики 5
1.1 Экономическое развитие как макроэкономический процесс 5
1.2 Признаки, основные черты и условия перехода к инновационной экономике 9
1.3 Экономическое развитие инновационного типа: особенности, факторы, условия 13
2 Российская экономика в контексте проблем инновационного развития 16
2.1 Инновационное развитие экономики России как процесс перехода к новому технологическому укладу: необходимость, стимулы и механизмы 16
2.2 Приоритеты и особенности современного этапа инновационного развития российской экономики 20
2.3 Проблемы и перспективы инновационного развития России 23
2.4 Инновационная политика российского государства и ее эффективность 27
Заключение 32
Список литературы 34
Одним из серьезных препятствий на пути инноваций является отсутствие эффективного механизма экономического стимулирования субъектов научной деятельности, а также хозяйственных субъектов, внедряющих результаты НИОКР. Для поддержки научной и инновационной деятельности необходимо создать для нее систему льгот и преференций. Однако органы государственной власти, в основном финансово-экономического блока, отстаивая принцип равных возможностей для всех хозяйствующих субъектов, лишили инновационные предприятия, научные учреждения и вузы даже тех малых льгот, которые они имели раньше. В том числе льгот по налогу на прибыль, на имущество, на землю, по тарифам на энергоносители.
Следует также отметить, что в
стране не созданы
Кроме того, в стране слабо развита инновационная инфраструктура. Она представляет собой отдельные, не связанные между собой фрагменты.
К тому же существует большой дефицит рабочих и специалистов в наукоемком секторе экономики, а также в области организации и управления инновационной деятельностью. Специалистов, имеющих профессиональные знания и опыт в области управления инновационной деятельностью, коммерциализации достижений науки и техники, крайне недостаточно для решения основных задач инновационной политики. [15]
Наиболее важными и первостепенными шагами в сторону улучшения сложившейся ситуации является [21]:
1. пересмотр законов об
инновационной деятельности
2. разработка федерального
проекта по формированию
3. создание на его основе
региональных инновационных
4. изменение системы образования страны;
5. разработка комплекса,
совместных с бизнесом, государственных
действий, направленных на развитие
и поддержку области
6. образование и развитие института экспертов в сфере создания инновационных систем;
7. проведение широкой пропаганды среди всех слоёв населения страны.
В настоящее время слабым звеном организационно-экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.
Проблема инновационного развития в России заключается в том, что данный процесс должен произойти в весьма сжатые исторические сроки при отсутствии многих условий для его развития.
Таким образом, несмотря на объективные сложности, представляется, что у инновационной экономики России есть определённые перспективы. Они во многом связаны с инновационным потенциалом Российской Академии Наук. Активно содействуя его реализации, промышленность может найти дополнительные источники для развития и увеличения конкурентоспособности на российском и международном рынках.
Роль государства в
инновационной экономике
Государственная инновационная
Первый в цепочке формирования государственной политики этап — ценностный выбор — позволяет дальше, посредством того, что названо генератором целей развития, отталкиваясь от ценностей, сформулировать цели управления или цели развития в рамках данной государственной политики. Важно понимать, что только после формирования ценностей и целей можно сформулировать проблемное поле управления. Очень важно чтобы цели были взаимодополняющими, в крайнем случае, нейтральными, но не взаимоисключающими.
На втором этапе определяются
инструменты и/или механизмы
Третий этап – это определение ресурсов, необходимых для реализации поставленных целей. При их наличии мы можем говорить о возможности перехода к четвертому этапу – определению государственного органа, ответственного за достижение поставленной цели.
Очень важным фактором, влияющим на эффективность реализации государственной политики, является пятый этап - период достижения поставленной цели. В данном случае особое значение необходимо уделять внутренним и внешним лагам инновационной политики.
И последний шестой этап разработки государственной политики – это определение итоговых показателей и показателей эффективности, осуществленной государственной инновационной политики.
Главной стратегической целью
государственной инновационной
политики страны должно стать создание
условий для осуществления
Эффективность инновационной системы России подрывается несколькими факторами. Среди них – очень низкий уровень исследовательской и инновационной активности на предприятиях, плохие рамочные условия для инноваций (особенно недостаток конкуренции, слабые регламенты, коррупция и низкий уровень доверия) и неэффективная инфраструктура.
Необходим общегосударственный подход к инновационной политике, который обеспечит более высокий уровень координации между различными министерствами и учреждениями.
В сложившейся ситуации
- создание национальной
- формирование государственных
органов организации и
- разработку и реализацию на
практике различных форм
- разработку и реализацию на
практике комплекса мер по
сохранению и
- создание условий,
- создание полноценной
- осуществление комплекса мер по модернизации экономики на базе передовых достижений науки и техники.
Основные направления
Особо важной задачей всех
органов государственной
Важной формой поддержки со
стороны органов
- разработку и
- разработку и
- разработку и
- разработку и
Кроме того, следует повысить
заинтересованность
Осуществление работ по
Органы государственной власти
всех уровней должны создать
условия для оказания всем
участникам инновационной
Реализация всех форм
В последние годы были проведены некоторые полезные реформы, но многое еще предстоит сделать. Преображение инновационной системы России не произойдет в одночасье. Многим инициативам понадобится время, чтобы принести плоды, а дисбалансы переходного периода необходимо, где это возможно, компенсировать переходными мерами. В то же время переходные меры не должны откладывать в долгий ящик долгосрочные решения. Стратегия инновационного развития России до 2020 г., подготовленная Министерством экономического развития, признает этот риск и предусматривает два этапа внедрения, чтобы избежать его. Это потребует принятия смелых решений, однако в случае их успеха Россия получит решающий козырь в освоении своего незаурядного инновационного потенциала.
Информация о работе Инновационный тип экономического развития: теория и российская практика